×
10.04.2019
219.017.0486

Результат интеллектуальной деятельности: ПРИСАДКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ УГЛЕВОДОРОДНОГО РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА И РЕАКТИВНОЕ ТОПЛИВО

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии. Присадка для повышения термоокислительной стабильности углеводородного реактивного топлива на основе прямогонного керосинового дистиллята содержит 2,2-метилен-бис(4-метил-6-трет-бутилфенол), масляный раствор алкенилсукцинимида и бис-(3,5-ди-трет-бутил-2-гидроксибензилиден) этилендиамин при следующем соотношении компонентов, мас.%: масляный раствор алкенилсукцинимида 1-2, бис-(3,5-ди-трет-бутил-2-гидроксибензилиден) этилендиамин 1-2, 2,2-метилен-бис(4-метил-6-трет-бутилфенол остальное. Реактивное топливо на основе прямогонного керосинового дистиллята дополнительно содержит указанную присадку в количестве 0,03-0,05 мас.%. Технический результат - создание присадки, повышающей ТОС реактивного топлива на основе прямогонного керосинового дистиллята при сохранении его стандартных показателей качества, что позволяет повысить максимально допустимую температуру применения топлива на 80-100°С и вводить в топливо присадку в процессе производства в заводских условиях. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, а более точно касается присадки, предназначенной для повышения термоокислительной стабильности (ТОС) углеводородного реактивного топлива на основе прямогонного керосинового дистиллята и реактивного топлива.

ТОС является важным эксплуатационным свойством реактивного топлива.

За последнее время требования к ТОС углеводородного реактивного топлива со стороны авиадвигателестроения сильно возросли. Это обусловлено тем, что все годы существования реактивной авиации совершенствование авиационных газотурбинных двигателей сопровождалось ростом их теплонапряженности из-за непрерывного повышения температуры воздуха и продуктов сгорания по тракту двигателя. Температура воздуха за компрессором повысилась с 300°С до 600°С, температура газа перед турбиной с 800°°С до 1400°С. Кроме того, реактивное топливо стало применяться в качестве гидравлической жидкости для привода регулируемых элементов двигателя (створок реактивного сопла, поворотных лопаток компрессора и т.п.), а также для охлаждения электронной аппаратуры летательного аппарата. Все это увеличило подвод тепла к топливу и предъявило требования к его термоокислительной стабильности при высоких температурах.

Реактивное топливо на основе прямогонного керосинового дистиллята (например, ТС-1 ГОСТ 10227-86), являясь самым простым по технологии производства и в связи с этим самым привлекательным по стоимости, обладает низкой ТОС при высоких температурах.

Известные высокотермостабильные углеводородные реактивные топлива (РТ, Т-8 В, Т-6) получают путем применения дорогостоящих гидрогенизационных процессов (гидроочистки, гидрокрекинга).

Известны добавки антиоксидантов для стабилизации нефтетоплив и осуществления стабилизации нефтетоплив добавками (присадками).

Известна добавка для стабилизации бензина и бензиновых смесей антиоксидантом, в качестве которого используют смесь дивторбутилпарафенилендиамина, и тритретбутилфенола, и диметилсульфоксида. Добавку вводят в бензины в количестве 0,02-0,003% (патент США №5509944).

Известна топливная композиция в виде добавки смеси антиоксидантов, в качестве которых используют (N,N-(3,5-ди-третбутил-4-оксибензил)мочевина-мочевина, в каждом из атомов азота замещенная на 4-метилен-2,6-дитретбутилфенол) (а.с. СССР №1050281).

Известен жидкий антиоксидант для топлива (заявка Японии №58109296, С10L 1/18), содержащий экранированный метиленбисфенол, ди-(нонилфенил)-амин и

S(CH2 СН2 СООС13Н27)2.

Известна стабилизирующая присадка для среднедистиллятных топлив (патент США №4689051, 1987, С10L 1/22), представляющая собой продукт, полученный реакцией эквимолекулярных количеств оксиалкилированного амина с малеиновым ангидридом с последующей обработкой N-алкилалкилендиамином.

Известен состав для улучшения низкотемпературных свойств жидкого топлива и состав жидкого топлива (патент РФ №2104295, опубл. 1998.02.10, ЕР 93/01667). Состав включает два или более переэтерифицированных сополимера этилен/ненасыщенного эфира. Каждый сополимер переэтерифицирован путем, по крайней мере, частичного гидролиза для удаления кислотных групп или обработкой той же кислотой для частичного восстановления эфирных групп.

Присадки для улучшения высокотемпературных свойств углеводородного реактивного топлива на основе прямогонного керосинового дистиллята за счет повышения термоокислительной стабильности такого топлива в опубликованных источниках информации не обнаружены.

В основу изобретения положена задача малозатратного улучшения высокотемпературных свойств углеводородного реактивного топлива на основе прямогонного керосинового дистиллята путем повышения ТОС реактивного топлива и при сохранении его стандартных показателей качества.

Технический результат - создание присадки, повышающей ТОС реактивного топлива на основе прямогонного керосинового дистиллята при сохранении его стандартных показателей качества, что позволяет повысить максимально допустимую температуру применения топлива на 80-100°С и вводить в топливо присадку в процессе производства в заводских условиях.

Поставленная задача решается тем, что создана присадка для повышения термоокислительной стабильности углеводородного реактивного топлива на основе прямогонного керосинового дистиллята, которая содержит 2,2-метилен-бис(4-метил-6-трет-бутилфенол), масляный раствор алкенилсукцинимида и бис-(3,5-ди-трет-бутил-2-гидроксибензилиден) этилендиамин при следующем соотношении компонентов, мас.%:

масляный раствор алкенилсукцинимида 1-2,

бис-(3,5-ди-трет-бутил-2-гидроксибензилиден)этилендиамин 1-2,

2,2-метилен-бис(4-метил-6-трет-бутилфенол) остальное.

Целесообразно, чтобы в качестве алкенилсукцинимида был бы использован алкенилсукцинимид, полученный алкилированием малеинового ангидрида полиизобутиленом с последующей обработкой его раствора в легком нефтяном масле соотношением 1:1 диэтилентриамином.

Поставленная задача решается также тем, что реактивное топливо на основе прямогонного керосинового дистиллята дополнительно содержит созданную присадку в количестве 0,03-0,05 мас.%.

Присадка для повышения термоокислительной стабильности реактивного топлива на основе прямогонного керосинового дистиллята (например, ТС-1) содержит 2,2-метилен-бис(4-метил-6-трет-бутилфенол), масляный раствор алкенилсукцинимида и бис-(3,5-ди-трет-бутил-2-гидроксибензилиден) этилендиамин при следующем соотношении компонентов, мас.%:

масляный раствор алкенилсукцинимида 1-2,

бис-(3,5-ди-трет-бутил-2-гидроксибензилиден) этилендиамин 1-2,

2,2-метилен-бис(4-метил-6-трет-бутилфенол) остальное.

Способы синтезирования компонентов присадки известны.

При изготовлении присадки согласно изобретению компоненты присадки получали следующим образом.

Алкенилсукцинимид получали путем алкилирования малеинового ангидрида полиизобутиленом в две стадии. На первой стадии малеиновый ангидрид алкилировали полибутеном, а на второй стадии полученный на первой стадии алкенилянтарный ангидрид обрабатывали полиэтилен-полиамином. Полученное вещество растворяли в легком нефтяном масле (И12А, И20А) в соотношении 1:1, добавляли диэтилентриамин и нагревали до 180-200°С при давлении ниже атмосферного для отгона образовавшейся воды. После отгонки получен масляный раствор алкенилсукцинимида.

Бис-(3,5-ди-трет-бутил-2-гидроксибензилиден) этилендиамин

получали в несколько стадий. На первой стадии 2,4,6- три-трет-бутилфенол деалкилировали с использованием гетерогенного катализатора - сульфофторполимера ПФСК-1 - до 2,4-ди-третбутиленфенола. Затем проводили гидроксиметилирование полученного 2,4,6-три-трет-бутилфенола в среде трет-бутилового спирта в присутствии параформа и щелочи в каталитических количествах при температуре 75°С в течение 10 час. Соотношение параформ:фенол составляло 1:1, количество щелочи 0,05 моля на 1 моль фенола.

На третьей стадии полученный на второй стадии 2-гидрокси-3,5-ди-трет-бутиленбензилового спирт окисляли до 2-гидрокси-3,5-ди-трет-бутилбензальдегида кислородом воздуха. Окисление проводилось в присутствии каталитических количеств щелочи (0,05 моля на 2.4 ДТБ фенола) и диацетата марганца (0,05 моля на моль фенола) в среде метилового спирта при температуре 65°С.

Затем на последней стадии осуществляли реакцию полученного на третьей стадии диалкилсалицилового альдегида с этиленамином. Реакцию проводили при комнатной температуре в среде метилового спирта. Выделение полученного при реакции основного продукта бис-(3,5-ди-трет-бутил-2-гидроксибензилиден) этилендиамин проводили фильтрацией с последующей промывкой метанолом и сушкой.

2-метилен-бис(4-метил-6-трет-бутилфенол) синтезировали путем алкилирования п-крезола изобутиленом в присутствии кислотного катализатора при 60-100°С и конденсации полученного 2-трет-бутил-4-метилфенола с формальдегидом.

Присадку готовили смешением полученных компонентов в соотношении, мас.%: масляный раствор алкенилсукцинимида 1,

бис-(3,5-ди-трет-бутил-2-гидроксибензилиден) этилендиамин 1,

2,2-метилен-бис(4-метил-6-трет-бутилфенол остальное.

Присадку готовили также смешением полученных компонентов в соотношении, мас.%: масляный раствор алкенилсукцинимида 2,

бис-(3,5-ди-трет-бутил-2-гидроксибензилиден) этилендиамин 2,

2,2-метилен-бис(4-метил-6-трет-бутилфенол остальное.

В лучшем варианте осуществления изобретения присадку готовили смешением полученных компонентов в соотношении, мас.%.: масляный раствор алкенилсукцинимида 1,6,

бис-(3,5-ди-трет-бутил-2-гидроксибензилиден) этилендиамин 1,6,

2,2-метилен-бис(4-метил-6-трет-бутилфенол остальное.

Реактивное топливо согласно изобретению с достижением технического результата получали путем добавления полученной присадки в представительный образец реактивного топлива в количестве от 0,03 мас.% до 0,05 мас.%.

Реактивное топливо согласно изобретению получали в лучшем варианте исполнения путем добавления полученной присадки в представительный образец реактивного топлива в количестве 0,05 мас.%, т.е.

2-метилен-бис(4-метил-6-трет-бутилфенол) 0,0484 мас.%, масляный раствор алкенилсукцинимида 0,0008 мас.%, бис-(3,5-ди-трет-бутил-2-гидроксибензилиден) этилендиамин 0,0008 мас.%.

В качестве представительного образца использовано реактивное топливо ТС-1 (ГОСТ 10227086) на основе прямогонного керосинового дистиллята, норма концентрации осадка которого при определении термоокислительной стабильности по методу ГОСТ 11802-88 составляет ~12 мг/100 см3 топлива. Рекомендуемая температура применения для топлива ТС-1 до 100°С и 120°С.

Полученное реактивное топливо согласно изобретению и представительный образец подвергли испытаниям. ТОС оценивалась в статических условиях по методу ГОСТ 11802-88 на приборе ТСРТ-2 и в динамических условиях на установке ДТС-2 по методу квалификационных испытаний. Результаты этих испытаний с определением показателей, характеризующих их ТОС, представлены в таблице. В таблице приведены также нормы по этим показателям ТОС для топлив ТС-1 и РТ.

По остальным показателям качества представительный образец топлива ТС-1 и реактивного топлива с присадкой согласно изобретению полностью отвечали требованиям ГОСТ 10227-86 для топлива ТС-1 и Комплекса методов квалификационной оценки (КМКО) для топлива ТС-1.

Показатель Норма по ГОСТ 10227-86
и КМКО для ТС-1
Норма по ГОСТ 10227-86 и КМКО для РТ Представительный образец топлива ТС-1 Представительный образец топлива ТС-1 с присадкой согласно изобретению
ТСРТ-2. Массовая концентрация осадка, мг/100см3 топлива Не более 18 Не более 6 12,5 0,9
ТСРТ-2. Массовая концентрация смол, растворимых в топливе, мг/100см3 топлива Не более 30
ТСРТ-2. Массовая конценорация смол, не растворимых в топливе, мг/100 см3 топлива Не более 3
ДТС-2. Индекс термолстабильности, усл.ед. (норма по Комплексу методов квалификационной оценки) Не более 6 Не более 2 2,4 0,7

Как видно из таблицы, топливо ТС-1 с присадкой согласно изобретению удовлетворяет нормам по ТОС высокотермостабильного гидрогенизационного топлива РТ, рекомендованного к применению до температуры 180°С. По ТОС топливо РТ практически равноценно высокотермостабильным гидрогенизационным топливам Т-8 В и Т-6 с рекомендуемыми температурами применения соответственно до 250°С и 300°С. Разные предельные температуры применения топлив РТ, Т-8 В и Т-6 объясняются сильно отличающимися давлениями насыщенных паров этих топлив, характеризующими склонность топлива к образованию в трубопроводах паровых пробок, особенно на режиме малого высотного газа, когда резко падает давление в топливной системе двигателя.

Топлива ТС-1 и РТ имеют практически одинаковый фракционный состав и давление насыщенных паров.

Полученные экспериментальные материалы подтверждают повышение ТОС топлива ТС-1 с присадкой согласно изобретению на 80-100°С при сохранении всех прочих показателей качества на уровне стандартного топлива ТС-1, в том числе и по показателю «взаимодействие с водой», что позволяет вводить присадку в заводских условиях в процессе производства топлива, не боясь при заправке этим топливом летательных аппаратов ухудшения работы аэродромных фильтров-сепараторов.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 204 items.
10.02.2013
№216.012.23f8

Система регулирования осевых сил на радиально-упорном подшипнике ротора турбомашины

Изобретение относится к системе регулирования осевых сил на радиально-упорном подшипнике ротора турбомашины и позволяет уменьшить воздействие осевой силы на радиально-упорный подшипник передней части составного ротора турбомашины путем перераспределения по заданному закону избыточной силы на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474710
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2458

Способ мультиантенной электростатической диагностики газотурбинных двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы

Изобретение относится к области диагностики технического состояния газотурбинных двигателей. Технический результат - повышение эффективности и оперативности диагностики технического состояния газотурбинных двигателей в процессе их производства, испытаний и эксплуатации. Технический результат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474806
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2baa

Пульсирующий детонационный прямоточный воздушно-реактивный двигатель и способ функционирования двигателя

Пульсирующий детонационный прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит сверхзвуковой воздухозаборник, сверхзвуковую камеру смешения, сверхзвуковую камеру сгорания, выходное сверхзвуковое сопло, воспламенитель топливовоздушной смеси и систему подачи топлива. Система подачи топлива...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476705
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c7c

Способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя со смешением потоков

Изобретение относится к области авиационной техники. По замерам полетной информации определяют величину R идеальной тяги двигателя как R=R- GV, где R - условная тяга реактивного сопла, соответствующая полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления, G - расход воздуха на входе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476915
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.33c5

Способ изготовления интегрального блиска с охлаждаемыми рабочими лопатками, интегральный блиск и охлаждаемая лопатка для газотурбинного двигателя

Отдельные охлаждаемые лопатки из монокристаллического сплава соединяют с дисковой частью из гранулируемого сплава в единую деталь горячим изостатическим прессованием (ГИП) в зоне, где длительные прочности этих сплавов одинаковы при одной и той же температуре в длительном рабочем режиме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478796
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e2d

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит топливную форсунку, размещенную в носовой части двигателя перед воздухозаборником, и расположенные за ним камеру сгорания и сопло, а также устройство возбуждения молекул кислорода резонансным лазерным излучением в камере сгорания....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481484
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.06.2013
№216.012.4d6c

Газодинамический воспламенитель

Изобретение может быть использовано в авиационных и ракетных двигателях и стендовых газоструйных устройствах. Газодинамический воспламенитель содержит полый корпус, стержневой газоструйный излучатель со сверхзвуковым кольцевым соплом, резонатор с цилиндрической полостью, соединительную камеру с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485402
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.07.2013
№216.012.5497

Газогенератор гтд

Газогенератор газотурбинного двигателя содержит двухступенчатый центробежный компрессор, камеру сгорания и, по меньшей мере, одну осевую ступень турбины, связанную с компрессором по оси в единый ротор, установленный в статоре на подшипниках качения. Рабочие колеса ступеней компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487258
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.08.2013
№216.012.5d9f

Экологически чистая газотурбинная установка регенеративного цикла с каталитической камерой сгорания и способ управления ее работой

Экологически чистая газотурбинная установка регенеративного цикла с каталитической камерой сгорания содержит осевой компрессор, турбину, теплообменник-рекуператор, каталитическую камеру сгорания, соединяющий их газовоздушный канал, топливную систему с форсункой, систему автоматического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489588
Дата охранного документа: 10.08.2013
27.08.2013
№216.012.6526

Способ определения коэффициента сухого трения фрикционных пар при быстро осциллирующих перемещениях

Изобретение относится к области исследований и физических измерений. Сущность: одну неподвижную деталь фрикционной пары, выполняющую функцию демпфера, прижимают с варьируемым регулируемым усилием к другой подвижной детали этой пары, совершающей на резонансной частоте быстро осцилирующее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491531
Дата охранного документа: 27.08.2013
Showing 1-10 of 22 items.
10.01.2013
№216.012.1aaf

Микроволновая печь

Изобретение относится к бытовой электронагревательной технике и может быть использовано в производстве микроволновых печей. Микроволновая печь, включающая корпус, образующий камеру для приготовления пищи, магнетрон с ярмом, волновод и антенну, снабжена уплотнительной кольцевой прокладкой с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472323
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.02.2013
№216.012.2b34

Смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации, включающей базовую основу - авиационный триметилолпропановый эфир на основе смеси сложных эфиров триметилолпропана и жирных монокарбоновых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476587
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.09.2013
№216.012.6765

Авиационная силовая установка на базе топливных элементов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к авиационной силовой установке на базе топливных элементов. Авиационная силовая установка содержит воздушный винт, электродвигатель, батарею твердооксидных топливных элементов и устройство поддержания ее рабочей температуры. Воздушный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492116
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.02.2015
№216.013.26ad

Установка для получения газа из гидрата газа

Изобретение относится к устройствам для получения газообразного и сжиженного топлив из залежей гидратов. Технический результат заключается в получении свободного сжатого газа высокого давления и сжиженного газа, обеспечении работы установки за счет собственных энергетических ресурсов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541354
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.10.2015
№216.013.82f8

Прямоточный воздушно-реактивный двигатель на твердом горючем и способ функционирования двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению и предназначено для прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель на твердом горючем содержит воздухозаборник, газогенератор с зарядом твердого горючего в отдельном корпусе, камеру дожигания и сопло....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565131
Дата охранного документа: 20.10.2015
20.11.2015
№216.013.933d

Топливная композиция авиационного неэтилированного бензина

Изобретение относится к топливной композиции авиационного неэтилированного бензина, которая в качестве изомерных углеводородов содержит технический изооктан, изопентан или изомеризат С или их смесь; в качестве ароматических углеводородов содержит толуол или фракцию бензина риформинга НК-180°C...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569311
Дата охранного документа: 20.11.2015
26.08.2017
№217.015.de9e

Газотурбинная установка и способ функционирования газотурбинной установки

Изобретение относится к энергетике. Газотурбинная установка (ГТУ) содержит компрессор, камеру сгорания, турбину, потребитель энергии, магистраль топливоподачи и котел утилизатор, снабженный контурами горячего и холодного теплоносителей. Контур горячего теплоносителя выполнен в виде выпускного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624690
Дата охранного документа: 05.07.2017
19.01.2018
№218.016.017c

Трансмиссионная смазочная композиция

Изобретение относится к области смазочных композиций для трансмиссий летательных аппаратов, в частности для смазки трансмиссий винтов вертолетов. Трансмиссионная смазочная композиция содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла, включающий сложный эфир двухосновной кислоты,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629949
Дата охранного документа: 05.09.2017
20.01.2018
№218.016.115a

Газогенератор твердого топлива

Изобретение относится к отраслям промышленности, где требуется создание потока с регулируемым массовым расходом газообразного низкотемпературного рабочего тела. Газогенератор содержит центральный полый цилиндр, закрытый с одного торца и открытый в виде суживающегося сопла с другого торца,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633976
Дата охранного документа: 20.10.2017
13.02.2018
№218.016.22c6

Способ сравнительной оценки эффективности присадок - промоторов горения топлива в камере сгорания воздушно-реактивного двигателя

Изобретение относится к жидким углеродсодержащим топливам, содержащим присадки, применительно к оценке эффективности присадок - промоторов горения топлива в камере сгорания воздушно-реактивного двигателя. Способ заключается в том, что на первом этапе в испарительную камеру сгорания подают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642236
Дата охранного документа: 24.01.2018
+ добавить свой РИД