×
19.04.2019
219.017.338c

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОЙ ЭНЕРГИИ НА ТЯГОВОЙ ПОДСТАНЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области электроснабжения электрифицированных железных дорог и может быть использовано в системе однофазного переменного тока напряжением 27,5 кВ, частотой 50 Гц. Устройство для компенсации реактивной энергии на тяговой подстанции электрической железной дороги содержит измерительные трансформаторы тока и напряжения, первичные обмотки измерительных трансформаторов тока и напряжения соединены с выходными обмотками тягового трансформатора, подключенными к распределительному устройству, вторичные обмотки измерительных трансформаторов тока и напряжения и выход блока системы определения точного времени подключены к соответствующим входам измерителя электрических параметров тяговой сети, первый, второй, третий и четвертый выходы которого соединены соответственно с входами блока памяти, блока вычисления cosφ и tgφ, блока определения гармонических составляющих в каждой фазе и первым входом блока вычисления значений параметров компенсации по каждой фазе, второй и третий входы которого подключены соответственно к выходу блока вычисления cosφ и tgφ и выходу блока определения гармонических составляющих в каждой фазе. Технический результат заключается в повышении технико-энергетических показателей тяговой подстанции. 1 ил.

Изобретение относится к области электроснабжения электрифицированных железных дорог и может быть использовано в системе однофазного переменного тока напряжением 27,5 кВ, частотой 50 Гц.

Известно устройство для компенсации реактивной энергии на тяговой подстанции электрической железной дороги, содержащее распределительное устройство на 27,5 кВ, конденсаторную батарею, реактор и сглаживающий фильтр, подключенные к одной фазе распределительного устройства (проспект НИИЭФА-ЭНЕРГО, Санкт-Петербург, 2000 «Устройство фильтрации и компенсации реактивной мощности для контактной сети переменного тока на напряжение 27,5 кВ»). В данном устройстве компенсация реактивной мощности, возникающей в тяговой сети при работе электровозов, предусмотрена только в одной (отстающей) фазе. При этом компенсация происходит не в достаточной мере, не обеспечивается симметрирование по фазам.

В качестве прототипа принято устройство для компенсации реактивной энергии на тяговой подстанции электрической железной дороги, содержащее измерительные трансформаторы тока и напряжения, первичные обмотки измерительных трансформаторов тока и напряжения соединены с выходными обмотками тягового трансформатора напряжением 27,5 кВ, подключенными к распределительному устройству (Б.М.Бородулин, Л.А.Герман, Г.А.Николаев «Конденсаторные установки для электрифицированных железных дорог». - М.: Транспорт, 1983, с.22-25). Недостатками данного устройства является то, что компенсация реактивной мощности предусмотрена в одной (отстающей) или двух фазах. При этом компенсация происходит не в достаточной мере, не обеспечивается симметрирование по фазам. Устройство не обеспечивает регулирования емкости компенсирующего устройства. Конденсаторы находятся под высоким напряжением в специальных высоковольтных ячейках, на открытом воздухе под защитным навесом. При этом конденсаторы эксплуатируются в условиях, не соответствующих паспортным данным, что снижает срок службы всего устройства.

Технический результат изобретения заключается в создании устройства для компенсации реактивной энергии на тяговой подстанции электрической железной дороги, с улучшенными технико-энергетическими показателями, за счет компенсации реактивной мощности в каждой фазе, симметрирования, а так же за счет приведения напряжения на конденсаторах компенсирующего устройства к номинальному 2 кВ, создания нормативных климатических условий эксплуатации конденсаторов, продления срока службы.

Технический результат достигается тем, что в устройство для компенсации реактивной энергии на тяговой подстанции электрической железной дороги содержащее измерительные трансформаторы тока и напряжения, первичные обмотки измерительных трансформаторов тока и напряжения соединены с выходными обмотками тягового трансформатора, подключенными к распределительному устройству, согласно изобретению введены измеритель электрических параметров тяговой сети, блок системы определения точного времени, блок вычисления cosφ и tgφ, блок определения гармонических составляющих в каждой фазе, блок вычисления значений параметров компенсации по каждой фазе, блок памяти, контроллер управления, блок сбора и передачи данных с подключенным к его выходу блоком сопряжения с каналами связи, силовой трансформатор с обмотками высокого и низкого напряжения, три управляемых блока силовых конденсаторов с коммутирующими переключателями и три фильтрустройства, при этом вторичные обмотки измерительных трансформаторов тока и напряжения и выход блока системы определения точного времени подключены к соответствующим входам измерителя электрических параметров тяговой сети, первый, второй, третий и четвертый выходы которого соединены соответственно с входами блока памяти, блока вычисления cosφ и tgφ, блока определения гармонических составляющих в каждой фазе и первым входом блока вычисления значений параметров компенсации по каждой фазе, второй и третий входы которого подключены соответственно к выходу блока вычисления cosφ и tgφ и выходу блока определения гармонических составляющих в каждой фазе, которые соединены с блоком памяти, выход блока вычисления значений параметров компенсации по каждой фазе соединен с блоком памяти и контроллером управления, первый выход которого соединен с первым входом блоком сбора и передачи данных, второй вход которого соединен с выходом блока памяти, пятый вход которого соединен с пятым выходом контроллера управления, три управляемых блока силовых конденсаторов с коммутирующими переключателями соединены между собой по схеме треугольника, причем параллельно с каждым управляемым блоком силовых конденсаторов с коммутирующими переключателями включено фильтрустройство, вершины образованной схемы треугольника соединены с выводами обмоток низкого напряжения силового трансформатора, обмотки высокого напряжения которого подключены к обмоткам тягового трансформатора, управляющие входы управляемых блоков силовых конденсаторов с коммутирующими переключателями подключены соответственно ко второму, третьему и четвертому выходам контроллера управления.

На чертеже представлено устройство для компенсации реактивной энергии на тяговой подстанции электрической железной дороги.

Устройство для компенсации реактивной энергии на тяговой подстанции электрической железной дороги содержит измерительные трансформаторы 2, 4 тока и напряжения, первичные обмотки измерительных трансформаторов тока (2) и напряжения (4) соединены с выходными обмотками тягового трансформатора 1, подключенными к распределительному устройству 3, вторичные обмотки измерительных трансформаторов тока (2) и напряжения (4) и выход блока 6 системы определения точного времени подключены к соответствующим входам измерителя 5 электрических параметров тяговой сети, первый, второй, третий и четвертый выходы которого соединены соответственно с входами блока 11 памяти, блока 7 вычисления cosφ и tgφ, блока 9 определения гармонических составляющих в каждой фазе и первым входом блока 8 вычисления значений параметров компенсации по каждой фазе, второй и третий входы которого подключены соответственно к выходу блока 7 вычисления cosφ и tgφ и выходу блока 9 определения гармонических составляющих в каждой фазе, которые соединены с блоком 11 памяти, выход блока 8 вычисления значений параметров компенсации по каждой фазе соединен с блоком 11 памяти и контроллером 10 управления, первый выход которого соединен с первым входом блока 12 сбора и передачи данных, второй вход которого соединен с выходом блока 11 памяти, пятый вход которого соединен с пятым выходом контроллера 10 управления, три управляемых блока 17 силовых конденсаторов с коммутирующими переключателями соединены между собой по схеме треугольника, причем параллельно с каждым управляемым блоком 17 силовых конденсаторов с коммутирующими переключателями включено фильтрустройство 18, вершины образованной схемы треугольника соединены с выводами обмоток 16 низкого напряжения силового трансформатора 14, обмотки 15 высокого напряжения которого подключены к обмоткам тягового трансформатора 1, управляющие входы управляемых блоков 17 силовых конденсаторов с коммутирующими переключателями подключены соответственно ко второму, третьему и четвертому выходам контроллера 10 управления.

Устройство для компенсации реактивной энергии на тяговой подстанции электрической железной дороги работает следующим образом.

При работе электроподвижного состава в различных видах тяги (грузовое, пассажирское и моторвагонное движение) всегда вырабатывается большое количество реактивной энергии. Поскольку тяговые подстанции питают контактную сеть двумя фазами А и В в разные стороны от нейтральной вставки в контактной сети, а фаза С везде соединена с тяговыми рельсами, то вполне понятно, что уровень реактивной энергии в трех фазах разный. В измерителе 5 электрических параметров тяговой сети по текущим значениям величин с измерительных трансформаторов тока 2 и напряжения 4 определяют значения величин токов, напряжений и фазового угла между ними для каждой фазы. Одновременно в блок 5 поступает сигнал с информацией о едином времени, с помощью которого происходит синхронизация всех измеренных и рассчитанных величин по времени. Данные, которые запоминаются в блоке 11 памяти, так же строго «привязаны» по единому времени. Блок 5 может быть выполнен, например, на базе базовых информационных модулей (БИМ) измерительно-информационного и управляющего комплекса. На выходе блока 5 электрические параметры тяговой сети получают уже в цифровом формате, что весьма удобно для дальнейшей обработки и использования. В блоке 8, по полученным из блока 5 данным, проводятся автоматические расчеты широко известными методами по определению объема необходимой реактивной энергии для компенсации, имеющейся в тяговой сети в каждой из фаз и для достижения cosφ и tgφ на уровне, требуемом поставщиком электроэнергии в соответствии с договором на ее поставку. На основании полученных значений необходимой энергии для компенсации в контроллере 10 управления задается конкретная ступень подключения емкости в каждом управляемом блоке 17 силовых конденсаторов с коммутирующими переключателями в каждой фазе. В каждом блоке 17 может находиться до 10 конденсаторов, т.е. 10 ступеней для регулирования. Этого согласно предварительным расчетам необходимо и достаточно для «плавного» изменения (подключения или отключения) величины емкости в фазе. Коммутация конденсаторов может осуществляться, например, тиристорными ключами или вакуумными контакторами. Блоки конденсаторов с тиристорными или вакуумными коммутирующими элементами широко используются в промышленности на мощных двигателях в насосах газовых магистральных сетей, прокатных станах, шахтах и др. Особенность данного изобретения заключается в использовании конденсаторов среднего напряжения на 2,0 кВ, что по данным производителей конденсаторов большой емкости наиболее оптимально как с точки зрения изоляции, так и с точки зрения массогабаритных и энергетических характеристик (наиболее высокий кпд конденсаторов). Три управляемых блока 17 силовых конденсаторов с коммутирующими переключателями соединены между собой по схеме треугольника так же, как и выходные обмотками тягового трансформатора 1 напряжением 27,5 кВ. Для передачи выработанной реактивной энергии в тяговую (контактную) сеть необходимо согласование по уровню напряжения. Это решается применением дополнительного силового трансформатора 14 с обмотками 15 на высокое напряжение 27,5 кВ и 16 на низкое напряжение 2,0 кВ. Схема подключения батареи конденсаторов через дополнительный трансформатор весьма рациональна, т.к. в этом случае не нужны согласующие реакторы (которые имеются во всех существующих компенсирующих устройствах). Кроме того, такое включение наиболее оптимально для симметрирования напряжений в тяговом трансформаторе 1. Фильтрустройства 18, включенные в каждой фазе, позволяют дополнительно улучшать качество электроэнергии на тяговой подстанции на уровне гармоник выше 9. Контроль за работой устройства осуществляется по каналам связи от энергодиспетчерского или обслуживающего персонала через блок 13 сопряжения с каналами связи к УСПД 12. При необходимости допускается подключать по вызову блок 11 памяти, в котором записывается история событий. Управление записью и считыванием информации с блока 11 памяти осуществляется по пятому выходу контроллера 10 управления. Время передачи информации о работе устройства может быть принято, например, как и в системе автоматического учета расхода электроэнергии (АСКУЭ) - каждые 30 или 60 минут, или по запросу управляющим или эксплуатационным персоналом. 30-минутный опрос, конечно, предпочтителен, т.к. аналогично системе АСКУЭ могут быть получены данные как в табличном, так и в графическом виде об уровне реактивной энергии в тяговой сети на данной тяговой подстанции и согласованно представлен в отчетах о потребленной электроэнергии на тягу поездов. Мощность каждого блока 17 компенсирующего устройства может составлять 1 и 2 МВАр. В этом случае за счет блочного характера выполнения устройства можно создать типоразмерный ряд по мощности 1, 2, 3, 4, 5 или 6 МВАр в зависимости от перерабатывающей мощности тяговой подстанции и необходимой мощности компенсации. Благодаря этому создаются широкие возможности вариантов устройства для компенсации реактивной энергии на тяговой подстанции электрической железной дороги. Мощность дополнительного силового трансформатора 14 может быть принята равной 5-6 МВА для любой модификации блоков 17. Целесообразно применить трансформатор с сухой (безмасляной) изоляцией. Конструктивно блоки 17 и 18 могут быть размещены в 40-футовом контейнере с осуществлением функции климат-контроля по нормативным требованиям производителей конденсаторов. Это очень важно, поскольку приведенные производителями сведения указывают, что отклонение от номинальной температуры работы конденсаторов на 10% в любую сторону сокращает срок их службы до 25%!

Экономический эффект от применения данного устройства для компенсации реактивной энергии на тяговой подстанции электрической железной дороги состоит в обеспечении в автоматическом режиме компенсации реактивной энергии, доведении cosφ и tgφ до экономически обоснованных величин, задаваемых нормативными документами или поставщиком электрической энергии, исключения штрафных санкций от энергоснабжающих организаций по уровню реактивной энергии, в продлении срока службы КУ. В денежном выражении экономический эффект благодаря вышеперечисленным положительным свойствам может составить до 1 миллиона рублей для тяговой подстанции с годовой переработкой электроэнергии на уровне 500-600 млн. кВт·ч в год.

Устройство для компенсации реактивной энергии на тяговой подстанции электрической железной дороги, содержащее измерительные трансформаторы тока и напряжения, первичные обмотки измерительных трансформаторов тока и напряжения соединены с выходными обмотками тягового трансформатора, подключенными к распределительному устройству, отличающееся тем, что в него введены измеритель электрических параметров тяговой сети, блок системы определения точного времени, блок вычисления cosφ и tgφ, блок определения гармонических составляющих в каждой фазе, блок вычисления значений параметров компенсации по каждой фазе, блок памяти, контроллер управления, блок сбора и передачи данных с подключенным к его выходу блоком сопряжения с каналами связи, силовой трансформатор с обмотками высокого и низкого напряжения, три управляемых блока силовых конденсаторов с коммутирующими переключателями и три фильтрустройства, при этом вторичные обмотки измерительных трансформаторов тока и напряжения и выход блока системы определения точного времени подключены к соответствующим входам измерителя электрических параметров тяговой сети, первый, второй, третий и четвертый выходы которого соединены соответственно с входами блока памяти, блока вычисления cosφ и tgφ, блока определения гармонических составляющих в каждой фазе и первым входом блока вычисления значений параметров компенсации по каждой фазе, второй и третий входы которого подключены соответственно к выходу блока вычисления cosφ и tgφ и выходу блока определения гармонических составляющих в каждой фазе, которые соединены с блоком памяти, выход блока вычисления значений параметров компенсации по каждой фазе соединен с блоком памяти и контроллером управления, первый выход которого соединен с первым входом блока сбора и передачи данных, второй вход которого соединен с выходом блока памяти, пятый вход которого соединен с пятым выходом контроллера управления, три управляемых блока силовых конденсаторов с коммутирующими переключателями соединены между собой по схеме треугольника, причем параллельно с каждым управляемым блоком силовых конденсаторов с коммутирующими переключателями включено фильтрустройство, вершины образованной схемы треугольника соединены с выводами обмоток низкого напряжения силового трансформатора, обмотки высокого напряжения которого подключены к обмоткам тягового трансформатора, управляющие входы управляемых блоков силовых конденсаторов с коммутирующими переключателями подключены соответственно ко второму, третьему и четвертому выходам контроллера управления.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 96 items.
20.02.2013
№216.012.2696

Система поездной радиосвязи с линейным комбинированным цифровым каналом (варианты)

Группа изобретений относится к технике электросвязи и может использоваться на железнодорожном транспорте для организации поездной радиосвязи. Система поездной радиосвязи с линейным комбинированным цифровым каналом содержит установленные в диспетчерском центре пульты диспетчеров, коммутатор,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475398
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a3f

Способ и устройство обмена информацией по радиоканалу между поездным локомотивом и стационарным пунктом

Группа изобретений относится к железнодорожной автоматике, телемеханике и связи. Способ обмена информацией по радиоканалу между поездным локомотивом и стационарным пунктом заключается в передаче данных на локомотив в заранее установленный временной интервал. До начала обмена на локомотиве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476342
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.04.2013
№216.012.39d1

Устройство для вентиляции вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в системах вентиляции вагонов. Устройство для вентиляции вагонов содержит смонтированный под обшивкой крыши вагона центробежный вентилятор (2), корпус (3) которого оборудован входным (4) и выходным (5) патрубками,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480362
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.07.2013
№216.012.53b7

Устройство для осмотра вагонов

Изобретение относится к области оптической передачи изображений и может быть использовано для осмотра вагонов. Устройство для осмотра вагонов содержит многосекционную штангу, на одном конце которой установлена телевизионная камера, а в ее средней части размещен корпус, в котором установлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487034
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.09.2013
№216.012.6d38

Информационное вагонное табло

Изобретение относится к информационному табло и может быть использовано в вагоне для информирования пассажиров о движении поезда. Технический результат достигается тем, что информационное вагонное табло включает закрепленное в корпусе и выполненное на прозрачном листе информационное изображение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493611
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.09.2013
№216.012.6ea4

Комбинированное колесо

(57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях железнодорожных транспортных средств для их передвижения по автомобильным дорогам. Комбинированное колесо состоит из закрепленных на удлиненной оси отдельных колес для передвижения по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493975
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.11.2013
№216.012.8024

Устройство обеспечения безопасности резервного источника питания поста электрической централизации

Изобретение относится к электроснабжению электропотрсбителей, в частности средств железнодорожной автоматики и телемеханики, оснащенных системами дистанционного отключения источников электропитания, в которых используются автономные резервные источники бесперебойного электропитания на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498477
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.11.2013
№216.012.81db

Система для контроля сцеплений локомотивов с составами их поездов

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и может быть использовано для контроля освобождения локомотивов от прицепленных к ним составов. Система для контроля сцеплений локомотивов с составами содержит взаимосвязанные между собой монитор отображения состояний автосцепок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498919
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.11.2013
№216.012.84f3

Устройство контроля за управлением поезда и бдительностью машиниста

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Устройство контроля за управлением поезда и бдительностью машиниста содержит блок контроля безопасности, электропневматический клапан, модули центральной обработки информации и межмодульный интерфейс. Также устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499713
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.02.2014
№216.012.a606

Система для контроля и оперативного управления локомотивным парком

Изобретение относится к системам контроля и управления на железнодорожном транспорте. Система для контроля и оперативного управления локомотивным парком содержит взаимосвязанные между собой персональный компьютер диспетчера, сервер, блок памяти, блок формирования выходных форм, блок обработки и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508217
Дата охранного документа: 27.02.2014
Showing 1-10 of 26 items.
10.04.2014
№216.012.b3dc

Способ определения свободности от подвижного состава участков пути на железнодорожном перегоне

Изобретение относится к системам интервального регулирования движения поездов. Способ определения свободности от подвижного состава участков пути на железнодорожном перегоне заключается в сравнении количества осей колесных пар подвижного состава при вступлении его на перегон и при уходе его с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511760
Дата охранного документа: 10.04.2014
27.04.2014
№216.012.be04

Система полуавтоматической блокировки для ограниченных по длине межстанционных перегонов

Изобретение относится к системам регулирования движения поездов на перегонах. Система полуавтоматической блокировки для ограниченных по длине межстанционных перегонов содержит на ограничивающих перегон станциях входной и выходной светофоры, соединенные с аппаратурой электрической централизации,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514384
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.06.2014
№216.012.d12f

Система диагностирования железнодорожного пути

Изобретение относится к области диагностики железнодорожного пути. Система диагностирования железнодорожного пути содержит путеизмерительную тележку и связанные с ней сетевой центр и референцные станции. На тележке размещен контрольно-вычислительный комплекс, к которому подключены средства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519322
Дата охранного документа: 10.06.2014
27.12.2014
№216.013.15c7

Способ определения свободности железнодорожного перегона от подвижного состава и система полуавтоматической блокировки железнодорожного перегона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на участках, оборудованных системами полуавтоматической блокировки. Технический результат изобретения заключается в повышении достоверности определения свободности железнодорожного перегона от подвижного состава. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536999
Дата охранного документа: 27.12.2014
20.04.2015
№216.013.44d6

Средство передачи данных телекоммуникационной сети и телекоммуникационная сеть

Изобретение относится к многопротокольным телекоммуникационным средствам передачи данных. Технический результат заключается в обеспечении построения сети передачи данных без задания частот вещания и параметров входящих в нее радиостанций. В системе с учетом навигационной информации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549120
Дата охранного документа: 20.04.2015
20.10.2015
№216.013.8422

Система для управления выправкой железнодорожного пути

Изобретение относится к устройствам для строительства и ремонта железнодорожного пути и может быть использовано при постановке пути в проектное положение. Система для управления выправкой железнодорожного пути содержит мобильную референцную станцию, путевую машину и смонтированное на её раме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565429
Дата охранного документа: 20.10.2015
27.11.2015
№216.013.93fd

Способ определения продольно-напряженного состояния рельсовых плетей бесстыкового железнодорожного пути

Изобретение относится к путевому хозяйству и может быть использовано для измерения перемещений участков рельсовых плетей бесстыкового пути при воздействии на них поездной нагрузки и температуры и на этой основе определения напряженного состояния рельсовых плетей. Способ определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569504
Дата охранного документа: 27.11.2015
27.12.2016
№216.013.9dbf

Система для контроля нахождения подвижного состава на участке пути

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Система включает установленный на каждом электроподвижном составе с импульсными статическими преобразователями для питания асинхронных тяговых электродвигателей блок формирования дополнительного сигнала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572013
Дата охранного документа: 27.12.2015
10.04.2016
№216.015.2db7

Способ позиционирования подвижного рельсового транспортного средства на железнодорожном пути

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. В способе предварительно задают систему реперных объектов, в качестве которых используют объекты инфраструктуры, в режиме реального времени одновременно определяют координаты транспортного средства и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579606
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2e51

Способ нахождения ремонтной бригадой местоположения скрытой неисправности железнодорожного пути

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. В способе по результатам проведенной диагностики железнодорожного пути определяют географические координаты неисправности в высокоточной системе координат, записывают их в память мобильного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579605
Дата охранного документа: 10.04.2016
+ добавить свой РИД