×
01.06.2019
219.017.726a

Результат интеллектуальной деятельности: Гидродинамический привод-генератор

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002690120
Дата охранного документа
30.05.2019
Аннотация: Изобретение относится к системам электроснабжения транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов. Гидродинамический привод-генератор содержит по меньшей мере два генератора (2,3) переменного тока и гидродинамический преобразователь (1) крутящего момента с насосным колесом (4) и турбинным колесом (5). Насосное колесо (4) кинематически связано с валом двигателя транспортного средства. Турбинное колесо (5) кинематически связано с роторами всех генераторов шестеренными передачами с одинаковым передаточным отношением. При этом во всех генераторах роторы расположены относительно статоров в одинаковом положении для обеспечения симфазности вращения роторов генераторов. Изобретение увеличивает мощность системы электроснабжения, уменьшает ее удельную массу, повышает надежность ее работы и качество вырабатываемого тока. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к системам электроснабжения транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов.

Известны системы электроснабжения переменного тока постоянной частоты для транспортных средств, например, летательных аппаратов, в которых источником электроэнергии является гидродинамический привод-генератор с гидродинамическим преобразователем крутящего момента, имеющим насосное колесо, кинематически связанное с валом двигателя транспортного средства, и турбинное колесо, кинематически связанное с ротором генератора (Патент РФ №2408503, публ. 2010 г.)

В известном гидродинамическом приводе-генераторе турбинное колесо гидродинамического преобразователя крутящего момента связано с ротором единственного генератора переменного тока, входящего в состав привода-генератора. Вместе с тем, в связи с отсутствием в настоящее время генераторов большой мощности (более 200 кВт) система электроснабжения летательного аппарата существенно ограничивается по мощности. Размещение же на одном двигателе двух и более приводов-генераторов привело бы к недопустимому увеличению габаритов и массы системы. Кроме того, в этом случае обеспечение работы генераторов на общую сеть потребовало бы дополнительных сложных устройств.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является увеличение мощности системы электроснабжения, уменьшение ее удельной массы, т.е. массы, приходящейся на один кВт электроэнергии, повышение надежности ее работы и качества вырабатываемого тока.

Технический результат достигается тем, что гидродинамический привод-генератор, содержащий генератор переменного тока и гидродинамический преобразователь крутящего момента с насосным колесом, кинематически связанным с валом двигателя транспортного средства, и турбинным колесом, кинематически связанным с ротором генератора, также содержит, по меньшей мере, еще один дополнительный генератор переменного тока, при этом турбинное колесо гидродинамического преобразователя связано с роторами всех генераторов шестеренными передачами с одинаковым передаточным отношением, при этом во всех генераторах роторы расположены относительно статоров в одинаковом положении для обеспечения симфазности вращения роторов генераторов.

Включение в состав предлагаемого привода-генератора двух или более генераторов, обеспечивает, по меньшей мере, двухканальную систему генерирования, в которой генераторы могут работать, как на общую сеть, так и на отдельные группы бортовых потребителей электроэнергии транспортного средства. Это позволяет увеличить мощность системы электроснабжения, повышает надежность ее работы и качество вырабатываемого тока.

Предлагаемое изобретение поясняется графически, где на фиг. 1 схематично изображен привод генератор для летательного аппарата, на фиг. 2 представлена график зависимости КПД генератора от нагрузки в двухканальной системе генерирования.

Привод-генератор содержит гидродинамический преобразователь крутящего момента 1 и два генератора трехфазного переменного тока 2 и 3. В полости гидродинамического преобразователя крутящего момента 1 содержится насосное колесо 4, вал которого связан с валом двигателя летательного аппарата и турбинное колесо 5, на валу которого установлено зубчатое колесо 6, сцепленное с зубчатыми колесами 7 и 8, имеющими одинаковое число зубьев. Зубчатое колесо 7 связано рессорой с валом генератора 2, а зубчатое колесо 8 связано рессорой с валом генератора 3. В полости гидродинамического преобразователя крутящего момента 1 содержатся также поворотные лопатки 9, связанные с регулятором 10 частоты вращения.

Предлагаемый привод-генератор работает следующим образом.

Вращение от вала двигателя передается роторам генераторов 2 и 3 с помощью насоса 4 и турбины 5 через рабочую жидкость (топливо), циркулирующую в гидродинамическом преобразователе 1. При этом обеспечивается постоянная частота вращения вала турбины 5 регулятором 10 частоты вращения, управляющим поворотными лопатками 9. Так как колеса 7 и 8 имеют одинаковое число зубьев и сцеплены с одним и тем же колесом 6 на валу турбины, то роторы обоих генераторов (2 и 3) имеют одинаковую постоянную частоту вращения, а значит вырабатывают переменный ток одинаковой постоянной частоты.

Равенство частот переменного тока, вырабатываемого генераторами дает возможность отрегулировать при сборке привода-генератора такое положение роторов генераторов, которое обеспечивает совместную работу генераторов на общую сеть трехфазного переменного тока.

Предлагаемый привод-генератор дает возможность повысить экономичность выработки электроэнергии. Например, при двухканальной системе энергоснабжения (два маршевых двигателя с приводом-генератором на каждом) в штатном режиме генераторы нагружены на 50% и нагружаются полностью только при выходе из строя одного привода-генератора. При использовании предлагаемых приводов-генераторов с двумя генераторами вся штатная нагрузка привода-генератора может быть возложена на один генератор. При этом КПД генератора существенно увеличится, так как КПД генератора возрастет с ростом нагрузки (см. фиг. 2). На таком режиме другой генератор может быть полностью отключен от бортовой электросети.

Кроме того, в случае наличия на летательном аппарате бортовых потребителей, работающих на режимах импульсно-периодической нагрузки, сопровождающихся переходными процессами по частоте и напряжению тока согласно ГОСТ Р 54073-2010, в предлагаемом приводе-генераторе эти нагрузки могут подключаться к одному из генераторов, в то время, как другой генератор может обеспечивать более высокое качество тока. При этом надежность работы потребителей электроэнергии, работающих без режимов импульсно-периодической нагрузки, существенно возрастает.


Гидродинамический привод-генератор
Гидродинамический привод-генератор
Гидродинамический привод-генератор
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-6 of 6 items.
27.12.2016
№216.013.9d49

Гидродинамический стартерный привод-генератор

Изобретение относится к системам генерирования электроэнергии и к системам стартерного запуска силовых установок транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов. Гидродинамический стартерный привод-генератор содержит генератор электроэнергии транспортного средства, установленный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571895
Дата охранного документа: 27.12.2015
27.05.2016
№216.015.42d9

Гидромеханическая автоматическая многоступенчатая коробка переключения передач для транспортного средства и транспортное средство

Изобретение относится к гидромеханическим автоматическим коробкам переключения передач скорости (АКПП), а также к транспортным средствам для передвижения по суше и на воде, использующим гидромеханические АКПП. В АКПП шестеренные зубчатые передачи выполнены в виде размещенной на входном валу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585093
Дата охранного документа: 27.05.2016
31.05.2019
№219.017.7055

Предвключенный производитель сжатого воздуха системы кондиционирования воздуха летательного аппарата

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха летательных аппаратов. Предвключенный производитель сжатого воздуха системы кондиционирования воздуха летательного аппарата содержит воздушный компрессор (1), связанный с валом авиадвигателя через регулируемый гидродинамический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689927
Дата охранного документа: 29.05.2019
29.06.2019
№219.017.99c9

Аэроэлектроподъемный летательный аппарат

Изобретение относится к летательным аппаратам. Аэроэлектроподъемный летательный аппарат содержит фюзеляж, электродвигатели, связанные своими валами с воздушными винтами и соединенные электрокабелем с источником электроэнергии, размещенным непосредственно на земле или на транспортном средстве....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002278061
Дата охранного документа: 20.06.2006
01.08.2019
№219.017.bb34

Аэроэлектроподъемный летательный аппарат

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям многовинтовых летательных аппаратов. Аэроэлектроподъемный летательный аппарат содержит фюзеляж, по меньшей мере, четыре воздушных винта, каждый из которых кинематически связан с валом управляемого электропривода, размещенного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696051
Дата охранного документа: 30.07.2019
10.11.2019
№219.017.dfc0

Лопасть воздушного винта

Изобретение относится к движителям транспортных средств, а также может быть использовано в вентиляторах и ветрогенераторах. Лопасть воздушного винта содержит экранирующую поверхность, размещенную перпендикулярно перу лопасти по его периметру непосредственно на торцевой поверхности пера или на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705373
Дата охранного документа: 07.11.2019
Showing 1-10 of 14 items.
27.12.2016
№216.013.9d49

Гидродинамический стартерный привод-генератор

Изобретение относится к системам генерирования электроэнергии и к системам стартерного запуска силовых установок транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов. Гидродинамический стартерный привод-генератор содержит генератор электроэнергии транспортного средства, установленный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571895
Дата охранного документа: 27.12.2015
27.05.2016
№216.015.42d9

Гидромеханическая автоматическая многоступенчатая коробка переключения передач для транспортного средства и транспортное средство

Изобретение относится к гидромеханическим автоматическим коробкам переключения передач скорости (АКПП), а также к транспортным средствам для передвижения по суше и на воде, использующим гидромеханические АКПП. В АКПП шестеренные зубчатые передачи выполнены в виде размещенной на входном валу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585093
Дата охранного документа: 27.05.2016
09.09.2018
№218.016.8575

Способ маршрутизации и передачи данных

Изобретение относится к области создания распределенных вычислительных сетей. Технический результат заключается в повышении надежности и скорости передачи данных. Способ маршрутизации и передачи данных включает получение запроса данных от пользователя, определение узлов с запрашиваемыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666276
Дата охранного документа: 06.09.2018
21.02.2019
№219.016.c558

Гидродинамический привод-генератор

Изобретение относится к системам электроснабжения транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов. Гидродинамический привод-генератор содержит генератор (5) переменного тока, блок регулирования (7) и гидродинамический преобразователь (1) крутящего момента, сообщенный на входе с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680299
Дата охранного документа: 19.02.2019
30.03.2019
№219.016.fa17

Безлонжеронная лопасть винта вертолёта и способ её изготовления

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано при производстве лопастей рулевых и несущих винтов вертолетов, воздушных винтов самолетов. Лопасть винта вертолета содержит многослойную обшивку из волокнистого композиционного материала и вкладыш. Вкладыш выполнен из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683410
Дата охранного документа: 28.03.2019
19.04.2019
№219.017.30e5

Система топливоподачи газотурбинного двигателя

Изобретение направлено на снижение подогрева топлива в системе топливоподачи газотурбинного двигателя, позволяющее повысить ресурс конструктивных элементов этой системы и надежность ее работы, а также уменьшить тепловую заметность летательного аппарата. Технический результат достигается тем,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002413856
Дата охранного документа: 10.03.2011
19.04.2019
№219.017.325b

Привод-генератор

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, а именно к энергоузлам систем генерирования переменного тока стабильной частоты, и может быть использовано в энергетических установках летательных аппаратов. Привод-генератор содержит гидротрансформатор (1) с насосным колесом (2), насос...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002408503
Дата охранного документа: 10.01.2011
31.05.2019
№219.017.7055

Предвключенный производитель сжатого воздуха системы кондиционирования воздуха летательного аппарата

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха летательных аппаратов. Предвключенный производитель сжатого воздуха системы кондиционирования воздуха летательного аппарата содержит воздушный компрессор (1), связанный с валом авиадвигателя через регулируемый гидродинамический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689927
Дата охранного документа: 29.05.2019
29.06.2019
№219.017.99c9

Аэроэлектроподъемный летательный аппарат

Изобретение относится к летательным аппаратам. Аэроэлектроподъемный летательный аппарат содержит фюзеляж, электродвигатели, связанные своими валами с воздушными винтами и соединенные электрокабелем с источником электроэнергии, размещенным непосредственно на земле или на транспортном средстве....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002278061
Дата охранного документа: 20.06.2006
01.08.2019
№219.017.bb34

Аэроэлектроподъемный летательный аппарат

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям многовинтовых летательных аппаратов. Аэроэлектроподъемный летательный аппарат содержит фюзеляж, по меньшей мере, четыре воздушных винта, каждый из которых кинематически связан с валом управляемого электропривода, размещенного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696051
Дата охранного документа: 30.07.2019
+ добавить свой РИД