×
10.04.2019
219.017.0ab1

Результат интеллектуальной деятельности: СТАТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002188969
Дата охранного документа
10.09.2002
Аннотация: Изобретение относится к статорам ГТД, в том числе наземного применения, и позволяет обеспечить собираемость статора ГТД путем установки наружного корпуса компрессора с продольным разъемом последним. Статор состоит из наружных и внутренних корпусов компрессора и камеры сгорания со спрямляющим аппаратом компрессора, соединенным с опорой ротора, причем наружный корпус компрессора, расположенный перед камерой сгорания, выполнен с продольным разъемом. 1 ил.

Изобретение относится к статорам газотурбинных двигателей, в том числе наземного применения.

Известен статор газотурбинного двигателя, в котором для связи с опорой используются силовые лопатки спрямляющего аппарата компрессора [1].

Недостатком известной конструкции является наличие одинарных корпусов компрессора, что снижает надежность двигателя и его КПД. Корпуса современных компрессоров выполняются, как правило, двойными: наружный корпус воспринимает изгибные напряжения, действующие от подвески двигателя, а внутренний корпус воспринимает только нагрузку от давления воздуха в проточной части компрессора, имеет минимальные деформации и позволяет выдерживать минимальными радиальные зазоры между статором и ротором.

Наиболее близким к заявляемому является статор ГТД, статор компрессора, в котором состоит из наружного и внутреннего корпусов, причем внутренний корпус со стороны задних ступеней дополнительно соединен через спрямляющий аппарат с опорой ротора [2].

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее несобираемость, особенно при модульной сборке, так как наружный и внутренний корпуса компрессора соединены со спрямляющим аппаратом компрессора, закрепленным на опоре ротора, причем опора выполнена за одно целое с внутренним корпусом камеры сгорания.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в обеспечении собираемости статора ГТД путем установки наружного корпуса компрессора с продольным разъемом последним.

Сущность технического решения заключается в том, что в статоре газотурбинного двигателя, состоящем из наружных и внутренних корпусов компрессора и камеры сгорания со спрямляющим аппаратом компрессора, соединенным с опорой ротора, согласно изобретению наружный корпус компрессора, расположенный перед камерой сгорания, выполнен с продольным разъемом.

Выполнение наружного корпуса компрессора, расположенного перед камерой сгорания, с продольным разъемом позволяет устанавливать этот корпус последним за счет того, что продольным разъемом корпус делится на две половинки и крепится каждой половинкой отдельно к наружным корпусам статора и камеры сгорания, при этом корпус охватывает полость с пониженным давлением воздуха и утечки воздуха через продольный разъем будут минимальными.

На чертеже изображен продольный разрез статора ГТД.

Статор 1 газотурбинного двигателя состоит из наружных корпусов 2 и 3 компрессора 4, а также внутренних корпусов 5 и 6, которые соединены с наружными корпусами конусными фланцами 7,8 и 9. Наружный корпус 3 с фланцем 9 соединены с наружными корпусами 10 и 11 камеры сгорания 12, которые соединены через силовые стойки 13 с внутренним корпусом 14 камеры сгорания. Корпус 14 выполнен за одно целое с опорой 15 радиально-упорного шарикоподшипника 16 компрессора. Наружный корпус 3 через фланец 9 и внутренний корпус 6 с помощью болтов 17 соединены спрямляющими лопатками 18 компрессора 4, которые с помощью болтов 19 соединены с конусным фланцем 20 опоры 15. Между спрямляющими лопатками 18 и стойками 13 расположен закомпрессорный диффузор 21, который стенкой 22 и перфорированной стенкой 23 ограничивает замкнутую кольцевую полость 24, которая предназначена для отборов воздуха на охлаждение турбины (на фиг. не показано) и для отборов воздуха при запуске двигателя. Для управления радиальными зазорами между статором и ротором в кольцевую полость 25, ограниченную корпусом 3, через трубы 26 и дефлектор 27 подается холодный воздух пониженного давления из-за промежуточной ступени компрессора (на фиг. не показано). Управление зазорами осуществляется путем обдува холодным воздухом наружной поверхности внутреннего корпуса 6 на режимах максимальной длительности работы двигателя. Наружный корпус 3 и перфорированный дефлектор 27 выполнены с продольными разъемами 28, остальные наружные и внутренние корпуса 2, 5, 6, 10, 14, а также фланцы 7, 8, 9 и 20 выполнены без продольных разъемов, т. е. неразъемными. Корпус 3 соединен с корпусами 2 и 10 болтами 29 и 30.

Собирается и работает устройство следующим образом. При сборке компрессора 4 с камерой сгорания 12 спрямляющие лопатки 18 компрессора 4 с помощью болтов 19 крепятся на конусном фланце 20 внутреннего корпуса 14 камеры сгорания 12, которая уже собрана со стойками 13 в корпусе 10. Далее наружные и внутренние корпуса 2, 5 и 6 компрессора 4 с фланцами 7 и 8, направляющими лопатками 31 и ротором компрессора 32 крепятся болтами 17 к фланцу 9, предварительно закрепленному на корпусе 10, и к спрямляющим лопаткам 18, при этом ротор 32 устанавливается в подшипнике 16. Последним, замыкающим, устанавливается разъемный наружный корпус 3, который устанавливается половинками корпуса и крепится болтами 29 и 30 к наружным корпусам 2 и 10, продольный разъем 28 корпуса 3 также стягивается болтами (на фиг. не показано).

При работе двигателя наружные и внутренние корпуса 2, 5 и 6, а также фланцы 7,8 и 9, не имеющие продольных разъмов, имеют равномерную окружную жесткость, что способствует минимизации радиальных зазоров между статором 1 и ротором 32. Наружный корпус 3 с продольным разъемом 28 не оказывает заметного влияния на радиальные зазоры между статором и ротором, так как связан с внутренним корпусом 6 через конусные неразъемные фланцы 8 и 9. Продольный разъем 28 не оказывает существенного влияния на утечки воздуха из компрессора, так как давление воздуха в кольцевой полости 25, ограниченной разъемным корпусом 3, близко к давлению воздуха снаружи корпуса 3. Отсутствие продольных разъемов в корпусах 2, 5 и 6, а также во фланцах 7, 8 и 9 продольных разъемов в корпусах 2,5 и 6, а также во фланцах 7, 8 и 9 также способствует минимизации утечек компрессорного воздуха через фланцы корпусов.

Источники информации
1. С. А. Вьюнов, "Конструкция и проектирование авиационных ГТД", М. "Машиностроение", 1989г., стр.34, рис.2.1 а.

2. Патент РФ RU N 2121082 С1 от 27.10.98г. - прототип.

Статоргазотурбинногодвигателя,состоящийизнаружныхивнутреннихкорпусовкомпрессораикамерысгораниясоспрямляющимаппаратомкомпрессора,соединеннымсопоройротора,отличающийсятем,чтонаружныйкорпускомпрессора,расположенныйпередкамеройсгорания,выполненспродольнымразъемом.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 66 items.
20.01.2013
№216.012.1d3f

Болтовое соединение вращающихся деталей

Изобретение относится к области машиностроения и авиадвигателестроения и может быть использовано для соединения вращающихся деталей ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Болтовое соединение вращающихся деталей, объединенных в пакет, с расположенными по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472981
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2015
№216.013.43b8

Способ изготовления полого изделия типа вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, более конкретно к способам изготовления с использованием диффузионной сварки полого изделия. Изготавливают заготовки обшивок и заполнителя, при этом на внешней поверхности одной или обеих заготовок обшивок выполняют отдельные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548834
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5cb5

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. С использованием диффузионной сварки и сверхпластической формовки собирают заготовки обшивок и заполнителя в пакет. Предварительно на участки контактирующих поверхностей заготовок обшивок и заполнителя по заданному трафаретному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555274
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.02.2019
№219.016.bcac

Осевой компрессор турбомашины

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей турбомашин преимущественно наземного применения. Техническая задача заключается в повышении надежности и к.п.д. компрессора за счет снижения погрешности установки углов поворотных направляющих лопаток на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267656
Дата охранного документа: 10.01.2006
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
11.03.2019
№219.016.d638

Свеча зажигания

Изобретение относится к системам зажигания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Свеча зажигания содержит корпус с центральным электродом и боковой электрод в виде втулки с центральным цилиндрическим каналом, а также кожух, охватывающий корпус с образованием охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002277278
Дата охранного документа: 27.05.2006
Showing 1-10 of 46 items.
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d0ff

Лабиринтное уплотнение

Изобретение относится к области машиностроения. Лабиринтное уплотнение между статором и ротором турбомашины включает лабиринтные гребешки и ответную им цилиндрическую поверхность. Лабиринтные гребешки выполнены на фланце статора, а на цилиндрическую поверхность лабиринта ротора нанесено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02168089
Дата охранного документа: 27.05.2001
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
08.03.2019
№219.016.d5bd

Электромагнитный трал

Изобретение относится к области военно-инженерного дела, в частности к устройствам для траления мин. Трал позволяет уменьшить шунтирующее влияние на магнитное поле оболочки электромагнитов и корпуса базовой машины, улучшить защищенность электромагнитов от воздействия взрыва, обеспечить контроль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02167382
Дата охранного документа: 20.05.2001
11.03.2019
№219.016.d6be

Камера сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Камера сгорания содержит, по меньшей мере, в двух головках жаровых труб две свечи зажигания. При этом жаровые трубы со свечами расположены выше оси камеры сгорания под углом α=15...85° к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247282
Дата охранного документа: 27.02.2005
11.03.2019
№219.016.d73d

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, турбину низкого давления и турбину высокого давления. Ротор турбины высокого давления соединен межвальным соединением с ротором компрессора и установлен консольно на радиальном роликоподшипнике. Внутреннее кольцо радиального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204042
Дата охранного документа: 10.05.2003
11.03.2019
№219.016.d79a

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит диск турбины, на котором установлен покрывной дефлектор диска, состоящий из ступицы и полотна. Полотно дефлектора выполнено с радиальной внешней и наклонной от диска внутренней стенками. Наклон внутренней стенки выполнен от ступицы дефлектора к его периферии....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002224893
Дата охранного документа: 27.02.2004
11.03.2019
№219.016.d7b8

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания и турбину привода компрессора, консольный ротор которого установлен в переднем радиально-упорном и заднем радиальном подшипниках. Опоры подшипников закреплены на внутреннем корпусе камеры сгорания. Между валами компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002225523
Дата охранного документа: 10.03.2004
+ добавить свой РИД