×
29.03.2019
219.016.efa7

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ САМОЛЕТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002295475
Дата охранного документа
20.03.2007
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике и касается создания механизмов управления аэродинамическими поверхностями самолета, например закрылками. Кинематические звенья механизма управления связаны посредством шарнирных узлов, в том числе узлом шарового шарнира, соединяющего подкос с кронштейном крыла самолета, включающего силовую ось и внутреннее кольцо. На силовой оси установлена жестко связанная с ней втулка с радиальными фланцевыми выступами, сопрягаемыми с ответными пазами внутреннего кольца, выполненными на его торцовой поверхности. Силовая ось выполнена ступенчатой с эксцентричной посадочной поверхностью под втулку и застопорена шлицевой шайбой на проушине кронштейна крыла. Количество равномерно расположенных пазов может быть не менее шести, пазы и выступы могут быть прямоугольного сечения. Втулка на силовой оси может фиксироваться шпонкой. Силовую ось целесообразно выполнять со шлицевой головкой под шлицевую шайбу. Технический результат заключается в возможности регулировки положения кинематических звеньев механизма со связанной с ним аэродинамической поверхностью и в гарантированном жестком стопорении от проворота внутреннего кольца шарового шарнира, что решает задачу повышения уровня надежности в целом всего механизма при одновременном повышении его нагрузочных характеристик. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к авиастроению, в частности к конструкции механизма управления аэродинамическими поверхностями самолета, например закрылками.

Основы конструирования в авиастроении, являясь общими с основами конструирования в целом, включают особый подход к конструированию с учетом повышенных требований к уровню надежности для обеспечения безопасности полетов. Уровень надежности самолетов интегрирован из многих составляющих, в том числе из надежности механизма управления аэродинамическими плоскостями самолета. В изобретениях, касающихся механизмов управления аэродинамическими поверхностями самолетов, обязательным элементом конструкции является шарнирная связка кинематических звеньев механизма. (SU 1497916, А 11830844 А1, МКИ 4 В 64 С 13/34, ЕР 1426290, RU 96108425, кн. Кестельман В.Н., Федоров А.В. Механизмы управления самолетом. - М.: Машиностроение, 1987, стр.18, рис.1.11, г; стр.33, рис.2.4 - прототип).

Однако в известных устройствах указанного назначения, в том числе по прототипу, надежность механизма управления аэродинамическими поверхностями самолета не отвечает высокому уровню вследствие конструктивного решения узла шарового шарнира: фрикционное крепление внутреннего кольца (яблока) ввиду недостаточной надежности его стопорения и, как следствие, возможность проворота яблока при действии аэродинамических нагрузок, что отрицательно влияет на нагрузочные характеристики узла.

Задача изобретения - повышение уровня надежности и нагрузочных характеристик механизма управления аэродинамическими поверхностями самолета.

Для решения задачи в механизме управления аэродинамическими поверхностями самолета, например закрылками, кинематические звенья которого связаны посредством шарнирных узлов, в том числе узла шарового шарнира, соединяющего подкос с кронштейном крыла самолета, включающего силовую ось и внутреннее кольцо, в отличие от прототипа на силовой оси установлена жестко связанная с ней втулка с радиальными фланцевыми выступами, сопрягаемыми с ответными пазами внутреннего кольца, выполненными на его торцовой поверхности. Силовая ось выполнена ступенчатой, с эксцентричной посадочной поверхностью под втулку и застопорена шлицевой шайбой на проушине кронштейна крыла.

Указанная задача решается также тем, что:

- на торцовой поверхности внутреннего кольца шарнирного узла выполнено по меньшей мере шесть равномерно расположенных пазов;

- пазы на торцевой поверхности внутреннего кольца и фланцевые выступы втулки выполнены прямоугольного сечения;

- втулка, связана с силовой осью с помощью шпонки;

- силовая ось выполнена со шлицевой головкой под шлицевую шайбу.

Заявляемая конструкция механизма представлена на чертежах.

На фиг.1 представлен общий вид механизма, установленного на крыле самолета; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.2.

Механизм управления аэродинамическими поверхностями самолета, например закрылками 1 и хвостовыми звеньями 2, содержит установленную на рельсах 3 каретку 4, связанную с закрылком и хвостовым звеном, закрепленных в отклоняемой подкрыльевой балке 5. Перемещение каретки с закрылком по рельсам в механизме выполняет шариковинтовой подъемник 6, а отклонение балки с механизмом осуществляют кинематические звенья с шарнирными узлами: тяга 7, рычаг 8 и подкос 9. Узел шарового шарнира 10, соединяющий подкос 9 с кронштейном 11 крыла самолета, содержит проушину 12 подкоса 9 с закрепленным в ней наружным кольцом 13, внутреннее кольцо 14 и втулку 15, установленные на эксцентриковой поверхности "В" ступенчатой силовой оси 16, связанной с втулкой 15 шпонкой 17. На торцовой поверхности внутреннего кольца 14 выполнены радиальные пазы 18, сопрягаемые с фланцевыми выступами 19 втулки 15. Силовая ось 16 установлена в проушинах 20 кронштейна 11 и зафиксирована от поворота шлицевой шайбой 21 (шлицы 22), закрепленной на проушине винтом 23. Внутри силовой оси установлена дублирующая ось 24.

Взаимодействие элементов кинематической связки подкос-кронштейн крыла самолета в механизме управления аэродинамическими поверхностями самолета осуществляется следующим образом.

Ступенчатая силовая ось 16 с эксцентриковой поверхностью «В» при монтаже в проушины 20 кронштейна 11 поворачивается за шлицы 22 на ее головке так, чтобы установленные на ее эксцентриковой части втулка 15 и внутренне кольцо 14 заняли такое положение, которое обеспечивает требуемое кинематическое положение механизма и связанной с ним аэродинамической поверхности. Это положение силовой оси фиксируется с мощью шлицевой шайбы 21, закрепляемой на проушине 20 кронштейна 11 крыла самолета винтом 23. Втулка 15 и внутреннее кольцо 14 связаны между собой с помощью радиальных пазов 19 на торцовой поверхности кольца, сопрягаемых с фланцевыми выступами 18 втулки, которая в свою очередь зафиксирована от поворота относительно силовой оси с помощью шпонки 17.

Таким образом, за счет эксцентричного расположения поверхности "В" на силовой оси путем регулирования осуществлено необходимое положение центра шарнирного узла и обеспечена гарантированная жесткая фиксация в требуемом кинематическом положении звеньев механизма, в том числе внутреннего кольца узла шарового шарнира, исключающая ее поворот при действии на механизм аэродинамических нагрузок.

Прямоугольная форма пазов на торце внутреннего кольца и выступов на торце втулки имеет технологические преимущества. Заявленное соотношение количества пазов и выступов на соединяемых деталях является оптимальным, позволяющим обеспечить жесткое стопорение внутреннего кольца, подверженного воздействию крутящего момента, с сохранением требуемых нагрузочных характеристик узла при сохранении его минимальных габаритов.

При реализации устройства заявленная совокупность существенных признаков обеспечивает технический результат - возможность регулировки положения кинематических звеньев механизма со связанной с ним аэродинамической поверхностью и гарантированное жесткое стопорение от поворота внутреннего кольца узла шарового шарнира, что решает задачу повышения уровня надежности в целом всего механизма при одновременном повышении его нагрузочных характеристик.

1.Механизмуправленияаэродинамическимиповерхностямисамолета,напримерзакрылками,кинематическиезвеньякоторогосвязаныпосредствомшарнирныхузлов,втомчислеузлашаровогошарнира,соединяющегоподкосскронштейномкрыласамолета,включающегосиловуюосьивнутреннеекольцо,отличающийсятем,чтонасиловойосиустановленажесткосвязаннаяснейвтулкасрадиальнымифланцевымивыступами,сопрягаемымисответнымипазамивнутреннегокольца,выполненныминаеготорцовойповерхности,приэтомсиловаяосьвыполненаступенчатойсэксцентричнойпосадочнойповерхностьюподвтулкуизастопоренашлицевойшайбойнапроушинекронштейнакрыла.12.Механизмуправленияпоп.1,отличающийсятем,чтонаторцовойповерхностивнутреннегокольцавыполненопоменьшеймерешестьравномернорасположенныхпазов.23.Механизмуправленияпоодномуизпп.1и2,отличающийсятем,чтопазынаторцовойповерхностивнутреннегокольцаифланцевыевыступывтулкивыполненыпрямоугольногосечения.34.Механизмуправленияпоп.1,отличающийсятем,чтовтулканасиловойосизафиксированаспомощьюшпонки.45.Механизмуправленияпоп.1,отличающийсятем,чтосиловаяосьвыполненасошлицевойголовкойподшлицевуюшайбу.5
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-9 of 9 items.
10.02.2014
№216.012.9f3a

Тормозное устройство

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к тормозным устройствам стартовых пусковых установок. Тормозное устройство содержит корпус, внутри которого по скользящей посадке установлена дисковая фрикционная муфта и зажимной механизм. Зажимной механизм состоит из пружины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506470
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.01.2015
№216.013.1dac

Способ раскладывания консолей крыла летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способу приведения в полетную конфигурацию летательного аппарата (ЛА), транспортируемого к точке сброса авиационным носителем. Способ раскладывания консолей крыла (1, 2) ЛА, сбрасываемого с авиационного носителя, заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539024
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.03.2015
№216.013.3129

Гидросистема летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, в частности к гидравлическим системам летательных аппаратов. Гидросистема ЛА содержит гидравлический насос, фильтр, гаситель гидроудара, гидроаккумулятор, обратный клапан, распределительный кран и соединительные трубопроводы. Распределительный кран...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544053
Дата охранного документа: 10.03.2015
20.04.2015
№216.013.42fa

Дверь для самолета (варианты) и механизм навески двери

Изобретение относится к авиационной технике и касается конструкции пассажирских дверей. Дверь содержит дверное полотно и механизм навески, содержащий два поворотных рычага, соединенные друг с другом жестким элементом, управляющую тягу с роликом, и водило, шарнирно соединенное первым концом с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548644
Дата охранного документа: 20.04.2015
29.03.2019
№219.016.eeed

Законцовка крыла летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано на летательных аппаратах различного назначения. Законцовка крыла летательного аппарата имеет концевую шайбу и снабжена стреловидной дополнительной аэродинамической поверхностью малого удлинения с острой передней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002264328
Дата охранного документа: 20.11.2005
29.03.2019
№219.016.eef1

Законцовка несущей поверхности летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано на несущих поверхностях летательных аппаратов различного назначения. Законцовка несущей поверхности летательного аппарата имеет стреловидную концевую аэродинамическую поверхность, нижняя плоскость которой образована...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002264950
Дата охранного документа: 27.11.2005
19.04.2019
№219.017.2c21

Запирающее устройство

Изобретение относится к устройствам для запирания дверей и может быть использовано для запирания дверей туалетных кабин, например, в авиационном, морском или железнодорожном транспорте и касается запирающего устройства, содержащего корпус с торцевой планкой, задней стенкой и крышкой, ригель с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289664
Дата охранного документа: 20.12.2006
19.04.2019
№219.017.2f57

Законцовка несущей поверхности летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники. Законцовка крыла летательного аппарата имеет стреловидную переднюю кромку по размаху, нижняя поверхность которой образована плавным продолжением образующей нижней поверхности крыла. Передняя кромка концевой части законцовки от точки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002378154
Дата охранного документа: 10.01.2010
19.04.2019
№219.017.31b0

Приспособление и способ установки передней шторки стабилизатора самолета

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к сборке конструкций и агрегатов самолета, и касается крепления стабилизатора к фюзеляжу самолета. Во время установки передней шторки стабилизатора в зазор между фюзеляжем и торцевой частью носка стабилизатора выставляют стабилизатор в 0°...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002470833
Дата охранного документа: 27.12.2012
+ добавить свой РИД