×
09.05.2019
219.017.4f69

Результат интеллектуальной деятельности: АЭРОМОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС БЕСПИЛОТНОГО ВЕРТОЛЕТА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002403181
Дата охранного документа
10.11.2010
Аннотация: Изобретение относится к области создания беспилотных вертолетных комплексов воздушной разведки, целеуказания и систем управления ими. Аэромобильный комплекс содержит беспилотный вертолет (далее БВ) с блоком траекторного управления, пилотируемый вертолет с кабиной экипажа, оснащенной рабочим местом летчика с пультом управления полетом вертолета, автоматизируемым рабочим местом оператора с пультом управления БВ и индикатором слежения БВ, блок приема/передачи данных с пилотируемого вертолета, сопряженного радиоканалом с блоком передачи/приема данных БВ и блоком приема/передачи данных наземного командного пункта управления, БВ оснащен блоком оптико-электронной системы или радиолокационной станцией и блоком управления ими, интерфейсом, обеспечивающим их взаимосвязь с блоком траекторного управления полетом БВ. Пилотируемый вертолет оснащен вторым автоматизированным рабочим местом оператора с пультом управления, при этом оба автоматизированных рабочих места операторов информационно взаимосвязаны посредством аппаратурно-программных средств. Достигается повышение эффективности воздушной разведки и целеуказания. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к вертолетостроению в части создания беспилотных вертолетных комплексов воздушной разведки и целеуказания и систем управления ими.

Известно множество мобильных комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА), содержащих средства доставки их к месту «развертывания» и управления в процессе эксплуатации.

В подавляющем большинстве своем комплексы БЛА базируются на наземных транспортных средствах, которые осуществляют их доставку к месту «развертывания» и с них же осуществляется управление работой комплекса БЛА. Примером такого мобильного комплекса БЛА является комплекс воздушной разведки «ТИПЧАК» с БЛА самолетного типа, разработки ОАО «КБ ЛУЧ» концерна «ВЕГА», базирующийся на четырех транспортных средствах типа «КАМАЗ» (см. Новости аэрокосмического салона МАКС 2005, №2 от 17 августа 2005, стр.20).

Известен мобильный авиационный разведывательный комплекс с БЛА вертикального взлета и посадки (патент РФ №2067952, В64С 39/02) так же базирующийся на наземном транспортном средстве типа самоходной установки на гусеничном ходу.

В обоих приведенных выше аналогах управление функционированием БЛА осуществляется по радиоканалу с наземного транспортного средства, эффективность управления с которого, как известно, определяется устойчивостью качества распространения радиосигналов, причем последняя согласно требованиям связи с мобильным объектом, каким является БЛА по надежности не должна быть менее 0,9-0,95, что достижимо при прямой геометрической радиовидимости.

Существенные признаки вышеуказанных аналогов - базирование БЛА на наземном транспортном средстве и управление функционированием БЛА с наземного транспортного средства - накладывают ограничения как на потенциальные функционально-эксплуатационные характеристики самого БЛА в частности:

- на дальность низковысотного полета БЛА в условиях сильнопересеченной местности;

- возможность маневрирования в складках рельефа местности;

так и на характеристики комплекса БЛА в целом - в части мобильности комплекса из-за низкой проходимости его наземного транспортного средства и в связи с этим - невозможность или несвоевременность выдвижения комплекса на приоритетные по условиям функционирования плацдармы.

Известен вертолетный комплекс управления дистанционно пилотируемым летательным аппаратом (ДПЛА), суть которого - управление функционированием ДПЛА выполнено с борта пилотируемого вертолета, оснащенного автоматизированным рабочим местом оператора (см. патент РФ №2250486, В64С 19/00, G05D 1/00).

Вертолетный комплекс управления ДПЛА имеет рабочее место летчика с системой ручного управления, расположенное в кабине экипажа вертолета, содержит пульт управления вертолетом, телевизионный индикатор вертолета с телевизионной камерой, автоматизированное рабочее место оператора ДПЛА, оснащенное телевизионным индикатором ДПЛА и пультом управления ДПЛА, блоки передачи/приема команд на борт вертолета и с борта ДПЛА, а также наземный командный пункт управления с блоком приема/передачи данных для обеспечения принятия решений вертолетному комплексу.

По цели решаемой технической задачи и совокупности признаков известное техническое решение принято за прототип.

Известное техническое решение частично устраняет отдельные недостатки, отмеченные в предыдущих аналогах, связанных с ограничением летно-эксплуатационных характеристик ДПЛА. Однако управление ДПЛА с автоматизированного рабочего места оператора решено только на режиме висения пилотируемого вертолета (ПВ), что ограничивает эксплуатационную подвижность системы «ПВ-ДПЛА», снижая этим ее эффективность в районах с сильно пересеченной местностью. Кроме того, в прототипе технически не решены средства базирования комплекса с ДПЛА и уровень их мобильности.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является создание комплекса с беспилотным вертолетом, обладающего способностью к быстрому «развертыванию» в районах с различным профилем местности, способностью функционирования в порядках с пилотируемыми системами, например, боевыми вертолетами.

Технический результат от реализации заявленного изобретения заключается в повышении эффективности воздушной разведки и целеуказания и снижения стоимости комплекса, за счет отказа от специализированных, насыщенных техническими средствами и людскими ресурсами наземных станций управления.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном техническом решении, содержащим беспилотный вертолет ДПЛА (в дальнейшем по тексту будем вместо ДПЛА использовать аббревиатуру БВ) с блоком траекторного управления, пилотируемый вертолет с кабиной экипажа, оснащенной рабочим местом летчика с пультом управления полетом вертолета, автоматизируемым рабочим местом оператора с пультом правления БВ и индикатором слежения БВ, блок приема/передачи данных с пилотируемого вертолета, сопряженного радиоканалом с блоком передачи/приема данных БВ и блоком приема/передачи данных наземного командного пункта управления, БВ оснащен блоком оптико-электронной системы или радиолокационной станцией и блоком управления ими, интерфейсом, обеспечивающим их взаимосвязь с блоком траекторного управления полетом БВ, а пилотируемый вертолет оснащен вторым автоматизированным рабочим местом оператора с пультом управления блоком оптико-электронной системы или радиолокационной станцией, установленным на БВ, и блоком индикации информационных данных с вышеупомянутого оборудования БВ, при этом оба автоматизированных рабочих места операторов информационно взаимосвязаны посредством аппаратурно-программных средств с бортовым пилотажно-навигационным и радиоэлектронным оборудованием пилотируемого вертолета и с интерфейсом БВ, а также наземным командным пунктом управления аэромобильным комплексом БВ, кроме того, пилотируемый вертолет выполнен в виде носителя БВ к месту его применения, для чего оборудован соответствующим транспортировочным устройством и оснащением, обеспечивающим автономность эксплуатации аэромобильного комплекса БВ от баз дислокации, а информационная взаимосвязь автоматизированных рабочих мест операторов выполнена посредством компьютерных сетей, интегрированных в контур интерфейса пилотируемого вертолета, при этом в качестве транспортировочного устройства решена грузовая кабина фюзеляжа пилотируемого вертолета-носителя, позволяющая вмещать от одного и более БВ, оборудованная устройствами погрузки/разгрузки БВ и узлами крепления БВ внутри кабины, причем транспортировочное устройство в варианте для одного БВ выполнено, например, в виде съемной кабины/платформы, жестко закрепленной к фюзеляжу пилотируемого вертолета-носителя, пол которой решен в виде аппарели.

Проведенный заявителем анализ уровня техники показал, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными признакам заявленного технического решения, отсутствуют. Из чего следует, что заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности «новизна». Кроме того, из анализа уровня техники выявлено, что существенные признаки заявленного технического решения раннее не были использованы на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности «изобретательский уровень».

Техническое решение аэромобильного комплекса БВ поясняется чертежами, где:

на фиг.1 - представлена структурная схема функционирования аэромобильного комплекса БВ;

на фиг.2 - техническое решение пилотируемого вертолета-носителя в варианте для одного БВ;

на фиг.3 - пример функционального взаимодействия аэромобильного комплекса БВ в порядках с пилотируемыми системами.

Аэромобильный комплекс беспилотного вертолета содержит пилотируемый вертолет-носитель 1 (далее ПВН) и беспилотный вертолет (БВ) 2. Кабина 3 ПВН 1 оснащена рабочим местом 4 летчика с пультом управления полетом 5 ПВН 1 и двумя автоматизированными рабочими местами 6, 7 операторов. Одно из автоматизируемых рабочих мест - рабочее место 6 оснащено пультом управления траекторного полета 8 БВ через блок траекторного полета 9 БВ, установленный на БВ 2 и пультом с индикатором слежения 10 за БВ.

Второе автоматизируемое место 7 оператора оборудовано пультом управления 11 специализированным оборудованием 12, например оптико-электронной системой, посредством блока 13, установленным на БВ и блоком индикации информационных данных 14, получаемых через блок 13 от оборудования 12 БВ.

Автоматизированные рабочие места 6 и 7 информационно взаимосвязаны между собой посредством аппаратурно-программных средств, интегрированных в контур интерфейса 15 ПВН 1 и выполненных в виде компьютерных сетей, отвечающих типовым протоколам Ethernet.

Это позволяет обеспечить информационную связь автоматизируемых рабочих мест 6 и 7 операторов с бортовым пилотажно-навигационным и радиоэлектронным оборудованием 16 ПВН 1.

В свою очередь, блок 9 управления траекторным полетом БВ 2 и блок управления 13 специализируемым оборудованием 12 БВ так же посредством аналогичных компьютерных сетей интегрированы в интерфейс 17 БВ 2.

Информационный обмен между интерфейсом 15 ПВН 1 и интерфейсом 17 БВ осуществляется посредством радиоканала через штатный блок приема/передачи данных 18 на ПВН 1 и блок передачи/приема данных 19 на БВ 2. Взаимосвязь аэромобильного комплекса БВ с наземным командным пунктом управления 20, оснащенного блоком приема/передачи данных 21, осуществляется по радиоканалу через блок 18 с ПНВ 1.

Организация аппаратурно-программной информационной взаимосвязи пилотажно-навигационного оборудования 16 ПВН 1 и интерфейса 17 БВ с датчиками контроля окружающего пространства (условно не показано), входящих в состав специализированного оборудования 12, как например, блока оптико-электронной системы или радиолокационной станции, позволяет повысить точность пространственного положения аэромобильного комплекса (пилотируемого вертолета носителя + БВ) за счет корреляции данных об их пространственном положении, автоматической привязки к характерным точкам земной поверхности и корректировки с электронной картой местности.

Совокупность указанных выше информационных связей позволяет создать целостную замкнутую систему управления аэромобильным комплексом БВ с устойчивой обратной связью, обладающую высокой мобильностью, позволяющую (комплексу) функционировать в порядках с пилотируемыми винтокрылыми аппаратами 22 (например боевыми), оперативно обмениваться информацией в обеспечение решаемой пилотируемыми винтокрылыми аппаратами 22 задачи.

В соответствии с функциональными задачами аэромобильного комплекса БВ техническое решение грузовых кабин ПВН 1 может быть решено в вариантах, позволяющих вмещать от одного и более БВ 2 (условно не показано).

Решение ПВН 1 в варианте для транспортировки одного БВ 2, как наиболее перспективное и апробированное в полунатурном моделировании, приведено на фиг.2.

Пилотируемый вертолет-носитель 1 выполнен по схеме «летающее шасси», а транспортировочное устройство решено в виде съемной кабины/платформы 23, которая жестко закреплена к фюзеляжу 24 ПВН 1. Крепление кабины/платформы 23 выполнено по периметрам ее торцевого шпангоута 25 и верхней части боковых панелей 26. Часть пола кабины/платформы 23, на которой размещается БВ 2, шарнирно закреплена к силовому каркасу 27 кабины/платформы и выполнена в виде аппарели 28, для обеспечения погрузки/выгрузки БВ. Аппарель 28 оснащена узлами 29 крепления БВ 2 на ней. Подвижность и фиксация аппарели 28 обеспечивается наличием соответствующих штатных механизмов ПВН 1 (условно не показаны) и запирающих устройств аппарели в полете.

Функционирование аэромобильного комплекса БВ осуществляется следующим образом.

По заданию с наземного командного пункта 20 ПВН 1 с БВ 2 на борту выдвигается (перелетает) в район функционирования аэромобильного комплекса. В районе функционирования ПВН 1 выбирает площадку для приземления и производит посадку. Силами экипажа БВ 2 выгружается из кабины/платформы 23 и приводится в рабочее состояние. После уточнения полетного задания БВ 2 и последовательно за ним ПВН 1 взлетают и каждый летит в зону своей ответственности.

Оператор автоматизированного рабочего места 6 с пульта управления траекторного полета БВ 8 через блок 9 корректирует вывод БВ 2 в заданный район, контролируя местоположения БВ 2 по индикатору слежения на пульте 10.

Оператор автоматизированного рабочего места 7 с пульта управления специализированным оборудованием 11 посредством блока 13 осуществляет управление специализируемым оборудованием 12 на БВ, посредством которого, как пример, осуществляется сканирование земной поверхности.

Результаты сканирования и координаты местоположения БВ 2, фиксируемые блоками 13 и блоком управления траекторным полетом БВ 9 соответственно, интегрируются в интерфейсе 17 БВ и посредством радиоканала, через блок передачи/приема 19 и блок приема/передачи 18 поступают в интерфейс 15 ПВН 1.

В интерфейсе 15 аппаратурно-прграммными средствами ПВН 1 производится дифференциация данных с БВ 2, в частности, корректировка местоположения комплекса (вертолет-носитель - БВ) с автоматической привязкой к электронной карте местности и выдача откорректированных результатов на рабочее место летчика и автоматизированные рабочие места 6, 7 в соответствии с их функциональной принадлежностью. В блоке индикации информационных данных 14 от специализированного оборудования 12 БВ производится «сшивка» кадров результата сканирования, их дешифровка и идентификация объектов.

В зависимости от цели поставленной задачи, «картинка» местности, привязанная к электронной карте местности, и откорректированные координаты идентифицированных объектов по радиоканалу транслируются с ПВН 1 на наземный командный пункт 20 и/или на другие объекты, задействованные в выполнении поставленной задачи, как например, боевые пилотируемые винтокрылые аппараты 22, для поражения выявленных аэромобильным комплексом БВ объектов.

После выполнения задания пилотируемый вертолет-носитель 1 и беспилотный вертолет 2 (при условии его целостности) возвращаются на выбранную ПВН 1 посадочную площадку и производят посадку. Силами экипажа ПВН 1 БВ или готовится к повторному полету, или загружается в кабину/платформу 23 и аэромобильный комплекс БВ возвращается на базу дислокации.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 39 items.
10.02.2013
№216.012.2490

Командно-пилотажный индикатор

Изобретение относится к устройствам отображения информации, используемой пилотом и членами экипажа при пилотировании летательными аппаратами (ЛА), а именно к командно-пилотажным индикаторам (КПИ) с визуализацией индексов "Лидер" и "Самолет". Техническим результатом является исключение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474862
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.06.2014
№216.012.d230

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих винтов летательных аппаратов. Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей включает в себя лопасти, втулку с проушинами, количество которых равно количеству лопастей, и соединение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519579
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.01.2015
№216.013.1b9d

Рулевой винт вертолета, установленный в туннеле

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструкциям рулевых винтов, служащих для компенсации реактивного момента несущего винта и путевого управления вертолетом. Рулевой винт вертолета, установленный в туннеле, имеющем профилированную входную, цилиндрическую и выходную части,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538497
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.01.2015
№216.013.2044

Командно-пилотажный индикатор вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к устройствам отображения информации. Командно-пилотажный индикатор вертолета содержит экран, на котором индицируются неподвижный относительно центра отсчетный индекс «Самолет», обозначающий текущее положение вертолета в пространстве, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539708
Дата охранного документа: 27.01.2015
01.03.2019
№219.016.ca6a

Способ поддержания числа оборотов несущего винта вертолета в допустимых пределах и устройство для его реализации

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления, и может быть использовано в системах управления вертолетами. Способ поддержания постоянного числа оборотов несущего винта (НВ) в допустимых пределах включает в себя автоматическое изменение располагаемой мощности за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02231479
Дата охранного документа: 27.06.2004
01.03.2019
№219.016.cdbc

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к многолопастному несущему винту винтокрылого летательного аппарата. Несущий винт с системой складывания лопастей включает лопасти, втулку с проушинами и соединение лопастей со втулкой. Соединение содержит горизонтальный шарнир, осевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002410287
Дата охранного документа: 27.01.2011
11.03.2019
№219.016.d6ba

Способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета

Изобретение относится к испытательной технике. Сущность: измеряют амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета ϕ относительно продольной оси вертолета от дисбаланса и продольного пробного дисбаланса ΔS в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247344
Дата охранного документа: 27.02.2005
20.03.2019
№219.016.e960

Быстросъемный болт

Изобретение относится к машиностроению, а именно к быстросъемному болту, и направлено на возможность увеличения несущей осевой нагрузки и увеличение надежности соединения при упрощении конструкции. Быстросъемный болт включает стержень, выполненный с одной стороны с головкой, в которой имеется...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002442911
Дата охранного документа: 20.02.2012
10.04.2019
№219.017.0084

Система охлаждения масла двигателей вертолета

Изобретение относится к области авиастроения, а именно к системе охлаждения масла двигателей многодвигательного вертолета. Система охлаждения масла включает в себя вентилятор обдува, сигнализацию отказа вентилятора, масляные радиаторы, масляные баки, масляные фильтры, сигнализаторы превышения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002299157
Дата охранного документа: 20.05.2007
19.04.2019
№219.017.3062

Способ тушения пожаров в труднодоступных горящих объектах при помощи вертолетов, снабженных системой стабилизации

Изобретение относится к способам пожаротушения с использованием авиации, а именно вертолетов, применяемых для тушения пожаров в труднодоступных для наземной техники горящих объектах. Способ тушения пожаров в труднодоступных горящих объектах при помощи вертолетов, снабженных системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002369527
Дата охранного документа: 10.10.2009
Showing 1-10 of 14 items.
10.02.2013
№216.012.2334

Главный редуктор несущего винта

Изобретение относится к области авиастроения, в частности может быть использовано в главных редукторах несущих винтов вертолетов. Главный редуктор несущего винта содержит корпус с установленными в нем зубчатыми передачами и валами, входную ступень, расположенную под углом к валу несущего винта...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474514
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.06.2014
№216.012.d489

Система электропитания транспортного средства

Изобретение относится к системам пуска двигателей автомобилей, железнодорожного транспорта, электротранспорта. Система содержит аккумуляторную батарею и накопитель энергии, модуль управления и контроля системы (МУК) электропитания, модуль преобразования напряжения (МПН), модуль силовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520180
Дата охранного документа: 20.06.2014
20.01.2015
№216.013.1e9d

Лопасть несущего винта вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям и аэродинамике лопастей несущего винта винтокрылого аппарата. Лопасть включает комлевую часть, аэродинамически профилированные части и законцовку. В диапазоне относительных радиусов от 0,5R до (0,95-0,98)R аэродинамические...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539278
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1feb

Конструкция силового каркаса ветролета

Изобретение относится к конструкции ЛА, в частности к конструкциям каркасов фюзеляжей вертолетов. Конструкция силового каркаса вертолета содержит в средней своей части кессон с ложементом крепления главного редуктора и продольными по высоте кессона профилированными элементами, кронштейны для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539612
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.02.2015
№216.013.2785

Лопасть несущего винта вертолета и способ изготовления лопасти из композиционного материала

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к конструкциям лопастей несущего винта и способам их изготовления из слоистых композиционных материалов. Лопасть конструктивно выполнена по безлонжеронной силовой схеме с пенопластовым сердечником по всей длине хорды и работающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541574
Дата охранного документа: 20.02.2015
25.08.2017
№217.015.b222

Система управления соосным вертолетом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системе управления соосным вертолетом. Система управления соосным вертолетом содержит автомат перекоса нижнего несущего винта, суммирующий механизм управления общим и дифференциальным шагом лопастей несущих винтов, подвижную тягу,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613136
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.bdc3

Способ изготовления лопасти из композиционного материала

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к технологии изготовления лопасти из слоистых композиционных материалов. Лопасть изготавливается методом выкладки из раскроенных листов препрега пакетов открытого контура оболочки с применением лазерного проецирования положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616465
Дата охранного документа: 17.04.2017
20.02.2019
№219.016.c170

Соосная несущая система

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к несущей системе вертолета с сооснорасположенными двумя несущими винтами противоположного вращения. Соосная несущая система содержит редуктор с двумя валами противоположного вращения, на которых смонтированы втулки несущих винтов, два...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002412081
Дата охранного документа: 20.02.2011
20.02.2019
№219.016.c3aa

Опора для установки главного редуктора с несущим винтом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции опоры крепления главного редуктора с несущим винтом для вертолета. Опора выполнена в виде корпусного тела, состоящего из основания П-образной формы в плане с цилиндрическим корпусным элементом, состыкованного с плоской...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002448868
Дата охранного документа: 27.04.2012
29.04.2019
№219.017.3e75

Фюзеляж вертолета

Изобретение относится к авиации. Вертолет содержит соединенные между собой носовую часть, включающую каркас кабины экипажа, центральную и хвостовую части, состоящие из набора шпангоутов, продольных и поперечных, преимущественно плоских, панелей и обшивки, образующих силовой остов фюзеляжа, где...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002278059
Дата охранного документа: 20.06.2006
+ добавить свой РИД