×
26.06.2019
219.017.92e0

Результат интеллектуальной деятельности: МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩАЯ СМАЗКА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области смазочных материалов, которые могут быть использованы в подшипниках качения буксовых узлов локомотивов и других узлах трения машин и механизмов. Сущность: смазка содержит в мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 8-12, литиевое мыло олеиновой кислоты 1,5-3,0, металлсодержащую маслорастворимую композицию 1-5 и нефтяное масло с температурой застывания не выше минус 40°С - остальное. Металлсодержащая композиция содержит в мас.%: соль металла неорганической кислоты 1,5-25, соль металла органической кислоты 10-90, алифатический спирт 3-55, ароматический амин 1-8, эпоксидная смола 2-10, полимер сукцинимида 2-8, 2-иминозамещенное индолина 0,5-6. Технический результат - повышение антифрикционных, антиокислительных и антикоррозионных свойств при меньшей концентрации присадки в смазке. 3 табл.

Изобретение относится к пластичным смазочным материалам и может быть использовано в подшипниках качения буксовых узлов локомотивов и других узлах трения машин и механизмов.

Известно применение отечественных пластичных смазок, таких как Буксол, Литол-24, Эра, ЛЗ-31 и др., для подшипников качения локомотивов, самолетов, автомобилей, тракторов и др.

Общим недостатком этих смазок является низкая износостойкость сепараторов при работе подшипников на этих смазках и отсутствие защиты дорожек качения от усталостных повреждений в результате водородного износа, что приводит к повышенным вибрациям, шуму и разрушению деталей.

В настоящее время, как показали исследования, тяжело нагруженные подшипники качения повреждаются и выходят из строя в основном в результате водородного изнашивания. [Д.Н.Гаркунов, Г.И.Суранов, Ю.А.Хрусталев. «Водородное изнашивание деталей машин». УГТУ, 2003. 198 с.].

Выявлено, что наиболее эффективным методом защиты трущихся деталей от водородного изнашивания является использование металлоплакирующих смазочных материалов, защитное действие которых основано на взаимодействии металлов переменной валентности присадки с поверхностями трения и образованием тонкой (1-3 мкм) сервовитной пленки на рабочих поверхностях трения, препятствующей проникновению водорода и защищающей поверхности от водородного разрушения [И.Э.Пашковский «Технологические методы защиты деталей бытовых машин и оборудования от водородного изнашивания» М. 2004. МГУС. 231 с.]

Известна антифрикционная металлоплакирующая смазка на основе Литол-24 [Пат. RU 2219225], содержащая композицию, способную образовывать сервовитную пленку на поверхности трения, которая выдерживает высокие нагрузки, имеет низкий коэффициент трения и защищает от водородного изнашивания. Недостатком этой смазки является то, что она содержит твердые нерастворимые частицы некоторых ингредиентов, которые при работе подшипников качения с малыми зазорами и бронзовыми, латунными или полимерными сепараторами могут привести к повышенному температурному режиму.

Для обеспечения работы подшипников качения буксовых узлов локомотивов в настоящее время используется отечественная смазка «Буксол» [Пат. RU 2114162], выбранная в качестве прототипа, имеющая состав: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты; литиевое мыло олеиновой кислоты; диалкилдитиофосфат цинка; присадка на основе нитрованного масла и нефтяное масло, застывающее при температуре не выше -40°С.

В связи с ужесточением условий эксплуатации железнодорожного транспорта, связанных с повышением скоростей движения, нагрузок и длительности работы буксовых узлов, данная смазка не удовлетворяет этим требованиям. Наблюдаются перегревы буксовых узлов, повышенные износы и поломки сепараторов, сдвиги букс и другие повреждения.

Технической задачей данного изобретения является создание смазочного материала, обеспечивающего длительную работоспособность подшипников качения буксовых узлов с низким коэффициентом трения, исключающим перегрев подшипников при длительной работе и снижение повреждений от водородного изнашивания.

Поставленная задача достигается тем, что металлоплакирующая смазка, содержащая литиевое мыло 12-оксистеариновой и олеиновой кислот, нефтяное масло с температурой застывания не выше -40°С, согласно изобретению дополнительно содержит (1÷5)% металлсодержащей маслорастворимой композиции состава, мас.%:

соль металла неорганической кислоты1,5-25
соль металла органической кислоты10-90
алифатический спирт3-55
ароматический амин1-8
эпоксидная смола2-10
полимер сукцинимида2-8
2 - иминозамещенное индолина0,5-6

Наличие указанной добавки позволило создать новую пластичную смазку на основе нефтяного масла, гидрида лития, 12-оксистеариновой и олеиновой кислот, содержащей в отличие от прототипа : смазки Буксол [Пат. RU 2114162], металлсодержащую маслорастворимую композицию - присадку нового поколения «Валена» [Пат. RU 2277579], с принципиально иным механизмом смазочного действия - образованием на поверхностях трения в процессе работы тонкой квазижидкой сервовитной пленки (1-3 мкм) с низким коэффициентом трения, высокой несущей способностью и защищающей от водородного износа детали подшипника качения. Помимо высоких антифрикционных свойств заявляемая смазка «Металплакс-П» обладает и антиокислительными и антикоррозионными свойствами при меньшей концентрации присадки в смазке (1-5)%.

Состав заявляемой смазки «Металплакс-П» в мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 8-12; литиевое мыло олеиновой кислоты 1,5-3; металлсодержащая маслорастворимая композиция - присадка «Валена» 1-5; остальное - нефтяное масло, застывающее при температуре не выше -40°С.

Состав металлсодержащей маслорастворимой композиции «Валена», мас.%: соль металла органической кислоты 10-90; соль металла неорганической кислоты 1,5-25; алифатический спирт 3-55; ароматический амин 1-8; эпоксидная смола 2-10; полимер сукцинимида 2-8; 2-иминозамещенное индолина 0,5-6.

1. Примеры используемых компонентов в металлосодержащей маслорастворимой композиции, используемой в данном изобретении как присадка для металлоплакирующей смазки:

соль металла неорганической кислоты - соли металлов переменной валентности Со, Pb, Ni, Cu, Cr, Sn, Zn (хлориды, бромиды, иодиды);

соль металла органической кислоты - соли металлов переменной валентности и органических кислот с числом углеродных атомов С1518;

ароматический амин - дифениламин или его гомологи;

алифатический спирт - спирты жирного ряда с числом углеродных атомов С410;

полимер сукцинимида - промышленно-выпускаемые присадки С-5А или Дипол-40;

эпоксидная смола - ДЭГ-1.

2. В табл. 1-2 приведены сравнительные данные испытания образцов по интенсивности изнашивания и коэффициенту трения со штатной промышленной смазкой Буксол на основе Литол-24 с присадкой 6% ДФ- 11 и 1% Антикор-1 и смазкой Металплакс-П, в состав которой входит металлсодержащая маслорастворимая композиция - присадка «Валена», содержащая в мас.%:

хлорид металла переменной валентности - 10, соль металла и органической кислоты с числом углеродных атомов С18 - 50, алифатический спирт - 24, ароматический амин - 3, эпоксидная смола - 6, полимер сукцинимида - 5, 2-иминозамещенное индолина - 2 при соотношении всех компонентов в смазке, мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты - 10, литиевое мыло олеиновой кислоты - 1,5, металлсодержащей композиции - 4, нефтяное масло с температурой застывания не выше минус 40°С - остальное.

Оценка влияния смазки «Металплакс-П» на триботехнические характеристики в лабораторных условиях была проведена на машине трения с возвратно-поступательным движением при трении пары сталь ШХ-15 по стали ШХ-15 ГОСТ 801-78 с твердостью 58-61 HRC.

Результаты испытаний образцов по интенсивности изнашивания и коэффициенту трения со смазкой Буксол (6% Дф-11+1% Акор-1) и смазкой «Металплакс-П» с содержанием присадки «Валена» 4% приведены в табл.1,2.

Таблица 1
Интенсивность изнашивания неподвижных образцов в зависимости от давления
Давление, МПаИнтенсивность изнашивания, J×10-9
смазка Буксолсмазка «Металплакс-П»
50,20,1
153,20,1
256,80,1
356,00,1
40задир0,1

Сравнительные испытания по определению интенсивности изнашивания стальных образцов показали, что при использовании смазки «Металплакс-П» образцы практически не изнашивались в отличие от образцов при работе на смазке Буксол. Предельная нагрузка на смазке Буксол составила 35 МПа.

Таблица 2
Давление, МПаКоэффициенты трения, f
смазка Буксолсмазка «Металплакс-П»
50,070,07
150,050,05
250,030,03
300,030,02
35задир0,02
40-0,02

Как показали данные испытаний табл.2, до нагрузки 30 МПа коэффициенты трения испытываемых образцов для обеих смазок остаются одинаковыми и не превышают 0,07. При давлении 35 МПа и использовании смазки Буксол происходит задир (35 МПа - предельная нагрузка), в то время как при смазке «Металплакс-П» коэффициент трения остается равным 0,02 и при нагрузке - 40 МПа.

Смазка «Металплакс-П» была испытана на стенде при работе четырех роликовых подшипников автомобильных двигателей при установленном ресурсе 1000 часов в режиме:

d×n=0,35·105 мм мин-1; Fr=2500 H; где d - диаметр подшипника в мм; n - число оборотов вращения подшипника в минуту; Fr - нагрузка на подшипник в ньютонах.

Средняя установившаяся температура наружного кольца подшипника составила 30°С.

Подшипники, отработавшие заданный ресурс, на валу и после демонтажа вращались мягко, свободно. Потери смазки в процессе работы составили: 0,10 г; 0,15 г; 0,14 г и 0,10 г.

Общий уровень вибрации (ОУВ) подшипников со смазкой до испытания и после 1000 часов работы практически не изменился и составил:

ОУВ, дБ
до испытанийпосле испытаний
87,588
8888,5
91,593
8988,7

Эффективность смазки «Металплакс-П» была подтверждена результатами длительных испытаний в эксплуатационных условиях буксовых узлов локомотивов табл.3.

Таблица 3
Результаты испытаний смазки «Металплакс-П» на железнодорожном транспорте
Марка локомотиваПробег, кмПериод испытанийПриписка
Электровоз
ЧС-7
№042289000Московская
№07234100014.05.05-01.08.06железная
№232307000дорога
Электровоз
ВЛ10
№88511200010.0205-15.09.06ТЧ Рыбное
№1661102000
Электровоз
ВЛ11
№22323800015.01.05-15.09.06ТЧ Орехово
ЭлектровозКандалакша
ЭП-1Октябрьская
№0538200017.10.05-17.09.06жел. дорога
Тепловоз
2ТЭ10М
№267632000
№24862400015.01.06-16.09.06ТЧ Узловая
№9168000

В ходе испытаний анализировались пробы смазки, отобранные из буксовых узлов подшипников и опорных редукторов при эксплуатации локомотивов.

За время эксплуатационных испытаний отказов в работе подшипниковых узлов локомотивов не было.

Металлоплакирующаясмазка,содержащаялитиевоемыло12-оксистеариновойиолеиновойкислот,нефтяноемаслостемпературойзастыванияневышеминус40°С,отличающаясятем,чтодополнительносодержитметаллосодержащуюмаслорастворимуюкомпозицию,содержащую,мас.%:сольметалланеорганическойкислоты1,5-25сольметаллаорганическойкислоты10-90алифатическийспирт3-55ароматическийамин1-8эпоксиднаясмола2-10полимерсукцинимида2-82-иминозамещенноеиндолина0,5-6,c0c1211none1146приследующемсоотношениикомпонентоввсмазке,мас.%:литиевоемыло12-оксистеариновойкислоты8-12литиевоемылоолеиновойкислоты1,5-3,0металлосодержащаякомпозиция1-5нефтяноемаслостемпературойзастывания невышеминус40°Состальноеc0c1211none1348
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-1 of 1 item.
26.06.2019
№219.017.92e3

Смазка для тяжелонагруженных узлов трения

Использование: в различных тяжелонагруженных механизмах, используемых на железнодорожном транспорте. Сущность: смазка содержит в мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты 4-10; металлоплакирующая присадка «Валена» 2-4; нефтяное масло - остальное. Технический результат - повышение удельных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002338777
Дата охранного документа: 20.11.2008
Showing 1-9 of 9 items.
20.07.2014
№216.012.defe

Способ азотирования деталей машин с получением наноструктурированного приповерхностного слоя и состав слоя

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу азотирования деталей узлов трения скольжения с получением наноструктурированного приповерхностного слоя. Проводят предварительную термообработку деталей путем закалки при температуре 920-940°C, последующего высокого отпуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522872
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e612

Пластичная смазка с повышенной работоспособностью и способ ее получения

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке на основе углеводородной дисперсионной среды и полимочевины, при этом она содержит в качестве углеводородной дисперсионной среды полиалкилбензол или его смесь с нефтяным маслом при следующем соотношении компонентов, мас.%: полимочевина - 6-15;...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524691
Дата охранного документа: 10.08.2014
10.08.2014
№216.012.e6db

Способ изготовления деталей машин с получением субмикро- и наноструктурированного состояния диффузионного приповерхностного слоя при азотировании

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам повышения механических свойств приповерхностных слоев деталей машин из сплавов на основе железа с получением субмикро- или наноструктурированного состояния диффузионных слоев. Способ включает сборку пакета из попеременно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524892
Дата охранного документа: 10.08.2014
10.11.2014
№216.013.0563

Способ комбинированной химико-термической обработки деталей машин из теплостойких сталей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу комбинированной химико-термической обработки деталей машин. Способ комбинированной химико-термической обработки деталей машин из теплостойких сталей включает циклическую цементацию деталей и закалку. Перед циклической цементацией...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532777
Дата охранного документа: 10.11.2014
11.03.2019
№219.016.d82a

Металлоплакирующая многофункциональная композиция для моторных, трансмиссионных и индустриальных масел

Использование: в области смазочных материалов для двигателей внутреннего сгорания грузовых и легковых автомобилей, локомотивов, речного и морского флота. Сущность: композиция содержит в мас.%: металлоплакирующую маслорастворимую присадку 6-20, производное сукцинимида 50-65, ароматический амин...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002398010
Дата охранного документа: 27.08.2010
29.04.2019
№219.017.43a9

Пластичная смазка

Изобретение относится к пластичным антифрикционным смазкам, предназначенным для смазывания подшипников качения, работающих в условиях высоких нагрузок при низких и средних скоростях вращения в интервале температур от минус 40 до 120°С. Пластичная смазка включает основу, в качестве которой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002414504
Дата охранного документа: 20.03.2011
09.06.2019
№219.017.7695

Металлсодержащая маслорастворимая композиция для смазочных материалов

Использование: для улучшения антифрикционных, противозадирных и антиокислительных свойств смазочных материалов. Сущность: композиция содержит, мас.%: соль металла органической кислоты 10-90 соль металла неорганической кислоты 1,5-25 алифатический спирт 3-55 ароматический амин 1-8 эпоксидная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002277579
Дата охранного документа: 10.06.2006
26.06.2019
№219.017.92e3

Смазка для тяжелонагруженных узлов трения

Использование: в различных тяжелонагруженных механизмах, используемых на железнодорожном транспорте. Сущность: смазка содержит в мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты 4-10; металлоплакирующая присадка «Валена» 2-4; нефтяное масло - остальное. Технический результат - повышение удельных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002338777
Дата охранного документа: 20.11.2008
10.07.2019
№219.017.aa93

Композиция для высокотемпературного антифрикционного покрытия

Изобретение относится к композиции для высокотемпературного антифрикционного покрытия, содержащей 50%-ную водную суспензию политетрафторэтилена, слюду, неионогенное поверхностно-активное вещество и воду. Композиция дополнительно содержит графит, 50%-ный раствор силиката натрия и 0,1%-ный водный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002282650
Дата охранного документа: 27.08.2006
+ добавить свой РИД