×
01.03.2019
219.016.d119

Результат интеллектуальной деятельности: РОТОР ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
02163669
Дата охранного документа
27.02.2001
Аннотация: Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части обода промежуточного диска 1,4 - 2,5. Изобретение приводит к повышению надежности ротора за счет исключения поломки промежуточных дисков из-за несимметричности нагрузки. 2 ил.

Изобретение относится к области турбостроения, а точнее к турбинам газотурбинных двигателей.

Известен ротор двухступенчатой турбины газотурбинного двигателя, содержащий вал, диски первой и второй ступеней с охлаждаемыми рабочими лопатками, а также промежуточный диск между рабочими дисками первой и второй ступеней, установленный опорными поверхностями обода на соответствующие опорные поверхности ободов дисков первой и второй ступеней [1].

Такая конструкция отличается простотой, однако, при высоких температурах газа, протекающего над ободом промежуточного диска, и высоких окружных скоростях обода высока вероятность выпучивания обода и его полома.

Известен также ротор двухступенчатой турбины, включающий два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками. Однако из-за несимметричности нагрузки высока вероятность поломки полотна промежуточного диска, что приводит к снижению надежности ротора турбины [2].

Техническая задача, решаемая изобретение, заключатся в повышении надежности ротора за счет исключения поломки промежуточных дисков из-за несимметричности нагрузки.

Данная задача решается за счет того, что в роторе двухступенчатой турбины, включающем два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями, согласно изобретению отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцем соседнего рабочего диска (L) к длине консольной части обода промежуточного диска (l) составляет 1,4-2,5.

При высоких температурах и больших окружных скоростях обод промежуточного диска не может нести нагрузку от собственных центробежных сил и стремится разорваться. Поэтому нагрузка от центробежных сил обода воспринимается в основном полотном и ступицей промежуточного диска, а часть центробежной нагрузки от опорной части, примыкающей к рабочему диску, воспринимается ободом этого диска.

Во избежание появления изгибных напряжений на полотне промежуточного диска нагрузка на полотно должна быть симметричной с учетом неравномерностей толщины обода по его длине и его температуры. Такая симметричность нагрузки достигается в том случае, когда отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцем соседнего рабочего диска (l) составляет 1,4-2,5. При отношении L/l < 1,4 или > 2,5 возникают изгибные напряжения в полотнах 9,10 промежуточных дисков 5 и 6.

Изобретение иллюстрируется следующими фигурами.

На фиг. 1 показан продольный разрез ротора турбины с двумя промежуточными дисками. На фиг. 2 представлен элемент l на фиг. 1 в увеличенном виде.

Ротор двухступенчатой турбины 1 состоит из вала 2, на котором установлены рабочие диски первой ступени 3 и второй ступени 4, между которыми размещены передний 5 и задний 6 промежуточные диски, каждый из которых состоит из обода 7 и 8, полотна 9 и 10, а также ступиц 11 и 12 соответственно. Рабочие диски 3 и 4 включают в себя ободы 13 и 14, по цилиндрическим поверхностям 15 и 16 которых с помощью осевых цилиндрических выступов 17 и 18 промежуточные диски 5 и 6 установлены на рабочих дисках 3 и 4. Ободы 13 и 14 рабочих дисков 3 и 4 "охватывают" кольцевые осевые выступы 17 и 18 промежуточных дисков 5 и 6. Ободы 7 и 8 состоят из консольных 21, 22 и опорных 23, 24 частей. На ободах 13 и 14 рабочих дисков 3 и 4 установлены охлаждаемые рабочие лопатки первой и второй ступеней 19 и 20 соответственно.

Устройство работает следующим образом.

При работе турбины из-за высокого уровня температур и центробежных сил кольцевые ободы 7 и 8, омываемые по периферии высокотемпературной газовоздушной смесью, удерживаются полотнами 9 и 10 со ступицами 11 и 12, а также ободами 13 и 14 рабочих дисков 3, 4, которые имеют более низкую рабочую температуру, т.к. прикрыты охлаждаемыми рабочими лопатками 19 и 20.

Части 23 и 24 ободов промежуточных дисков 5 и 6, примыкающие к ободам 13 и 14 рабочих дисков 3 и 4, являются опорными, т.к. удерживаются с помощью ободов 13 и 14 через кольцевые осевые выступы 17 и 18 с одной стороны и полотном 9 или 10 промежуточных дисков 5 и 6 - с другой стороны. Нагрузки между ними распределены равномерно и симметрично, поэтому полотна 9 и 10 не испытывают при работе изгибных напряжений, что исключает поломку промежуточных дисков 5 и 6 и повышает надежность ротора.

Источники информации:
1. Шварц В.А. Конструкции газотурбинных установок, М., Машиностроение, 1970, с. 225.

2. Патент РФ N 1130008, F 01 D 5/18, F 02 C 7/12, 1982 г.

Ротордвухступенчатыйтурбины,включающийдвапромежуточныхдиска,размещенныхмеждурабочимидискамииимеющихполотнаиободысопорнойиконсольнойчастями,отличающийсятем,чтоотношениедлиныопорнойчастиободапромежуточногодискамеждуполотномдискаиторцомсоседнегорабочегодискакдлинеконсольнойчастиободапромежуточногодиска1,4-2,5.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 66 items.
20.01.2013
№216.012.1d3f

Болтовое соединение вращающихся деталей

Изобретение относится к области машиностроения и авиадвигателестроения и может быть использовано для соединения вращающихся деталей ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Болтовое соединение вращающихся деталей, объединенных в пакет, с расположенными по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472981
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2015
№216.013.43b8

Способ изготовления полого изделия типа вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, более конкретно к способам изготовления с использованием диффузионной сварки полого изделия. Изготавливают заготовки обшивок и заполнителя, при этом на внешней поверхности одной или обеих заготовок обшивок выполняют отдельные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548834
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5cb5

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. С использованием диффузионной сварки и сверхпластической формовки собирают заготовки обшивок и заполнителя в пакет. Предварительно на участки контактирующих поверхностей заготовок обшивок и заполнителя по заданному трафаретному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555274
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.02.2019
№219.016.bcac

Осевой компрессор турбомашины

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей турбомашин преимущественно наземного применения. Техническая задача заключается в повышении надежности и к.п.д. компрессора за счет снижения погрешности установки углов поворотных направляющих лопаток на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267656
Дата охранного документа: 10.01.2006
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
11.03.2019
№219.016.d638

Свеча зажигания

Изобретение относится к системам зажигания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Свеча зажигания содержит корпус с центральным электродом и боковой электрод в виде втулки с центральным цилиндрическим каналом, а также кожух, охватывающий корпус с образованием охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002277278
Дата охранного документа: 27.05.2006
11.03.2019
№219.016.d6be

Камера сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Камера сгорания содержит, по меньшей мере, в двух головках жаровых труб две свечи зажигания. При этом жаровые трубы со свечами расположены выше оси камеры сгорания под углом α=15...85° к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247282
Дата охранного документа: 27.02.2005
Showing 1-10 of 49 items.
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d0ff

Лабиринтное уплотнение

Изобретение относится к области машиностроения. Лабиринтное уплотнение между статором и ротором турбомашины включает лабиринтные гребешки и ответную им цилиндрическую поверхность. Лабиринтные гребешки выполнены на фланце статора, а на цилиндрическую поверхность лабиринта ротора нанесено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02168089
Дата охранного документа: 27.05.2001
08.03.2019
№219.016.d5bd

Электромагнитный трал

Изобретение относится к области военно-инженерного дела, в частности к устройствам для траления мин. Трал позволяет уменьшить шунтирующее влияние на магнитное поле оболочки электромагнитов и корпуса базовой машины, улучшить защищенность электромагнитов от воздействия взрыва, обеспечить контроль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02167382
Дата охранного документа: 20.05.2001
11.03.2019
№219.016.d6be

Камера сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Камера сгорания содержит, по меньшей мере, в двух головках жаровых труб две свечи зажигания. При этом жаровые трубы со свечами расположены выше оси камеры сгорания под углом α=15...85° к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247282
Дата охранного документа: 27.02.2005
11.03.2019
№219.016.d73d

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, турбину низкого давления и турбину высокого давления. Ротор турбины высокого давления соединен межвальным соединением с ротором компрессора и установлен консольно на радиальном роликоподшипнике. Внутреннее кольцо радиального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204042
Дата охранного документа: 10.05.2003
11.03.2019
№219.016.d79a

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит диск турбины, на котором установлен покрывной дефлектор диска, состоящий из ступицы и полотна. Полотно дефлектора выполнено с радиальной внешней и наклонной от диска внутренней стенками. Наклон внутренней стенки выполнен от ступицы дефлектора к его периферии....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002224893
Дата охранного документа: 27.02.2004
11.03.2019
№219.016.d7b8

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания и турбину привода компрессора, консольный ротор которого установлен в переднем радиально-упорном и заднем радиальном подшипниках. Опоры подшипников закреплены на внутреннем корпусе камеры сгорания. Между валами компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002225523
Дата охранного документа: 10.03.2004
11.03.2019
№219.016.d7bb

Ротор компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения и позволяет повысить надежность ротора компрессора. На шлицевом валу ротора компрессора газотурбинного двигателя на шлицах установлены диски, зафиксированные в осевом направлении гайкой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02225535
Дата охранного документа: 10.03.2004
+ добавить свой РИД