×
10.04.2019
219.017.024d

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к измерениям физических величин. Технический результат: снижение трудоемкости процесса контроля состояния опор контактной сети, уменьшение времени замеров. Сущность изобретения: на железобетонную опору воздействуют переменным электромагнитным полем, создаваемым тяговыми токами движущегося электровоза. Одновременно регистрируют множество сигналов взаимодействия переменного электромагнитного поля с материалами железобетонной опоры системой датчиков, установленных на самом электровозе или на прицепной платформе. Формируют из них комбинированный сигнал, подсчитывают текущую функцию взаимной корреляции комбинированного сигнала с набором эталонных сигналов. Максимальное значение функции соответствует известному состоянию опоры, определяемому эталонным сигналом. Можно регистрировать сигнал от единичного датчика и подсчитывать функцию взаимной корреляции с соответствующим эталонным сигналом. Для более четкой фиксации главного пика корреляционной функции изменяют комбинированный сигнал, усложняя его. Таким образом, предлагаемый способ позволяет контролировать состояние железобетонной опоры контактной сети в реальном времени, без задержек на измерения и обработку результатов в момент прохождения электровоза мимо опоры, исключив подготовительные работы, подключение генератора и размещение приборов на опоре. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к способам измерения физических величин любого вида путем исследования электрических и магнитных свойств материалов с помощью электрических и магнитных методов, например определение местоположения повреждений в кабелях, линиях или сетях передачи энергии.

Известен способ определения коррозионного состояния железобетонных опор контактной сети железных дорог (Ефимов А.В., Галкин А.Г. Надежность и диагностика систем электроснабжения железных дорог. - Учебник для студентов вузов железнодорожного транспорта. - М.: издательство УМК МПС России, 1996. - С.366-367) путем измерения потенциалов и сопротивления опор.

Выбирают ток поляризации металлической арматуры железобетонной опоры, например, плотность тока поляризации - 2,5 мкА/см2, за 5 минут потенциал арматуры исправной железобетонной опоры должен подняться до 0,6-0,7 В. Если потенциал ниже 0,6 В, то опора неисправна.

Недостатком этого способа является большая продолжительность процесса измерения, зависимость от мощности источника постоянного тока, используемого для поляризации.

Известен также способ контроля исправности железобетонных опор контактной сети, основанный на изменении индуктивности катушки при введении в нее стального стержня. Для проведения замеров индуктивности контролируемой железобетонной опоры освобождают ее подземную часть, к наземной и подземной частям опоры прикладывают катушки индуктивности, введенные каждая в одно из плеч моста, питающегося от измерительного генератора. Полное сопротивление катушки зависит от количества металла в арматуре опоры: с уменьшением количества металла в арматуре, например, в результате коррозии сопротивление катушки индуктивности уменьшается. Достоинство этого способа состоит в том, что физическая характеристика - масса металлической арматуры в железобетонной опоре определяется с помощью электрической характеристики - индуктивности (Ефимов А.В., Галкин А.Г. Надежность и диагностика систем электроснабжения железных дорог. - Учебник для студентов вузов железнодорожного транспорта. - М.: издательство УМК МПС России, 1996. - С.366-367) - прототип.

Недостатком данного способа является то, что перед замерами необходимо откапывать подземную часть железобетонной опоры, доставлять к месту замеров измерительный генератор.

Цель изобретения - снижение трудоемкости процесса контроля состояния опор контактной сети, уменьшение времени замеров.

Указанная цель достигается тем, что контроль состояния железобетонной опоры осуществляют по параметрам, возникающим под воздействием электромагнитного поля, создаваемого движущимся электровозом, которые регистрируют датчиками, установленными на самом электровозе.

Сущность изобретения заключается в том, что на железобетонную опору воздействуют переменным электромагнитным полем, создаваемым тяговыми токами движущегося электровоза, одновременно регистрируют множество сигналов взаимодействия переменного электромагнитного поля с материалами железобетонной опоры системой датчиков, установленных на самом электровозе или на прицепной платформе, формируют из них комбинированный сигнал путем последовательного размещения их во времени, подсчитывают текущую функцию взаимной корреляции комбинированного сигнала с набором эталонных сигналов либо регистрируют единичный сигнал одним отдельно взятым датчиком, подсчитывают функцию взаимной корреляции между этим сигналом и соответствующим эталонным сигналом, при этом максимальное значение функции соответствует известному состоянию опоры, определяемому эталонным сигналом, и изменяют комбинированный сигнал, усложняя его, для более четкой фиксации главного пика корреляционной функции.

На фиг.1 представлена схема осуществления способа неразрушающего контроля железобетонных опор контактной сети железнодорожного транспорта, включающая электровоз 1, железобетонную опору 2, металлическую арматуру 3 железобетонной опоры 2, силовые линии 4 наведенного электромагнитного поля, силовые линии 5 электромагнитного поля взаимодействия, датчики 6, сигналы 7 от отдельных датчиков, комбинированный сигнал 8, устройство обработки 9 комбинированного сигнала 8, устройство регистрации 10 состояния железобетонной опоры 2.

На фиг.2 представлена схема устройства обработки 9 комбинированного сигнала 8, включающая коррелятор 11, устройство формирования эталонного сигнала 12, эталонный сигнал 13, устройство сравнения и выбора 14, сигнал 15, соответствующий функции взаимной корреляции между комбинированным и эталонным сигналами, опорное напряжение 16.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

За счет тяговых токов движущегося электровоза 1 наводится электромагнитное поле 4, взаимодействующее с металлической арматурой 3 железобетонной опоры 2, результаты взаимодействия фиксируются датчиками 6, на выходах которых образуются электрические сигналы 7, отражающие взаимодействия наведенного электромагнитного поля с материалами опоры.

Например, если при излучении электромагнитного поля частоты F1 образуются гармоники частот 2 F1 3 F1, то это говорит о том, что на поверхности металла арматуры 3 железобетонной опоры 2 появилась ржавчина, образующая контакт металл-полупроводник, нелинейный для протекания наведенного тока частоты F1. Чем более ярко выражены гармоники 2 F1, 3 F1, тем процесс окисления более развит.

Можно измерять фазовые различия между наведенным электромагнитным полем и полем взаимодействия (SU 1438428, МПК7 G01N 27/72. Конюхов В.Е. Способ определения относительной магнитной проницаемости электропроводящих материалов. - Опубл. 27.01.2000) или отношения величины наведенного сигнала в датчике при известной исходной массе металла в опоре (RU 2165090, МПК7 G01R 33/12, G01N 27/72. Семыкин М.А. Способ определения содержания железа в оперативных пробах рудного материала и устройство для его осуществления. - Опубл. 10.04.2001).

Далее сигналы от датчиков 6 формируют в комбинированный сигнал 8 путем их последовательного размещения во времени.

Комбинированный сигнал 8 (SК(t)) в устройстве обработки 9 сворачивается с эталонным сигналом 7 (SЭТ(t)) по классическому алгоритму подсчета функции взаимной корреляции (Баскаков С.И. Радиотехнические цепи и сигналы: Учеб. для вузов по спец. «Радиотехника». - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высшая школа, 1988. - С.73 - 86):

где τ - временной сдвиг между сигналами SЭТ(t) и SК(t);

t - текущее время;

Т - длительность эталонного сигнала.

Чем сложнее комбинированный сигнал, тем уже и больше по величине главный пик корреляционной функции и тем легче его выделить на устройстве сравнения и выбора 14 путем сравнения с пороговым напряжением 16.

Это позволяет, с одной стороны, более четко фиксировать главный пик в условиях сильных мешающих электромагнитных полей и увеличивать число градаций состояния железобетонной опоры путем увеличения числа эталонных сигналов.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет контролировать состояние железобетонной опоры контактной сети в реальном времени, без задержек на измерения и обработку результатов в момент прохождения электровоза мимо опоры, исключив подготовительные работы, подключение генератора и размещение приборов на опоре.

1.Способнеразрушающегоконтроляжелезобетонныхопорконтактнойсетижелезнодорожноготранспорта,включающийвоздействиенаединичнуюжелезобетоннуюопоруэлектромагнитнымполемотисточникатока,регистрациюспомощьюдатчиковсигналоввзаимодействияэлектромагнитногополясматериаламиопоры,сравнениеихсэталоннымисигналами,отличающийсятем,чтонажелезобетоннуюопорувоздействуютпеременнымэлектромагнитнымполем,создаваемымтяговымитокамидвижущегосяэлектровоза,одновременнорегистрируютмножествосигналоввзаимодействияпеременногоэлектромагнитногополясматериаламижелезобетоннойопорысистемойдатчиков,установленныхнасамомэлектровозеилинаприцепнойплатформе,формируютизнихкомбинированныйсигналпутемпоследовательногоразмещенияихвовремени,подсчитываюттекущуюфункциювзаимнойкорреляциикомбинированногосигналаснаборомэталонныхсигналов,либорегистрируютединичныйсигналоднимотдельновзятымдатчиком,подсчитываютфункциювзаимнойкорреляциимеждуэтимсигналомисоответствующимэталоннымсигналом,приэтоммаксимальноезначениефункциисоответствуетизвестномусостояниюопоры,определяемомуэталоннымсигналом.12.Способпоп.1,отличающийсятем,чтоизменяюткомбинированныйсигнал,усложняяего,дляболеечеткойфиксацииглавногопикакорреляционнойфункции.2
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 10 items.
20.02.2019
№219.016.c42f

Способ управления работой вибрационной машины при разгрузке сыпучих материалов из вагонов

Изобретение относится к способу и устройствам, облегчающим или регулирующим выгрузку сыпучих материалов из вагонов, а именно, с использованием вибрационного устройства. Сущность изобретения заключается в том, что перед включением вибрационной машины (3) на несущие конструкции и обшиву кузова...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002465189
Дата охранного документа: 27.10.2012
01.03.2019
№219.016.cd6f

Безбалочное перекрытие

Изобретение относится к области строительства, в частности к безбалочному перекрытию. Технический результат заключается в упрощении процесса бетонирования конструкций плита-колонна в месте их сопряжения. Безбалочное перекрытие включает колонну без капители и плоскую плиту. В теле плиты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002362856
Дата охранного документа: 27.07.2009
20.03.2019
№219.016.e6b0

Безбалочное перекрытие

Изобретение относится к области строительства, в частности к безбалочным перекрытиям. Технический результат заключается в повышении прочности, жесткости и трещиностойкости плиты безбалочного перекрытия. Безбалочное перекрытие включает плоскую плиту и колонну без капители. В теле плоской плиты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002309228
Дата охранного документа: 27.10.2007
10.04.2019
№219.017.0272

Способ отображения показаний путевого светофора на локомотивном светофоре и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к технике управления подвижным составом или поездом в целом путем приведения в действия предупредительных сигналов с помощью кодированных импульсов. В предложенном способе каждый сигнал, обеспечивающий горение лампы путевого светофора, кодируют периодической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392150
Дата охранного документа: 20.06.2010
19.04.2019
№219.017.2fdf

Устройство для повышения поперечной устойчивости рельсошпальной решетки в балласте (варианты)

Изобретение относится к устройствам, препятствующим поперечному сдвигу рельсопшальной решетки в балласте. В устройстве для повышения поперечной устойчивости в балласте рельсошпальной решетки с деревянными шпалами опорная площадка анкера выступает за край прямоугольного крыла анкера на длину,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002339756
Дата охранного документа: 27.11.2008
29.05.2019
№219.017.6a3a

Способ передачи информационных сигналов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к способам кодирования, декодирования и преобразования кода для обнаружения и исправления ошибок. Сущность способа заключается в том, что кодирование информационной единицы из пяти импульсов производят в виде последовательности из одного положительного, увеличенного в N...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002460211
Дата охранного документа: 27.08.2012
09.06.2019
№219.017.7998

Стык сборных железобетонных колонн

Изобретение относится к области строительства, в частности к стыку сборных железобетонных колонн. Технический результат заключается в упрощении изготовления и монтажа колонн, повышении надежности и обеспечении универсальности стыка. Стык включает нижнюю и верхнюю колонны, стержни продольной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002393303
Дата охранного документа: 27.06.2010
19.06.2019
№219.017.8a3e

Устройство для питания и распределения электрической энергии на промежуточных тяговых подстанциях

Использование: в области электротехники. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей. Устройство для питания и распределения электрической энергии на промежуточных тяговых подстанциях включает участки ввода, участки присоединения трансформаторов и перемычку, при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002403662
Дата охранного документа: 10.11.2010
29.06.2019
№219.017.9c84

Светодиодный светофор с контролем холодного состояния

Изобретение относится к организации и управлению движением на железных дорогах и средствам техники безопасности на железных дорогах, а именно к оптическим световым сигналам - светофорам. Светодиодный светофор с контролем холодного состояния содержит источник низкочастотного переменного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002399957
Дата охранного документа: 20.09.2010
29.06.2019
№219.017.a0b9

Способ контроля уровня напряженности магнитного поля электроустановок переменного тока и устройство для его осуществления

Изобретение относится к измерению электрических и магнитных величин, а именно к устройствам и способам измерения напряженности магнитных полей. Сущность изобретения заключается в том, что измеряют напряженность магнитного поля электроустановок, при этом измерения его производят непрерывно,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002436111
Дата охранного документа: 10.12.2011
Showing 1-5 of 5 items.
20.06.2013
№216.012.4e6a

Способ подогрева проводов контактной подвески

Использование: в области электротехники. Технический результат - обеспечение возможности эффективной плавки гололеда на различных участках воздушных линий железных дорог. Для осуществления способа создают между двумя смежными поперечными электрическими соединителями две петли подогрева,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485656
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.05.2015
№216.013.48a7

Устройство для определения износа контактного провода железных дорог

Изобретение относится к линиям энергоснабжения, контактирующим с токоприемником транспортных средств, а именно к контактным проводам. Устройство представляет собой съемочный комплекс, который размещен на передвижной изолирующей съемной вышке, состоящей из рамы с колесами, на которой установлена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550106
Дата охранного документа: 10.05.2015
13.01.2017
№217.015.766c

Способ высокоточного поражения радиоэлектронных объектов

Изобретение относится к вооружению, в частности к системам огневого поражения радиоэлектронных объектов. Для поражения РЭС, функционирующих в СЧ, ВЧ и ОВЧ, на одном управляемом боеприпасе (УБП) используется два метода самонаведения: на начальных участках полета для поиска и грубого наведения на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002598687
Дата охранного документа: 27.09.2016
19.06.2019
№219.017.8a3e

Устройство для питания и распределения электрической энергии на промежуточных тяговых подстанциях

Использование: в области электротехники. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей. Устройство для питания и распределения электрической энергии на промежуточных тяговых подстанциях включает участки ввода, участки присоединения трансформаторов и перемычку, при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002403662
Дата охранного документа: 10.11.2010
29.06.2019
№219.017.9c79

Устройство для симметрирования и повышения коэффициента мощности электротяговой нагрузки

Изобретение относится к устройствам электроснабжения железных дорог, электрифицированных на однофазном переменном токе напряжением 27,5 кВ частотой 50 Гц, и может быть использовано на тяговых подстанциях для симметрирования и повышения коэффициента мощности электротяговой нагрузки. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002396663
Дата охранного документа: 10.08.2010
+ добавить свой РИД