×
26.06.2019
219.017.92e3

Результат интеллектуальной деятельности: СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002338777
Дата охранного документа
20.11.2008
Аннотация: Использование: в различных тяжелонагруженных механизмах, используемых на железнодорожном транспорте. Сущность: смазка содержит в мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты 4-10; металлоплакирующая присадка «Валена» 2-4; нефтяное масло - остальное. Технический результат - повышение удельных нагрузок, увеличение работоспособности пар трения колесо-рельс, тяговых редукторов локомотивов. 2 табл.

Изобретение относится к смазкам и может использоваться в качестве металлоплакирующего смазочного материала для снижения износа пар трения колесо-рельс, тяговых редукторов локомотивов и других тяжелонагруженных механизмов, используемых на железнодорожном транспорте.

Несмотря на многолетние и многочисленные исследования по повышению износостойкости сопряженных пар, работающих при высоких нагрузках, эта проблема и по настоящее время остается острой. В последние годы выяснено, что основной причиной износов рабочих поверхностей тяжелонагруженных узлов трения, и особенно подверженных атмосферному воздействию, является водородное изнашивание, образование и разрушающее воздействие которого ранее не учитывалось при разработке смазок. Материалы по водородному изнашиванию в настоящее время достаточно широко освещены в технической литературе, например Пашковский И.Э. «Технологические методы защиты деталей бытовых машин и оборудования сервиса от водородного изнашивания». Московский государственный университет сервиса. 2004 г., 234 с.

Используемые ранее смазки для тяжелонагруженных узлов, в которых в основном применялись соединения, содержащие элементы: серу, фосфор и хлор в качестве противозадирных присадок, проблемы повышения износостойкости деталей не решили.

Известна промышленно выпускаемая пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения ФИОЛ-2М, ТУ 38-10-1233-75, 1975, содержащая в мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты - 11,5; антиокислительную присадку - 0,4; вязкостную присадку П-20-3,5; дисульфид молибдена - 2,0; остальное до 100 - масло. Однако в некоторых узлах трения с особьми условиями эксплуатации она не дала положительных результатов.

Была предложена смазка авт. св-во СССР №1027190, имеющая ту же основу, что и смазка ФИОЛ-2М, содержащая кроме дисульфида молибдена 2-4%, хромовокислый свинец 5-10%. Такая смазка оказалась совершенно непригодной, так как подвергалась сильному окислительному воздействию из-за наличия хромовокислого свинца.

В настоящее время для тяжелонагруженных узлов трения железнодорожного транспорта с линейными контактами (колесо - рельс, зубчатые передачи редукторов) применяется пластичная смазка, описанная в патенте RU №2102442, выбранная в качестве прототипа, содержащая в мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты - 4-20; дисульфид молибдена - 0,1-3, продукт нитрованного масла АКОР-1 - 1,0, дифениламин - 1,0 и нефтяное масло до 100.

Общим ингредиентом в описанных выше смазках является дисульфид молибдена, определяющий в основном нагрузочную способность узлов трения. Снижение концентрации дисульфида молибдена в смазке ведет к потере ее смазочных свойств.

В одном из предпочтительных вариантов состава смазки, описанном в пат. RU №2102442 авторы снизили концентрацию MoS2 до 0,1-0,9%, добавив противозадирную присадку ИХП - 14 М с концентрацией 1-5%, с целью экономической целесообразности из-за высокой стоимости MoS2. Однако такая смазка в эксплуатации проявила низкую эффективность, привела к прогрессирующему износу рабочих поверхностей колесных пар подвижного состава, рельсов и частой смене деталей, сокращению ресурса тяжелонагруженных поверхностей трения.

Технической задачей данного изобретения является создание смазочного материала, используемого в железнодорожном транспорте, способного выдерживать высокие удельные нагрузки; обеспечить длительную работоспособность сопряженных пар от контактных усталостных повреждений, снижая износ пар трения колесо-рельс, тяговых редукторов локомотивов, защищая от водородного износа трущиеся детали и реализуя автокомпенсацию износа и повреждений.

Поставленная задача достигается тем, что смазка для тяжелонагруженных узлов трения, содержащая литиевое мыло стеариновой кислоты и нефтяное масло, согласно изобретению дополнительно содержит металлоплакирующую присадку «Валена» при следующем соотношении компонентов, мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты - 4-10; металлоплакирующая присадка «Валена» - 2-4; нефтяное масло - остальное.

В соответствии с изобретением предлагается смазочный материал на основе минерального масла, например веретенного масла АУ, и литиевого мыла стеариновой кислоты, содержащий в отличие от пластичной смазки-прототипа металлсодержащую маслорастворимую композицию - присадку «Валена» (патент RU №2277579), с заявленным соотношением компонентов, что обеспечивает образование на поверхности трения в местах фактического контакта защитной металлической пленки 1-2 мкм, снижающей износ и проникновение водорода и обладающей низким коэффициентом трения и высокой несущей способностью.

Металлсодержащая маслорастворимая композиция - присадка «Валена» содержит, мас.%: соль металла органической кислоты - 10-90, соль металла неорганической кислоты - 1,5-25, алифатический спирт - 3-55, ароматический амин - 1-8, эпоксидную смолу - 2-10, полимер сукцинимида - 2-8 и 2-иминозамещенное индолина - 0,5-6.

Изобретение включает три варианта опытной смазки для использования их в различных механизмах: гребнесмазывателях - «Пума - МГ»; путевых лубрикаторах - «Пума МЛ»; передвижных рельсосмазывателях «Пума - МР». Состав в масс.% приведен в табл.1.

Опытная смазка обладает большим преимуществом в сравнении со штатной смазкой; в ней отсутствует дорогостоящий компонент дисульфид молибдена, стоимость которого в несколько раз превышает стоимость одной присадки «Валена», содержащейся в опытной смазке.

Высокую эффективность показали опытные смазки при применении их в эксплуатации подвижного состава. При их использовании значительно уменьшается износ рельс и резко снижаются повреждения колес.

Результаты эксплуатационных испытаний опытных смазок за 2006 г. были проанализированы Департаментом локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» (табл.2).

Таблица 2
Наименование изнашиваемых деталей, узлов и механизмов и их поврежденияСтепень снижения в (%) износа и повреждений при эксплуатации опытных смазок
Рельсы, износЗамена рельсов по сверхнормативному износу снизилась на 20
Рельсы на кривых участках дороги, износзамена рельсов на 21
Колеса вагонов
Отцепочный ремонт вагонов по:
- тонкому гребню; износ
- кольцевым выработкам; износ
снизился на 15
снизился на 34
Повреждения на поверхности катания:
- выщербины на ободе колеса
- остроконечный накат гребня
- вертикальный подрез гребня
- трещины обода и отколы обода колеса
снизились на 10
снизился на 17
снизился на 27
снизились на 34

По технологичности использования опытных смазок отмечается следующее:

- фильтр тонкой очистки смазки не забивается;

- в зимний период смазки не требуют большой температуры нагрева при работе;

- консистенция смазок постоянная, что не требует их частого перемешивания;

- на боковую поверхность колеса смазки ложатся ровным слоем.

Смазкадлятяжелонагруженныхузловтрения,содержащаялитиевоемылостеариновойкислотыинефтяноемасло,отличающаясятем,чтоонадополнительносодержитметаллоплакирующуюприсадку«Валена»приследующемсоотношениикомпонентов,мас.%:литиевоемылостеариновойкислоты4-10металлоплакирующаяприсадка«Валена»2-4нефтяноемаслоостальноеc0c1211none330
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-1 of 1 item.
26.06.2019
№219.017.92e0

Металлоплакирующая смазка

Изобретение относится к области смазочных материалов, которые могут быть использованы в подшипниках качения буксовых узлов локомотивов и других узлах трения машин и механизмов. Сущность: смазка содержит в мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 8-12, литиевое мыло олеиновой кислоты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002311447
Дата охранного документа: 27.11.2007
Showing 1-10 of 10 items.
20.02.2013
№216.012.2664

Способ дорнования

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к способам дорнования отверстий. Смазывают поверхность отверстия детали и поверхность дорна смазочным материалом. Осуществляют проталкивание дорна через деформируемое отверстие детали. Используют дорн, выполненный с заборным и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475348
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.09.2013
№216.012.68cc

Устройство экспериментальной оценки температурной стойкости жидких и пластичных смазочных материалов при трении и способ с его использованием

Изобретение относится к триботехнике, а именно к экспериментальным устройствам и способам исследования свойств масел для целей смазки. В предлагаемых устройстве и способе с его использованием плоский образец выполнен в виде диска с ребордой, удерживающей определенный объем смазочного материала,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492475
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.07.2014
№216.012.defe

Способ азотирования деталей машин с получением наноструктурированного приповерхностного слоя и состав слоя

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу азотирования деталей узлов трения скольжения с получением наноструктурированного приповерхностного слоя. Проводят предварительную термообработку деталей путем закалки при температуре 920-940°C, последующего высокого отпуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522872
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.11.2014
№216.013.0563

Способ комбинированной химико-термической обработки деталей машин из теплостойких сталей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу комбинированной химико-термической обработки деталей машин. Способ комбинированной химико-термической обработки деталей машин из теплостойких сталей включает циклическую цементацию деталей и закалку. Перед циклической цементацией...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532777
Дата охранного документа: 10.11.2014
20.08.2015
№216.013.70e9

Устройство для комбинированного волочения сплошных и полых профилей.

Изобретение относится к области комбинированной обработки металлов давлением и резанием, а именно к устройствам для волочения сплошных и полых профилей. Устройство содержит две сопрягаемые торцами калибрующие фильеры с регулярным микрорельефом, запрессованные в обойму, имеющую полости для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560475
Дата охранного документа: 20.08.2015
20.08.2015
№216.013.70eb

Способ изготовления деформирующего элемента протяжки

Изобретение относится к машиностроению, в частности к методам изготовления инструмента, и может быть использовано в процессе обработки металлов протягиванием с помощью деформирующих элементов протяжки. Способ изготовления деформирующего элемента протяжки включает нанесение на заборный конус,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560477
Дата охранного документа: 20.08.2015
13.01.2017
№217.015.6a75

Способ оправочного волочения трубных заготовок с противодавлением металлоплакирующей смазки

Изобретение относится к области волочения заготовок из труднообрабатываемых материалов с противодавлением металлоплакирующей смазки. Способ включает волочение с обработкой внутренней поверхности трубной заготовки с помощью "плавающей" оправки, упрочненной однозаходным винтовым регулярным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593062
Дата охранного документа: 27.07.2016
11.03.2019
№219.016.d82a

Металлоплакирующая многофункциональная композиция для моторных, трансмиссионных и индустриальных масел

Использование: в области смазочных материалов для двигателей внутреннего сгорания грузовых и легковых автомобилей, локомотивов, речного и морского флота. Сущность: композиция содержит в мас.%: металлоплакирующую маслорастворимую присадку 6-20, производное сукцинимида 50-65, ароматический амин...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002398010
Дата охранного документа: 27.08.2010
09.06.2019
№219.017.7695

Металлсодержащая маслорастворимая композиция для смазочных материалов

Использование: для улучшения антифрикционных, противозадирных и антиокислительных свойств смазочных материалов. Сущность: композиция содержит, мас.%: соль металла органической кислоты 10-90 соль металла неорганической кислоты 1,5-25 алифатический спирт 3-55 ароматический амин 1-8 эпоксидная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002277579
Дата охранного документа: 10.06.2006
26.06.2019
№219.017.92e0

Металлоплакирующая смазка

Изобретение относится к области смазочных материалов, которые могут быть использованы в подшипниках качения буксовых узлов локомотивов и других узлах трения машин и механизмов. Сущность: смазка содержит в мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 8-12, литиевое мыло олеиновой кислоты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002311447
Дата охранного документа: 27.11.2007
+ добавить свой РИД