×
29.06.2019
219.017.9f05

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ НАСТРОЙКИ МАГНИТОМЕТРИЧЕСКОГО МНОГОДАТЧИКОВОГО РЕГУЛЯТОРА ТОКОВ В ОБМОТКАХ РАЗМАГНИЧИВАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА СУДНА С ФЕРРОМАГНИТНЫМ КОРПУСОМ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к размагничиванию судов с ферромагнитным корпусом. Способ заключается в определении значения индивидуальных весовых коэффициентов сигналов бортовых магнитометрических датчиков заранее расчетным путем с точностью до постоянного множителя. Постоянный множитель является общим для всех весовых коэффициентов сигналов датчиков каждой из обмоток. Численное значение постоянного множителя для каждой из обмоток определяют в процессе совместной математической обработки измеренных значений магнитного поля судна с соответствующими им величинами токов в обмотках размагничивающего устройства. Технический результат заключается в снижении трудоемкости и повышении точности настройки. 1 ил.

Изобретение относится к размагничиванию судов с ферромагнитным корпусом и касается вопросов настройки автоматических регуляторов токов в обмотках судовых размагничивающих устройств.

Для автоматического управления токами в обмотках размагничивающих устройств современных судов широко используются магнитометрические многодатчиковые регуляторы токов. В таких регуляторах сигналы управления токами обмоток размагничивающего устройства складываются из сигналов отдельных датчиков. Эффективность использования магнитометрических многодатчиковых регуляторов на судах существенно зависит от качества их настройки. В простейшем случае суммирование сигналов отдельных датчиков осуществляется с одинаковыми весовыми коэффициентами, и настройка магнитометрического регулятора сводится к установке уровней сигналов управления токами обмоток размагничивающего устройства, при которых обеспечивается минимальный уровень внешнего магнитного поля судна. Этот способ предусмотрен для настройки магнитометрических регуляторов токов с небольшим количеством датчиков (см. патент США №4373174 от 8.02.1983 г.) - аналог. В указанном техническом решении магнитометрическое управление токами обмоток размагничивающего устройства осуществляется с помощью датчиков в виде генераторов Холла, располагающихся под корпусом судна в местах, где магнитное поле, обусловленное крупными ферромагнитными массами, имеет максимумы. Настройка регулятора достигается подбором коэффициента усиления суммарного сигнала от генераторов Холла, управляющего тиристорным источником питания обмоток размагничивающего устройства. При этом из-за суммирования сигналов отдельных датчиков с одинаковыми весовыми коэффициентами не обеспечивается полное использование информационных возможностей магнитометрического регулирования токов в обмотках судового размагничивающего устройства.

Более совершенным и наиболее близким к заявляемому способу является способ настройки регулятора токов в обмотках размагничивающего устройства, предусматривающий определение значений индивидуальных весовых коэффициентов сигналов бортовых магнитометрических датчиков в алгоритме формирования сигналов управления токами каждой из обмоток размагничивающего устройства судна (см. патент США № 6965505 В1 от 15.11.2005 г.) - прототип. В известном техническом решении для управления токами обмоток судового размагничивающего устройства используется непрерывная компьютерная обработка измерительной информации, поступающей от бортовых магнитометрических датчиков. При этом значения индивидуальных весовых коэффициентов сигналов бортовых магнитометрических датчиков в алгоритме формирования сигналов управления токами обмоток размагничивающего устройства определяются в процессе настройки регулятора путем решения системы алгебраических уравнений, составленной с использованием результатов измерения магнитного поля судна закрепленными на его корпусе бортовыми датчиками и внешними датчиками, расположенными на некотором удалении от корпуса, для ряда различных магнитных состояний судна (состояний намагниченности корпуса судна). Для точного решения упомянутой системы уравнений число различных магнитных состояний судна должно соответствовать числу значений индивидуальных весовых коэффициентов. Изменения магнитных состояний судна в процессе настройки регулятора осуществляются, как правило, путем воздействия на судно внешним электромагнитным полем при различных значениях тока в обмотках размагничивающего устройства. Возможно также использование для настройки регулятора естественных эксплуатационных изменений намагниченности корпуса в процессе ходовых испытаний судна.

Данный (известный) способ позволяет осуществлять достаточно точную настройку магнитометрического многодатчикового регулятора токов в обмотках размагничивающего устройства судна с ферромагнитным корпусом, однако его применение из-за необходимости многократных изменений магнитных состояний судна и, как следствие этого, большого объема измерений магнитного поля чрезвычайно трудоемко.

Задачей предлагаемого изобретения является снижение трудоемкости настройки магнитометрического многодатчикового регулятора токов в обмотках размагничивающего устройства судна с ферромагнитным корпусом.

Выполнение поставленной задачи достигается тем, что в известном способе настройки магнитометрического многодатчикового регулятора токов в обмотках размагничивающего устройства судна с ферромагнитным корпусом, включающем измерение магнитного поля судна закрепленными на его корпусе бортовыми магнитометрическими датчиками и внешними магнитометрическими датчиками, расположенными на некотором удалении от судна, осуществляемое для ряда различных магнитных состояний судна, подбор величин токов в обмотках размагничивающего устройства, которым соответствует минимальный уровень магнитного поля судна во внешней по отношению к нему области пространства, для указанных магнитных состояний судна, совместную математическую обработку измеренных величин магнитного поля с соответствующими им величинами токов в обмотках размагничивающего устройства и определение значений индивидуальных весовых коэффициентов сигналов бортовых магнитометрических датчиков в алгоритме формирования сигналов управления токами каждой из обмоток размагничивающего устройства судна, введение в вычислительную программу регулятора токов в обмотках размагничивающего устройства судна упомянутых определенных значений индивидуальных весовых коэффициентов сигналов бортовых магнитометрических датчиков, по изобретению значения индивидуальных весовых коэффициентов сигналов бортовых магнитометрических датчиков определяют заранее расчетным путем с точностью до постоянного множителя, общего для всех весовых коэффициентов сигналов датчиков каждой из обмоток, с использованием математической модели в виде тонкостенной оболочки из материала с бесконечно большой магнитной проницаемостью, имеющей размеры и обводы корпуса конкретного судна, а численное значение упомянутого постоянного множителя для каждой из обмоток определяют в процессе совместной математической обработки измеренных значений магнитного поля судна с соответствующими им величинами токов в обмотках размагничивающего устройства.

Предварительное определение значений индивидуальных весовых коэффициентов сигналов бортовых магнитометрических датчиков с точностью до постоянного множителя расчетным путем по геометрическим параметрам корпуса судна до начала настройки регулятора позволяет значительно снизить трудоемкость работ за счет многократного сокращения числа различных магнитных состояний судна и объема измерительной информации о магнитном поле, необходимых для настройки.

Применение предлагаемого способа для настройки магнитометрического многодатчикового регулятора возможно даже при использовании одного состояния намагниченности корпуса судна.

Принципиальная возможность определения весовых коэффициентов бортовых магнитометрических датчиков с точностью до постоянного множителя расчетным путем выявлена в ходе исследования линейных полевых функционалов поверхностной намагниченности тонких ферромагнитных оболочек произвольной формы и топологии. Исследование показало, что значения упомянутых коэффициентов могут быть определены с использованием математической модели в виде тонкостенной оболочки из материала с бесконечно большой магнитной проницаемостью. Использованное при исследовании программное обеспечение (в частности, программа «STAR 3D Magnetic») пригодно для ферромагнитных оболочек, имеющих форму корпуса морских судов, и обеспечивает вполне удовлетворительную для целей предлагаемого способа погрешность вычислений, оцениваемую несколькими процентами.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором схематично представлена система, поясняющая реализацию предлагаемого способа, включающая: ферромагнитный корпус судна 1 с закрепленными на нем бортовыми магнитометрическими датчиками 2, соединенными с регулятором тока 3, подключенным через управляемые источники электрического питания 4, 5, 6 соответственно к батоксовой 7, шпангоутной 8 и горизонтальной 9 размагничивающим обмоткам. Кроме того, на период проведения работ по настройке регулятор тока 3 подключен к береговому компьютеру 10, соединенному с расположенными на некотором удалении от корпуса судна внешними магнитометрическими датчиками 11.

Настройка магнитометрического многодатчикового регулятора токов в обмотках размагничивающего устройства судна предлагаемым способом осуществляется следующим образом.

Перед выполнением настройки расчетным путем с использованием математической модели в виде тонкостенной оболочки из материала с бесконечно большой магнитной проницаемостью, имеющей размеры и обводы корпуса судна, на котором установлен настраиваемый регулятор, с точностью до постоянного множителя определяют значения индивидуальных весовых коэффициентов сигналов бортовых магнитометрических датчиков в алгоритме формирования сигналов управления токами обмоток размагничивающего устройства.

В процессе настройки для исходного магнитного состояния судна, имеющегося к моменту начала настройки, осуществляют измерение магнитного поля закрепленными на ферромагнитном корпусе судна 1 бортовыми магнитометрическими датчиками 2 и расположенными на некотором удалении от судна внешними магнитометрическими датчиками 11. Затем последовательно выполняют подбор величин токов в горизонтальной 9, шпангоутной 8, батоксовой 7 обмотках размагничивающего устройства, при которых достигается минимальный уровень внешнего магнитного поля судна для исходного магнитного состояния. Для снижения погрешности настройки формируют второе магнитное состояние судна путем воздействия на него внешним электромагнитным полем либо механическими нагрузками, возникающими при ходовых испытаниях, и для полученного магнитного состояния вновь осуществляют указанные выше операции измерения магнитного поля и подбора величин токов в обмотках размагничивающего устройства. Результаты измерения магнитного поля и величины токов в обмотках 7, 8, 9 фиксируются в береговом компьютере 10. После этого путем совместной математической обработки измеренных значений магнитного поля судна и величин токов в обмотках размагничивающего устройства на береговом компьютере 10 определяют упомянутые постоянные множители для каждой из обмоток и вводят уточненные значения индивидуальных весовых коэффициентов в вычислительную программу настраиваемого регулятора токов 3.

В результате настройки магнитометрический многодатчиковый регулятор через управляемые источники электрического питания 4, 5, 6 изменяет в процессе плавания величины токов в батоксовой 7, шпангоутной 8 и горизонтальной 9 обмотках размагничивающего устройства в соответствии с эксплуатационными изменениями намагниченности корпуса судна.

Относительное снижение трудоемкости работ при использовании предлагаемого способа может быть ориентировочно определено по отношению количеств, необходимых для осуществления настройки магнитометрического многодатчикового регулятора токов, различных магнитных состояний ферромагнитного корпуса судна предлагаемым и известным способами. Ожидаемое снижение трудоемкости - около восьмидесяти процентов.

Способ настройки магнитометрического многодатчикового регулятора токов в обмотках размагничивающего устройства судна с ферромагнитным корпусом, включающий измерение магнитного поля судна закрепленными на его корпусе бортовыми магнитометрическими датчиками и внешними магнитометрическими датчиками, расположенными на некотором удалении от судна, осуществляемое для ряда различных магнитных состояний судна, подбор величин токов в обмотках размагничивающего устройства, которым соответствует минимальный уровень магнитного поля судна во внешней по отношению к нему области пространства, для указанных магнитных состояний судна, совместную математическую обработку измеренных величин магнитного поля с соответствующими им величинами токов в обмотках размагничивающего устройства и определение значений индивидуальных весовых коэффициентов сигналов бортовых магнитометрических датчиков в алгоритме формирования сигналов управления токами каждой из обмоток размагничивающего устройства судна, введение в вычислительную программу регулятора токов в обмотках размагничивающего устройства судна упомянутых определенных значений индивидуальных весовых коэффициентов сигналов бортовых магнитометрических датчиков, отличающийся тем, что значения индивидуальных весовых коэффициентов сигналов бортовых магнитометрических датчиков определяют заранее расчетным путем с точностью до постоянного множителя, общего для всех весовых коэффициентов сигналов датчиков каждой из обмоток, с использованием математической модели в виде тонкостенной оболочки из материала с бесконечно большой магнитной проницаемостью, имеющей размерения и обводы корпуса конкретного судна, а численное значение упомянутого постоянного множителя для каждой из обмоток определяют в процессе совместной математической обработки измеренных значений магнитного поля судна с соответствующими им величинами токов в обмотках размагничивающего устройства.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 14 items.
10.03.2013
№216.012.2ebb

Регулятор магнитного поля надводного (подводного) объекта

Изобретение относится к судовым средствам магнитной защиты надводного (подводного) объекта, в частности к регуляторам магнитного поля объекта. Сущность изобретения заключается в том, что регулятор магнитного поля надводного (подводного) объекта включает блоки приема сигналов от навигационного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477494
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.04.2013
№216.012.3b72

Феррозондовый шунт

Изобретению относится к области измерения параметров магнитного поля конструкций из ферромагнитного материала, например корпуса судна. Феррозондовый шунт включает в себя замкнутый для потока возбуждения сердечник из магнитомягкого материала, обмотки возбуждения, измерительные и обратной связи,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480779
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.03.2019
№219.016.e74b

Циклоконвертор

Изобретение («Циклоконвертор») относится к области электротехники и обеспечивает технический результат - снижение коэффициента нелинейных искажений выходного напряжения и повышение коэффициента мощности известных тиристорных преобразователей частоты с непосредственной связью. Для этого в состав...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002327275
Дата охранного документа: 20.06.2008
10.04.2019
№219.017.04c0

Устройство преобразования частоты и напряжения генератора переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и обеспечивает технический результат - снижение коэффициента нелинейных искажений выходного напряжения и повышение коэффициента мощности известных тиристорных преобразователей частоты с непосредственной связью. Это достигается тем, что в состав...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002337461
Дата охранного документа: 27.10.2008
10.04.2019
№219.017.0970

Устройство вибропоглощающей поверхности трубопровода

Изобретение относится к области виброакустической защиты, касается вопросов демпфирования механических колебаний судовых и корабельных трубопроводов. В вибропоглощающей поверхности трубопровода, включающей слой жесткого покрытия, нанесенного на наружную поверхность трубопровода и охваченного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002442066
Дата охранного документа: 10.02.2012
10.04.2019
№219.017.0996

Многофункциональная тележка ледового опытового бассейна

Изобретение относится к области экспериментальной гидродинамики морского транспорта. Многофункциональная технологическая тележка оснащена палубой, простирающейся на всю ширину тележки, обогреваемой кабиной с установленным в ней пультом управления технологическими операциями, расположенной за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002467910
Дата охранного документа: 27.11.2012
29.04.2019
№219.017.4696

Гидроакустическое покрытие

Изобретение относится к гидроакустике, а именно к средствам гидроакустической защиты - гидроакустическим покрытиям (ГАП), применение которых обеспечивает снижение уровней первичного и вторичного акустических полей защищаемого объекта, находящегося в воде при воздействии гидростатического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002466467
Дата охранного документа: 10.11.2012
09.05.2019
№219.017.4e7c

Способ формирования сигналов управления токами в обмотках размагничивающего устройства судна с ферромагнитным корпусом и устройство для его осуществления

Изобретение относится к размагничиванию судов с ферромагнитным корпусом. Способ заключается в предварительном повышении интенсивности магнитного поля в местах расположения магниточувствительных элементов. Устройство содержит магниточувствительные элементы, снабженные магнитопроводами вытянутой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002415050
Дата охранного документа: 27.03.2011
09.06.2019
№219.017.7a51

Ледокольное судно

Изобретение относится к области ледокольных судов. В подзоре ледокольного судна в диаметральной его плоскости установлена винторулевая колонка. С каждой стороны винторулевой колонки расположено по одному традиционному гребному судовому движителю, установленному на валу. Винторулевая колонка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002381136
Дата охранного документа: 10.02.2010
09.06.2019
№219.017.7b20

Морское грузовое судно для подъема, погрузки-выгрузки и транспортировки затонувших объектов в пункт приема

Изобретение относится к области водных перевозок тяжеловесных негабаритных грузов. Морское грузовое судно имеет два жестко соединенных между собой корпуса, тросовое грузоподъемное оборудование, балластную систему и пневматические кранцы, размещенные на корпусах судна. Корпуса судна выполнены в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002377155
Дата охранного документа: 27.12.2009
Showing 1-10 of 22 items.
10.08.2013
№216.012.5e2a

Способ измерения магнитного поля надводного или подводного объекта при наладке его системы электромагнитной компенсации

Изобретение относится к области электроизмерительной техники и предназначено для измерений магнитного поля надводного или подводного объекта при наладке его системы электромагнитной компенсации. Сущность изобретения заключается в том, что в процессе маневрирования на стационарном стенде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489727
Дата охранного документа: 10.08.2013
27.08.2013
№216.012.65c2

Устройство для диагностики ослабления затяжки резьбового контактного соединения с токоведущим наконечником

Изобретение может быть использовано для эксплуатационной диагностики электрических контактных соединений. В устройстве для диагностики ослабления затяжки резьбового контактного соединения с токоведущим наконечником, содержащем основание и индикаторную термобиметаллическую пластину (ИТП) с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491687
Дата охранного документа: 27.08.2013
20.09.2013
№216.012.6d55

Устройство для диагностики ослабления затяжки гайки резьбового контактного соединения токоведущих шин

Изобретение относится к средствам контроля электрических контактных соединений и может быть использовано для их эксплуатационной диагностики. Устройство для диагностики ослабления затяжки гайки резьбового контактного соединения токоведущих шин содержит основание и индикаторную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493640
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.07.2014
№216.012.de46

Устройство для выделения сигнала, обусловленного влиянием вертикальной составляющей магнитного поля земли на бортовую систему контроля магнитного поля подводного объекта

Изобретение относится к размагничиванию подводных объектов и касается вопросов компенсации вертикальной составляющей магнитного поля Земли в процессе настройки бортовых систем контроля, в том числе самоконтроля, магнитного поля подводных объектов. В устройстве, представляющем собой плоский...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522688
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.09.2014
№216.012.f131

Устройство регистрации ослабления затяжки гайки резьбового контактного соединения

Изобретение относится к основным элементам электрического оборудования - соединительным устройствам, а именно, к средствам контроля состояния электрических контактных соединений, и может быть использовано при эксплуатационной диагностике электрооборудования. Устройство регистрации ослабления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527567
Дата охранного документа: 10.09.2014
20.11.2014
№216.013.0940

Устройство для снижения радиолокационной заметности объектов

Изобретение относится к области радиотехники, касается вопроса применения полимерных композитов в составе устройства для снижения радиолокационной заметности и решает задачу оптимизации конструкции по радиопоглощающим свойствам. Предлагаемое устройство состоит из трех слоев: два наружных слоя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533769
Дата охранного документа: 20.11.2014
27.01.2015
№216.013.20ae

Способ определения пространственного распределения напряженности электромагнитного поля

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для решения задач электромагнитной совместимости и экологической безопасности электротехнического и радиоэлектронного оборудования промышленных, транспортных, общественных и бытовых объектов. На габаритных обводах материальных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539814
Дата охранного документа: 27.01.2015
20.02.2015
№216.013.2819

Система диагностики устойчивости комплекса радиоэлектронных приборов к преднамеренным силовым электромагнитным воздействиям

Изобретение относится к электроизмерительной области техники и может быть использовано для диагностики устойчивости оборудования к воздействию преднамеренных силовых электромагнитных воздействий (ПД ЭМВ). В систему диагностики, содержащую генератор испытательных помех с полеобразующей системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541722
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.12.2016
№216.013.9ded

Магнитный и электромагнитный экран

Изобретение относится к устройству для экранирования от магнитных полей промышленной частоты и электромагнитных полей радиочастотного диапазона и может применяться для обеспечения электромагнитной совместимости технических средств и электромагнитной безопасности биологических объектов в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572059
Дата охранного документа: 27.12.2015
10.04.2016
№216.015.2c11

Способ оценки качества электромагнитного экранирования узла уплотнения отверстия в электропроводящем экране с закрывающей его электропроводящей конструкцией

Изобретение относится к экранировке аппаратов или их деталей от электрических или магнитных полей и может быть использовано для контроля эффективности электромагнитного экранирования корабельных помещений, защищенных от преднамеренных электромагнитных воздействий. В предлагаемом способе оценки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579176
Дата охранного документа: 10.04.2016
+ добавить свой РИД