×
09.06.2019
219.017.7ee1

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ ДЛЯ УЧАСТКОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Группа изобретений относится к области обработки цифровых данных и может быть использована на железнодорожном транспорте для организации геоинформационных данных объектов на участках железной дороги. Технический результат заключается в повышении надежности и информативности геоинформационной базы данных, позволяющей оптимизировать различные задачи по управлению железной дороги за счет оперативного учета изменений ситуации на участках железной дороги. Способ заключается в формировании стратифицированной базы данных на картографической основе, включающей пространственную и семантическую части, состоящие из привязанных друг к другу сложных слоев разных масштабов, каждый из которых представляет собой карту одного масштаба, и топологического слоя, выполненного в виде графовой структуры, расположение которой соответствует пространственному расположению точечных, линейных и площадных объектов участков железной дороги с описанием их свойств и отношений между ними. Устройство включает спутниковую радионавигационную систему, связанную посредством канала спутниковой связи с приемником навигационных сигналов, выход которого через блок преобразования спутниковых сигналов в железнодорожные координаты подключен к блоку выбора участка. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области обработки цифровых данных, предназначено для формирования базы данных пространственных динамических объектов и может быть использовано для формирования геоинформационной базы данных участков железной дороги.

Известен способ формирования трехмерной геоинформационной системы и блок-схема для его осуществления (RU 10273 U1, 16.06.1999, G09B 29/00). Известный способ формирования трехмерной геоинформационной базы заключается в формировании базы данных на картографической основе, включающей пространственную и семантическую части, причем пространственная часть выполнена в виде двухмерной электронной карты местности, семантическая часть состоит из базы изображений объектов, включающей информацию о внешнем виде и вертикальной составляющей объектов, а также данные о количественных и качественных характеристиках объекта.

Известная блок-схема формирования трехмерной геоинформационной системы содержит двухмерную электронную карту, базу данных об объектах местности в виде изображений в вертикальной плоскости, базу данных о количественных и качественных характеристиках объектов, блок управления базами данных, блок согласования баз данных и блок трехмерных построений, при этом выходы двухмерной электронной карты и баз данных соединены с входом блока управления базами данных, выход которого соединен с входом блока согласования баз данных, выходом подключенный к входу блока трехмерных измерений.

Недостатком известного способа и блок-схемы формирования трехмерной геоинформационной системы является отсутствие возможности оперативного учета изменения ситуации, поскольку топологическая часть отображает только пространственные статические свойства объектов и не отражает динамики объекта, если таковая имеется. При формировании геоинформационных данных для железной дороги очень важным фактором является возможность анализа состояния объектов, в частности участков железной дороги с учетом их изменений во времени.

Известна интеллектуальная система управления территориальными объектами, реализующая способ формирования геоинформационной базы данных (RU 17741 U1, 20.04.2001, G05В 17/00).

Способ формирования геоинформационной базы данных, реализуемый известной системой, заключается в формировании базы данных на картографической основе, включающей пространственную и семантическую части, причем пространственная часть включает картографическую информацию, а семантическая часть - информацию о геоэкологических структурах, инженерных сооружениях.

Известная интеллектуальная система содержит блок обработки данных наземных съемок и блок обработки данных аэрокосмических съемок, которые соединены с блоком интегрированной обработки данных о территориальных объектах управления, результаты обработки данных передаются в блок картографо-математического моделирования природных структур, связанный с блоком моделирования геоэкологических структур и блоком картографо-математического моделирования топографических структур; эти блоки соединены с блоком моделирования техногенных структур, который связан с блоком создания образно-семантических моделей объектов инфраструктуры через блок моделирования инженерных сооружений.

Известная система позволяет решать задачи управления территориальными объектами с учетом геоинформационной базы данных, формируемой в соответствии с известным способом. Однако она не обладает достаточной надежностью и информативностью, позволяющей поддерживать геоинформационную базу данных объектов в актуализированном состоянии.

Задачей изобретения является создание способа формирования геоинформационной базы данных для участков железной дороги и устройства, реализующего его, позволяющих формировать базу геоинформационных данных, обладающую наибольшей информативностью в актуализированном состоянии.

Технический результат заключается в повышении надежности и информативности геоинформационной базы данных за счет оперативного учета изменений ситуации на участке железной дороги.

В части способа технический результат достигается тем, что способ формирования геоинформационной базы данных для участков железной дороги заключается в формировании стратифицированной базы данных на картографической основе, включающей пространственную и семантическую части, причем пространственная часть состоит из привязанных друг к другу сложных слоев разных масштабов, каждый из которых представляет собой карту одного масштаба, включающую простые, линейные, точечные и полигональные слои, а семантическая часть включает топологический слой, выполненный в виде графовой структуры, расположение которой соответствует пространственному расположению точечных, линейных и площадных объектов участков железной дороги с описанием их свойств и отношений между ними.

В части устройства технический результат достигается тем, что устройство формирования геоинформационной базы данных для участков железной дороги содержит спутниковую радионавигационную систему, связанную посредством канала спутниковой связи с приемником навигационных сигналов, выход которого через блок преобразования спутниковых сигналов в железнодорожные координаты подключен к блоку выбора участка, один из выходов которого соединен с входами блока картографической информации участка, блока построения топологической структуры и базы данных характеристик объектов железной дороги, а другой выход - с информационным входом блока выбора решаемых задач, выход которого подключен к другому входу базы данных характеристик объектов железной дороги, выходами соединенной с соответствующими входами блока построения топологической структуры, блок сопряжения, включенный между выходами блоков картографической информации участка и построения топологической структуры участка и входом блока формирования геоинформационной базы данных участка дороги, шиной обмена данных соединенного с аппаратно-программным комплексом автоматизированного рабочего места работника управления дороги, выходы которого подключены к управляющим входам блока выбора решаемых задач и блока выбора участка.

Предлагаемый способ позволяет формировать стратифицированную базу данных, включающую пространственную и семантическую части. Пространственная часть выполнена в виде привязанных друг к другу сложных слоев разных масштабов. Каждый из сложных слоев представляет собой карту одного масштаба, включающую простые линейные, точечные и полигональные слои. Число слоев в базе данных не менее двух.

При этом при построении объекта используют слои различной детальности. Низший слой по отношению к следующему, более высокому слою, имеет свою детальность (соотношение масштабов), кратную любому, наперед заданному целому числу. На слое более низкой степени детальности одна операция построения объекта эквивалентна К операциям на следующем слое средней детальности и К2 операциям следующего, более высокого слоя детальности.

Построение объекта самого низшего уровня с максимальной детальностью занимает максимальное количество времени Т, построение объекта следующего за ним уровня занимает времени в К раз меньше, еще более высокого уровня в К2 меньше и т.д.

В случае сбоя при построении объекта нижнего уровня, например, на интервале времени Т/2 будет построено и зафиксировано в БД достаточно большое количество объектов верхних уровней. В этом случае придется не строить объект заново, а детализировать объекты верхних уровней, что экономней и проще.

Топологический слой представляет собой графовую структуру, расположение которой соответствует пространственному расположению точечных, линейных и площадных объектов участков железной дороги с описанием их свойств и отношений между ними. Описание топологического слоя включает количественные и качественные характеристики объектов участков железных дорог. При этом каждая вершина и ребро графовой структуры имеют свою метку. Если граф описывает некую классификацию, то метка является классификационным индексом вершины.

Сущность заявленного способа и устройства поясняется фиг.1, фиг.2 и фиг.3.

На фиг.1 представлен пример стратифицированной базы данных, включающей пространственную часть в виде привязанных друг к другу сложных слоев разных масштабов, и семантическую часть, описывающую транспортный сетевой объект. В примере приведено три сложных слоя разного соотношения масштабов (детальности) кратности 10.

Сложный слой представляет собой карту одного масштаба, включающую простые линейные, точечные и полигональные слои.

Для построения объекта на слое низкой детальности одна операция (К=1) построения объекта эквивалентна 10 операциям на слое средней детальности и 100 операциям на слое высокой детальности.

При построении объекта на каждый слой заносится столько графических объектов, сколько определяется кратностью (детальностью) данного слоя. Таким образом, число операций по созданию объекта на верхних слоях минимально, а на нижних максимально.

При завершении операции на любом слое соответствующая информация фиксируется в базе данных.

Построение объекта с максимальной детальностью займет максимальное время Т. Построение объекта среднего уровня займет время Т/10, объекта верхнего уровня - Т/100.

В случае сбоя при построении объекта нижнего уровня, например, на интервале времени Т/2 будет построено и зафиксировано в БД достаточно большое количество объектов среднего и верхнего уровней. В этом случае объект не строится заново, а детализируется.

При построении топологического слоя по участкам дороги семантическую информацию заносят в метку вершины и дуги графа полигона железной дороги как совокупности участков.

На фиг.2 показан топологический слой в виде графовой структуры, отражающей семантику участков дорог с начальной точкой движения А и конечной точкой назначения В.

Различной толщине дуг графа соответствует различная пропускная способность участков железной дороги. Сплошные линии характеризуют нормальное (без ограничений) функционирование участков, разные степени прерывистости характеризуют различные степени ограничения пропускной способности (ремонты, профилактические осмотры на линии и др.). Графовой структуре соответствует матрица инцидентности, которая хранится в базе данных. Выбор оптимального маршрута движения осуществляют в соответствии с одним из критериев оптимизации, например минимальное время в пути, минимальная стоимость перевозки, минимальные затраты ресурсов и др., или совокупности критериев оптимизации.

На фиг.3 представлена структурная схема устройства формирования геоинформационной базы данных для участков железной дороги.

Устройство содержит спутниковую радионавигационную систему 1, связанную посредством канала 2 спутниковой связи с приемником 3 навигационных сигналов, выход которого через блок 4 преобразования спутниковых сигналов в железнодорожные координаты подключен к блоку 5 выбора участка, один из выходов которого соединен с входами блока 6 картографической информации участка, блока 7 построения топологической структуры и базы 8 данных характеристик объектов железной дороги, а другой выход - с информационным входом блока 9 выбора решаемых задач, выход которого подключен к базе 8 данных характеристик объектов железной дороги, выходом соединенной с входом блока 7 построения топологической структуры. Устройство включает также блок 10 сопряжения, включенный между выходами блоков 7 и 6 картографической информации участка и построения топологической структуры участка и входом блока 11 хранения геоинформационной базы данных участка дороги, шиной обмена данных соединенного с аппаратно-программным комплексом 12 автоматизированного рабочего места работника управления дороги, выходы которого подключены к управляющим входам блока 9 выбора решаемых задач и блока 5 выбора участка.

Устройство формирования геоинформационной базы данных для участков железных дорог работает следующим образом.

Спутниковая радионавигационная система 1 передает по каналу 2 спутниковой связи на приемник 3 спутниковых сигналов навигационные сообщения. Принятые навигационные сообщения приемник 3 передает в блок 4, который осуществляет их привязку к железнодорожным координатам и передает в блок 5 выбора участка. Работник управления дороги осуществляет выбор участка железной дороги, относительно которого необходимо сформировать геоинформационные данные, для чего он подает соответствующие сигналы на управляющий вход блока 5. Выбранные данные, относящиеся к конкретному участку железной дороги, поступают в блоки 6, 7 и 8, а также в блок 9. Блок 6 картографической информации участка осуществляет преобразование данных в карту местности конкретного участка железной дороги различного масштаба. Блок 9 осуществляет выбор решаемых задач, в соответствии с которыми для выбранного участка в блоке 8 определяют количественные и качественные характеристики объектов и их взаимосвязи. Информация с выхода блока 8 поступает в блок 7, где на основе данных блока 5 выбранного участка строится графовая структура. Данные с выходов блока 6 картографической информации участка и блока 7 топологической структуры направляют в блок 10, в котором осуществляют их сопряжение и преобразование в стратифицированную базу данных участка железной дороги. Сформированная геоинформационная база данных хранится в блоке 11. Данные, касающиеся выбранного участка железной дороги, поступают в АРМ 12 работника управления дороги, который в случае необходимости осуществляет корректировку выбора решаемой задачи для выбранного участка железной дороги или использует полученную информацию для управления железной дорогой.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 436 items.
10.01.2013
№216.012.1810

Способ ослабления возбуждения тяговых электродвигателей локомотива

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств железнодорожного транспорта, а именно к способу ослабления возбуждения тяговых электродвигателей постоянного тока большой мощности на локомотивах. Способ ослабления тяговых электродвигателей локомотива заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471652
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.232b

Способ диагностики рельсов

Изобретение относится к контрольно-измерительным устройствам для проверки состояния железнодорожных путей. Способ диагностики рельсов заключается в том, что на транспортное средство в известных относительных положениях устанавливают устройства: дефектоскопии, измерения неровностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474505
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.232d

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, блок индикации скорости, второй блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474507
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.268d

Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к железнодорожным грузовым платформам для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров содержит установленную на две ходовые тележки (1) раму (2) с автосцепными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475389
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2694

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, включающий кассету регистрации, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475396
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2695

Комплексное устройство контроля безопасности движения поезда

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, может быть использовано как на поездах, так и в системах интервального регулирования. Комплексное устройство контроля безопасности содержит соединенные между собой модули схемы контроля безопасности, двухканальные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475397
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.285e

Способ определения времени проведения очередного профилактического обслуживания объекта и система для его реализации

Группа изобретений относится к области вычислительной техники, в частности к способам и устройствам контроля, и может найти применение в практике эксплуатации для оптимального управления профилактическим обслуживанием объекта по текущему состоянию его надежности, и может быть использована в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475854
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.32a3

Система для управления устройством лубрикации на локомотиве-рельсосмазывателе

Изобретение относится к устройствам для смазки рельсов, устанавливаемым на транспортных средствах. Система содержит навигационный блок, который включает навигационный приемник, выход которого подключен к входу вычислителя, который подключен к карте памяти, а также блок сопряжения с устройством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478506
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32a5

Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики и может быть использовано для управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации состоит из управляющего вычислительного комплекса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478508
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32a6

Система передачи данных маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к системам передачи данных и может быть использовано для обмена информацией между станционными и бортовыми устройствами в целях обеспечения управления движением локомотивов. Система передачи данных маневровой автоматической локомотивной сигнализации содержит станционное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478509
Дата охранного документа: 10.04.2013
Showing 1-10 of 226 items.
20.02.2013
№216.012.285e

Способ определения времени проведения очередного профилактического обслуживания объекта и система для его реализации

Группа изобретений относится к области вычислительной техники, в частности к способам и устройствам контроля, и может найти применение в практике эксплуатации для оптимального управления профилактическим обслуживанием объекта по текущему состоянию его надежности, и может быть использована в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475854
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.32a3

Система для управления устройством лубрикации на локомотиве-рельсосмазывателе

Изобретение относится к устройствам для смазки рельсов, устанавливаемым на транспортных средствах. Система содержит навигационный блок, который включает навигационный приемник, выход которого подключен к входу вычислителя, который подключен к карте памяти, а также блок сопряжения с устройством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478506
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32a5

Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики и может быть использовано для управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации состоит из управляющего вычислительного комплекса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478508
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32a6

Система передачи данных маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к системам передачи данных и может быть использовано для обмена информацией между станционными и бортовыми устройствами в целях обеспечения управления движением локомотивов. Система передачи данных маневровой автоматической локомотивной сигнализации содержит станционное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478509
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.06.2013
№216.012.47ca

Система контроля поверхности катания железнодорожной колесной пары

Изобретение относится к области измерительной техники и предназначено для автоматического контроля технического состояния рельсового подвижного состава в процессе его эксплуатации. Система контроля поверхности катания колеса железнодорожной колесной пары содержит две группы датчиков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483958
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.07.2013
№216.012.53b7

Устройство для осмотра вагонов

Изобретение относится к области оптической передачи изображений и может быть использовано для осмотра вагонов. Устройство для осмотра вагонов содержит многосекционную штангу, на одном конце которой установлена телевизионная камера, а в ее средней части размещен корпус, в котором установлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487034
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.07.2013
№216.012.53b8

Устройство интеллектуальной бортовой аппаратуры маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к автоматике и телемеханике на железнодорожном транспорте. Устройство интеллектуальной бортовой аппаратуры маневровой автоматической локомотивной сигнализации содержит контроллер управления, модуль индикации, модуль управления, модуль навигационных сигналов, радиомодем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487035
Дата охранного документа: 10.07.2013
27.08.2013
№216.012.63d9

Способ интервального регулирования движения поездов на перегоне с автоблокировкой и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Способ интервального регулирования движения поездов на перегоне с автоблокировкой заключается в том, что принятые на локомотиве сигналы аппаратуры рельсовых пеней контролируют на достоверность, формируют и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491198
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.09.2013
№216.012.67c6

Способ очистки легких углеводородных фракций

Изобретение относится к очистке легких углеводородных фракций без применения водорода и может быть использовано в нефтеперерабатывающей, нефтехимической и других отраслях промышленности. Изобретение касается способа очистки легких углеводородных фракций, содержащих сернистые соединения и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492213
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.09.2013
№216.012.6d38

Информационное вагонное табло

Изобретение относится к информационному табло и может быть использовано в вагоне для информирования пассажиров о движении поезда. Технический результат достигается тем, что информационное вагонное табло включает закрепленное в корпусе и выполненное на прозрачном листе информационное изображение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493611
Дата охранного документа: 20.09.2013
+ добавить свой РИД