×
22.04.2019
219.017.3676

КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ)

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002301360
Дата охранного документа
20.06.2007
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретения относятся к авиационной технике и могут быть использованы в газотурбинном двигателестроении, а именно в компрессоростроении. В компрессоре с диагональной ступенью упорный подшипник, установленный на валу ротора, размещается таким образом, чтобы ось, проходящая через центры тел качения для подшипника качения или через центр упорного гребня вала для подшипника скольжения, пересекалась с осью вала ротора на расстоянии |Н| от места пересечения оси вала ротора и продолжения образующей конической поверхности периферии рабочей лопатки. Технический результат заявленного изобретения по первому и второму варианту - повышение для компрессора с диагональной ступенью и с криволинейной образующей периферии рабочей лопатки КПД и надежности путем обеспечения оптимального размещения упорного подшипника на валу ротора, с обеспечением минимального зазора между рабочими лопатками колеса и статором компрессора. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретения относятся к авиационной технике и могут быть использованы в газотурбинном двигателестроении, а именно в компрессоростроении.

Известны компрессоры с диагональной ступенью (SU 1048176, от 15.10.1983 г., бюл. №38; SU 1815430, 15.05.1993 г., бюл. №18). Однако данные устройства имеют низкие коэффициент полезного действия (далее КПД) и надежность компрессора из-за выхода из строя упорного подшипника, размещенного на валу ротора.

Также известно устройство с центростремительным компрессором (SU 1763695, от 23.09.1992 г., бюл. №35) и устройство с центробежным компрессором (Г.С.Скубачевский, "Авиационные газотурбинные двигатели, конструкция и расчет двигателей". Издательство "Машиностроение", Москва, 1969 г., стр.103, рис.4.01).

Однако данные устройства также не позволяют повысить КПД и надежность компрессора, поскольку не обеспечено оптимальное размещение подшипника на валу ротора, которое в процессе работы обеспечивает минимальный рабочий зазор между рабочими лопатками колеса и статором компрессора.

Технический результат заявленного изобретения по первому варианту - повышение для компрессора с диагональной ступенью КПД и надежности путем обеспечения оптимального размещения упорного подшипника на валу ротора, с обеспечением минимального зазора между рабочими лопатками колеса и статором компрессора.

Указанный технический результат по первому варианту достигается тем, что в компрессоре с диагональной ступенью, содержащем статор, ротор, рабочее колесо с лопатками и размещенный на валу ротора подшипник, ось, проходящая через центры тел качения для подшипника качения или через центр упорного гребня вала для подшипника скольжения, пересекает ось вала ротора на расстоянии |Н| от места пересечения оси вала ротора и продолжения образующей конической поверхности периферии рабочей лопатки, где Н - расстояние, образованное пересечением с осью вала продолжения образующей конической поверхности периферии рабочей лопатки и прямой, проведенной из точки пересечения образующей конической поверхности периферии рабочей лопатки с выходной кромкой рабочего колеса, при условии, что угол между ними составляет не более 15°.

Технический результат заявленного изобретения по второму варианту - повышение для компрессора с центробежной ступенью КПД и надежности путем обеспечения оптимального размещения упорного подшипника на валу ротора, с обеспечением минимального зазора между рабочими лопатками колеса и статором компрессора.

Указанный технический результат по второму варианту достигается тем, что в компрессоре с центробежной ступенью, содержащем статор, ротор, рабочее колесо с лопатками, выполненными с криволинейной образующей, и размещенный на валу ротора подшипник, ось, проходящая через центры тел качения для подшипника качения или через центр упорного гребня вала для подшипника скольжения, пересекает ось вала ротора на расстоянии |Н| от места пересечения оси вала ротора и продолжения касательной к криволинейной образующей рабочей лопатки, проведенной из точки пересечения последней с ее выходной кромкой, где Н - расстояние, образованное пересечением с осью вала продолжения касательной к криволинейной образующей рабочей лопатки и прямой, проведенной из точки пересечения криволинейной образующей рабочей лопатки с выходной кромкой рабочего колеса, при условии, что угол между ними составляет не более 15°.

Предложенные варианты размещения упорного подшипника ротора в компрессорах газотурбинного двигателя позволяют получить наименьший, обеспечивающий работоспособность компрессора зазор между рабочими лопатками колеса и статором компрессора.

Таким образом, диагональная или центробежная ступень компрессора, установленная на ротор, имеющий упорный подшипник, размещенный в соответствии с настоящим изобретением при прочих равных условиях, имеет максимальный КПД.

Предложенные изобретения поясняются чертежами.

На фиг.1 изображено размещение упорного подшипника в компрессоре с диагональной ступенью;

на фиг.2 изображено размещение упорного подшипника в компрессоре с криволинейной образующей периферии рабочей лопатки.

В компрессоре с диагональной ступенью 1 упорный подшипник 2, установленный на валу 3 ротора, размещается таким образом, чтобы ось 4, проходящая через центры тел качения для подшипника качения, или ось 5, проходящая через центр упорного гребня вала 3 для подшипника скольжения, пересекалась с осью вала 3 ротора на расстоянии |Н| от места пересечения оси вала 3 ротора и продолжения образующей конической поверхности 6 периферии рабочей лопатки 7, причем Н - расстояние, образованное пересечением с осью вала 3 продолжения образующей конической поверхности 6 периферии рабочей лопатки 7 и прямой 8, проведенной из точки пересечения образующей конической поверхности 6 периферии рабочей лопатки 7 с выходной кромкой 9 рабочего колеса, выбирается из условия, что угол между ними составляет не более 15°.

На фиг.1 показан угол, равный 15°, и, следовательно, показано максимальное расстояние |Н|, на которое может быть смещен подшипник 2, установленный на валу 3 ротора, однако, если угол меньше 15°, то расстояние |Н| также будет меньше, причем оно может быть равно нулю, т.е. возможен частный случай реализации, когда прямая 8, проведенная из точки пересечения образующей конической поверхности 6 периферии рабочей лопатки 7 с выходной кромкой 9 рабочего колеса до пересечения с осью вала 3 совпадает с продолжением образующей конической поверхности 6 периферии рабочей лопатки 7. Выбор расстояния |Н| зависит от конструктивных особенностей компрессора: геометрии подводящих каналов, компоновки уплотнений и т.п.

Такое расположение подшипника 2, позволяющее получить наименьший, обеспечивающий работоспособность компрессора зазор между рабочими лопатками колеса и статором 10 компрессора, обусловлено тем, что при работе компрессора температурные расширения элементов конструкции компрессора происходят вдоль лучей, исходящих из точки пересечения оси упорного подшипника (ось, проходящая через центры тел качения для подшипника качения или центр упорного гребня подшипника скольжения) с осью вала ротора. Следовательно, при работе компрессора перемещения конической поверхности периферии рабочих лопаток и статора компрессора будут происходить вдоль луча, перпендикулярного зазору. Поэтому величина зазора будет меняться мало.

В компрессоре с центробежной ступенью 11 упорный подшипник 2, установленный на валу 3 ротора, размещается таким образом, чтобы ось 4, проходящая через центры тел качения для подшипника качения, или ось 5, проходящая через центр упорного гребня вала 3 для подшипника скольжения, пересекалась с осью вала 3 ротора на расстоянии |Н| от места пересечения оси вала 3 ротора и продолжения касательной 12 к криволинейной образующей рабочей лопатки 7, проведенной из точки пересечения последней с ее выходной кромкой 9, причем Н - расстояние, образованное пересечением с осью вала 3 продолжения касательной 12 к криволинейной образующей рабочей лопатки 7 и прямой 13, проведенной из точки пересечения криволинейной образующей рабочей лопатки 7 с выходной кромкой 9 рабочего колеса, выбирается из условия, что угол между ними составляет не более 15°.

Такое расположение подшипника для обеспечения минимального зазора между рабочими лопатками колеса и статором компрессора обусловлено тем, что при работе компрессора температурные расширения элементов конструкции компрессора происходят вдоль лучей, исходящих из точки пересечения оси упорного подшипника (ось, проходящая через центры тел качения для подшипника качения или центр упорного гребня подшипника скольжения) с осью ротора. Следовательно, перемещения конической поверхности периферии рабочих лопаток и статора компрессора будут происходить вдоль луча, перпендикулярного зазору. Поэтому величина зазора будет меняться мало.

Особенностью работы диагональных и центробежных ступеней компрессоров (например, для открытых рабочих колес, без покрывного диска) является зависимость характеристик ступени, и особенно экономичности от рабочего зазора между рабочими лопатками колеса и статором компрессора. Влияние температурного фактора на величину рабочего зазора в наибольшей степени проявляется со стороны выходной кромки лопатки.

Известно, что увеличение относительного зазора на 1% приводит к снижению КПД ступени на 2-3%.

В случае использования центробежной или диагональной ступени в составе газотурбинного двигателя вопрос конструктивного обеспечения минимального зазора между рабочими лопатками колеса и статором компрессора становится особенно актуальным из-за больших взаимных температурных перемещений ротора и статора, при температурных расширениях.

Пример конкретного выполнения.

Пример 1 (компрессор с диагональной ступенью).

1. При угле =0° оптимальное расположение подшипника, при котором обеспечивается КПД, например, равное 85%, которое будет максимальным.

2. При угле 15° резко повышается вероятность касания лопаток о статор компрессора, что может привести к однократному износу деталей и в результате увеличенному зазору на протяжении всей службы компрессора, т.е. к снижению надежности компрессора и КПД, которое в случае угла 15° будет равно 83%.

Пример 2 (компрессор с центробежной ступенью).

1. При угле =0° оптимальное расположение подшипника, при котором обеспечивается КПД, например, равное 84%, которое будет максимальным.

2. При угле 15° резко повышается вероятность касания лопаток о статор компрессора, что может привести к однократному износу деталей и в результате увеличенному зазору на протяжении всей службы компрессора, т.е. к снижению надежности компрессора и КПД, которое в случае угла 15° будет равно 82%.

Предложенные варианты размещения упорного подшипника ротора в компрессорах газотурбинного двигателя позволяют получит наименьший рабочий зазор между рабочими лопатками колеса и статором компрессора.

Таким образом, в диагональных или центробежных ступенях компрессора упорный подшипник, размещенный в соответствии с настоящим изобретением при прочих равных условиях, имеет максимальный КПД.

1.Компрессорсдиагональнойступенью,содержащийстатор,ротор,рабочееколесослопаткамииразмещенныйнавалуротораподшипник,отличающийсятем,чтоось,проходящаячерезцентрытелкачениядляподшипникакаченияиличерезцентрупорногогребняваладляподшипникаскольжения,пересекаетосьвалароторанарасстоянии|Н|отместапересеченияосиваларотораипродолженияобразующейконическойповерхностиперифериирабочейлопатки,гдеН-расстояние,образованноепересечениемсосьювалапродолженияобразующейконическойповерхностиперифериирабочейлопаткиипрямой,проведеннойизточкипересеченияобразующейконическойповерхностиперифериирабочейлопаткисвыходнойкромкойрабочегоколесаприусловии,чтоуголмеждунимисоставляетнеболее15°.12.Компрессорсцентробежнойступенью,содержащийстатор,ротор,рабочееколесослопатками,выполненнымискриволинейнойобразующей,иразмещенныйнавалуротораподшипник,отличающийсятем,чтоось,проходящаячерезцентрытелкачениядляподшипникакаченияиличерезцентрупорногогребняваладляподшипникаскольжения,пересекаетосьвалароторанарасстоянии|Н|отместапересеченияосиваларотораипродолжениякасательнойккриволинейнойобразующейрабочейлопатки,проведеннойизточкипересеченияпоследнейсеевыходнойкромкой,гдеН-расстояние,образованноепересечениемсосьювалапродолжениякасательнойккриволинейнойобразующейрабочейлопаткиипрямой,проведеннойизточкипересечениякриволинейнойобразующейрабочейлопаткисвыходнойкромкойрабочегоколесаприусловии,чтоуголмеждунимисоставляетнеболее15°.2
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 86 items.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.bee6

Способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312244
Дата охранного документа: 10.12.2007
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
Showing 1-10 of 12 items.
19.01.2018
№218.016.0321

Подшипник газостатический

Изобретение относится к деталям машин, а именно, к конструкциям радиальных и упорных газостатических подшипников, предназначенных для использования, в частности, в высокоскоростных роторных системах, например, компрессоров, турбин, электрогенераторов. Подшипник газостатический содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630271
Дата охранного документа: 06.09.2017
10.05.2018
№218.016.4b8f

Радиальный подшипник скольжения

Изобретение относится к деталям машин, а именно к конструкциям радиальных подшипников скольжения, используемых в высокоскоростных роторных системах, например, компрессоров, турбин, электрогенераторов. Радиальный подшипник скольжения содержит корпус (1), как минимум один сегмент (2),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651961
Дата охранного документа: 24.04.2018
20.06.2018
№218.016.64e7

Регулируемый сопловой аппарат турбины, турбина и способ работы турбины

Группа изобретений относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использована в паротурбинных приводах, транспортных газотурбинных двигателях, а также в турбокомпрессорах двигателей внутреннего сгорания. Регулируемый сопловой аппарат турбины содержит внутренний корпус,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658168
Дата охранного документа: 19.06.2018
05.07.2018
№218.016.6bcc

Пластинчатый теплообменник и способ изготовления пластинчатого теплообменника

Изобретение относится к теплотехнике и может быть использовано в технике для подогрева жидких или газообразных сред, например, в качестве рекуператора. Пластинчатый теплообменник, содержащий цилиндрический наружный корпус, одно центральное и два периферийных разделительных кольца, размещенные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659677
Дата охранного документа: 03.07.2018
06.04.2019
№219.016.fdc6

Истираемое уплотнение и способ его изготовления

Изобретение относится к энергетике, а именно к истираемым уплотнениям для газовой турбины, имеющим ячеистые металлические структуры, применяемым для уплотнения зазоров между лопатками вращающегося колеса и статором турбомашин. Истираемое уплотнение (3) содержит основу (4) уплотнения и сотовую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684055
Дата охранного документа: 03.04.2019
22.04.2019
№219.017.3661

Способ обеспечения заданного радиального зазора между рабочим валом и самоустанавливающимися сегментными вкладышами при изготовлении подшипника (варианты)

Изобретения относятся к механосборочным работам, в частности к технологии изготовления и монтажа подшипников, например газовых, с самоустанавливающимися сегментными вкладышами. Способ обеспечения заданного радиального зазора между рабочим валом и самоустанавливающимися сегментными вкладышами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002298114
Дата охранного документа: 27.04.2007
27.04.2019
№219.017.3c8b

Пластинчатый теплообменник и способ изготовления пластинчатого теплообменника

Изобретение относится к теплотехнике и может быть использовано в технике для подогрева жидких или газообразных сред, например, в качестве рекуператора. Пластинчатый теплообменник содержит первую секцию теплообменника, которая включает цилиндрический наружный корпус, одно центральное и два...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686134
Дата охранного документа: 24.04.2019
09.06.2019
№219.017.764d

Устройство поддержания температурного режима потребителя и способ его работы

Изобретение относится к теплотехнике, а именно к системам регулирования теплового режима различных установок. Устройство поддержания температурного режима потребителя содержит первый и второй контуры циркуляции охлаждающей жидкости, контур холодильной машины. Причем первый контур включает в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690996
Дата охранного документа: 07.06.2019
09.06.2019
№219.017.7df7

Парокомпрессионная установка

Изобретение относится к парокомпрессионным установкам, работающим по разомкнутому циклу, принцип действия которых основан на создании в камере разрежения, сопровождающегося кипением и испарением жидкого рабочего тела, последующего сжатия полученного пара и его конденсации в камере конденсации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002450218
Дата охранного документа: 10.05.2012
02.08.2019
№219.017.bb77

Лепестковый газостатический подшипник и способ изготовления лепесткового газостатического подшипника

Изобретение относится к деталям машин, а именно к конструкциям радиальных и упорных газостатических подшипников, предназначенных для использования, в частности, в высокоскоростных роторных системах, например компрессорах, турбинах, электрогенераторах. Лепестковый газостатический подшипник...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696144
Дата охранного документа: 31.07.2019
+ добавить свой РИД