×
09.06.2019
219.017.78c9

Результат интеллектуальной деятельности: СПУСКАЕМЫЙ АППАРАТ С НЕСУЩИМ КОРПУСОМ И СПОСОБ ЕГО ПОСАДКИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в отраслях промышленности, занимающихся проектированием и созданием космических кораблей. Задачей изобретения является уменьшение нагружения корпуса спускаемого аппарат (СА) при посадке, расширение функциональных возможностей, повышение эксплуатационных качеств и надежности СА. Сущность изобретения: СА содержит несущий ТК с носовой и кормовой частями, парашютную систему, систему управления спуском (ПС), (СУС), устройство амортизации аппарата. Корпус выполнен составным в виде герметичного отсека и нижней несущей части, шарнирно закрепленной с носовой частью корпуса и связанной телескопическими штангами-ограничителями с герметичным отсеком с возможностью углового поворота нижней несущей части в плоскости симметрии аппарата относительно носовой части. При этом между нижней частью корпуса и герметичным отсеком размещено устройство амортизации аппарата, причем на кормовой части корпуса установлен двигатель прижатия. Устройство амортизации аппарата выполнено в виде расположенных симметрично относительно плоскости симметрии аппарата надувных емкостей с системой подачи и регулирования давления, а двигатель прижатия выполнен в виде твердотопливного ракетного двигателя. Способ посадки СА на Землю включает ввод в поток ПС, стабилизацию аппарата, отделение ПС в момент касания с Землей. После ввода ПС разворачивают СА по вектору скорости в направлении ветра с помощью СУС, отклоняют нижнюю часть корпуса в плоскости симметрии на заданный угол, реализуя наддув емкостей, а в момент касания с Землей включают двигатель прижатия одновременно с отделением ПС. Технический результат - обеспечение устойчивой посадки на все виды грунта, повышение надежности СА и упрощение функционирования ПС. 2 с. и 2 з. п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в отраслях промышленности, занимающихся проектированием и созданием космических кораблей, в состав которых входят спускаемые аппараты (СА), предназначенные для спуска в атмосфере и посадки на Землю.

Известен СА баллистического типа пилотируемого космического корабля серии "Союз", имеющий теплозащищенный корпус (ТК) с лобовым экраном, который перед посадкой отделяют от корпуса СА и сбрасывают.

Для обеспечения посадки СА на Землю с заданными скоростями в момент соприкосновения с поверхностью Земли, а также перегрузок, действующих на экипаж и конструкцию, он имеет также парашютную систему (ПС), систему управления спуском (СУС), механические амортизаторы кресел космонавтов, двигатели мягкой посадки (ДМП) [1].

Известен также способ посадки этих СА на Землю, включающий стабилизацию аппарата, уменьшение вертикальной скорости СА в атмосфере с помощью ПС до 7÷8 м/с, дополнительное уменьшение скорости СА путем торможения его посредством ДМП, которые гасят вертикальную скорость парашютирования [1].

Недостаток этих технических решений: не гасится горизонтальная скорость ветрового сноса, это создает большую вероятность опрокидывания СА и приводит к нерасчетным нагрузкам на конструкцию и оборудование, что в основном предопределяет одноразовое использование аппарата.

Известен и принят авторами за прототип СА многоразового использования корабля- спасателя НАСА "CRV" (X - 38), предназначенный для международной космической станции (МКС) [2].

Этот СА содержит несущий ТК, имеющий аэродинамическое качество, и совершает планирующий спуск в атмосфере. К набегающему потоку обращена нижняя, несущая часть его корпуса, являющаяся лобовым теплозащитным экраном.

Для осуществления посадки СА содержит также управляемую ПС с автоматикой и механизмом управления ПС и посадочное устройство, выполненное в виде трехопорного шасси типа "лыжи" с механизмом его выпуска. Стойки шасси имеют механические амортизаторы и оканчиваются опорными плоскостями в виде лыж. Для выпуска стоек в нижней, несущей части имеются створки с приводами их открытия.

Известен также способ посадки этого СА [3], заключающийся в том, что на определенной высоте вводится управляемая ПС, с помощью которой уменьшается вертикальная скорость спуска, осуществляется ориентация и управление движением СА в горизонтальном направлении, а из-под несущей части корпуса выпускается посадочное устройство, выполненное в виде шасси. При этом вертикальная составляющая скорости снижения на парашюте при контакте с грунтом демпфируется амортизаторами шасси, а горизонтальная составляющая скорости парашютирования рассеивается при скольжении лыж по грунту. Посадка СА производится на местности с относительно ровной поверхностью и твердым грунтом (районы Калифорнии).

К недостаткам такого технического решения следует отнести следующие.

1. Наличие в несущем корпусе створок для выпуска шасси и сложный механизм выпуска стоек шасси. Это вносит элементы ненадежности с точки зрения возможности протока горячих газов к внутренней части корпуса и, как следствие, ее прогара, существует также вероятность отказа одной из стоек шасси.

2. Ограниченная суммарная площадь "лыж" шасси создает относительно большое давление на грунт, что делает невозможным устойчивое (без опрокидывания аппарата) скольжение по мягкому, например, размокшему или заснеженному грунту в условиях климата России.

3. Стойки шасси при контакте с грунтом создают сосредоточенные нагрузки на конструкцию корпуса, что вызывает потребность его усиления и соответственно утяжеления.

4. Наибольший нагрев при спуске СА в атмосфере испытывает нижняя, несущая, часть корпуса и все аккумулированное в ней тепло после посадки передается внутрь корпуса СА.

5. Наличие ПС с автоматикой и механизмом ее управления.

Задачей изобретения является уменьшение нагружения корпуса СА при посадке, расширение функциональных возможностей, повышение эксплуатационных качеств и надежности СА.

Технические результаты изобретения следующие.

1. Исключаются сосредоточенные нагрузки, действующие на корпус СА при контакте с грунтом.

2. Обеспечивается устойчивая посадка СА на все виды грунтов, включая мягкий, размокший и заснеженный.

3. Исключается возможность протоков горячих газов к герметичному отсеку и прогар его конструкции, а также передача тепла от нижней, несущей, части корпуса внутрь СА после посадки.

4. Повышается надежность амортизации СА при его посадке.

5. Упрощение функционирования ПС.

Задача решается таким образом, что в известном СА, содержащем несущий ТК с носовой и кормовой частями, ПС, СУС, устройство амортизации аппарата, согласно изобретению, в нем корпус выполнен составным в виде герметичного отсека и нижней, несущей части, шарнирно закрепленной с носовой частью корпуса и связанной телескопическими штангами-ограничителями с герметичным отсеком с возможностью углового поворота нижней, несущей части в плоскости симметрии аппарата относительно носовой части, при этом между нижней частью корпуса и герметичным отсеком размещено устройство амортизации аппарата, причем на кормовой части корпуса установлен двигатель прижатия.

Кроме того, устройство амортизации аппарата выполнено в виде расположенных симметрично относительно плоскости симметрии аппарата надувных емкостей с системой подачи и регулирования давления, а двигатель прижатия выполнен в виде твердотопливного ракетного двигателя.

Задача решается также таким образом, что в известном способе посадки СА на Землю, включающем ввод в поток ПС, стабилизацию аппарата, отделение ПС в момент касания с Землей, согласно изобретению, после ввода ПС разворачивают СА по вектору скорости в направлении ветра с помощью СУС, отклоняют нижнюю часть корпуса в плоскости симметрии на заданный угол, реализуя наддув емкостей, а в момент касания с Землей включают двигатель прижатия одновременно с отделением ПС.

Сущность изобретения иллюстрируется на примере решения поставленной задачи применительно к СА с несущим корпусом для посадки на Землю.

На фиг. 1 приведена схема СА с несущим корпусом и показаны его основные элементы, на фиг.2 и 3 приведен порядок выполнения операций при приземлении СА, где:
1 - теплозащитный корпус (ТК);
2 - носовая часть корпуса;
3 - кормовая часть корпуса;
4 - парашютная система (ПС);
5 - система управления спуском (СУС);
6 - герметичный отсек корпуса;
7 - нижняя, несущая часть корпуса;
8 - телескопические штанги-ограничители;
9 - устройство амортизации аппарата;
10 - двигатель прижатия;
11 - шарнир поворота нижней, несущей части корпуса.

СА с несущим корпусом для посадки на Землю содержит несущий теплозащищенный корпус 1 с носовой 2 и кормовой 3 частями, ПС 4, СУС 5, устройство амортизации аппарата 9. Корпус 1 выполнен составным в виде герметичного отсека 6 и нижней, несущей части 7, шарнирно закрепленной к носовой части корпуса. Нижняя, несущая часть корпуса 7 связана телескопическими штангами-ограничителями 8 с герметичным отсеком в кормовой части 3 с возможностью ее углового поворота в плоскости симметрии аппарата относительно носовой части 2. Между нижней, несущей частью корпуса 7 и герметичным отсеком 6 размещено устройство амортизации аппарата 9, выполненное, например, в виде расположенных симметрично относительно плоскости симметрии аппарата надувных емкостей с системой подачи и регулирования давления, например, в виде дренажных клапанов. На кормовой части корпуса 3 установлен двигатель прижатия 10, выполненный, например, в виде твердотопливного ракетного двигателя (ТТРД), вектор тяги которого направлен к Земле. В носовой части корпуса 2 установлен шарнир поворота 11 нижней, несущей части корпуса 7.

Посадку СА на поверхность Земли осуществляют следующим образом.

На расчетной высоте вводится ПС 4, которая снижает вертикальную скорость спуска до 7-8 м/с. Затем СУС 5 разворачивает СА по направлению ветрового сноса и стабилизирует его. После этого, срабатыванием, например, пирозамков, нижнюю, несущую часть корпуса 7 отделяют от герметичного отсека 6 и одновременно производят наддув емкостей устройства амортизации 9, которые в процессе наддува отклоняют несущую часть корпуса на угол, ограничиваемый штангами-ограничителями 8, относительно шарнира 11 (фиг.2).

В момент касания с Землей включают ТТРД 10, который прижимает СА к Земле, и одновременно отделяют ПС, обеспечивая устойчивость СА в процессе скольжения по грунту (фиг.3). В результате этого демпфируется вертикальная скорость парашютирования и рассеивается горизонтальная скорость ветрового сноса.

Достижение технических результатов обусловлено следующим.

1. С Землей контактирует нижняя, несущая часть корпуса 7 с существенно большей площадью поверхности, чем суммарная площадь "лыж" шасси. Удельное давление на грунт соответственно меньше, а прижатие СА к Земле ТТРД 10 улучшает устойчивость аппарата. Это обеспечивает посадку СА и на мягкий грунт, т.е. расширяются функциональные возможности СА по сравнению с прототипом.

2. Сжатие надувных емкостей при демпфировании вертикальной скорости создает распределенную нагрузку на корпус СА, что уменьшает нагружение конструкции корпуса, в отличие от прототипа, где нагрузка сосредотачивается в трех точках в местах крепления стоек шасси.

3. Ненаддув емкостей не влияет на поворот несущей части корпуса 7 на требуемый угол и существенно не влияет на амортизационные характеристики СА в целом, что повышает надежность и эксплуатационные качества СА, в отличие от прототипа, где возможность отказа механизма одной из стоек шасси приводит к аварийной посадке.

4. При спуске СА исключается возможность протока горячих газов к герметичному отсеку 6, так как нижняя, несущая часть 7 выполнена в виде монолитной конструкции, в отличие от прототипа, где в несущей части имеются открывающиеся створки. Это также повышает надежность и эксплуатационные качества СА.

5. Нижняя, несущая часть корпуса 7 после посадки не контактирует с герметичным отсеком 6, что исключает передачу тепла от несущей части внутрь отсека, в отличие от прототипа, где несущая часть после посадки остается закрепленной на корпусе СА.

Изготовление отдельных элементов и комплектующих, входящих в состав СА с несущим корпусом не требует разработки новой технологической базы, что сокращает сроки изготовления СА для решения задачи посадки на Землю.

Технические преимущества предлагаемого решения создают возможность многократного использования СА.

Литература
1. Космонавтика, энциклопедия. /Под ред. В.П. Глушко, из-во "Советская энциклопедия", М., 1985, стр. 302, 378.

2. Ad. Wagner, NASA X-38 Landing Gear Development, Daimler Chrysler Aerospace (1-ая конференция по возвращаемым аппаратам, г. Аркашон, Франция, март 1999).

3. E. D. Graf, X-38 and Crew Return Vehicle Programmes, eesa bulletin 101-february 2000.

1.Спускаемыйаппаратснесущимкорпусом,содержащийнесущийтеплозащищенныйкорпуссносовойикормовойчастями,парашютнуюсистемупосадки,системууправленияспуском,устройствоамортизацииаппарата,отличающийсятем,чтовнемтеплозащищенныйкорпусвыполненсоставнымввидегерметичногоотсекаинижнейнесущейчасти,шарнирнозакрепленнойсносовойчастьюкорпусаисвязаннойтелескопическимиштангами-ограничителямисгерметичнымотсекомсвозможностьюугловогоповоротанижнейнесущейчастивплоскостисимметрииаппаратаотносительноносовойчасти,приэтоммеждунижнейнесущейчастьюкорпусаигерметичнымотсекомразмещеноустройствоамортизацииаппарата,причемнакормовойчастикорпусаустановлендвигательприжатия.12.Спускаемыйаппаратснесущимкорпусомпоп.1,отличающийсятем,чтоустройствоамортизацииаппаратавыполненоввидерасположенныхсимметричноотносительноплоскостисимметрииаппаратанадувныхемкостейссистемойподачиирегулированиядавления.23.Спускаемыйаппаратснесущимкорпусомпоп.1,отличающийсятем,чтодвигательприжатиявыполненввидетвердотопливногоракетногодвигателя.34.Способпосадкиспускаемогоаппаратаснесущимкорпусом,включающийвводвпотокпарашютнойсистемы,стабилизациюаппарата,отделениепарашютнойсистемывмоменткасаниясЗемлей,отличающийсятем,чтопослевводапарашютнойсистемыразворачиваютспускаемыйаппаратповекторускоростинаправленияветраспомощьюсистемыуправленияспуском,отклоняютнижнюючастькорпусавплоскостисимметрииназаданныйугол,авмоменткасаниясЗемлейвключаютдвигательприжатияодновременносотделениемпарашютнойсистемы.4
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 41 items.
20.02.2019
№219.016.bde9

Инструмент с ограничением крутящего момента

Изобретение относится к приспособлениям для создания оператором крутящего момента при работе в особых условиях, в частности в условиях открытого космоса. Инструмент с ограничением крутящего момента содержит корпус с размещенными в нем ведомым валом и механизмом ограничения крутящего момента и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02223897
Дата охранного документа: 20.02.2004
20.02.2019
№219.016.be1f

Быстроразъемный агрегат

Изобретение относится к ракетной технике, а конкретно к устройствам расстыковки заправочно-дренажных магистралей. Быстроразъемный агрегат включает в себя бортовую и наземную колодки, соединенные замком с пневмоприводом в виде запирающей втулки с подпружиненным поршнем. Наземная колодка снабжена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02217649
Дата охранного документа: 27.11.2003
20.02.2019
№219.016.c4d2

Топливный отсек грузового космического корабля

Изобретение относится к космической технике, конкретно к транспортным космическим кораблям для дозаправки орбитальных станций типа "Мир". Предлагаемый отсек содержит корпус с внешней теплоизоляцией и установленный внутри него каркас. На каркасе закреплены баки горючего и окислителя с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02196082
Дата охранного документа: 10.01.2003
23.02.2019
№219.016.c7d1

Способ управления космическим аппаратом с помощью силовых гироскопов и реактивных двигателей, расположенных под углом к осям связанного базиса

Изобретение относится к области объединенного управления ориентацией и движением центра масс космических аппаратов (КА). В предлагаемом способе по вектору кинетического момента в системе силовых гироскопов и вектору угловой скорости КА определяют текущий суммарный кинетический момент КА...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02197412
Дата охранного документа: 27.01.2003
01.03.2019
№219.016.cacd

Многоканальный преобразователь сопротивлений в напряжения

Изобретение относится к техническим средствам измерения неэлектрических величин электротехническими методами и может быть использовано при измерении физических параметров. Технический результат заключается в снижении погрешности устройства за счет увеличения его помехоустойчивости, а также в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02219555
Дата охранного документа: 20.12.2003
01.03.2019
№219.016.caec

Отсек компонентов дозаправки

Изобретение относится к космической технике, а именно к проектированию и эксплуатации транспортных космических кораблей, обеспечивающих дозаправку космических орбитальных станций типа "Мир" в условиях космического пространства. Отсек компонентов дозаправки содержит корпус с закрепленными на нем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02217359
Дата охранного документа: 27.11.2003
11.03.2019
№219.016.d731

Разгонный ракетный блок

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для стабилизации и увода разгонного блока (РБ) от выводимого им космического аппарата. Предлагаемый РБ содержит двигательную установку, топливные баки, баллоны высокого давления с пневмосистемой для наддува баков, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02208558
Дата охранного документа: 20.07.2003
11.03.2019
№219.016.d7d6

Способ обезгаживания изделий

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к испытаниям изделий на обезгаживание в условиях, приближенных к эксплуатации изделий, например космических объектов. Способ обезгаживания изделий заключается в том, что помещают изделие в вакуумную камеру, вакуумируют ее,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02213635
Дата охранного документа: 10.10.2003
11.03.2019
№219.016.d7e4

Многоканальный коммутатор напряжения

Изобретение относится к электронной технике и может быть использовано в многоканальных коммутируемых источниках питания, где требуется информация о протекающем токе в нагрузке. Многоканальный коммутатор напряжения содержит в каждом канале датчик тока, ключ и блок нагрузки. Выходной сигнал...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02210182
Дата охранного документа: 10.08.2003
11.03.2019
№219.016.de41

Наземный мобильный измерительный комплекс

Изобретение относится к области космической техники, а именно к наземным измерительным комплексам в мобильном исполнении, и может быть использовано для оперативного приема, обработки, анализа и передачи телеметрической информации с борта космического объекта центру управления полетом. Наземный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02188508
Дата охранного документа: 27.08.2002
Showing 1-10 of 11 items.
01.03.2019
№219.016.ca17

Катализатор для гидродеалкилирования алкилароматических углеводородов

Изобретение относится к области производства катализаторов процессов переработки углеводородного сырья и может быть использовано в процессе гидродеалкилирования бензол-толуол-ксилольной (БТК) фракции, выделяемой из пироконденсата при пиролизе углеводородного сырья и в процессе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02200623
Дата охранного документа: 20.03.2003
01.03.2019
№219.016.ca2c

Способ получения полиэтилена

Изобретение относится к технологии производства полиэтилена методом радикальной полимеризации в массе при высоком давлении в однозонном автоклавном реакторе и может быть использовано в химической и нефтехимической промышленности. Описан способ получения полиэтилена, включающий подачу этилена в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255095
Дата охранного документа: 27.06.2005
01.03.2019
№219.016.cab7

Отделяемый от гиперзвукового летательного аппарата элемент, обладающий аэродинамическим качеством

Изобретение относится к области аэродинамики, а именно, к разработке отделяемого от гиперзвукового летательного аппарата (ЛА) элемента, обладающего аэродинамическим качеством, и способа спуска его в атмосфере. Может быть использовано при создании гиперзвуковых ЛА различного назначения:...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02223896
Дата охранного документа: 20.02.2004
29.03.2019
№219.016.f85a

Отсек летательного аппарата

Изобретение относится к аэрокосмической технике и может быть использовано при определении аэродинамических нагрузок, действующих на отсеки летательных аппаратов и размещаемые там изделия. Предлагаемый отсек содержит оболочку, на боковой поверхности которой выполнено дренажное отверстие, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002164883
Дата охранного документа: 10.04.2001
17.04.2019
№219.017.165e

Устройство для определения пульсаций давления, действующих на изделие, при воздействии струей реактивного двигателя (варианты)

Изобретение относится к экспериментальной газодинамике, а именно к устройствам определения пульсаций давления, действующих на элементы конструкции, подвергающиеся воздействию высокотемпературной струи с быстроменяющимися в процессе этого воздействия газодинамическими и температурными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02169353
Дата охранного документа: 20.06.2001
09.05.2019
№219.017.50e3

Способ регулирования аэродинамических нагрузок, действующих на корпус летательного аппарата, и устройство для его реализации (варианты)

Изобретение относится к ракетостроению и авиации. Способ основан на изменении давления газовой среды внутри замкнутого объема корпуса аппарата по отношению к давлению на его поверхности. Дополнительно замкнутый объем корпуса разделен, по крайней мере, на два объема путем экранирования одного от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02145564
Дата охранного документа: 20.02.2000
09.05.2019
№219.017.50e4

Способ регулирования аэродинамических нагрузок, действующих на отсек летательного аппарата, и устройство для его осуществления (варианты)

Изобретение относится к ракетостроению. Способ основан на изменении давления газовой среды в отсеке по отношению к давлению на его поверхности путем истечения газовой среды из отсека при воздействии аэродинамического потока. Предварительно по траектории полета аппарата определяют изменение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02145563
Дата охранного документа: 20.02.2000
18.05.2019
№219.017.54a2

Ракетный разгонный блок (варианты)

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к конструкции ракетных разгонных блоков, входящих в состав ракет космического назначения, предназначенных для выведения с опорной орбиты на рабочие энергетические орбиты различных космических объектов-полезных грузов. В первом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02240264
Дата охранного документа: 20.11.2004
09.06.2019
№219.017.78b0

Пилотируемый космический корабль

Изобретение относится к ракетно-космической технике и более конкретно - к космическим кораблям, имеющим в своем составе спускаемый аппарат с несущим корпусом для доставки экипажа в космос и его возвращения на Землю. Предлагаемый космический корабль содержит помимо спускаемого аппарата...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02220077
Дата охранного документа: 27.12.2003
09.06.2019
№219.017.78db

Космический аппарат для спуска в атмосфере планеты и способ его спуска в атмосфере планеты (варианты)

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при проектировании спускаемых аппаратов с аэродинамическим качеством. Предлагаемый аппарат содержит теплоизолированный корпус с затупленной носовой частью, верхней и нижней частями и донной защитой, а также посадочные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02213682
Дата охранного документа: 10.10.2003
+ добавить свой РИД