×
20.05.2015
216.013.4d71

СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННОГО ОТВЕРСТИЯ ПОРШНЯ ПОД ПОРШНЕВОЙ ПАЛЕЦ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретения относятся к области машиностроения и могут быть использованы на предприятиях при ремонте и восстановлении поршневой группы ДВС автомобилей, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. В способе осуществляют дефектовку поршня и обработку его изношенного отверстия на станке с помощью закрепленной в патроне станка развертки. Перед обработкой поршень устанавливают в жестко закрепленной на суппорте станка оправке и обеспечивают осевое центрирование отверстия поршня под поршневой палец по оси развертки, удерживаемой от вращения, за счет плавающего продольного перемещения поршня вдоль стенок оправки и вращения поршня вокруг собственной продольной оси. Устройство содержит установленную на токарном станке развертку, состоящую из заходной, режущей и выходной частей, закрепленную одним концом в патроне станка, а другим установленную с поджатием задним центром станка. На суппорте станка жестко закреплена оправка для поршня, состоящая из полого цилиндра, на боковой поверхности оправки расположены напротив друг друга два сквозных отверстия под развертку, причем вертикальные оси цилиндра и развертки расположены перпендикулярно друг другу. Изобретение позволяет достичь точности обработки поверхности отверстий под поршневой палец, снизить расход запасных частей и материалов на ремонт двигателей, а также увеличить ресурс поршней не менее 80% ресурса новых деталей. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области технологических процессов машиностроения, ремонта машин и оборудования, а именно к технологии ремонта цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Технология может быть использована при ремонте и восстановлении цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания автомобилей, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин.

Поршни двигателей, поступающих в ремонт, имеют износ как канавок компрессионных колец, так и отверстий под поршневой палец. Износы остальных поверхностей поршня в большинстве случаев не превышают допустимых пределов, оговоренных документацией. При ремонте и восстановлении поршневой группы ДВС используют технологию проточки в них новых канавок под ремонтные кольца и обработку отверстия под поршневой палец.

Из существующего уровня техники известен способ восстановления изношенного отверстия под поршневой палец с использованием ручной разжимной развертки отверстий под поршневой палец при установке поршня днищем в тисках (Ульман И.Е. Ремонт машин. - М.: «Колос», 1982. - С.138).

Недостатками данного способа является следующее:

- способ не применим к обработке поршня на станке;

- способ не обеспечивает достаточную точность ремонтируемого участка, по сравнению с заводскими нормативами;

- высокая трудоемкость технологии обработки поршня ДВС по размеру диаметра ремонтного поршневого пальца.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является способ, относящийся к автомобильной промышленности, в частности к технологии и приспособлениям для ремонта автомобильных двигателей в мастерских или индивидуально (Хрулев А.Э. Ремонт двигателей зарубежных автомобилей. Производственно-практ. издание. - М.: Издательство «За рулем». - 1999 г. - С.275). Способ, принятый за прототип, заключается в хонинговании отверстия в поршне под поршневой палец на горизонтально-хонинговальном станке при удерживании поршня от проворачивания вручную. Отверстие может быть обработано разверткой, при этом после базировки поршень жестко закрепляют на станке. Проблема в данном случае заключается в том, что при таком способе обработки отверстия разверткой всегда возникает запредельная несоосность (недопустимое отклонение согласно допуску во взаимном расположении осей пальца и отверстия поршня).

Недостатками данного способа восстановления изношенного отверстия под поршневой палец и применяемой оснастки для его осуществления являются низкий уровень механизации (поршень удерживают вручную), недостаточная точность обработки из-за несоосности осей отверстия поршня и пальца, а также незначительный припуск по диаметру под ремонтный размер поршневого пальца, невысокая производительность.

Задачей изобретения является повышение точности, универсальности ремонта за счет применения более совершенной машинной технологии и оснастки для обработки изношенного отверстия поршня под поршневой палец. Применение изобретения обеспечивает повышение производительности, надежности эксплуатации после ремонта, снижение трудозатрат и времени ремонта поршневой группы, увеличение ресурса работы цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания после ремонта.

Изобретение основывается на принципе механической обработки металлов металлорежущим инструментом и может быть использовано при ремонте цилиндропоршневой группы ДВС, например двигателей КамАЗ.

Технический результат применения способа достигается за счет того, что способ включает дефектовку поршня и обработку его изношенного отверстия на станке с помощью закрепленной в патроне станка развертки, но в отличие от прототипа, перед обработкой поршень устанавливают в закрепленной на суппорте станка оправке и обеспечивают его плавающее расположение по базовым поверхностям развертки с удерживанием от вращения.

Технический результат применения устройства для осуществления способа восстановления изношенного отверстия поршня под поршневой палец заключается в том, что устройство включает установленную на токарном станке развертку, состоящую из заходной, режущей и выходной частей, закрепленную одним концом в патроне станка, а другим установленную с поджатием задним центром станка, но в отличие от прототипа, на суппорте станка жестко закреплена оправка для поршня, состоящая из полого цилиндра, на боковой поверхности оправки расположены напротив друг друга два сквозных отверстия под развертку, причем вертикальные оси цилиндра и развертки расположены перпендикулярно друг другу.

Изношенные отверстия под поршневой палец поршней двигателей внутреннего сгорания (ДВС) ремонтируются в зависимости от степени их повреждений. Предназначенные для ремонта поршни проходят дефектовку, после которой они или выбраковываются, или ремонтируются обработкой отверстия под поршневой палец хонингованием.

В предлагаемой технологии и устройстве для базирования поршня используется плавающее положение поршня с двумя степенями свободы (продольное перемещение поршня вдоль стенок и вращение вокруг собственной продольной оси). С этой целью использована специальная оправка под поршень и специальная развертка.

Обработка отверстия под ремонтный поршневой палец производится при помощи развертки, состоящей из заходной, режущей и входной частей, из которых заходная часть развертки имеет номинальный размер, который равен диаметру изношенного отверстия поршня, а режущая и выходная части развертки имеют увеличенный ремонтный размер, причем вертикальные оси цилиндра и развертки расположены перпендикулярно друг другу, за счет чего достигается плавающее расположение поршня при обработке по развертке и достигается сохранение взаимного расположения оси пальца и оси поршня.

Оправка состоит из полого цилиндра, внутренний диаметр которого больше или равен наружному диаметру поршня, устанавливаемому внутри оправки для восстановления. На боковой поверхности цилиндра расположены радиально на оси, перпендикулярной оси цилиндра, напротив друг друга два сквозных отверстия, большие диаметров режущей и выходной частей развертки. Причем высота расположения центра отверстий от основания внутренней части цилиндра оправки должна быть больше высоты расположения центра отверстий поршня под поршневой палец от юбки поршня с целью создания пространства для плавающего режима поршня при обработке.

Сущность изобретения поясняет чертеж, где изображена схема способа восстановления отверстия под поршневой палец поршня ДВС и устройства для его осуществления на токарном станке. Обозначения на чертеже: 1 - поршень, 2 - оправка, 3 - развертка, у которой «а» - заходная часть с диаметром d1, «б» - режущая часть - d2, «в» - выходная часть - d3, 4 - задний центр токарного станка, 5 - сопло для подачи смазочно-охлаждающей жидкости, 6 - суппорт токарного станка, 7 - патрон токарного станка.

Устройство для восстановления изношенного отверстия поршня диаметром D1 под поршневой палец (чертеж) включает закрепленную в патроне станка 7 развертку 3, развертка одним концом закреплена в патроне 7 токарного станка, а другим концом установлена с поджатием задним центром станка 4, развертка 3 состоит из заходной «а», режущей «б» и выходной «в» частей, на суппорте станка жестко закреплена оправка 2 для поршня 1, состоящая из полого цилиндра, внутренний диаметр D3 которого больше или равен наружному диаметру d4 поршня, на боковой поверхности оправки расположены напротив друг друга два сквозных отверстия под развертку, диаметр D2 которых больше диаметра ее режущей и выходной частей, причем вертикальные оси цилиндра и развертки расположены перпендикулярно друг другу.

Способ (чертеж) осуществляют следующим образом. Прошедший дефектовку поршень 1 устанавливают в оправку 2 таким образом, что совмещают отверстие поршня под поршневой палец с отверстиями в оправке под развертку 3, затем в совмещенные отверстия заводят задний центр 4 станка и поджимают им развертку 3, тем самым закрепляя ее второй конец, затем включают станок и производят обработку отверстий поршня 1 разверткой 3. При перемещении суппорта 6 с оправкой 2 к вращающемуся патрону 7 с разверткой 3 происходит контакт заходной «а» части развертки с материалом поршня 1, в этот момент происходит осевое центрирование отверстия под поршневой палец по оси развертки 3 за счет плавающего беспрепятственного перемещения поршня в полом цилиндре оправки. Центрирование также происходит и сохраняется при обработке поршня 1 режущей «б» и выходной «в» частями развертки 3. С целью исключения недопустимой деформации металла поршня и повышения точности при его обработке непрерывно подается в место хонингования смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ) из сопла 5.

Обработку поршня 1, на примере поршня КамАЗ с наружным диаметром d4=120 мм, производят на токарном станке с помощью жестко закрепленной развертки 3 (модель 06-2365-4141) в патроне 7 при плавающем положении поршня 1 в оправке 2 и центрированием его по существующему отверстию D1=45 мм. С этой целью на развертке 3 выполнены три части: входная «а» с номинальным диаметром d1=45 мм, режущая часть «б» диаметром d2, выходная «в» с ремонтным размером d3=45,15 мм. Обработка ведется с поджатием задним центром 4 при непрерывной подаче смазочно-охлаждающей жидкости из сопла 5. Для плавающей установки поршня на суппорте 6 станка установлена оправка 2, представляющая собой полый цилиндр с внутренним диаметром D3>d4 (например, D3=120,5 мм) с отверстиями на его боковой стенке под развертку, где D2>d3.

Перед ремонтом поршни проходят дефектовку. Допускается использование без ремонта поршней с размером отверстия под палец D1=45,04 мм (размер по чертежу D1=45-0,006 мм). При износах отверстий свыше 45,04 мм производится их обработка в ремонтный размер D1=45,15 мм.

Дефектовка поршней перед ремонтом сводится, в основном, к визуальному осмотру. Перед дефектовкой и ремонтом поршни промывают и очищают от нагара. Нагар хорошо удаляется капроновой щеткой после выпаривания поршней в течение 30 мин в растворе «Лабомид-203» при температуре 80°C. Нельзя применять для очистки острые металлические предметы - шаберы, шила и т.п.

В результате применения изобретения получают отремонтированные поршни с точно обработанными поверхностями отверстий под поршневой палец с выдержанными требованиями по взаимному расположению обработанных поверхностей относительно базовых, в частности, с обеспечением перпендикулярности оси отверстий под поршневой палец к оси поршня. При ремонте снижается расход запасных частей на ремонт двигателей, экономится алюминиевый сплав и появляется возможность наиболее полно использовать ресурс поршней.

Таким образом, использование предложенного способа восстановления изношенного отверстия поршня под поршневой палец повышает качество ремонта поршневой группы, ее долговечность, что обеспечивает соответствие установленному нормативу пробега с отремонтированными поршнями двигателей внутреннего сгорания - не менее 80% от ресурса новых деталей.


СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННОГО ОТВЕРСТИЯ ПОРШНЯ ПОД ПОРШНЕВОЙ ПАЛЕЦ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 49 items.
10.07.2013
№216.012.5397

Способ ремонта упрочненных азотированием шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к технологии ремонта деталей, в частности коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. Проводят обработку детали в установленные ремонтные размеры, предварительно проводят снятие с шейки материала оставшегося упрочненного азотированием слоя с помощью электроэрозионной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487002
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.12.2013
№216.012.89b2

Подшипник турбокомпрессора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам турбокомпрессора. Подшипник включает моновтулку с центральным маслоподводящим каналом и маслораспределительной полостью, на концах которой выполнены опорные пояски. Центральный маслоподводящий канал выполнен глухим,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500932
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.01.2014
№216.012.9527

Система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при конструировании, производстве и ремонте двигателей внутреннего сгорания. Система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания содержит масляный насос с клапанами смазочной системы - редукционным и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503877
Дата охранного документа: 10.01.2014
27.04.2014
№216.012.bec4

Способ сушки древесины

Изобретение относится к области обработки древесины и может использоваться, в частности, для сушки пиломатериалов. Способ заключается в следующем: доски укладывают в штабель, состоящий из пакетов, не менее двух слоев досок, с разделительными элементами в виде реек. Между пакетами размещают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514576
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.06.2014
№216.012.d20a

Турбокомпрессор

Турбокомпрессор включает корпус турбокомпрессора, корпус подшипников с маслоподводящими каналами, ротор, на валу которого расположены подшипники, маслосливную полость, маслосливную трубку. В корпусе турбокомпрессора установлен поворотный угольник с болтом поворотного угольника. Осевое отверстие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519541
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.07.2014
№216.012.e1d1

Способ диагностирования газораспределительного механизма карбюраторного двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ диагностирования газораспределительного механизма карбюраторного двигателя внутреннего сгорания заключается в измерении углового перемещения коленчатого вала двигателя от момента открытия впускного клапана первого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523595
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.08.2014
№216.012.eac1

Устройство для очистки природных и сточных вод от механических примесей

Изобретение относится к очистке природных и сточных вод от механических примесей, и может быть использовано в системах очистки сточных вод в системе жилищно-коммунального хозяйства, а также в системах очистки природных питьевых вод городов и поселений. Устройство содержит трубопроводы, насосы и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525905
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7d0

Гидравлический таран

Изобретение относится к водоподъемным устройствам, использующим потенциальную энергию воды, и может быть использовано в местах перепада уровней воды, например на плотинах прудов. Гидравлический таран содержит питающий резервуар 17, подающий трубопровод 1, корпус 2, водовоздушный колпак 3 с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529277
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.12.2014
№216.013.0fe9

Смазочно-охлаждающая жидкость для обработки металлов давлением

Настоящее изобретение относится к смазочно-охлаждающей жидкости для обработки металлов давлением, содержащей воду и масло с числом омыления не менее 130 мг КОН/г, при содержании механических примесей не более 100 мг/л на 1% общей концентрации масла, при этом дополнительно содержит углеродные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535490
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.12.2014
№216.013.0fea

Смазка для обработки металлов давлением

Настоящее изобретение относится к смазке для обработки металлов давлением, содержащей мыло щелочного металла с влажностью 10-20 мас.%, при этом она дополнительно содержит нанотрубки графена со средним размером частиц 10-30 нм, модифицированные Mg(NO)×6HO, причем весовое соотношении частиц...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535491
Дата охранного документа: 10.12.2014
Showing 1-10 of 83 items.
10.02.2013
№216.012.23fd

Способ определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания и электронное устройство для его осуществления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при эксплуатации, контроле, испытании и диагностировании двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Способ определения технического состояния ДВС заключается в измерении амплитуды пульсаций величины давления в центральной масляной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474715
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2457

Способ диагностирования выпускного тракта поршневых двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании выпускного тракта поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Способ диагностирования выпускного тракта ДВС заключается в задании номинальной частоты вращения коленчатого вала ДВС, выключении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474805
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c39

Способ диагностирования датчиков массового расхода воздуха на автомобиле и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании датчиков массового расхода воздуха (ДМРВ) на автомобилях, оборудованных микропроцессорной системой управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Способ диагностирования ДМРВ автомобилей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476848
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2e4d

Способ диагностирования электробензонасосов системы топливоподачи автомобиля

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании электробензонасосов системы топливоподачи автомобиля. Способ диагностирования электробензонасосов системы топливоподачи автомобиля, заключается в измерении уменьшения частоты вращения коленчатого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477384
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.05.2013
№216.012.4073

Установка для очистки сточных вод от нефтесодержащих и механических примесей

Изобретение относится к установкам для очистки сточных вод от нефтесодержащих и механических примесей и может быть использовано на предприятиях нефтехимической, металлургической промышленности, топливно-энергетического комплекса, а также для очистки промышленных стоков инженерных сооружений и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482069
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.49ac

Способ диагностирования газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

Изобретение может быть использовано для диагностирования газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания. Способ диагностирования газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания заключается в измерении углового перемещения коленчатого вала двигателя с момента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484440
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.07.2013
№216.012.53ec

Установка микробиологической очистки сточных вод

Изобретение относится к экологии и может использоваться для очистки промышленных и сточных вод мясо-молочных, масложировых, рыбоконсервных и кожевенных предприятий от органических и неорганических соединений, нефтепродуктов, ПАВ, а также для дезактивации воды от вирусов, бактерий, микробов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487087
Дата охранного документа: 10.07.2013
27.08.2013
№216.012.63f9

Электрофлотатор

Изобретение относится к устройствам для физико-химической очистки сточных вод, в частности, от эмульгированных жировых загрязнений, нефтепродуктов и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей, машиностроительной и пищевой промышленности. Электрофлотатор содержит корпус с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491230
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.10.2013
№216.012.7149

Устройство для приготовления многокомпонентных смесей

Изобретение относится к сельскому хозяйству. В частности, к автоматизации технологических процессов по приготовлению многокомпонентных кормовых смесей. Устройство содержит бункера компонентов с питателями, связанными с управляющими выходами компьютера, сборный бункер, весовые устройства и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494658
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.10.2013
№216.012.727f

Способ очистки природных и сточных вод и устройство для его осуществления

Изобретение относится к оборудованию для очистки природных и сточных вод и может применяться для очистки от органических и неорганических загрязнений на предприятиях водоочистки питьевых вод, коммунального хозяйства и ТЭЦ. Способ включает разделение природных и сточных вод на очищенную жидкость...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494968
Дата охранного документа: 10.10.2013
+ добавить свой РИД