×
10.07.2019
219.017.aeab

Результат интеллектуальной деятельности: БОКОВАЯ РАМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕЛЕЖКИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается, в частности, конструкции боковой рамы железнодорожной тележки. В боковой раме нижний угол рессорного проема выполнен в виде ступенчатого перехода вертикальной колонки (3) рамы в нижний пояс (2). Верхняя поверхность (29) перехода является продолжением перемычки (30), влитой в отбуртовку (21) технологических отверстий (20) рамы, и переходит в ограничители подклиновой пружины. Наружная поверхность ограничителя подклиновой пружины повторяет конфигурацию перехода боковой стенки нижнего пояса в боковую стенку наклонного пояса. Переход боковой стенки нижнего пояса в боковую стенку наклонного пояса выполнен с помощью сопряженных между собой радиусов. По контуру сочленения внутренней челюстной направляющей с наклонным поясом выполнена U-образная перемычка (14), образующая отверстие в наклонном поясе. Преломление (22) верхнего горизонтального пояса и вертикальных боковых поверхностей рамы в надбуксовой зоне совпадает с поперечной опорной плоскостью опорного прилива внутренней челюстной направляющей, а на вертикальных боковых стенках рамы в надбуксовой зоне выполнены опорные приливы, наружные поверхности которых расположены под углом к горизонтальной опорной поверхности буксового проема. Улучшаются прочностные, ресурсные и эксплуатационные характеристики боковой рамы. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается, в частности, конструкции боковой рамы железнодорожной тележки.

Известна конструкция боковой рамы тележки модели 18-100 железнодорожного грузового вагона [И.Ф.Пастухов, В.В.Лукин, Н.И.Жуков. «Вагоны», М.: Транспорт, 1988, стр.76], выполненная в виде стальной отливки, в средней части которой расположен рессорный проем, образованный верхним поясом, нижним горизонтальным поясом и двумя вертикальными колонками, на которых имеются направляющие для ограничения поперечного перемещения фрикционных клиньев. В нижней части рессорного проема выполнена опорная поверхность для размещения рессорного комплекта, на которой отлиты бонки для установки и ограничители от смещения пружин. Наклонные пояса, как и вертикальные колонки, имеют в сечении корытообразную форму с некоторым загибом внутрь концов полок, а нижний и верхний пояса имеют в сечении коробчатую форму. На концах боковой рамы расположены буксовые проемы с наружными и внутренними челюстными направляющими. Внутренние челюстные направляющие сопряжены со средними элементами наклонных поясов рамы [Авторское свидетельство СССР №768683, B61F 5/52].

Недостатком данной конструкции рамы являются наблюдаемые в процессе эксплуатации трещины в зоне сопряжения вертикальных колонок с нижним поясом, развитие которых может привести к разрушению рамы. Это обуславливается уменьшением сечения нижнего пояса от поперечной центральной плоскости рамы к зоне перехода в наклонные пояса, тем самым нагрузки, воспринимаемые нижним поясом от рессорного комплекта, распределяются неравномерно по его длине, кроме того, резкий переход боковых стенок нижнего пояса в боковые стенки наклонных поясов вызывает повышенную концентрацию напряжений в указанном месте, а сама форма нижнего пояса в виде усеченной ромбической призмы лишь приводит к увеличению массы рамы, не обеспечивая необходимого запаса прочности в указанном поясе. Еще одним участком боковой рамы, где в процессе эксплуатации наблюдаются трещины, является зона сопряжения наклонного пояса с горизонтальным опорным участком буксового проема. Причинами возникновения повышенных напряжений в указанной зоне является выполнение буксового проема рамы, имеющего большую ширину, необходимую для размещения буксового узла тележки, а также совпадение преломления верхнего пояса в надбуксовую зону с вертикальной плоскостью, проходящей через зону сопряжения наклонный пояс-буксовый проем.

Также известна конструкция легковесной боковой рамы [US, патент №5410968 от 02.05.1995 г.] двутаврового сечения. Рама состоит из нижнего горизонтального пояса, верхнего пояса с загнутыми вверх концами, имеющих в сечении форму тавра, соединенных между собой вертикальными колонками, образуя рессорный проем. Нижний пояс соединен с наклонными поясами, которые совместно с загнутыми вверх концами верхнего пояса вливаются в буксовые проемы. Внутренние челюстные направляющие последних выполнены в виде L-образных кронштейнов, влитых в нижние полки наклонных поясов. На наружной и внутренней челюстных направляющих буксовых проемов имеются опорные приливы, ограничивающие перемещение буксового узла в проеме. В зонах перехода нижнего пояса в наклонные пояса с внутренней стороны рамы имеются П-образные ребра жесткости, являющиеся одновременно направляющими для триангелей тележки.

Двутавровая форма сечения рамы имеет существенные недостатки, возникающие в процессе эксплуатации. В частности, такая форма сечения не обеспечивает необходимой жесткости рамы в зоне буксовых проемов при вхождении тележки в кривую, как и вся конструкция в целом, плохо работающая на кручение. Кроме того, в случае предусмотренного крепления к горизонтальным опорным поверхностям буксовых проемов элементов, предотвращающих износ этих поверхностей, с помощью винтовых соединений, сечение в данном участке рамы будет дополнительно ослаблено, так как крепление будет возможно, как минимум, двумя винтами.

Вместе с этим известна конструкция боковой рамы тележки ASF ["Car and Locomotive Cyclopedia", Simmons-Boardman Publishing Corporation, N.Y., 1970]. Все пояса и несущие элементы рамы имеют коробчатое сечение. На нижнем поясе размещена опорная поверхность для установки рессорного комплекта. Боковые стенки нижнего пояса сопряжены с боковыми стенками наклонных поясов. В зоне сопряжения нижних элементов наклонных и нижних поясов выполнены технологические отверстия, а также усиливающие эту зону ребра жесткости [US, Патент №5718177 от 17.02.1998 г.]. Вертикальные колонки, соединяющие верхний и нижний пояса, сопряжены с ними с помощью радиусов. Верхний пояс имеет загнутые вверх концы, плавно переходящие в буксовые проемы рамы. На вертикальных стенках надбуксовой зоны отлиты опорные приливы, дополнительно ограничивающие перемещение буксовых узлов тележки.

Данная конструкция выбрана в качестве прототипа.

Использование рессорного комплекта с большим количеством пружин потребовало в конструкции прототипа выполнение нижнего пояса рамы более широким, к тому же в нижнем поясе по его длине выполнено центральное ребро жесткости и, как следствие, увеличение массы рамы. Кроме того, ребра, установленные в полости рамы в зоне сопряжения нижнего пояса с наклонными поясами, придают излишнюю жесткость раме в указанной зоне, увеличивая ее металлоемкость. Выполнение поясов и элементов рамы коробчатой формы с продольными ребрами во внутренней полости усложняет технологию ее изготовления, кроме того, для облегчения изготовления и снижения массы в конструкции выполнено большое количество отверстий в поясах рамы, являющихся дополнительными концентраторами напряжений, возникающими в процессе эксплуатации.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в создании конструкции боковой рамы железнодорожной тележки, имеющей повышенную надежность, путем перераспределения напряжений и снижения концентрации напряжений в критических местах рамы, наблюдаемых в процессе эксплуатации.

Поставленная задача решается следующим образом.

Нижний угол рессорного проема боковой рамы выполнен в виде ступенчатого перехода вертикальной колонки рамы в нижний горизонтальный пояс, вместе с этим верхняя поверхность перехода является продолжением перемычки, влитой в отбуртовку технологических отверстий рамы, и переходит в ограничители подклиновой пружины, наружная поверхность которых повторяет конфигурацию перехода боковой стенки нижнего пояса в боковую стенку наклонного пояса. Переход боковой стенки нижнего пояса в боковую стенку наклонного пояса выполнен с помощью сопряженных между собой радиусов, а один из сопрягаемых радиусов перехода имеет центр, совпадающий с центром бонки подклиновой пружины. Кроме того, по контуру сочленения внутренней челюстной направляющей с наклонным поясом выполнена U-образная перемычка, образующая отверстие в наклонном поясе. Преломление верхнего горизонтального пояса и вертикальных боковых поверхностей рамы в надбуксовой зоне совпадает с поперечной опорной плоскостью опорного прилива внутренней челюстной направляющей. На вертикальных боковых стенках рамы в надбуксовой зоне выполнены опорные приливы, наружные поверхности которых расположены под углом к горизонтальной опорной поверхности буксового проема.

Сущность заявляемого изобретения заключается в то, что боковая рама железнодорожной тележки выполнена в виде стальной отливки, состоящей из верхнего и нижнего горизонтальных поясов, соединенных между собой вертикальными колонками, образующими совместно с горизонтальными поясами рессорный проем, в нижней части рессорного проема расположена опорная поверхность с бонками для установки и ограничителями от смещения пружин, наклонных поясов, сопряженных с нижним поясом и горизонтальными опорными участками буксовых проемов, имеющих наружные и внутренние челюстные направляющие. По контуру сочленения внутренней челюстной направляющей с наклонным поясом выполнена U-образная перемычка, образуя отверстие в наклонном поясе. Нижний угол рессорного проема выполнен в виде ступенчатого перехода вертикальной колонки рамы в нижний горизонтальный пояс, вместе с этим верхняя поверхность перехода является продолжением перемычки, влитой в отбуртовку технологических отверстий рамы и переходит в ограничители подклиновой пружины, наружная поверхность которых повторяет конфигурацию выполненного с помощью сопряженных между собой радиусов перехода боковой стенки нижнего пояса в боковую стенку наклонного пояса. Один из сопрягаемых радиусов перехода боковой стенки нижнего пояса в боковую стенку наклонного пояса имеет центр, совпадающий с центром бонки подклиновой пружины. Преломление верхнего горизонтального пояса и вертикальных боковых поверхностей рамы в надбуксовой зоне совпадает с поперечной опорной плоскостью опорного прилива внутренней челюстной направляющей. На вертикальных боковых стенках рамы в надбуксовой зоне выполнены опорные приливы, наружные поверхности которых расположены под углом к горизонтальной опорной поверхности буксового проема.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, на которых изображены:

фиг.1 - общий вид боковой рамы железнодорожной тележки с разрезом по продольной плоскости;

фиг.2 - вид сверху боковой рамы;

фиг.3 - вид снизу боковой рамы;

фиг.4 - разрез надбуксовой зоны по линии А-А фиг.1;

фиг.5 - аксонометрическая проекция боковой рамы с разрезом.

Боковая рама состоит из верхнего 1 и нижнего 2 горизонтальных поясов, соединенных между собой вертикальными колонками 3, образующими совместно с горизонтальными поясами 1 и 2 рессорный проем 31. Нижний пояс 2 рамы переходит в ее наклонные пояса 4, средние элементы 5 которых сопряжены с горизонтальными опорными участками 11 буксовых проемов 6. Каждый буксовый проем 6 состоит из внутренней 7 и наружной 8 челюстных направляющих с опорными приливами 9 и надбуксовой зоны 10. Внутренняя челюстная направляющая 7 сопряжена со средним элементом 5 наклонного пояса 4, имеющим в своем сечении, как и вертикальные колонки 3, корытообразную форму. По контуру сочленения внутренней челюстной направляющей 7 с наклонным поясом 4 выполнена U-образная перемычка 14, образующая отверстие в среднем элементе 5 наклонного пояса 4. Нижний 2 и верхний 1 пояса, а также надбуксовые зоны 10 имеют в сечении коробчатую форму. Сечение надбуксовой зоны 10 уменьшается по высоте и ширине в сторону наружной челюстной направляющей 8. На вертикальных боковых стенках 12 рамы надбуксовой зоны 10 выполнены опорные приливы 13, наружные поверхности которых расположены под углом α к горизонтальной опорной поверхности 32 буксового проема 6.

Боковые стенки 15 верхнего пояса 1, боковые стенки 16 нижнего пояса 2, а также боковые стенки 17 наклонных поясов 4 расположены параллельно продольной плоскости рамы. Боковые стенки 18 вертикальных колонок 3 совместно с боковыми стенками 17 наклонных поясов и боковыми стенками 15 верхнего горизонтального пояса 1 образуют две общие вертикальные боковые поверхности 19 рамы, в которых выполнены технологические отверстия 20, имеющие по своему контуру внутреннюю 21 и наружную 34 отбуртовки. Линии преломления 22 верхнего горизонтального пояса 1 и боковых поверхностей 19 рамы в надбуксовой зоне 10 совпадают с поперечной опорной плоскостью 23 опорного прилива 9 внутренней челюстной направляющей 7.

Внизу рессорного проема 31 имеется опорная поверхность 24 для размещения рессорного комплекта тележки, на которой отлиты бонки 25 для установки и ограничители 26 от смещения пружин, в том числе бонки 28 и ограничители 27 подклиновых пружин.

Нижний угол рессорного проема 31 выполнен в виде ступенчатого перехода 33 вертикальной колонки 3 рамы в нижний горизонтальный пояс 2. Верхняя поверхность 29 перехода 33 является продолжением перемычки 30, влитой в отбуртовку 21 технологических отверстий 20, выполненных в боковых поверхностях 19 рамы. По краям ступенчатого перехода 33 верхняя поверхность 29 его вливается в ограничители подклиновой пружины 27. Наружная поверхность ограничителя подклиновой пружины 27 повторяет конфигурацию выполненного с помощью сопряженных между собой радиусов R1 и R1 перехода боковой стенки 16 нижнего пояса в боковую стенку 17 наклонного пояса. Радиус R1 имеет центр, совпадающий с центром бонки 28 подклиновой пружины.

Технический результат от использования заявляемого изобретения заключается в том, что создана конструкция боковой рамы железнодорожной тележки с улучшенными прочностными, ресурсными и эксплуатационными характеристиками путем перераспределения напряжений и снижения уровня концентрации напряжений в критических местах рамы, наблюдаемых в процессе эксплуатации.

Выполнение преломления верхнего горизонтального пояса и вертикальных боковых поверхностей рамы в надбуксовой зоне в месте, совпадающем с поперечной опорной плоскостью опорного прилива внутренней челюстной направляющей, позволило перераспределить напряжения, появляющиеся в зоне сопряжения горизонтального опорного участка буксового проема с наклонным поясом, и, как результат, уменьшить уровень концентрации напряжений и повысить запас усталостной прочности рамы в указанной зоне.

U-образная перемычка в зоне сочленения внутренней челюстной направляющей с наклонным поясом, образующая отверстие в наклонном поясе, также позволила перераспределить и снизить напряжения, возникающие в зоне сопряжения горизонтального опорного участка буксового проема с наклонным поясом, без значительного увеличения массы рамы.

Выполнение наружных поверхностей опорных приливов, расположенных на вертикальных стенках рамы в надбуксовой зоне, под углом к горизонтальной опорной поверхности буксового проема увеличивает площадь опирания боковой рамы на буксовый узел тележки и дополнительно позволяет стабилизировать положение колесной пары в буксовом проеме боковой рамы.

Ступенчатый переход вертикальной колонки в нижний горизонтальный пояс позволил перераспределить существующие напряжения и уменьшить уровень концентрации напряжений в зоне нижнего угла рессорного проема.

Выполнение верхней поверхности ступенчатого перехода продолжением перемычки, влитой в отбуртовку технологических отверстий, и переход этой поверхности в ограничители подклиновой пружины позволили дополнительно передать нагрузку, воспринимаемую нижним поясом, наклонному поясу.

Переход боковой стенки нижнего пояса в боковую стенку наклонного пояса в виде сопряженных между собой радиусов обеспечивает плавное соединение этих несущих элементов рамы без возникновения концентраторов напряжений в зоне перехода.

Повторение наружной поверхностью боковой ветви ограничителя подклиновой пружины конфигурации радиусного перехода боковой стенки нижнего пояса в боковую стенку наклонного пояса позволяет использовать боковую ветвь ограничителя подклиновой пружины в качестве дополнительного элемента жесткости в зоне радиусного перехода.

Совпадение центра одного из радиусов перехода боковой стенки нижнего пояса в боковую стенку наклонного пояса с центром бонки подклиновой пружины позволило равномерно распределить напряжения, возникающие в зоне перехода от действия подклиновых пружин на равноудаленном расстоянии от центра действия силы.

В настоящее время на данную конструкцию боковой рамы железнодорожной тележки разработана конструкторская документация, по которой изготовлены опытные образцы, проходящие всесторонние испытания.

1.Боковаярамажелезнодорожнойтележкиввидестальнойотливки,состоящаяизверхнегоинижнегогоризонтальныхпоясов,соединенныхмеждусобойвертикальнымиколонками,образующимисовместносгоризонтальнымипоясамирессорныйпроем,внижнейчастикоторогорасположенаопорнаяповерхностьсбонкамидляустановкииограничителямиотсмещенияпружин,наклонныхпоясов,сопряженныхснижнимпоясомигоризонтальнымиопорнымиучасткамибуксовыхпроемов,имеющихнаружныеивнутренниечелюстныенаправляющие,отличающаясятем,чтонижнийуголрессорногопроемавыполненввидеступенчатогопереходавертикальнойколонкирамывнижнийгоризонтальныйпояс,вместесэтим,верхняяповерхностьпереходаявляетсяпродолжениемперемычки,влитойвотбуртовкутехнологическихотверстийрамы,ипереходитвограничителиподклиновойпружины,наружнаяповерхностькоторыхповторяетконфигурациювыполненногоспомощьюсопряженныхмеждусобойрадиусовпереходабоковойстенкинижнегопоясавбоковуюстенкунаклонногопояса.12.Боковаярамажелезнодорожнойтележкипоп.1,отличающаясятем,чтоодинизсопрягаемыхрадиусовпереходабоковойстенкинижнегопоясавбоковуюстенкунаклонногопоясаимеетцентр,совпадающийсцентромбонкиподклиновойпружины.23.Боковаярамажелезнодорожнойтележкипоп.1,отличающаясятем,чтопоконтурусочленениявнутреннейчелюстнойнаправляющейснаклоннымпоясомвыполненаU-образнаяперемычка,образующаяотверстиевнаклонномпоясе.34.Боковаярамажелезнодорожнойтележкипоп.1,отличающаясятем,чтопреломлениеверхнегогоризонтальногопоясаивертикальныхбоковыхповерхностейрамывнадбуксовойзонесовпадаетспоперечнойопорнойплоскостьюопорногоприливавнутреннейчелюстнойнаправляющей.45.Боковаярамажелезнодорожнойтележкипоп.1,отличающаясятем,чтонавертикальныхбоковыхстенкахрамывнадбуксовойзоневыполненыопорныеприливы,наружныеповерхностикоторыхрасположеныподугломкгоризонтальнойопорнойповерхностибуксовогопроема.5
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 32 items.
20.07.2014
№216.012.e17f

Фрикционный гаситель колебаний тележки железнодорожного вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкциям гасителей колебаний, используемых в центральном рессорном подвешивании тележек грузовых вагонов. Фрикционный гаситель колебаний содержит фрикционный клин 1, взаимодействующий своей вертикальной поверхностью 2 с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523513
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.09.2014
№216.012.f648

Способ лечения местнораспространенного неоперабельного рака поджелудочной железы

Изобретение относится к медицине, а именно к онкологии, и касается лечения местнораспространенного неоперабельного рака поджелудочной железы. Для этого осуществляют артериальную химиоинфузию с использованием препаратов гемзар 1000 мг/м/30 мин и элоксатин 50 мг/м/120. Инфузию проводят циклами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528881
Дата охранного документа: 20.09.2014
10.06.2015
№216.013.5120

Способ лечения местнораспространенного рака желудка с высокой метаболической и пролиферативной активностью

Изобретение относится к медицине и предназначено для лечения рака желудка. Предварительно определяют уровни онкомаркеров СЕА, СА 19-9, СА 72-4, М2-ПК, индекс пролиферации Ki-67, выполняют совмещенную позитронно-эмиссионную и компьютерную томографию (ПЭТ/КТ). Осуществляют не более двух процедур...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552289
Дата охранного документа: 10.06.2015
20.10.2015
№216.013.84f7

Балка надрессорная железнодорожной тележки

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Балка представляет собой стальную отливку коробчатого сечения, состоящую из верхнего пояса, нижнего пояса и ребер жесткости, соединяющих верхний и нижний пояса. Наружные стенки дополнительных ребер плавно развиваются со стороны торцов балки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565642
Дата охранного документа: 20.10.2015
27.10.2015
№216.013.897c

Узел соединения верхних обвязок боковой и торцевой стен кузова полувагона (варианты)

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции и узла соединения боковых и торцевых стен кузова полувагона. Узел соединения верхних обвязок боковой и торцевой стен кузова полувагона содержит боковые (1) и торцевые (2) стены, состоящие из листов обшивки (3), каркасов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566799
Дата охранного документа: 27.10.2015
27.10.2015
№216.013.899a

Стена торцевая железнодорожного полувагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции торцевой стены кузова полувагона. Стена торцевая железнодорожного полувагона содержит лист обшивки 1 и каркас 2, состоящий из крайних стоек 3, средних стоек 4, верхней обвязки 5 и поясов 6. Пояса и крайние стойки с одной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566829
Дата охранного документа: 27.10.2015
10.11.2015
№216.013.8de1

Модифицирующая смесь для внепечной обработки стали

Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам смесей для легирования и модифицирования сталей, используемых для производства литых изделий высокой эксплуатационной надежности для работы техники, железнодорожных вагонов в сложных низкотемпературных климатических условиях. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567928
Дата охранного документа: 10.11.2015
10.04.2016
№216.015.2b6c

Способ диагностики новообразований желчных протоков

Изобретение относится к медицине, диагностике. Выполняют чрескожную чреспеченочную холангиографию с 30%-ным раствором неионного йодсодержащего контрастного вещества. Через проводник диаметром 0.018 дюйма проводят датчик оптического когерентного томографа в желчные протоки. При выявлении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579621
Дата охранного документа: 10.04.2016
26.08.2017
№217.015.e60f

Тормозная рычажная передача тележки железнодорожного грузового вагона

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным рычажным передачам автоматических тормозов для грузового подвижного состава. Тормозная рычажная передача содержит вертикальные рычаги, нижние концы которых шарнирно соединены с затяжкой, а один из рычагов своим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626796
Дата охранного документа: 01.08.2017
03.11.2018
№218.016.9a04

Способ замедления прогрессирования цирроза печени у реципиентов в листе ожидания трансплантации печени

Изобретение относится к медицине, а именно точнее к трансплантологии, и может быть использован при подготовке реципиента к трансплантации печени. Способ замедления прогрессирования цирроза печени у реципиентов в листе ожидания трансплантации печени включает получение из аутологичного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671560
Дата охранного документа: 02.11.2018
+ добавить свой РИД