Вид РИД
Изобретение
Изобретение предназначено для опечатывания ответственных узлов и деталей различных машин и механизмов на железнодорожном и автомобильном транспорте для обнаружения несанкционированного доступа к этим узлам и деталям или их подмены с помощью автоматического считывания идентификационного номера узла или детали, записанного в электронной кодовой метке, в том числе в движении при проезде машины или механизма мимо контрольного пункта считывания информации.
Известна система идентификации объектов, которая содержит считыватель информации и электронную метку, в которой записан идентификационный код, размещаемый на объекте идентификации, в том числе движущемся (см. патент RU 22222030 С2 от 06.12.2001 г.).
Недостатком системы является отсутствие пломбировочного устройства, препятствующего перестановке электронной метки на другой объект.
Известно электронно-механическое запорно-пломбировочное устройство ЭМЗПУ для запирания и опломбирования дверей железнодорожных вагонов с возможностью дистанционного контроля целостности ЭМЗПУ и считывания его идентификационного кода. Устройство содержит упор, закрепленный на конце отрезка стального многожильного каната, внутри которого размещен изолированный проводник электрического тока, соединенного с электронным блоком, который размещен в упоре и закрыт радиопрозрачной крышкой (см. патент RU 2177530 С1 от 05.12.2000 г.)
Однако такое электронно-механическое запорно-пломбировочное устройство невозможно использовать для пломбирования узлов, скрепленных болтовым соединением.
Известно устройство для установки электронной метки на ответственные детали подвижного состава, выбранное в качестве прототипа. Устройство содержит корпус в виде стакана со сквозным отверстием в дне для болта крепления устройства к детали и кольцевой проточкой на внутренней боковой поверхности, электронную метку с печатными платами, которая фиксируется в стакане посредством пружинного кольца, вставляемого в кольцевую проточку на внутренней боковой поверхности стакана (см. патент RU 2199461 С1 от 04.30.2002 г.).
Недостаток данного устройства состоит в том, что оно не обеспечивает сохранность ответственных деталей подвижного состава, поскольку достаточно срезать стакан и головку болта ниже установочного места электронной метки, вытащить электронную метку и переставить ее в аналогичный стакан на другую деталь. При этом естественно запутывается контроль и учет работы ответственных деталей железнодорожных вагонов и других средств, вводится преднамеренная ошибка, которая может привести к серьезной аварии.
Технический результат предлагаемого решения заключается в повышении надежности пломбирования деталей и узлов различных механизмов, скрепленных болтовым соединением, и обеспечении невозможности повторного использования электронной метки после ее съема с детали.
Технический результат достигается тем, что одноразовое электронно-механическое пломбировочное устройство для установки на ответственные детали, включающее болт для ввинчивания в ответственную деталь, корпус в виде стакана с торцевыми поверхностями и сквозным отверстием для болта, электронную метку с печатными платами, установленную внутри стакана, снабжено основанием и радиопрозрачной крышкой, основание выполнено в виде плоской рамы, на верхнюю поверхность которой устанавливается электронная метка, закрывающаяся радиопрозрачной крышкой, а нижняя поверхность рамы выполнена с, по крайней мере, двумя ногами, перпендикулярными нижней поверхности, на концах которых имеются зацепы в виде, например, крючка, при этом на торцевой поверхности стакана выполнены сквозные отверстия с ответными зацепами для взаимодействия с, например, крючками ног основания при установке последнего, в теле, по крайней мере, одной ноги размещена петля провода с радиоэлементом, соединенная с печатными платами электронной метки и входящая в ее электрическую схему. При этом нога основания электронной метки выполнена таким образом (достаточно тонкими или/и из хрупкого материала), чтобы при снятии электронно-механического пломбировочного устройства с пломбируемой детали любым способом происходило обязательное обламывание последней, а в разрыв петли провода в ножке впаян радиоэлемент в виде конденсатора, резистора или индуктивности, который входит в электрическую схему электронной метки.
Кроме того, радиопрозрачная крышка соединена с поверхностью рамы неразъемно.
На чертежах представлено:
фиг.1 - разрез общего вида устройства;
фиг.2 - деталировка устройства в аксонометрии;
фиг.3 - основание поз.8 на фиг.1;
фиг.4 - общий вид с разрезом устройства в аксонометрии.
Одноразовое электронно-механическое пломбировочное устройство для установки на ответственной детали включает болт 1 для ввинчивания в ответственную деталь 2 (фиг.2), корпус в виде стакана 3 с торцевыми поверхностями 4 и 5, электронную метку 7 с печатными платами, основание 8, выполненное в виде плоской рамы, на верхнюю поверхность которой устанавливаются печатные платы электронной метки 7, закрывающиеся радиопрозрачной крышкой 9, а нижняя поверхность рамы выполнена с, по крайней мере, двумя ногами 10, перпендикулярными нижней поверхности, на концах которых имеются зацепы в виде, например, крючка 11, при этом в торцевой поверхности стакана 3 выполнены сквозные отверстия 12 с ответными зацепами 13 для взаимодействия с, например, крючками 11 ног 10 основания 8 при установке последнего. В теле, по крайней мере, одной ноги 10 размещена петля провода 14 с радиоэлементом 15 (фиг.3), соединенная с печатными платами электронной метки 7, и входит в ее электрическую схему. Радиоэлемент 15 (фиг.3) может быть в виде конденсатора, резистора или индуктивности. При этом нога 10 основания 8 выполнена достаточно тонкой и хрупкой, чтобы при снятии электронной метки 7 с пломбируемой ответственной детали 2 (фиг.2) любым способом происходило обязательное обламывание ноги 10.
Устройство работает следующим образом.
На заводе-изготовителе производится сборка узла электронной метки 7, для чего печатные платы устанавливаются на верхнюю поверхность основания 8. Производится подпайка выводов петли провода 14 к печатным платам, которые неразъемно закрываются радиопрозрачной крышкой 9 методом, например, склеивания или сварки, что при попытке вскрытия узла приведет к утрате работоспособности электронной метки 7. В собранном виде узел с электронной меткой 7 кодируется индивидуальным идентификационным кодом и поступает на склад вместе с корпусом в виде стакана 3 и болтом 1.
На участке, при замене и сборке ответственной детали, болт 1 с корпусом в виде стакана 3 ввинчивается в ответственную деталь 2 (фиг.2), затягивается с определенным моментом затяжки. Узел, состоящий из основания 8 в сборе с электронной меткой 7, устанавливается ногами 10 с зацепами в виде, например, крючков 11 в отверстия 12, выполненные в торцевой поверхности 5 стакана 3. Происходит зацепление крючков 11 с ответными зацепами 13, и устройство, таким образом, надежно пломбирует ответственную деталь 2. Доступ к головке болта 1 закрыт.
В случае несанкционированной замены ответственной детали необходимо снять электронную метку. Однако ноги 10 конструктивно выполнены достаточно тонкими и хрупкими (подбор материала) и ломаются при попытке разъединения зацепов 11, 13, что делает невозможным повторную установку электронной метки с индивидуальным идентификационным кодом на другую деталь. Кроме того, при обломе ног 10 происходит обрыв петли провода 14 с запрессованным в ноге 10 радиоэлементом 15 (фиг.3), что приводит к полному нарушению работы электронной метки 7. При попытке спайки обрыва петли провода 14 в электрической схеме электронной метки 7 будет отсутствовать радиоэлемент 15 (фиг.3), который настраивает частотную характеристику электронной метки 7. Работоспособность электронной метки 7 нарушается, а изменение частотной характеристики электронной метки позволяет определить несанкционированное вскрытие пломбировочного устройства на ответственной детали. Таким образом, устройство имеет несколько степеней защиты от несанкционированного доступа к ответственному узлу - механическую и электронную.
1.Одноразовоеэлектронно-механическоепломбировочноеустройство,включающееболтдляввинчиваниявответственнуюдеталь,корпусввидестаканасторцевымиповерхностямиисквознымотверстиемдляболта,электроннуюметкуспечатнымиплатами,установленнуювнутристакана,отличающеесятем,чтооноснабженооснованиемирадиопрозрачнойкрышкой,основаниевыполненоввидеплоскойрамы,наверхнююповерхностькоторойустанавливаетсяэлектроннаяметка,закрывающаясярадиопрозрачнойкрышкой,анижняяповерхностьрамывыполненас,покрайнеймере,двумяногами,перпендикулярныминижнейповерхности,наконцахкоторыхимеютсязацепыввиде,например,крючка,приэтомвторцевойповерхностистаканавыполненысквозныеотверстиясответнымизацепамидлявзаимодействияс,например,крючкаминогоснованияприустановкепоследнего,автеле,покрайнеймере,однойногиразмещенапетляпроводасрадиоэлементом,соединеннаяспечатнымиплатамиэлектроннойметкиивходящаявееэлектрическуюсхему.12.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтоногаоснованияэлектроннойметкивыполненатакимобразом,напримертонкойили/иизхрупкогоматериала,чтобыприснятииэлектронно-механическогопломбировочногоустройстваспломбируемойдеталилюбымспособомпроисходилообязательноеобламываниепоследней.23.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтовразрывпетлипроводавножкевпаянрадиоэлементввидеконденсатора,резистораилииндуктивности,которыйвходитвэлектрическуюсхемуэлектроннойметки.34.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чторадиопрозрачнаякрышкасоединенасповерхностьюрамынеразъемно.4