×
17.02.2018
218.016.2cb5

Результат интеллектуальной деятельности: Винтовой компрессор

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002643572
Дата охранного документа
02.02.2018
Аннотация: Изобретение относится к области компрессоростроения, а именно к винтовым компрессорам малой производительности. Винтовой компрессор содержит корпус 1 с рабочей камерой, установленные в корпусе 1 ведущий ротор 2 и ведомый ротор, находящиеся в зацеплении с возможностью вращения на опорных подшипниках качения 4, 5 элементы компенсации осевых газовых сил, состоящие, по меньшей мере, из двух радиально-упорных подшипников качения 6, 7 с осевым предварительным натягом, и элементы компенсации радиальных газовых сил, выполненных в виде дополнительных подшипников качения 9, 10. Каждый из подшипников 9, 10 установлен в дополнительной расточке корпуса 1 с возможностью перемещения подшипника в сторону, противоположную действию радиальных газовых сил. Между корпусом 1 и наружной обоймой каждого из подшипников 9, 10 образована нагрузочная полость, сообщенная с источником давления со стороны, противоположной действию радиальных газовых сил. Изобретение направлено на повышение надежность работы, долговечность и КПД винтового компрессора. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области компрессоростроения, а именно к винтовым компрессорам малой производительности, работающим на больших перепадах давления.

Известен винтовой компрессор, содержащий корпус с рабочей камерой и полостями для всасывания и нагнетания газа, ведущий и ведомый роторы, находящиеся в зацеплении и вращающиеся на опорных подшипниках скольжения, элементы компенсации осевых сил, состоящие из радиально-упорных подшипников качения и вращающихся с небольшим зазором в корпусе компрессора разгрузочных поршней, расположенных между опорными подшипниками скольжения и радиально-упорными подшипниками качения. Нагрузочные полости перед нагрузочными поршнями сообщены с источником давления и расположены противоположно действию осевых газовых сил [Двухроторные винтовые и прямозубые компрессоры. Теория, расчет и проектирование И.Г. Хисамеев, В.А. Максимов. Издательство «ФЭН», Казань, 2000 г. - С. 21, 22].

Недостатком известного технического решения является небольшая сила осевой разгрузки в результате действия давления на небольшую кольцевую поверхность разгрузочных поршней, ограниченная малыми диаметрами шеек роторов под опорными подшипниками скольжения.

Известен винтовой компрессор, содержащий корпус с рабочей камерой и полостями для всасывания и нагнетания газа, ведущий и ведомый роторы, находящиеся в зацеплении и вращающиеся на опорных подшипниках скольжения, элементы компенсации осевых сил, состоящие из радиально-упорных подшипников качения и вращающихся с небольшим зазором в корпусе компрессора разгрузочных поршней, расположенных на консолях роторов в нагрузочных полостях с обеспечением действия давления на полную их круговую рабочую поверхность противоположно действию осевых газовых сил [RU 2446314, опубл. 27.03.2012].

Недостатком данного технического решения, применительно к винтовым компрессорам малой производительности, работающим на больших перепадах давления, является низкая несущая способность опорных подшипников скольжения, связанная с малыми диаметрами шеек роторов под опорными подшипниками скольжения и низкой скоростью вращения роторов. Это обуславливает возможность прогиба роторов от действия радиальных газовых сил. Кроме этого подшипники скольжения имеют высокие зазоры, что неприемлемо для обеспечения высокого КПД винтовых компрессоров малой производительности. Для данного вида компрессоров необходимо обеспечить небольшие профильные зазоры, которые к тому же должны оставаться стабильными на протяжении всей работы компрессора.

Наиболее близким к предложенному техническому решению является винтовой компрессор, содержащий корпус с рабочей камерой и полостями для всасывания и нагнетания газа, ведущий и ведомый роторы, находящиеся в зацеплении и вращающиеся на опорных подшипниках качения. Для компенсации радиальных газовых сил компрессор снабжен дополнительными подшипниками, которые установлены с радиальными зазорами в корпусе, а последний снабжен цилиндрами с установленными в них поршнями со штоками, соединенными при помощи сухарей с обоймами дополнительных подшипников, причем полость над поршнем каждого цилиндра сообщена с камерой нагнетания, а полость под поршнем - с камерой всасывания [SU 1041752 А, опубл. 15.09.1983].

Известное решение обеспечивает компенсацию радиальных газовых сил, однако имеет сложную конструкцию элементов, обеспечивающих данную компенсации.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение надежности работы и долговечности винтового компрессора малой производительности, работающего на больших перепадах давления, за счет обеспечения разгрузки опорных подшипников качения роторов от радиальных газовых сил при упрощении конструкции элементов, обеспечивающих компенсацию этих сил, а также повышение КПД винтового компрессора.

Технический результат достигается тем, что в винтовом компрессоре, содержащем корпус с рабочей камерой и полостями для всасывания и нагнетания газа, установленные в корпусе ведущий и ведомый роторы, находящиеся в зацеплении с возможностью вращения на опорных подшипниках качения, элементы компенсации радиальных газовых сил, элементы компенсации осевых газовых сил, состоящие, по меньшей мере, из двух радиально-упорных подшипников качения с осевым предварительным натягом, установленных на каждый ротор, и разгрузочного поршня, установленного, по меньшей мере, на один из роторов, и элементы компенсации радиальных газовых сил, включающие дополнительные подшипники качения, корпус в местах размещения дополнительных подшипников качения выполнен с дополнительными расточками под каждый из этих подшипников, причем каждый дополнительный подшипник установлен в корпусе с возможностью перемещения в пределах соответствующей дополнительной расточки в сторону, противоположную направлению действия радиальных газовых сил, при этом между верхней частью наружной обоймы каждого дополнительного подшипника и корпусом образована нагрузочная полость, ограниченная по периметру обоймы уплотнительными элементами и соединенная с источником давления со стороны, противоположной действию радиальных газовых сил. Нагрузочная полость образована нагрузочными карманами, которые могут быть выполнены либо на наружных обоймах дополнительных подшипников, либо в корпусе компрессора.

Корпус в местах размещения дополнительных подшипников качения выполнен с дополнительными расточками, в пределах которых дополнительный подшипник имеет возможность перемещаться в сторону, противоположную направлению действия радиальных газовых сил, а также наличие между верхней частью наружной обоймы каждого дополнительного подшипника и корпусом нагрузочных полостей, ограниченных по периметру обоймы уплотнительными элементами, соединенных с источником давления со стороны, противоположной действию радиальных газовых сил, позволяет использовать достаточно простую конструктивную схему элементов, компенсирующих радиальные силы, и при этом обеспечить эффективную «разгрузку» роторов винтового компрессора в радиальном направлении, повышая тем самым надежность и долговечность опорных подшипников качения, а также повышая КПД компрессора.

Сущность изобретения поясняется графически, где:

на фиг. 1 представлено продольное сечение винтового компрессора;

на фиг. 2 и на фиг. 3 - поперечное сечение А-А на фиг. 1 при выполнении нагрузочных карманов в наружных обоймах дополнительных подшипников;

на фиг. 3 - вид Б на фиг. 2, 4 вид на нагрузочную полость;

на фиг. 4 - поперечное сечение А-А на фиг. 1 при выполнении нагрузочных карманов в корпусе.

Винтовой компрессор, показанный на фиг. 1-3, содержит корпус 1 с рабочей камерой и полостями для всасывания и нагнетания газа, установленные в корпусе 1 ведущий 2 и ведомый 3 роторы, находящиеся в зацеплении с возможностью вращения на опорных подшипниках качения 4, 5 элементы компенсации осевых газовых сил, состоящие, по меньшей мере, из двух радиально-упорных подшипников качения 6, 7, с осевым предварительным натягом, установленных на каждый ротор, установленного, по меньшей мере, на один из роторов разгрузочный поршень 8 и элементы компенсации радиальных газовых сил в виде дополнительных подшипников качения 9, 10. Нагрузочные полости разгрузочного поршня 8 сообщены с источником давления (масло, находящееся под давлением нагнетания РH). Наружные обоймы дополнительных подшипников 9, 10 установлены в корпусе 1 в специальной расточке Г для возможности перемещения подшипника в сторону, противоположную действию радиальных газовых сил. Между наружной обоймой каждого из дополнительных подшипников 9, 10 и корпусом 1 образована нагрузочная полость Д площадью F1(F2), ограниченной по периметру уплотнительным элементом 11, вектор нагрузки которой R1(R2) направлен против действия радиальных газовых сил Q1(Q2). Нагрузочные полости Д сообщены с источником давления (газ или масло, находящиеся под давлением нагнетания РH). Величина площади F1(F2) нагрузочной полости Д рассчитывается исходя из заданной долговечности опорного и дополнительного подшипников качения. Нагрузочная полость может быть образована за счет выполнения нагрузочного кармана - расточки на наружной обойме дополнительных подшипников 9, 10 (фиг. 2), либо в корпусе 1 (фиг. 4).

Специальные расточки Г корпуса 1 для установки в ней дополнительных подшипников 9, 10 (Фиг. 2, 4) имеют следующую конфигурацию: в местах образования нагрузочных полостей Д, ограниченных уплотнительными элементами 11, расточка образована по наружному диаметру дополнительных подшипников 9, 10, а нижняя часть расточки Г (ниже уплотнительных элементов на некоторую величину, например 3 мм, для обеспечения герметичности нагрузочных полостей) выполнена с зазором по отношению к наружному диаметру дополнительных подшипников (по линии действия радиальных газовых сил зазор может быть, например, 0,5 мм). Возможность перемещения дополнительных подшипников в сторону, противоположную действию радиальных газовых сил, при появлении статических сил в нагрузочных полостях обеспечивается штифтами 12, 13. Герметичность нагрузочных полостей при этом обеспечивается упругостью уплотнительных элементов 11.

Винтовой компрессор работает следующим образом. Газ через всасывающий патрубок корпуса компрессора 1 поступает в рабочую камеру, образованную винтовыми поверхностями сопряженных впадин роторов 2, 3 и поверхностями расточки корпуса, и сжимается за счет уменьшения ее объема. В момент, определенный необходимыми параметрами рабочего процесса, газ через окно нагнетания вытесняется из компрессора.

В момент пуска компрессора возникают осевые силы, направленные против осевых газовых сил Р12), которые воспринимаются подшипниками 7. Далее, по мере набора давления нагнетания РH осевая нагрузка на подшипники 7 исчезает, появляются осевые газовые силы P1(P2) и радиальные газовые силы Q1(Q2). Осевые газовые силы воспринимаются радиально-упорными подшипниками качения 6 и разгрузочными поршнями 8, радиальные газовые силы воспринимаются подшипниками качения 4, 5 и дополнительными подшипниками качения 9, 10. Одновременно с набором давления РH, в нагрузочных полостях Д дополнительных подшипников возникают радиальные нагрузочные статические силы R1=PH⋅F1(R2=PH⋅F2), под воздействием которых подшипники перемещаются по линии действия сил R1(R2) и через тела качения воздействуют на шейки роторов 2, 3, разгружая опорные подшипники качения 4, 5. При изменении режима работы компрессора (изменении РH) пропорционально изменяются осевые и радиальные газовые силы P1(P2) и Q1(Q2) и соответственно изменяются осевые нагрузочные силы от разгрузочного поршня и радиальные нагрузочные силы R1(R2).

Данное техническое решение позволяет уменьшить прогибы роторов от действия радиальных газовых сил в результате сближения опор. Оптимальный подбор типоразмеров опорных подшипников качения 4, 5 дополнительных подшипников качения 9, 10 и площади их нагрузочных полостей и давление масла (газа) в них позволяет надежно и конструктивно просто «разгрузить» оба ротора в радиальном направлении в соответствии с величинами их радиальных сил, что позволит повысить КПД компрессора, надежность и долговечность опорных подшипников качения.


Винтовой компрессор
Винтовой компрессор
Винтовой компрессор
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 22 items.
27.02.2013
№216.012.2c31

Способ определения крутящего момента от газовых сил

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения крутящего момента от газовых сил в объемных машинах. Способ заключается в том, что удерживают приводной вал от вращения при помощи тормоза с постоянным тормозным моментом, создают давление газа в объемной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476840
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.09.2013
№216.012.6fdb

Зацепление винтовой машины

Изобретение относится к компрессорной технике, а именно к винтовым компрессорам, и может быть использовано в расширительных машинах. Зубчатое зацепление винтовой машины с асимметричным профилем зубьев ведущего и ведомого роторов, в котором профиль тыльной по ходу вращения части впадины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494286
Дата охранного документа: 27.09.2013
13.01.2017
№217.015.6f18

Устройство для компенсации неплоскостности опор промышленных агрегатов

Устройство для компенсации неплоскостности опор промышленных агрегатов содержит установленные между рамой (1) и опорой (2) агрегата клиновидные элементы с образованием подъемной пары, выполненные с отверстиями для размещения фиксирующего элемента. Первый элемент представляет собой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597628
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.6f68

Устройство для фиксации центровки оборудования

Устройство для фиксации центровки оборудования содержит образованные на раме (1) опорные элементы (2) с отверстиями, в которых размещены крепежные элементы в виде шпилек (3) и контрящих гаек (4), а также шпонку (6), жестко связанную с корпусом оборудования. Шпонка размещена между опорными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597627
Дата охранного документа: 10.09.2016
25.08.2017
№217.015.b50b

Узел уплотнения вала ротора центробежного компрессора

Изобретение относится к уплотнениям вала центробежных компрессоров. Узел уплотнения вала центробежного компрессора содержит жестко связанные друг с другом газовое уплотнение в виде пакета уплотнительных колец и проставков и гидростатический масляный затвор в виде внутренней и внешней стенок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614297
Дата охранного документа: 24.03.2017
25.08.2017
№217.015.ce7b

Торцовое уплотнение вращающегося вала с гидравлическим затвором

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к торцевым уплотнениям с гидравлическим затвором, и позволяет повысить надежность работы торцового уплотнения и увеличить его ресурс при минимальных утечках через уплотнение затворной жидкости за счет обеспечения разгрузки контактирующих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620621
Дата охранного документа: 29.05.2017
20.01.2018
№218.016.1d7a

Устройство для установки насоса в корпусе мультипликатора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к вспомогательным устройствам для компенсации расцентровки осей соединяемых валов насосных промышленных агрегатов при установке насоса в корпусе мультипликатора. Устройство для установки насоса в корпусе мультипликатора содержит внешнее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640880
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1e49

Центробежный нагнетатель

Изобретение относится к области компрессоростроения. Центробежный нагнетатель содержит корпус, выполненный в виде цилиндра, торцы которого закрыты фиксируемыми от перемещения передней и задней герметизирующими крышками, между которыми установлена сменная проточная часть. Передняя крышка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640894
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2cbe

Винтовой компрессор

Изобретение относится к области компрессоростроения, а именно к винтовым компрессорам малой производительности. Винтовой компрессор содержит корпус 1 с рабочей камерой, установленные в корпусе 1 ведущий ротор 2 и ведомый ротор, находящиеся в зацеплении с возможностью вращения на опорных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643891
Дата охранного документа: 06.02.2018
04.04.2018
№218.016.3146

Система предпускового подогрева масла компрессорных агрегатов на компрессорной станции

Изобретение относится к области компрессоростроения, а именно к системам обеспечения предпускового подогрева масла для его подачи к коллекторам смазки компрессорных агрегатов. Система предпускового подогрева масла компрессорных агрегатов на компрессорной станции содержит установленные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645096
Дата охранного документа: 15.02.2018
Showing 1-10 of 12 items.
27.02.2013
№216.012.2c31

Способ определения крутящего момента от газовых сил

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения крутящего момента от газовых сил в объемных машинах. Способ заключается в том, что удерживают приводной вал от вращения при помощи тормоза с постоянным тормозным моментом, создают давление газа в объемной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476840
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.09.2013
№216.012.6fdb

Зацепление винтовой машины

Изобретение относится к компрессорной технике, а именно к винтовым компрессорам, и может быть использовано в расширительных машинах. Зубчатое зацепление винтовой машины с асимметричным профилем зубьев ведущего и ведомого роторов, в котором профиль тыльной по ходу вращения части впадины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494286
Дата охранного документа: 27.09.2013
13.01.2017
№217.015.6f18

Устройство для компенсации неплоскостности опор промышленных агрегатов

Устройство для компенсации неплоскостности опор промышленных агрегатов содержит установленные между рамой (1) и опорой (2) агрегата клиновидные элементы с образованием подъемной пары, выполненные с отверстиями для размещения фиксирующего элемента. Первый элемент представляет собой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597628
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.6f68

Устройство для фиксации центровки оборудования

Устройство для фиксации центровки оборудования содержит образованные на раме (1) опорные элементы (2) с отверстиями, в которых размещены крепежные элементы в виде шпилек (3) и контрящих гаек (4), а также шпонку (6), жестко связанную с корпусом оборудования. Шпонка размещена между опорными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597627
Дата охранного документа: 10.09.2016
25.08.2017
№217.015.b50b

Узел уплотнения вала ротора центробежного компрессора

Изобретение относится к уплотнениям вала центробежных компрессоров. Узел уплотнения вала центробежного компрессора содержит жестко связанные друг с другом газовое уплотнение в виде пакета уплотнительных колец и проставков и гидростатический масляный затвор в виде внутренней и внешней стенок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614297
Дата охранного документа: 24.03.2017
25.08.2017
№217.015.ce7b

Торцовое уплотнение вращающегося вала с гидравлическим затвором

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к торцевым уплотнениям с гидравлическим затвором, и позволяет повысить надежность работы торцового уплотнения и увеличить его ресурс при минимальных утечках через уплотнение затворной жидкости за счет обеспечения разгрузки контактирующих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620621
Дата охранного документа: 29.05.2017
20.01.2018
№218.016.1d7a

Устройство для установки насоса в корпусе мультипликатора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к вспомогательным устройствам для компенсации расцентровки осей соединяемых валов насосных промышленных агрегатов при установке насоса в корпусе мультипликатора. Устройство для установки насоса в корпусе мультипликатора содержит внешнее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640880
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1e49

Центробежный нагнетатель

Изобретение относится к области компрессоростроения. Центробежный нагнетатель содержит корпус, выполненный в виде цилиндра, торцы которого закрыты фиксируемыми от перемещения передней и задней герметизирующими крышками, между которыми установлена сменная проточная часть. Передняя крышка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640894
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2cbe

Винтовой компрессор

Изобретение относится к области компрессоростроения, а именно к винтовым компрессорам малой производительности. Винтовой компрессор содержит корпус 1 с рабочей камерой, установленные в корпусе 1 ведущий ротор 2 и ведомый ротор, находящиеся в зацеплении с возможностью вращения на опорных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643891
Дата охранного документа: 06.02.2018
04.04.2018
№218.016.3146

Система предпускового подогрева масла компрессорных агрегатов на компрессорной станции

Изобретение относится к области компрессоростроения, а именно к системам обеспечения предпускового подогрева масла для его подачи к коллекторам смазки компрессорных агрегатов. Система предпускового подогрева масла компрессорных агрегатов на компрессорной станции содержит установленные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645096
Дата охранного документа: 15.02.2018
+ добавить свой РИД