×
24.05.2019
219.017.5f21

Результат интеллектуальной деятельности: Опорный подшипник скольжения

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, в частности, к подшипникам скольжения с самоустанавливающимися подушками, и может быть использовано, например, в высокоскоростных центробежных компрессорах. Опорный подшипник скольжения содержит корпус (1) с внутренней цилиндрической поверхностью (2) и размещенные в нем самоустанавливающиеся подушки (3-7), опирающиеся на упругие элементы в виде пластинчатых пружин (8). Пластинчатые пружины (8) установлены на парных опорных площадках (15) на поверхности (2), между которыми имеются пазы (16), обеспечивающие возможность прогиба пластинчатых пружин (8). Парные опорные площадки (15), на которых установлены пластинчатые пружины (8), находящиеся под ненагруженными подушками, выполнены на меньшем расстоянии от продольной оси поверхности (2), в сравнении с парными опорными площадками (15), на которых установлены пластинчатые пружины, находящиеся под нагруженными подушками. Технический результат: повышение надежности и долговечности работы опорного подшипника скольжения при динамических нагрузках. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к деталям машин - подшипникам скольжения с самоустанавливающимися подушками. Известен опорный подшипник скольжения, содержащий корпус с кольцевой выточкой на внутренней поверхности и установленные в нем на упругих элементах самоустанавливающиеся подушки, на тыльных сторонах которых выполнены П-образные пазы, стенки которых выполнены цилиндрическими с осями, расположенными в плоскостях, перпендикулярных продольной оси подшипника, и с выпуклостями внутрь пазов, а упругие элементы выполнены в виде цилиндрических стержней, установленных параллельно продольной оси подшипника в пазах подушек и опирающихся на кромки кольцевой выточки корпуса (Авторское свидетельство СССР № SU 1083001 А, опубликовано 30.03.1984 г.)

Недостатком данного технического решения является то, что зазоры между рабочими поверхностями всех подушек и поверхностью вала при его центральном положении (оси вала и внутренней поверхности корпуса подшипника совпадают) в плоскостях, проходящих через ось внутренней поверхности корпуса и точки контакта подушек с упругими элементами, равны. В результате при работе подшипника, когда ось вала не находится в центральном положении, зазоры между рабочими поверхностями ненагруженных подушек и поверхностью вала становятся больше величины зазора, имеющего место при центральном положении вала. Это приводит к значительному снижению гидродинамических сил в смазочных слоях этих подушек и к повышению амплитуды колебания шейки вала в подшипнике при возникновении динамических нагрузок, например, от неуравновешенности ротора.

Недостатком является также сложность изготовления подушек, низкая точность обеспечения расчетных значений зазоров в подшипнике из-за длинной размерной цепочки. Кроме этого, при такой конфигурации паза имеет место точечный контакт между подушкой и упругим элементом, что часто приводит к обминанию зоны контакта и ухудшению самоустановки подушки.

Известен также опорный подшипник скольжения, содержащий корпус с внутренней цилиндрической поверхностью и размещенные в нем самоустанавливающиеся подушки, опирающиеся тыльной стороной на упругие элементы, выполненные в виде пластинчатых пружин, через шарниры, обеспечивающие возможность самоустановки подушек. Пластинчатые пружины установлены на парных опорных площадках на внутренней цилиндрической поверхности корпуса, между которыми имеются пазы, обеспечивающие возможность прогиба пластинчатых пружин (Авторское свидетельство СССР №418642, опубликовано 05.03.1974 г.)

Данное техническое решение в части точности обеспечения расчетных значений зазоров в подшипнике и исключения обмятия в зоне контакта тыльной стороны подушек является предпочтительным, хотя известны и более простые решения, когда возможность самоустановки подушек обеспечивается, например, выполнением тыльной стороны подушки в виде цилиндрической поверхности, продольная ось которой параллельна продольной оси внутренней цилиндрической поверхности корпуса подшипника, с радиусом, меньшим радиуса внутренней цилиндрической поверхности корпуса (В.А. Максимов, Г.С. Баткис, Высокоскоростные опоры скольжения гидродинамического трения, Казань, изд-во «Фэн», 2004, 406 с.).

Однако основным недостатком данного технического решения, является повышение амплитуды колебания шейки вала в подшипнике при возникновении динамических нагрузок из-за снижения гидродинамических сил в смазочных слоях ненагруженных подушек.

Не смотря на то, что известные технические решения предусматривают возможность обеспечения заданной жесткости упругих элементов в зависимости от предполагаемых режимов работы подшипника, они не предусматривают установление различных зазоров между поверхностью вала и рабочими поверхностями нагруженных и ненагруженных подушек при центральном положении вала.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение надежности и долговечности работы опорного подшипника скольжения при динамических нагрузках, за счет снижения действия ударных нагрузок на самоустанавливающиеся подушки и уменьшения амплитуды колебания шейки вала относительно подшипников.

Технический результат достигается тем, что в известном опорном подшипнике скольжения, содержащем корпус с внутренней цилиндрической поверхностью и размещенные в нем самоустанавливающиеся подушки, опирающиеся тыльной стороной, выполненной в виде цилиндрической поверхности, продольная ось которой параллельна продольной оси внутренней цилиндрической поверхности корпуса, с радиусом, меньшим радиуса внутренней цилиндрической поверхности корпуса, на упругие элементы в виде пластинчатой пружины, образуя линию контакта, расположенную в радиальной плоскости, в которой толщина подушки является максимальной, при этом пластинчатые пружины установлены на парных опорных площадках на внутренней цилиндрической поверхности корпуса, между которыми имеются пазы, обеспечивающие возможность прогиба пластинчатых пружин, парные опорные площадки, на которые установлены пластинчатые пружины, находящиеся под разнонагруженными подушками, выполнены на различных расстояниях от продольной оси внутренней цилиндрической поверхности корпуса.

Новым является также то, что парные опорные площадки, на которые установлены пластинчатые пружины, находящиеся под менее нагруженными подушками, выполнены на меньшем расстоянии от продольной осивнутренней цилиндрической поверхности корпуса, чем парные опорные площадки, на которые установлены пластинчатые пружины, находящиеся под более нагруженными подушками.

Кроме того, парные опорные площадки выполнены по обе стороны, симметрично и параллельно линии контакта тыльной стороны подушки и пластинчатой пружины, при этом глубина паза между парными опорными площадками меньше допустимой величины прогиба пластинчатой пружины.

Выполнение парных опорных площадок, на которые установлены находящиеся под разнонагруженными подушками пластинчатые пружины, на различных расстояниях от продольной оси внутренней цилиндрической поверхности корпуса обеспечивает возможность установки уменьшенных зазоров между поверхностью вала и рабочими поверхностями ненагруженных подушек для центрального положения вала. При работе подшипника, когда вал смещается из центрального положения, зазоры в смазочных слоях ненагруженных подушек увеличиваются, что приводит к уменьшению гидродинамических сил в смазочных слоях этих подушек. Но благодаря ранее установленным уменьшенным значениям зазоров, эти силы остаются достаточными для того, чтобы препятствовать смещению вала в направлении ненагруженных подушек при возникновении динамических нагрузок.

В результате уменьшается амплитуда колебания шейки вала относительно подшипника, повышается надежность его работы.

Благодаря тому, что пластинчатые пружины под ненагруженными подушками установлены на меньшем расстоянии от центра подшипника, чем под нагруженными подушками, способность отслеживать перемещение вала под действием динамической нагрузки приобретают и ненагруженные подушки, что способствует снижению ударных нагрузок на подушки и повышению надежности и долговечности работы подшипника.

Предлагаемый опорный подшипник скольжения иллюстрируется чертежами, представленными на фиг. 1, 2:

на фиг. 1 показан поперечный разрез подшипника;

на фиг. 2 показан продольный разрез подшипника А-А фиг. 1.

Опорный подшипник скольжения (фиг. 1) содержит корпус 1 с внутренней цилиндрической поверхностью 2, установленные в корпусе 1 равномерно по окружности самоустанавливающиеся подушки 3, 4, 5, 6,7, опирающиеся тыльными сторонами на упругие элементы, выполненные в виде пластинчатых пружин 8, уплотнительные кольца 9 (фиг. 2), которые своими посадочными поверхностями 10 установлены на внутреннюю цилиндрическую поверхность 2 корпуса 1 и закреплены к нему винтами 11. От смещения в осевом и радиальном направлениях подушки 3, 4, 5, 6, 7 удерживаются уплотнительными кольцами 9, на внутренних торцовых поверхностях которых выполнены кольцевые выточки, в которые входят заплечики 12 самоустанавливающихся подушек.

От смещения в окружном направлении подушки удерживаются цилиндрическими стержнями 13, установленными параллельно продольной оси подшипника в пространствах между подушками и зафиксированными в отверстиях 14, выполненных в уплотнительных кольцах 9.

Пластинчатые пружины 8 установлены на парные опорные площадки 15 на внутренней цилиндрической поверхности 2, между которыми имеются пазы 16, обеспечивающие возможность прогиба пластинчатых пружин 8. От выпадания пластинчатые пружины удерживаются лысками 17, выполненными на посадочных поверхностях 10 уплотнительных колец 9.

Возможность самоустановки подушек обеспечивается тем, что ее тыльная сторона выполнена в виде цилиндрической поверхности с радиусом, меньше радиуса внутренней цилиндрической поверхности 2 корпуса 1 на величину, исключающую их касание, причем их продольные оси параллельны.

Касание тыльной стороны подушки и пластинчатой пружины происходит по линии контакта 18, вокруг которой происходит поворот подушки при самоустановке. В корпусе 1 выполнены каналы 19 для подвода смазочной жидкости к рабочим поверхностям подушек.

Расстояние Li от продольной оси внутренней цилиндрической поверхности 2 корпуса 1 до парных опорных площадок, расположенных под i-той подушкой, определяется из выражения

Li=r+H+h+hoi,

где r - радиус шейки вала 20; Н - высота подушки в зоне линии контакта; h - толщина пластинчатой пружины; hoi - зазор между рабочей поверхностью i-той подушки и поверхностью вала 20 при его центральном положении (продольные оси вала и внутренней цилиндрической поверхности совпадают); i=1…z; z - число подушек.

Характерной особенностью опорных подшипников скольжения с самоустанавливающимися подушками является то, что благодаря самоустановке подушек гидродинамические силы в смазочных слоях подушек возникают даже при центральном положении вала, например, для вертикальных валов. Но при смещении вала из центрального положения гидродинамические силы в смазочных слоях ненагруженных подушек (с увеличенными зазорами) становятся незначительными или обращаются в ноль, например, для реверсивных подушек.

Поэтому для того, чтобы при работе подшипника, когда шейка вала, находящаяся под действием силы F, находится в некоторой равновесной точке, не совпадающей с центром подшипника, в смазочных слоях всех нагруженных и ненагруженных подушек возникали гидродинамические силы, необходимо выполнение условия 0<hPi≤α⋅δ, где hPi - зазор между рабочей поверхностью i-той подушки и поверхностью вала, находящегося в некоторой равновесной точке; δ=(RП-r) - радиальный зазор в подшипнике; RП - радиус рабочей поверхности подушки; α - коэффициент запаса, принимаемый с учетом степени нереверсивности подушки и режима работы подшипника.

Для реверсивных подушек можно принять α=0,8÷0,9. Для нагруженных подушек 3, 4, 7 это условие при смещении шейки вала из центра подшипника выполняется всегда. Для ненагруженных подушек 5, 6 это условие выполняется при hoi≤α⋅δ(1+ε⋅cosϕi), где ε=е/δ - относительный эксцентриситет; е - смещение центра вала из центра подшипника под действием силы F; ϕi - угол расположения i-той ненагруженной подушки, отсчитываемый от линии действия нагрузки.

Таким образом, для рассматриваемого подшипника с числом подушек z=5 и направлением нагрузки F на подушку 3 (см. фиг. 1) согласно рассмотренному условию зазоры между рабочими поверхностями подушек и поверхностью шейки вала при его центральном положении должны определяться из условий:

- для нагруженной подушки 3 ho1≤δ;
- для нагруженных подушек 4, 7 ho2≤δ;
- для ненагруженных подушек 5, 6 ho3≤α⋅δ(1+ε⋅cosϕi=3).

Фактические значения ho1, ho2, ho3 уточняются при расчете подшипника для заданного режима работы.

Соответствующие этим зазорам расстояния от продольной оси внутренней цилиндрической поверхности до парных опорных площадок будут равны:

- для нагруженной подушки 3 L1=r+H+h+ho1;
- для нагруженных подушек 4, 7 L2=r+H+h+ho2;
- для ненагруженных подушек 5, 6 L3=r+H+h+ho3.

Толщина пластинчатой пружины h определяется из условия обеспечения требуемой податливости и прочности при ее ожидаемом максимальном прогибе.

Подшипник работает следующим образом. Смазочная жидкость, подаваемая в подшипник через каналы 19, увлекается вращающимся валом20 в зазоры между поверхностью вала и рабочими поверхностями подушек 3, 4, 5, 6, 7, которые приобретают клиновидную форму благодаря самоустановке подушек (повороту вокруг линии контакта 18).

При этом в смазочных слоях возникают гидродинамические силы, под действием которых вал занимает некоторое равновесное положение, характеризуемое смещением «е» центра вала от центра подшипника «О» и углом эксцентриситета, отсчитываемым от линии действия нагрузки в направлении вала.

Для подшипников с симметричным расположением подушек относительно линии действия нагрузки этот угол мал, и поэтому принято полагать, что центр вала при равновесном положении находится на линии действия нагрузки. При этом между рабочими поверхностями подушек 3, 4, 5, 6, 7 и поверхностью вала устанавливаются такие значения зазоров hPi, при которых гидродинамические силы уравновешиваются силами упругости пластинчатых пружин.

Благодаря тому, что для ненагруженных подушек были установлены уменьшенные значения зазоров hoi (для центрального положения вала), даже при значительном смещении вала из центрального положения гидродинамические силы в смазочных слоях верхних ненагруженных подушек 5, 6 будут достаточными для того, чтобы ограничить перемещение вала в направлении ненагруженных подушек при возникновении динамических сил.

При возникновении динамических нагрузок подушки благодаря возможности прогиба пластинчатых пружин будут перемещаться в радиальном направлении, избегая тем самым действие значительных ударных нагрузок, которые могут привести к выкрашиванию антифрикционного слоя на рабочей поверхности подушки. Перемещение подушки в радиальном направлении приводит к увеличению зазора и уменьшению гидродинамических сил. Поэтому под действием упругих сил пластинчатой пружины подушка возвращается в исходное положение.

Установка пластинчатых пружин под ненагруженными подушками на меньшем расстоянии от центра подшипника, чем под нагруженными подушками, дает возможность ненагруженным подушкам, наряду с нагруженными, отслеживать перемещение вала под действием динамической нагрузки.

Изобретение позволяет способствует снизить ударные нагрузки на самоустанавливающиеся подушки и повысить надежность и долговечность работы подшипника.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 20 items.
13.01.2017
№217.015.6f18

Устройство для компенсации неплоскостности опор промышленных агрегатов

Устройство для компенсации неплоскостности опор промышленных агрегатов содержит установленные между рамой (1) и опорой (2) агрегата клиновидные элементы с образованием подъемной пары, выполненные с отверстиями для размещения фиксирующего элемента. Первый элемент представляет собой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597628
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.6f68

Устройство для фиксации центровки оборудования

Устройство для фиксации центровки оборудования содержит образованные на раме (1) опорные элементы (2) с отверстиями, в которых размещены крепежные элементы в виде шпилек (3) и контрящих гаек (4), а также шпонку (6), жестко связанную с корпусом оборудования. Шпонка размещена между опорными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597627
Дата охранного документа: 10.09.2016
25.08.2017
№217.015.b50b

Узел уплотнения вала ротора центробежного компрессора

Изобретение относится к уплотнениям вала центробежных компрессоров. Узел уплотнения вала центробежного компрессора содержит жестко связанные друг с другом газовое уплотнение в виде пакета уплотнительных колец и проставков и гидростатический масляный затвор в виде внутренней и внешней стенок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614297
Дата охранного документа: 24.03.2017
25.08.2017
№217.015.ce7b

Торцовое уплотнение вращающегося вала с гидравлическим затвором

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к торцевым уплотнениям с гидравлическим затвором, и позволяет повысить надежность работы торцового уплотнения и увеличить его ресурс при минимальных утечках через уплотнение затворной жидкости за счет обеспечения разгрузки контактирующих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620621
Дата охранного документа: 29.05.2017
20.01.2018
№218.016.1d7a

Устройство для установки насоса в корпусе мультипликатора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к вспомогательным устройствам для компенсации расцентровки осей соединяемых валов насосных промышленных агрегатов при установке насоса в корпусе мультипликатора. Устройство для установки насоса в корпусе мультипликатора содержит внешнее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640880
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1e49

Центробежный нагнетатель

Изобретение относится к области компрессоростроения. Центробежный нагнетатель содержит корпус, выполненный в виде цилиндра, торцы которого закрыты фиксируемыми от перемещения передней и задней герметизирующими крышками, между которыми установлена сменная проточная часть. Передняя крышка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640894
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2cb5

Винтовой компрессор

Изобретение относится к области компрессоростроения, а именно к винтовым компрессорам малой производительности. Винтовой компрессор содержит корпус 1 с рабочей камерой, установленные в корпусе 1 ведущий ротор 2 и ведомый ротор, находящиеся в зацеплении с возможностью вращения на опорных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643572
Дата охранного документа: 02.02.2018
17.02.2018
№218.016.2cbe

Винтовой компрессор

Изобретение относится к области компрессоростроения, а именно к винтовым компрессорам малой производительности. Винтовой компрессор содержит корпус 1 с рабочей камерой, установленные в корпусе 1 ведущий ротор 2 и ведомый ротор, находящиеся в зацеплении с возможностью вращения на опорных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643891
Дата охранного документа: 06.02.2018
04.04.2018
№218.016.3146

Система предпускового подогрева масла компрессорных агрегатов на компрессорной станции

Изобретение относится к области компрессоростроения, а именно к системам обеспечения предпускового подогрева масла для его подачи к коллекторам смазки компрессорных агрегатов. Система предпускового подогрева масла компрессорных агрегатов на компрессорной станции содержит установленные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645096
Дата охранного документа: 15.02.2018
29.05.2018
№218.016.53a4

Центробежный многоступенчатый компрессорный агрегат

Изобретение относится к компрессоростроению. Центробежный многоступенчатый компрессорный агрегат содержит параллельно установленные многоступенчатые компрессоры, каждый из которых состоит из двух соединенных между собой выходными улитками секций с несколькими рабочими колесами, мультипликатор с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653643
Дата охранного документа: 11.05.2018
Showing 1-5 of 5 items.
27.01.2014
№216.012.9c4d

Упорный подшипник скольжения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорному подшипнику скольжения, преимущественно для установки на валу центробежных и компрессорных машин, работающих при высоких нагрузках. Упорный подшипник скольжения содержит пяту (4), подпятник (3), несущую втулку (1) со сферической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505719
Дата охранного документа: 27.01.2014
10.01.2015
№216.013.1b9a

Упорный подшипник скольжения с неподвижными подушками

Изобретение относится к области компрессоростроения и может быть использовано в центробежных и винтовых компрессорных машинах, работающих в сложных переходных режимах, при которых происходит изменение знака осевого усилия. Упорный подшипник скольжения содержит соосно установленные несущее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538494
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.03.2015
№216.013.2fd2

Компрессорная станция для перекачки газа (варианты)

Изобретение относится к области перекачки газа и может быть использовано на компрессорных станциях при транспортировке газа через магистральные трубопроводы. Компрессорная станция для перекачки газа содержит газоперекачивающий агрегат с технологическим компрессором, приводом которого служит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543710
Дата охранного документа: 10.03.2015
29.04.2019
№219.017.45a7

Погружная многофазная насосная установка

Изобретение относится к насосостроению, а именно к погружным насосным установкам для откачки из скважин пластовой жидкости. Погружная многофазная насосная установка включает погружной электродвигатель 1 с гидрозащитой 2, насос 3 и размещенный между ними компенсатор 4. В корпусе насоса 3 между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002431765
Дата охранного документа: 20.10.2011
09.06.2019
№219.017.7cc1

Способ перекачки газа (варианты) и компрессорная станция для его осуществления (варианты)

Способ перекачки газа и компрессорная станция для его осуществления относятся к области перекачки газа компрессорными станциями и могут быть использованы в цехах компрессорных станций при транспортировке газа через магистральные газопроводы. Способ перекачки газа заключается в предварительном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002418991
Дата охранного документа: 20.05.2011
+ добавить свой РИД