×
21.02.2019
219.016.c558

Результат интеллектуальной деятельности: Гидродинамический привод-генератор

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002680299
Дата охранного документа
19.02.2019
Аннотация: Изобретение относится к системам электроснабжения транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов. Гидродинамический привод-генератор содержит генератор (5) переменного тока, блок регулирования (7) и гидродинамический преобразователь (1) крутящего момента, сообщенный на входе с каналом (19) подачи топлива системы топливоподачи двигателя транспортного средства, используемого в качестве рабочей жидкости. Гидродинамический преобразователь (1) имеет насосное колесо (2), кинематически связанное с валом (3) двигателя транспортного средства, и турбинное колесо (4), кинематически связанное с ротором генератора (5). Насосное колесо (2) и турбинное колесо (4) кинематически связаны между собой через расцепляемую муфту. Изобретение позволяет уменьшить нагрев топлива приводом-генератором. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к системам электроснабжения переменного тока постоянной частоты для транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов.

Известен привод-генератор, содержащий генератор переменного тока, блок регулирования и гидродинамический преобразователь крутящего момента, использующий в качестве рабочей жидкости топливо двигателя транспортного средства и имеющий насосное колесо, кинематически связанное с валом двигателя транспортного средства и турбинное колесо, кинематически связанное с ротором генератора, и поворотные лопатки, связанные с блоком регулирования (Патент №2408503, опубл. 2009 г. ).

Особенностью указанного привода-генератора является то, что гидравлические потери, связанные с работой гидродинамического преобразователя крутящего момента, приводят к повышению температуры топлива, поступающего в двигатель, или, в случае использования перепуска части топлива, ведут к повышению температуры топлива в баках летательного аппарата, что недопустимо, особенно на длительном крейсерском режиме полета. Для устранения повышенного нагрева топлива приходится устанавливать в топливной системе летательного аппарата дополнительные топливовоздушные теплообменники, что значительно увеличивает массу летательного аппарата.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является уменьшение нагрева топлива от привода-генератора.

Технический результат достигается тем, что в гидродинамическом приводе-генераторе, содержащем генератор переменного тока, блок регулирования и гидродинамический преобразователь крутящего момента, сообщенный на входе с каналом подачи топлива системы топливоподачи двигателя транспортного средства, используемого в качестве рабочей жидкости, и имеющий насосное колесо, кинематически связанное с валом двигателя транспортного средства и турбинное колесо, кинематически связанное с ротором генератора, насосное колесо гидродинамического преобразователя дополнительно кинематически связано через расцепляемую муфту с турбинным колесом гидродинамического преобразователя, при этом расцепляемая муфта может быть выполнена фрикционной, содержит поршень, рабочая полость которого сообщена с каналом подачи топлива, связанным с блоком регулирования привода-генератора, и имеет на периферии отверстие, сообщающее рабочую полость поршня с внутренней полостью привода-генератора.

Включение в состав гидродинамического привода-генератора дополнительной кинематической связи, например, с помощью зубчатых колес, между насосным и турбинным колесами гидродинамического преобразователя крутящего момента с установкой в ней расцепляемой муфты позволяет отключить гидродинамический преобразователь из работы привода-генератора на длительном крейсерском режиме полета, тем самым исключив потери мощности в гидропреобразователе и, как следствие, уменьшить температуру топлива, поступающего в двигатель.

Изобретение поясняется графически, где на чертеже схематично представлен предлагаемый гидродинамический привод-генератор.

Гидродинамический привод-генератор содержит гидродинамический преобразователь крутящего момента 1, в рабочей полости которого имеется насосное колесо 2, вал которого сцеплен с приводным валом 3, связанным кинематически с валом двигателя транспортного средства, турбинное колесо 4, связанное с валом генератора 5 переменного тока, и поворотные лопатки 6, управляемые блоком регулирования 7.

Зубчатые колеса 8 и 9 связывают вал насосного колеса 2 с валом внутренней полумуфты 10 фрикционной муфты. Вал наружной полумуфты 11 фрикционной муфты связан зубчатыми колесами 12 и 13 с валом турбинного колеса 4.

В наружной полумуфте 11 размещен поршень 14, контактирующий с пакетом фрикционных дисков 15. Рабочая полость 16 поршня 14 сообщается через полый вал 17 и уплотнение 18 с каналом 19 подвода топлива системы топливоподачи двигателя, содержащим кран 20, связанный электрическим управлением с блоком регулирования 7. На периферии рабочей полости 16 поршня 14 выполнено дозирующее отверстие 21, сообщающее рабочую полость 16 с внутренней полостью привода-генератора.

Предлагаемый привод-генератор работает следующим образом.

При частоте вращения вала двигателя ниже или выше пределов заданного диапазона, охватывающего крейсерский режим полета, крутящий момент от вала двигателя передается ротору генератора 5 через гидродинамический преобразователь 1, использующий в качестве рабочей жидкости топливо. При этом под действием блока регулирования 7 путем поворота лопаток 6 обеспечивается постоянная частота вращения ротора генератора 5, а значит и постоянная частота вырабатываемого генератором переменного тока. При вхождении частоты вращения вала двигателя в пределы упомянутого заданного диапазона блок регулирования 7 по сигналу от системы автоматического управления двигателя открывает кран 20 и закрывает поворотные лопатки 6. Вследствие этого поршень 14 под действием повышения давления в его рабочей полости 16 сжимает пакет фрикционных дисков 15, что приводит к сцеплению полумуфт 10 и 11; одновременно момент, передаваемый от вала двигателя ротору генератора 5 через гидродинамический преобразователь 1, уменьшается практически до нуля, и передача крутящего момента от вала двигателя ротору генератора происходит через зубчатые колеса и замкнутую муфту, минуя гидродинамический преобразователь 1, т.е. с коэффициентом полезного действия, близким к единице. При выходе частоты вращения вала двигателя в любую сторону за пределы заданного диапазона блок регулирования 7 по соответствующему сигналу от системы автоматического управления двигателя закрывает кран 20, топливо выбрасывается из рабочей полости 16 через отверстие 21 во внутреннее пространство привода-генератора с более низким давлением, полумуфты 10 и 11 расцепляются, а блок регулирования 7 по тому же сигналу начинает снова управлять поворотными лопатками 6, поддерживая работой гидродинамического преобразователя 1 постоянную частоту вращения ротора генератора 5. Передаточные отношения зубчатых колес 8, 9, 12 и 13 таковы, что на нижней границе заданного диапазона частоты вращения вала двигателя вырабатываемая генератором 5 частота тока имеет минимально допустимое значение, а на верхней границе этого диапазона данная частота тока имеет максимально допустимое значение.

Полученная таким образом работа привода-генератора на длительном крейсерском режиме полета с отключенным гидродинамическим преобразователем исключает потери в нем мощности, уменьшая температуру топлива, поступающего в двигатель. Этим исключается необходимость установки дополнительных топливовоздушных теплообменников, что снижает массу летательного аппарата в целом.


Гидродинамический привод-генератор
Гидродинамический привод-генератор
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-1 of 1 item.
14.12.2019
№219.017.edf5

Устройство стабилизации напряжения магнитоэлектрического генератора

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в возможности стабилизации напряжения двухполюсного магнитоэлектрического генератора при одновременном повышении его эффективности и минимизации массогабаритных показателей. Устройство стабилизации напряжения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708881
Дата охранного документа: 12.12.2019
Showing 1-10 of 10 items.
27.12.2016
№216.013.9d49

Гидродинамический стартерный привод-генератор

Изобретение относится к системам генерирования электроэнергии и к системам стартерного запуска силовых установок транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов. Гидродинамический стартерный привод-генератор содержит генератор электроэнергии транспортного средства, установленный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571895
Дата охранного документа: 27.12.2015
27.05.2016
№216.015.42d9

Гидромеханическая автоматическая многоступенчатая коробка переключения передач для транспортного средства и транспортное средство

Изобретение относится к гидромеханическим автоматическим коробкам переключения передач скорости (АКПП), а также к транспортным средствам для передвижения по суше и на воде, использующим гидромеханические АКПП. В АКПП шестеренные зубчатые передачи выполнены в виде размещенной на входном валу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585093
Дата охранного документа: 27.05.2016
19.04.2019
№219.017.30e5

Система топливоподачи газотурбинного двигателя

Изобретение направлено на снижение подогрева топлива в системе топливоподачи газотурбинного двигателя, позволяющее повысить ресурс конструктивных элементов этой системы и надежность ее работы, а также уменьшить тепловую заметность летательного аппарата. Технический результат достигается тем,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002413856
Дата охранного документа: 10.03.2011
19.04.2019
№219.017.325b

Привод-генератор

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, а именно к энергоузлам систем генерирования переменного тока стабильной частоты, и может быть использовано в энергетических установках летательных аппаратов. Привод-генератор содержит гидротрансформатор (1) с насосным колесом (2), насос...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002408503
Дата охранного документа: 10.01.2011
31.05.2019
№219.017.7055

Предвключенный производитель сжатого воздуха системы кондиционирования воздуха летательного аппарата

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха летательных аппаратов. Предвключенный производитель сжатого воздуха системы кондиционирования воздуха летательного аппарата содержит воздушный компрессор (1), связанный с валом авиадвигателя через регулируемый гидродинамический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689927
Дата охранного документа: 29.05.2019
01.06.2019
№219.017.726a

Гидродинамический привод-генератор

Изобретение относится к системам электроснабжения транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов. Гидродинамический привод-генератор содержит по меньшей мере два генератора (2,3) переменного тока и гидродинамический преобразователь (1) крутящего момента с насосным колесом (4) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690120
Дата охранного документа: 30.05.2019
29.06.2019
№219.017.99c9

Аэроэлектроподъемный летательный аппарат

Изобретение относится к летательным аппаратам. Аэроэлектроподъемный летательный аппарат содержит фюзеляж, электродвигатели, связанные своими валами с воздушными винтами и соединенные электрокабелем с источником электроэнергии, размещенным непосредственно на земле или на транспортном средстве....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002278061
Дата охранного документа: 20.06.2006
01.08.2019
№219.017.bb34

Аэроэлектроподъемный летательный аппарат

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям многовинтовых летательных аппаратов. Аэроэлектроподъемный летательный аппарат содержит фюзеляж, по меньшей мере, четыре воздушных винта, каждый из которых кинематически связан с валом управляемого электропривода, размещенного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696051
Дата охранного документа: 30.07.2019
10.11.2019
№219.017.dfc0

Лопасть воздушного винта

Изобретение относится к движителям транспортных средств, а также может быть использовано в вентиляторах и ветрогенераторах. Лопасть воздушного винта содержит экранирующую поверхность, размещенную перпендикулярно перу лопасти по его периметру непосредственно на торцевой поверхности пера или на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705373
Дата охранного документа: 07.11.2019
14.12.2019
№219.017.edf5

Устройство стабилизации напряжения магнитоэлектрического генератора

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в возможности стабилизации напряжения двухполюсного магнитоэлектрического генератора при одновременном повышении его эффективности и минимизации массогабаритных показателей. Устройство стабилизации напряжения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708881
Дата охранного документа: 12.12.2019
+ добавить свой РИД