×
19.06.2019
219.017.872a

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАСА ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002352913
Дата охранного документа
20.04.2009
Аннотация: Изобретение относится к авиации и предназначено для испытаний самолетов с газотурбинными двигателями на любых режимах. Способ заключается в том, что измеряют высоту полета и число Маха и на входе в двигатель - матрицу поля полных давлений воздушного потока и матрицу пульсаций полного давления, определяют окружную неравномерность и интенсивность пульсаций полного давления, вычисляют параметр неоднородности потока и запас газодинамической устойчивости двигателя. Отличается тем, что для определения интенсивности пульсаций выбирают диапазон частот пульсаций, характерный для двигателя, выполняют прямое преобразование Фурье матрицы пульсаций, фильтруют результат преобразования в выбранном диапазоне частот пульсаций, выполняют обратное преобразование Фурье, находят дисперсию матрицы, полученной при обратном преобразовании, по найденной дисперсии определяют интенсивность пульсаций полного давления. Изобретение позволяет точно определить запас устойчивости газотурбинного двигателя при любом режиме его работы и полета. 2 ил.

Изобретение относится к авиации, а именно - к определению параметров силовой установки самолета. Может быть применено при испытаниях самолетов с газотурбинными двигателями (ГТД) на всех возможных режимах полета.

Нарушение устойчивой работы газотурбинного двигателя, называемое потерей газодинамической устойчивости (ГДУ) двигателя, является одним из наиболее опасных отказов авиационной силовой установки. Поэтому в эксплуатации работа на режимах, где рабочая точка на характеристике компрессора располагается вблизи границы устойчивости, т.е. где запас устойчивости мал, недопустима.

Известен способ контроля запасов газодинамической устойчивости газотурбинного двигателя в серийном производстве (а.с. СССР №1271213, G01M 15/00). Его недостатком является невозможность учесть влияние некоторых факторов, которые проявляются в условиях полета.

Известен также способ определения запасов устойчивости газотурбинного двигателя (патент РФ №2024001, G01M 15/00), в котором варьируют температуру газа перед входом в компрессор, площадь выходного насадка подачи топлива, добиваются срыва и регистрируют параметры компрессора, частоту вращения, температуру воздуха и с их учетом по характеристике компрессора определяют запасы устойчивости. Его недостатком также является невозможность учесть влияние факторов, проявляющихся в условиях полета.

Известен способ определения запасов газодинамической устойчивости, описанный в [1. Нечаев Ю.Н., Федоров P.M. Теория авиационных газотурбинных двигателей. Часть 1. - М.: Машиностроение, 1977, с.153-154]. Запас газодинамической устойчивости ΔKу ГТД при каждом значении приведенных оборотов двигателя определяют по соотношению значений степени повышения давления компрессора и приведенного расхода воздуха Gв.пр в рабочей точке и на границе устойчивости. Если и Gв.пр.раб есть степень повышения давления и приведенный расход в рабочей точке, а и Gв.пр.г - то же на границе устойчивости при том же значении приведенных оборотов двигателя nпр, то запас устойчивости ΔKу определяют выражением

Недостатком этого способа является необходимость измерения приведенного расхода воздуха, что в условиях летных испытаний вызывает значительные трудности.

Известен способ определения газодинамической устойчивости компрессора газотурбинного двигателя в условиях эксплуатации (публикация UA №13488), заключающийся в том, что определяют рабочие характеристики и предел устойчивости компрессора по частоте вращения и термодинамическим параметрам, измеряют действительный расход воздуха, проходящего через компрессор, и давление воздуха на выходе компрессора. Недостатком этого способа также является необходимость измерения приведенного расхода воздуха, что в условиях летных испытаний вызывает значительные трудности.

Прототипом изобретения является способ определения запаса устойчивости по суммарному параметру неоднородности потока W [2. Ремеев Н.Х. Аэродинамика воздухозаборников сверхзвуковых самолетов, г.Жуковский. Издательский отдел ЦАГИ, 2002, с.96-106]. В этом способе на входе в двигатель измеряют поле полных давлений воздушного потока и распределение пульсаций полного давления (обе величины представляют собой наборы данных о давлении от некоторого числа датчиков и могут быть представлены как матрицы), а также измеряют высоту полета Н и число Маха М.

По высоте полета и числу Маха находят полное давление воздуха в набегающем потоке . С учетом по матрице поля полных давлений вычисляют окружную неравномерность Δσ0 следующим образом:

,

где σcp - коэффициент восстановления полного давления на входе в двигатель, который равен отношению полного среднего давления на входе в двигатель , определяемого по измеренной матрице поля полных давлений воздушного потока на входе в двигатель, к полному давлению воздуха в набегающем потоке [см. также 1, с.252]:

;

σ0 - среднее значение коэффициента восстановления полного давления в секторе пониженного давления [2, с.96]:

,

где φ021 - протяженность сектора пониженного давления (φ1 - начало сектора пониженного давления, φ2 - конец сектора пониженного давления),

σr - среднее значение коэффициента восстановления полного давления вдоль различных радиусов.

По измеренной матрице пульсаций полного давления определяют интенсивность пульсаций полного давления из соотношения

где D - дисперсия пульсаций полного давления, - среднеквадратичное отклонение.

Суммарный параметр неоднородности потока W вычисляют через окружную неравномерность Δσ0 потока воздуха и интенсивность пульсаций ε полного давления на входе в двигатель [2, с.105]:

W=Δσ0+ε.

Наконец, запас газодинамической устойчивости ΔKy вычисляют по формуле

ΔKу=Wпред-W,

где Wпред - предельное значение параметра неоднородности потока.

Пульсации полного давления относятся к классу случайных процессов, имеющих широкополосный частотный спектр. Границы рабочего диапазона частот назначены в зависимости от размера объекта испытаний (двигателя) для соблюдения равных условий сравнения различных объектов между собой на основе одинаковых чисел Струхаля [2, с.104]. Диапазон рабочих частот при определении дисперсии матрицы пульсаций полного давления (или ее среднеквадратичного отклонения - СКО) ограничивается полосой от fmin=2 Гц до частоты fmax, определяемой формулой

,

где Vвх.max - максимальная скорость потока во входном сечении; Rвх - радиус входного сечения [2, с.102]. Обычно для двигателя fmax находится в пределах 300…400 Гц.

Известны две возможности определения СКО для реализации известного способа. Одна из них заключается в том, что сигналы с датчиков пульсаций регистрируют высокочастотным накопителем. В этом случае для определения СКО пульсаций давления в заданном диапазоне частот необходимо наличие спектроанализатора или специальной дорогостоящей аппаратуры, что является существенным недостатком.

Другая возможность определения СКО пульсаций давления состоит в измерении с помощью аналогового вычислителя дисперсии с последующей регистрацией как низкочастотного параметра. В этом случае СКО пульсаций измеряется в чрезмерно широком диапазоне частот (для вычислителя дисперсии 6СВД, например, СКО пульсаций измеряется в диапазоне частот 0…4000 Гц, при требуемом диапазоне

fmin…fmax Гц), что может приводить к ошибкам по определению его значений (фиг.2). При этом выборка, используемая для расчета СКО, ограничена временным интервалом осреднения (для вычислителя дисперсии 6СВД имеется только три значения временного интервала осреднения: 0,1 с, 0,5 с, 1 с), что также является недостатком.

Задачей изобретения является повышение точности определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного двигателя на всех режимах полета самолета и работы двигателя.

Задача решается с помощью способа определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного двигателя, в котором измеряют высоту полета и число Маха и на входе в двигатель измеряют значения элементов матрицы поля полных давлений воздушного потока и значения элементов матрицы пульсаций полного давления, по матрице поля полных давлений, высоте полета и числу Маха определяют окружную неравномерность, по матрице пульсаций полного давления определяют интенсивность пульсаций полного давления, вычисляют по окружной неравномерности и интенсивности пульсаций полного давления параметр неоднородности потока и определяют запас газодинамической устойчивости двигателя, отличающегося тем, что для определения интенсивности пульсаций полного давления выбирают диапазон частот пульсаций, характерный для упомянутого двигателя, выполняют прямое преобразование Фурье матрицы пульсаций полного давления, выполняют фильтрацию результата упомянутого преобразования в выбранном диапазоне частот пульсаций, выполняют обратное преобразование Фурье, находят дисперсию матрицы, полученной в результате обратного преобразования, и по найденной дисперсии определяют интенсивность пульсаций полного давления.

Предлагаемый способ позволяет более точно определить запас устойчивости газотурбинного двигателя при любом режиме его работы и полета за счет устранения влияния посторонних факторов.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 показаны исходная запись пульсаций полного давления P1, Р2, …, Рк в некотором интервале времени и соответствующая этому интервалу зависимость интенсивности пульсаций полного давления εф от времени, рассчитанная в результате применения предлагаемого способа.

На фиг.2 показаны результаты определения суммарного параметра неоднородности потока и запаса устойчивости известным (W и ΔKу) и предлагаемым (Wф и ΔKу.ф) способами.

Предлагаемый способ заключается в следующем.

1. В процессе испытаний во время полета измеряют высоту полета Н и число Маха М и на входе в двигатель измеряют значения элементов матрицы А поля полных давлений воздушного потока и значения элементов матрицы В пульсаций полного давления. Для измерения элементов матрицы А поля полных давлений используют наборы групповых приемников полного давления, для измерения элементов матрицы В пульсаций - наборы измерителей пульсаций полного давления [3. Летные испытания специальных устройств и систем силовых установок самолетов и вертолетов. /Под ред. Г.П.Долголенко, М.: Машиностроение, 1984, с.8].

2. По матрице А поля полных давлений, высоте полета Н и числу Маха М определяют окружную неравномерность. Более конкретно это делают таким образом. По высоте полета Н определяют атмосферное давление р [4. Государственный стандарт Союза СССР Стандартная атмосфера. Параметры. ГОСТ 4401-73. Москва, 1974, с.92-95]. По p и числу Маха М вычисляют полное давление воздуха в набегающем потоке [5. Фабрикант Н.Я. Аэродинамика. Общий курс. М.: Наука, 1964, с.115]. Определяют окружную неравномерность

где σср - коэффициент восстановления полного давления на входе в двигатель,

где - полное среднее давление на входе в двигатель, определенное по измеренной матрице А поля полных давлений воздушного потока на входе в двигатель (например, среднее арифметическое элементов матрицы А),

- полное давление воздуха в набегающем потоке.

3. По измеренной матрице В пульсаций полного давления определяют интенсивность пульсаций полного давления. В отличие от известного способа для определения интенсивности пульсаций выбирают диапазон частот пульсаций от fmin до fmax, характерный для исследуемого двигателя, что является существенным признаком предлагаемого способа. Выполняют прямое преобразование Фурье измеренной матрицы В пульсаций полного давления, используя время в качестве переменной для этого преобразования (преобразования Фурье описаны, например, в 6. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике. М.: Наука, 1980, с.755-757; 7. Бендат Дж., Пирсол А. Прикладной анализ случайных данных. М.: Мир, 1989, с.364-365). Затем выполняют фильтрацию результата упомянутого преобразования в выбранном диапазоне частот пульсаций от fmin до fmax, т.е. отбрасывают гармоники частот, находящихся вне этого диапазона. Выполняют обратное преобразование Фурье. Для матрицы В* пульсаций полного давления, полученной в результате обратного преобразования Фурье, находят дисперсию D этой матрицы (см. 5, с.788-789) и по дисперсии определяют интенсивность пульсаций полного давления εф:

4. По окружной неравномерности Δσ0 и интенсивности пульсаций полного давления εф вычисляют уточненный параметр неоднородности потока Wф

Wф=Δσ0ф.

5. Определяют запас газодинамической устойчивости двигателя как разность между предельным Wпред и уточненным Wф значениями коэффициента неоднородности протока

ΔKу.ф=Wпред-Wф.

Для реализации вычислительной части предлагаемого способа разработана программа в среде математической системы «Mathcad». Результаты применения предлагаемого способа показаны на фиг.2.

Способ определения запаса газодинамической устойчивости газотурбинного двигателя, заключающийся в том, что измеряют высоту полета и число Маха и на входе в двигатель измеряют значения элементов матрицы поля полных давлений воздушного потока и значения элементов матрицы пульсаций полного давления, по матрице поля полных давлений, высоте полета и числу Маха определяют окружную неравномерность, по матрице пульсаций полного давления определяют интенсивность пульсаций полного давления, вычисляют по окружной неравномерности и интенсивности пульсаций полного давления параметр неоднородности потока и определяют запас газодинамической устойчивости двигателя, отличающийся тем, что для определения интенсивности пульсаций полного давления выбирают диапазон частот пульсаций, характерный для упомянутого двигателя, выполняют прямое преобразование Фурье матрицы пульсаций полного давления, выполняют фильтрацию результата упомянутого преобразования в выбранном диапазоне частот пульсаций, выполняют обратное преобразование Фурье, находят дисперсию матрицы, полученной в результате обратного преобразования, и по найденной дисперсии определяют интенсивность пульсаций полного давления.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 22 items.
20.01.2013
№216.012.1c0a

Самолет с системой дистанционного управления

Изобретение относится к системам дистанционного управления самолетами. Система дистанционного управления содержит два соединительных шкафа (1), в каждом из которых установлены по два однотипных вычислителя (3), в которых реализуются: алгоритмы формирования требуемого положения всех...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472672
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d26

Сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник

Изобретение относится к авиации, а именно к воздухозаборникам силовых установок сверхзвуковых самолетов. Сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник содержит вход, представляющий собой систему торможения потока - сверхзвуковой диффузор (22), состоящий из двух многоступенчатых стреловидных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472956
Дата охранного документа: 20.01.2013
29.03.2019
№219.016.eee8

Способ определения барометрической высоты и вертикальной скорости летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Измеряют вертикальное ускорение и датчиком статического давления - приборную барометрическую высоту, значения вертикальной скорости получают путем интегрирования вертикального ускорения, значения барометрической высоты - интегрированием вертикальной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002265855
Дата охранного документа: 10.12.2005
29.03.2019
№219.016.f02c

Способ раннего обнаружения невыработки топлива из подвесных топливных баков

Изобретение относится к топливным системам самолетов. Способ заключается в том, что для каждого подвесного бака определяют базовое событие, предшествующее началу его выработки, и промежуток времени, началом которого является это событие, а длина промежутка такова, что выработка подвесного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02236368
Дата охранного документа: 20.09.2004
29.03.2019
№219.016.f030

Способ и система кондиционирования воздуха на летательном аппарате

Изобретение относится к средствам кондиционирования воздуха на летательном аппарате и решает задачу обеспечения жизнедеятельности экипажа и пассажиров во всем диапазоне режимов полета. В процессе вентиляции свежим забортным воздухом кабины экипажа и грузопассажирского салона оптимизируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02231482
Дата охранного документа: 27.06.2004
29.03.2019
№219.016.f033

Способ и система регулирования давления воздуха на летательном аппарате

Изобретение относится к устройствам для автоматического контроля давления воздуха в вентилируемых герметизированных помещениях летательного аппарата. Способ регулирования давления воздуха на летательном аппарате включает оптимизацию давления воздуха в вентилируемых герметизированных помещениях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02231483
Дата охранного документа: 27.06.2004
10.04.2019
№219.017.0009

Топливная система самолета

Изобретение относится к топливным системам пассажирских самолетов. Система содержит топливные отсеки, средства заправки, дренажа, топливоизмерения и индикации, насос подкачки двигателя, соединенный с насосом другого крыла через закрытый кран кольцевания подкачки, струйный насос перекачки. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002287458
Дата охранного документа: 20.11.2006
10.04.2019
№219.017.00b9

Способ определения запаса топлива на летательном аппарате и система для его реализации

Изобретение относится к авиационной топливоизмерительной технике. В предложенном способе определяют запас топлива в контрольный момент времени, а в следующие моменты определяют текущий расход топлива. По этим значениям определяют запас топлива и отображают его. Отличие способа заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02207304
Дата охранного документа: 27.06.2003
10.04.2019
№219.017.01ee

Крепежное устройство

Изобретение относится к авиационной технике, к устройствам крепления, а именно к замкам, используемым в разъемных соединениях и позволяющим снимать отдельные детали. Крепежное устройство для соединения деталей характеризуется наличием фиксирующего узла на первой детали, состоящего из корпуса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02217629
Дата охранного документа: 27.11.2003
10.04.2019
№219.017.050e

Система эксплуатационного и аварийно-спасательного выхода

Система эксплуатационного и аварийно-спасательного выхода летательного аппарата содержит дверь, прикрепленную узлами навески к фюзеляжу, трап со ступенями, замки закрытого положения двери и замок, удерживающий трап прижатым к двери. На фюзеляже имеются два первых кронштейна, а на двери - два...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002301176
Дата охранного документа: 20.06.2007
Showing 1-3 of 3 items.
10.01.2014
№216.012.9566

Способ определения запаса устойчивости входного устройства газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации и может быть применено для определения запаса устойчивости входного устройства газотурбинных двигателей. При постоянной частоте вращения ротора двигателя при перемещении органа механизации воздухозаборника определяют программное и фактическое положения органа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503940
Дата охранного документа: 10.01.2014
20.11.2014
№216.013.0894

Способ определения достаточности охлаждения масла в турбореактивном двигателе

Изобретение относится к авиации и может быть использовано при испытаниях самолетов с турбореактивными двигателями с топливо-масляными теплообменниками (ТМТ) для определения достаточности охлаждения масла в расчетных температурных условиях. Способ заключается в том, что выполняют полет на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533597
Дата охранного документа: 20.11.2014
09.08.2018
№218.016.7978

Способ определения координат центра масс самолета

Изобретение относится к области аэрокосмической техники и может быть использовано для определения координат центра масс самолета в полете. При реализации способа выполняют измерения и вычисления, являющиеся исходными данными. В процессе выполнения заданных режимов полета измеряют продольную и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002663303
Дата охранного документа: 03.08.2018
+ добавить свой РИД