×
19.04.2019
219.017.2c46

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ВЕНТИЛЯТОРА ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на электроподвижном составе переменного тока для регулирования производительности вентиляторов с приводными трехфазными асинхронными электродвигателями. Устройство содержит тяговый трансформатор 1, имеющий первичную обмотку 2, подключенную к питающей сети, обмотку собственных нужд 4 с концевыми и промежуточными выводами, преобразователь частоты, состоящий из четырех тиристоров и блока управления 9, соединенного своими выходами с управляющими входами тиристоров. Тиристоры соединены в две группы по два последовательно включенных тиристора и подключены к концевым выводам обмотки собственных нужд. Одна группа тиристоров включена согласно с направлением обмотки, а вторая - встречно. Асинхронный трехфазный электродвигатель 10 подключен первой фазой к общей точке соединения тиристоров одной группы, второй фазой - к общей точке соединения тиристоров второй группы, а третьей фазой - к промежуточному выводу обмотки собственных нужд. Техническим результатом является увеличение числа ступеней пониженной частоты вращения двигателя, что позволяет расширить диапазон регулирования производительности вентилятора по току нагрузки и сократить затраты электрической энергии на вспомогательные нужды электровоза. 1 ил.

Изобретение относится к преобразовательной технике преимущественно транспортного назначения и предназначено, в частности, для регулирования производительности вентиляторов с приводными трехфазными асинхронными электродвигателями на электровозах переменного тока.

Известно устройство для регулирования производительности вентиляторов, содержащее регулятор напряжения, промежуточное звено постоянного напряжения, автономный трехфазный инвертор и трехфазный понижающий трансформатор, к выходу которого подключены трехфазные асинхронные электродвигатели привода вентиляторов [1]. Регулирование производительности вентиляторов осуществляется путем изменения частоты питающего асинхронные электродвигатели напряжения. Несмотря на возможность плавного регулирования частоты напряжения, на практике используют три фиксированные частоты, что соответствует трем ступеням частоты вращения электродвигателей. Недостатком известного является сложность преобразователя, большие масса и габариты, а также повышенные потери электрической энергии в преобразователе.

Известно также устройство для регулирования производительности вентилятора электровоза переменного тока, содержащее тяговый трансформатор, имеющий первичную обмотку, подключенную к питающей сети, обмотку собственных нужд с концевыми и промежуточным выводами, преобразователь частоты, состоящий из четырех тиристоров и блока управления, соединенного своими выходами с управляющими входами тиристоров, и асинхронный трехфазный электродвигатель привода вентилятора, которое целесообразно принять в качестве прототипа изобретения [2].

Управление тиристорами преобразователя частоты позволяет сформировать переменное трехфазное напряжение с частотой в три раза меньше, чем частота напряжения питающей сети. Т.е. при частоте напряжения питающей сети 50 Гц можно получить напряжение на выходе преобразователя с частотой, равной 50/3=162/3 Гц, чему соответствует пониженная частота вращения приводного двигателя вентилятора. При работе приводного двигателя на пониженной частоте вращения производительность вентилятора снижается в три раза, а мощность приводного двигателя уменьшается в 27 раз, что обеспечивает пониженное потребление электроэнергии на собственные нужды электровоза.

При работе вентилятора на номинальной частоте вращения питание фаз двигателя осуществляется непосредственно от концевых выводов обмотки собственных нужд трансформатора. Переключение двигателя привода вентилятора с номинальной частоты вращения (50 Гц) на пониженную частоту вращения (162/3 Гц) и обратно осуществляется в зависимости от токовой нагрузки электрического оборудования электровоза.

Недостатком известного является ограниченное число ступеней пониженной частоты вращения вентилятора - одна, что при токах нагрузки больше половины номинального значения требует переключения на номинальную частоту вращения и влечет за собой повышенные затраты электрической энергии на вспомогательные нужды электровоза.

Техническим результатом является увеличение числа ступеней пониженной частоты вращения двигателя, что позволяет расширить диапазон регулирования производительности вентилятора по току нагрузки и сократить затраты электрической энергии на вспомогательные нужды электровоза.

Технический результат в предложенном устройстве достигается тем, что тиристоры соединены в две группы по два последовательно включенных тиристора и подключены к концевым выводам обмотки собственных нужд тягового трансформатора, причем одна группа тиристоров включена согласно с направлением обмотки, а вторая - встречно, к общей точке соединения тиристоров первой группы подключена первая фаза асинхронного двигателя, к общей точке соединения тиристоров второй группы подключена вторая фаза асинхронного двигателя, а третья фаза асинхронного двигателя подключена к промежуточному выводу обмотки собственных нужд трансформатора.

Существенные отличительные признаки предложения:

- что тиристоры соединены в две группы по два последовательно включенных тиристора и подключены к концевым выводам обмотки собственных нужд тягового трансформатора, причем одна группа тиристоров включена согласно с направлением обмотки, а вторая - встречно, к общей точке соединения тиристоров первой группы подключена первая фаза асинхронного двигателя, к общей точке соединения тиристоров второй группы подключена вторая фаза асинхронного двигателя, а третья фаза асинхронного двигателя подключена к промежуточному выводу обмотки собственных нужд трансформатора.

Введение в устройство совокупности новых взаимосвязей позволяет расширить диапазон регулирования частоты вращения вентилятора по току нагрузки и сократить затраты электрической энергии на вспомогательные нужды электровоза.

Это обусловлено тем, что устройство позволяет при поочередном включении тиристоров двух групп сформировать на фазах двигателя переменное напряжение с частотами равными 50/2=25 Гц, 50/4=12.5 Гц, 50/8=6.25 Гц и т.д.. Кроме того, поочередно-циклическое включение тиристоров двух групп позволяет сформировать на фазах двигателя переменное напряжение с частотой, равной 50/3=162/3 Гц. Таким образом, устройство обеспечивает дополнительные ступени регулирования частоты вращения двигателя, и расширяется диапазон регулирования производительности вентилятора.

На чертеже представлена схема устройства для регулирования частоты вращения вентилятора.

Устройство для регулирования частоты вращения вентилятора электровоза переменного тока содержит тяговый трансформатор 1, имеющий первичную обмотку 2, подключенную к питающей сети 3 и обмотку собственных нужд 4 с концевыми и промежуточным выводами. Преобразователь частоты содержит четыре тиристора 5, 6, 7, 8 и блок управления 9, соединенный своими выходами с управляющими входами тиристоров. Тиристоры соединены в две группы по два последовательно включенных тиристора (5, 7 и 6, 8) и подключены к концевым выводам обмотки собственных нужд 4. Одна группа тиристоров 5, 7 включена согласно с направлением обмотки, а вторая 6, 8 - встречно. Асинхронный трехфазный электродвигатель 10 подключен: первой фазой к общей точке соединения тиристоров 5 и 7, второй фазой - к общей точке соединения тиристоров 6 и 8, а третьей фазой - к промежуточному выводу обмотки собственных нужд 4.

Предложенное устройство работает следующим образом. На тиристоры преобразователя подают импульсы управления таким образом, чтобы период выходного напряжения был кратен периоду напряжения питания.

Так, для получения выходного напряжения с частотой 50/2=25 Гц тиристоры преобразователя включают следующим образом: тиристор 5 включают в полупериоды питающего напряжения 1-5-9-13-..., тиристор 6 - в полупериоды 4-8-12-16-..., тиристор 7 - в полупериоды 3-7-11-15-..., а тиристор 8 - в 2-6-10-14-... полупериоды питающего напряжения. Для получения выходного напряжения с частотой 50/4=12.5 Гц тиристоры преобразователя включают следующим образом: тиристор 5 включают в полупериоды питающего напряжения 1-9-17-25-..., тиристор 6 - в полупериоды 8-16-24-32-..., тиристор 7 - в полупериоды 5-13-21-29-..., а тиристор 8 - в 4-12-20-28-... полупериоды питающего напряжения.

Для получения же выходного напряжения с частотой 50/3=162/3 Гц тиристоры преобразователя включают поочередно-циклически следующим образом: тиристор 5 включают в полупериоды питающего напряжения 1-7-13-19-..., тиристор 6 - в полупериоды 4-10-16-22-..., тиристор 7 - в полупериоды 3-9-15-21-..., а тиристор 8 - в 2-8-14-20-... полупериоды питающего напряжения.

Наличие дополнительной ступени пониженной частоты вращения вентилятора (25 Гц) снижает его производительность в два раза, а полезную мощность двигателя в 23, т.е. в 8 раз. Так как при пониженной в два раза производительности вентилятора обеспечивается удовлетворительная работа электрооборудования электровоза при токах нагрузки до 0.75 номинального значения, то это расширяет диапазон регулирования частоты вращения вентилятора по току нагрузки и позволяет дополнительно сократить затраты электрической энергии на вспомогательные нужды электровоза.

Технико-экономическая эффективность предложения определяется тем, что при его использовании увеличивается до двух число ступеней пониженной частоты вращения вентилятора. Это позволяет расширить по току нагрузки диапазон работы вентилятора с пониженной производительностью и дополнительно сократить затраты электрической энергии на вспомогательные нужды электровоза на 20% по сравнению с одноступенчатым регулированием частоты вращения вентилятора электровоза.

Источники информации

1. Лещев А.И., Матекин С.С., Усвицкий С.А., Кириллов B.C. Электровоз двойного питания ЭП10. - "Локомотив", №11, 1999 г., с.28-32.

2. Рутштейн А.М., Щупак А.А., Бабин А.А. Опытный электровоз ВЛ85. - "Электрическая и тепловозная тяга", №1, 1991 г., с.38-40.

Устройстводлярегулированияпроизводительностивентилятораэлектровозапеременноготока,содержащеетяговыйтрансформатор,имеющийпервичнуюобмотку,подключеннуюкпитающейсети,обмоткусобственныхнуждсконцевымиипромежуточнымвыводами,преобразовательчастоты,состоящийизчетырехтиристоровиблокауправления,соединенногосвоимивыходамисуправляющимивходамитиристоров,иасинхронныйтрехфазныйэлектродвигательприводавентилятора,отличающеесятем,чтотиристорысоединенывдвегруппыподвапоследовательновключенныхтиристораиподключеныкконцевымвыводамобмоткисобственныхнуждтяговоготрансформатора,причемоднагруппатиристороввключенасогласноснаправлениемобмотки,авторая-встречно,кобщейточкесоединениятиристоровпервойгруппыподключенаперваяфазаасинхронногодвигателя,кобщейточкесоединениятиристороввторойгруппыподключенавтораяфазаасинхронногодвигателя,атретьяфазаасинхронногодвигателяподключенакпромежуточномувыводуобмоткисобственныхнуждтрансформатора.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-3 of 3 items.
19.04.2019
№219.017.2c47

Устройство для регулирования частоты вращения вентилятора электровоза переменного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на электроподвижном составе переменного тока для регулирования частоты вращения вентиляторов с приводными трехфазными асинхронными электродвигателями. Устройство содержит тяговый трансформатор 1, имеющий первичную обмотку 2,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285329
Дата охранного документа: 10.10.2006
19.04.2019
№219.017.2ca1

Устройство мажоритарного резервирования (варианты)

Устройство для мажоритарного резервирования относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при построении высоконадежных устройств и систем, например резервированных систем для обработки числоимпульсных кодов в автоматической локомотивной сигнализации (АЛС)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002298823
Дата охранного документа: 10.05.2007
19.04.2019
№219.017.2cbe

Устройство корректировки линейной координаты нахождения поезда

Изобретение относится к области управления движением на железных дорогах и может быть использовано в системах автоведения поездов для уточнения их местоположения. К вычислительному блоку подключен датчик пути и скорости, установленный на оси колесной пары локомотива или головного вагона...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290335
Дата охранного документа: 27.12.2006
Showing 1-10 of 16 items.
27.03.2013
№216.012.314e

Гибкое запорно-пломбировочное устройство (зпу), способ фиксации наконечника свободного конца троса зпу (варианты) и способ защиты зпу от неразрушаемого вскрытия

Группа изобретений относится к охранным средствам однократного использования, применяемым для обеспечения защиты охраняемого объекта от несанкционированного доступа. Гибкое ЗПУ содержит корпус 1 и отрезок троса 2, один конец которого жестко закреплен в глухом отверстии 3 корпуса. Свободный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478160
Дата охранного документа: 27.03.2013
27.11.2013
№216.012.84f4

Способ и система радиочастотной идентификации и позиционирования железнодорожного транспорта

Группа изобретений относится к области организации и управления движением на железных дорогах. Способ радиочастотной идентификации и позиционирования железнодорожного транспорта состоит в том, что на каждом участке пути располагают, как минимум, две радиочастотные метки. Первую метку размещают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499714
Дата охранного документа: 27.11.2013
10.04.2014
№216.012.b2de

Способ контроля работоспособности машиниста поезда

Изобретение относится к области контроля состояния машиниста поезда. Способ контроля работоспособности машиниста поезда включает определение текущего значения физиологических параметров машиниста, ввод текущей информации об условиях движения поезда, подачу машинисту требующей ответа команды и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511506
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.04.2016
№216.015.367b

Выпрямительно-инверторный преобразователь

Выпрямительно-инверторный преобразователь предназначен для питания тяговых электродвигателей электрического подвижного состава, получающего питание от сети переменного тока, и может работать в выпрямительном и инверторном режимах. Преобразователь содержит силовой тяговый трансформатор (1) с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581603
Дата охранного документа: 20.04.2016
13.01.2017
№217.015.7682

Способ повторного включения асинхронных тяговых двигателей электротранспортного средства на выбеге

Изобретение относится к способу пуска электродвигателей. Способ повторного включения асинхронных тяговых двигателей электротранспортного средства на выбеге заключается в том, что задают режим тяги или торможения и начальные значения частоты и напряжения электропитания двигателей, а потом эти...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002598443
Дата охранного документа: 27.09.2016
10.05.2018
№218.016.3c2e

Способ синхронизации системы управления тяговыми преобразователями с питающим напряжением тяговой сети

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Способ синхронизации системы управления тяговыми преобразователями с напряжением тяговой сети заключается в том, что посредством измерительного трансформатора получают сигнал, пропорциональный напряжению тяговой сети....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647792
Дата охранного документа: 19.03.2018
20.02.2019
№219.016.bcf2

Одноразовое электронно-механическое пломбировочное устройство

Изобретение относится к области изделий для опечатывания ответственных узлов и деталей на транспорте и касается одноразового электронно-механического пломбировочного устройства, включающего болт для ввинчивания в ответственную деталь, корпус в виде стакана с торцевыми поверхностями и сквозным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002287192
Дата охранного документа: 10.11.2006
20.02.2019
№219.016.bd36

Система дистанционного считывания информации с подвижных объектов и их узлов

Изобретение относится к области телеметрических систем и может быть использовано для идентификации и контроля технического состояния движущихся объектов и их узлов. Достигаемый технический результат - повышение надежности и достоверности считывания информации. Система содержит считыватель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002291468
Дата охранного документа: 10.01.2007
20.02.2019
№219.016.c0a5

Система предупреждения аварии состава (спас)

Изобретение относится к средствам контроля технического состояния подвижного состава. На подвижных единицах размещены электронные кодовые датчики подвижных единиц и буксовых узлов с идентификационными номерами. На локомотиве размещены система автоведения состава, включающая в себя ЭВМ с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002307040
Дата охранного документа: 27.09.2007
01.03.2019
№219.016.ccdd

Тяговый привод подвижного состава

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано на локомотивах, моторных вагонах электропоездов, вагонах метрополитенов и городского электротранспорта, оборудованных тяговыми электродвигателями постоянного тока с последовательным возбуждением. Тяговый привод содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002337017
Дата охранного документа: 27.10.2008
+ добавить свой РИД