×
29.03.2019
219.016.eece

Результат интеллектуальной деятельности: КОМПЛЕКСНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к технике приборостроения, а именно к навигационным приборам для контроля и управления летательными аппаратами. Технический результат - повышение точности навигационных систем. Для достижения данного результата в систему дополнительно введен блок формирования свободной невязки, первый и второй входы которого подключены к выходу базовой навигационной системы и выходу блока корректирующих средств соответственно. При этом блок селекции оценок и невязок, первым и вторым входом подключены к выходу блока формирования невязки и выходу блока формирования свободной невязки соответственно. 1 ил.

Изобретение относится к комплексам навигации, управления и наведения летательных аппаратов (ЛА).

В наиболее близком аналоге, приведенном в книге [1] (Бабич O.А. Обработка информации в навигационных комплексах. - М.: Машиностроение, 1991 г.) на стр.6-16, 391-507, представлена комплексная навигационная система (КНС) ЛА, включающая в себя навигационные датчики и системы, работающие на различных физических принципах, а также вычислительно-логические блоки, обеспечивающие информационный обмен между датчиками и системами и расчет необходимых параметров состояния ЛА: блок компенсации ошибок КНС; блок формирования параметров состояния ЛА; блок формирования невязки, обеспечивающий сравнение однотипной информации, поступающей от двух различных измерителей; блок фильтрации, обеспечивающий фильтрацию полученной невязки и формирование оценок ошибок КНС. При работе КНС из-за наличия различных погрешностей датчиков и систем параметры движения ЛА определяются с ошибками. В вычислителе комплекса реализуется (см. [1], стр.391) метод комплексирования информации, предусматривающий проведение статистической фильтрации информации двух или нескольких систем и получении корректирующих поправок для одной из них (корректируемой). На основе скорректированной информации осуществляется расчет основных параметров состояния и движения ЛА (азимуты и дальности до ориентиров, отклонения от заданной траектории, координаты, скорости, ускорения, углы ориентации ЛА - см., например, литературу [1], стр.171-301).

Основным недостатком наиболее близкого аналога является то, что при расхождениях реальных ошибок и используемых в алгоритмах моделей погрешностей комплексная система становится малоэффективной.

Задачей изобретения является повышение точности КНС и как следствие этого повышение эффективности работы ЛА, снабженных КНС.

Достигается указанный результат тем, что содержащая базовую навигационную систему, блок корректирующих средств, блок компенсации ошибок, блок формирования параметров состояния, блок формирования невязки, причем выход базовой навигационной системы подключен к первому входу блока компенсации ошибок, выход блока компенсации ошибок подключен к входу блока формирования параметров состояния и к первому входу блока формирования невязки, выход блока корректирующих средств подключен ко второму входу блока формирования невязки, комплексная навигационная система дополнительно снабжена блоком формирования свободной невязки, первый и второй входы которого подключены к выходу базовой навигационной системы и выходу блока корректирующих средств соответственно; блоком селекции оценок и невязок, первый и второй входы которого подключены к выходу блока формирования невязки и выходу блока формирования свободной невязки соответственно, выход блока селекции оценок и невязок подключен к второму входу блока компенсации ошибок, выходы/входы блока селекции оценок и невязок подключены к входам/выходам блока сетевой фильтрации; блоком сетевой фильтрации, каждый вход/выход которого подключен к одному из выходов/входов блока селекции оценок и невязок.

На чертеже представлена блок-схема комплексной навигационной системы, в составе которой содержатся:

1 - базовая навигационная система БНС;

2 - блок корректирующих средств БКС;

3 - блок компенсации ошибок КО;

4 - блок формирования параметров состояния ФПС;

5 - блок формирования невязки ФН;

6 -блок формирования свободной невязки ФСН;

7 - блок селекции оценок и невязок СОН;

8 - блок сетевой фильтрации БСФ.

Информационный обмен между входами-выходами блоков осуществляется по линиям связи, показанным на чертеже тонкой сплошной линией. Линии связи представляют собой известные (описанные, например, в книге [2], стр.21-24, 394-406) линии связи и информационного обмена, например, по последовательному коду, по параллельному коду, мультиплексные и др.

Блоки БНС 1 и БКС 2 представляют собой известные датчики и системы бортового оборудования ЛА, описанные в литературе, например [1], стр.8-16, 171-243, 316-317, 325-327, 374-385. В состав блока БНС 1 входят, например, инерциальная навигационная система (ИНС), решающая задачу автономного счисления скорости, координат и угловой ориентации объекта на основе измеряемых с помощью акселерометров и гироскопов, входящих в ИНС, ускорений и угловых скоростей (или углов ориентации) объекта; курсовертикаль, решающая задачу счисления скорости и угловой ориентации объекта на основе измерительной информации гироскопов и акселерометров; система воздушных сигналов СВС, измеряющая статические, динамические, полные давления воздуха, с помощью которых решаются задачи определения высоты и скорости объекта относительно атмосферы. В состав блока БКС 2 входят, например, радиосистема ближней навигации (РСБН), измеряющая азимут радиомаяка и дальность до него, с помощью которых при известных координатах радиомаяка решается задача определения координат объекта; радиосистема дальней навигации (РСДН), измеряющая дальности до нескольких наземных радиостанций, с помощью которых при известных координатах станций решается задача определения координат объекта; доплеровский измеритель скорости и сноса (ДИСС), измеряющий доплеровские сдвиги частот излучаемых радиосигналов, с помощью которых решается задача определения вектора скорости объекта; спутниковая навигационная система (СНС), измеряющая временную задержку, фазовый сдвиг и доплеровский сдвиг частоты радиосигналов от космических спутников, с помощью которых при известных параметрах движения спутников решается задача определения времени, координат и скорости объекта; средства визирования ориентиров (целей), измеряющие дальности до ориентиров и/или углы их визирования, с помощью которых при известных координатах ориентиров решается задача определения координат объекта; измерители параметров различных геофизических поверхностных и пространственных полей: поля рельефа, магнитного поля, гравитационного поля, поля радиолокационного контраста, с помощью которых при известных закономерностях распределений этих полей в околоземном пространстве решается задача определения координат объекта.

Вычислительно-логические блоки КО 3, ФПС 4, ФН 5, ФСН 6, СОН 7, БСФ 8 выполнены, например, в виде однопроцессорных вычислителей ([2], стр.31).

Блок КО 3 обеспечивает коррекцию параметров, выдаваемых БНС 1, на величину оценок ошибок базовой системы, полученной с помощью блоков фильтрации.

Блок ФПС 4 обеспечивает расчет параметров состояния ЛА, включающего в себя координаты, скорость, ускорение и углы ориентации ЛА относительно заданной базовой системы отсчета на основе решения соответствующих уравнений, связывающих эти параметры с измеряемыми величинами, поступающими с выхода блока БНС 1 в блок КО 3, где производится их коррекция (см., например, книгу [1], стр.7-8, 117-158, 171-283).

Блок ФН 5 обеспечивает формирование невязки между однотипными параметрами движения ЛА: с одной стороны, измеренными с помощью БНС 1 и скорректированными с помощью КО 3, а с другой стороны - измеренными с помощью БКС 2.

Дополнительно введенный блок ФСН 6 обеспечивает формирование невязки между однотипными параметрами движения ЛА, измеренными с помощью БНС 1, с одной стороны, и с помощью БКС 2 - с другой стороны. При этом в отличие от блока ФН 5, в блоке ФСН 6 в формировании невязки участвуют нескорректированные значения параметров движения ЛА, измеренные блоком БНС 1.

Дополнительно введенный блок СОН 7 обеспечивает анализ функциональных возможностей подключенных к нему блоков фильтрации, выявляет среди них тот, который наилучшим образом соответствует сложившимся условиям функционирования КНС на борту ЛА, и подает на его вход невязку, сформированную в блоке ФН 5, а на входы остальных блоков фильтрации подает невязку, сформированную в блоке ФСН 6. Кроме того, блок СОН 7 обеспечивает выбор из оценок ошибок, сформированных отдельными блоками фильтрации, наилучших и подачу их в блок КО 3 для учета в алгоритме работы КНС.

Блок сетевой фильтрации БСФ 8, содержащий в своем составе n фильтров Ф-j (j=1, 2...n), обеспечивает формирование оценок ошибок базовой навигационной системы.

КНС работает следующим образом.

Измеряемая информация о параметрах движения ЛА Ji (i=БНС, БКС) из блоков БНС 1 и БКС 2 поступает на входы блоков ФСН 6 и ФН 5. При этом информация Ji (i=БНС), поступающая на один из входов блока ФН 5, предварительно проходит через блок КО 3, в котором производится ее коррекция на величину оценок , поступающих в блок КО 3 с первого выхода блока СОН 7. В блоках ФСН 6 и ФН 5 формируются невязки между информацией базовой навигационной системы и корректирующих средств путем вычитания соответствующих величин, в результате чего на выходе блока ФСН 6 формируется вектор Zраз=Z(JБНС-JБКС), а на выходе блока ФН 5 формируется вектор

.

Здесь - скорректированная величина вектора JБКС, равная разности между JБКС и , a Z() - функция, с помощью которой описывается алгоритм формирования невязки (см., например, [1], стр.421-422, 429-430, 434-436, 451-460, 476-478; [3], стр.161-255).

Введение в состав КНС блока ФСН 6 обеспечивает расчет свободной невязки между базовой навигационной системой и средствами коррекции, что позволяет строить сеть независимых фильтров, необходимую для обеспечения соответствия моделей ошибок, используемых при коррекции, и реальных ошибок системы.

В блоке ФПС 4 производится обработка информации базовой навигационной системы в соответствии с общим уравнением (см., например [1], стр.171-178, 189-195, 216-224, 225-229, 236-240, 316-327, 374-385):

где N - многомерный вектор определяемых параметров, включающий координаты, скорость, ускорение, углы ориентации ЛА;

- измерительная информация, поступающая от базовой навигационной системы, скорректированная на величину полученных поправок;

К - априорная информация, используемая в алгоритмах и включающая в себя информацию о координатах и скоростях спутников, радиомаяков, небесных светил, наземных ориентиров, геометрические характеристики навигационного пространства, параметры геофизических полей (атмосферы, гравитационного, магнитного, рельефа, радионавигационных и т.п.);

- алгоритм (оператор) обработки информации.

В блоке ФПС 4 определяются многомерный вектор N и основные параметры состояния и движения ЛА (азимуты и дальности до ориентиров, отклонения от заданной траектории, координаты, скорости, ускорения, углы ориентации ЛА), необходимые для решения конкретных задач комплексной системы.

В блоке СОН 7 осуществляется формирование входных невязок для каждого из n фильтров Ф-j (j=1, 2,...n). Для этого в блоке СОН 7 постоянно рассчитываются ожидаемые величины дисперсий для оценок, получаемых разными фильтрами; при этом используется формула вида

в которой: М[у] - математическое ожидание величины y;

μj - разомкнутая входная невязка j-го (j=1,...n) фильтра, рассчитываемая с помощью формулы:

где Zраз - выходная величина блока ФСН 6;

- векторная оценка ошибок базовой навигационной системы, полученная j-м фильтром.

Сравнением величин дисперсий Рμj для разных j (j=1,...n) определяется номер jmin фильтра, соответствующий минимуму ожидаемой дисперсии. На вход/выход фильтра с номером jmin с выхода/входа блока СОН 7 подается невязка Zзам, сформированная в блоке ФН 5, на входы/выходы остальных фильтров подается невязка Zраз, сформированная в блоке ФСН 6. Кроме того, на выход блока СОН 7, подключенный ко второму входу блока КО 3, подается величина оценки ошибок базовой навигационной системы, полученная в фильтре номером jmin.

Введение в состав КНС блока СОН 7 обеспечивает селекцию невязок и оценок для включения в контур коррекции фильтра, обеспечивающего лучшую точность, тем самым осуществляется оперативная подстройка моделей погрешностей, используемой при коррекции базовой навигационной системы.

В каждом j-м фильтре осуществляется обработка поступающей на его вход невязки Z (Zраз или Zзам) по алгоритму нестационарной вычислительно-устойчивой фильтрации (см. [1], стр.40-45; [3], стр.96-108) и для каждого k-го момента времени формируется оценка вектора ошибок в виде:

где

- прогнозируемое j-м фильтром значение вектора ошибок в k-й момент времени;

- полученная j-м фильтром оценка значения вектора ошибок в k-й момент времени;

fj() - функциональная зависимость, устанавливающая связь между полученной оценкой вектора ошибок, с одной стороны, и прогнозируемой ее величиной и невязкой - с другой стороны, реализуемая в j-м фильтре;

- рассчитанная для использования при коррекции базовой навигационной системы оценка ее ошибок, связанная с вектором с помощью функции ϕ(), имеющей, например, вид переприсваивания значений некоторых элементов вектора элементам вектора ([3], стр.124-129, 161-255).

Вид алгоритмов, реализующих указанные функциональные зависимости, может быть, например, следующий:

Здесь Е - единичная матрица;

- прогнозируемое j-м фильтром значение оцениваемого вектора ошибок в k-тый момент времени;

- оценка j-м фильтром значения вектора ошибок в k-й момент времени;

- прогнозируемое j-м фильтром значение ковариационной матрицы вектора ошибок в k-й момент времени;

Pjk - оценка j-м фильтром ковариационной матрицы вектора ошибок в k-тый момент времени;

Qj, Rj - ковариационные матрицы входных и измерительных шумов соответственно, используемые j-м фильтром;

Fj, Гj, Нj - матрицы моделей ошибок, используемые j-м фильтром.

Фильтры Ф-j (j=1, 2,...n) различаются друг от друга размерностью оцениваемого вектора, способами формирования матриц Qj и Rj, видом матриц Fj, Гj, Нj. При этом оценки, получаемые в разных фильтрах, будут различаться между собой, причем одна из них будет наилучшим образом соответствовать реальной ситуации.

Введение в состав КНС блока БСФ 8, содержащего несколько (n штук) описанных фильтров Ф-j (j=1, 2,...n), позволяет одновременно получать n разных оценок ошибок базовой навигационной системы, причем каждая из этих оценок формируется с помощью своей модели погрешностей, вследствие чего появляется возможность выбора наилучшей оценки и повышения качества коррекции в целом.

Таким образом, введение в состав КНС описанных блоков обеспечивает гибкую оперативную подстройку оценок ошибок системы, используемых для ее коррекции, вследствие чего устраняется существенный недостаток наиболее близкого аналога и расширяются функциональные возможности комплексной навигационной системы.

На примерах технической реализации показано достижение технического результата в части расширения функциональных возможностей комплексной навигационной системы и как следствие повышение эффективности применения оснащаемых ею летательных аппаратов.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бабич O.А. Обработка информации в навигационных комплексах. - М.: Машиностроение, 1991 г.

2. Преснухин Л.Н., Нестеров П.В. Цифровые вычислительные машины. - М.: Высшая школа, 1981 г.

3. Ривкин С.С., Ивановский Р.И., Костров А.В. Статистическая оптимизация навигационных систем. - Л.: Судостроение, 1976 г.

Комплекснаянавигационнаясистема,содержащаябазовуюнавигационнуюсистему,блоккорректирующихсредств,блоккомпенсацииошибок,блокформированияпараметровсостояния,блокформированияневязки,блокфильтрации,причемвыходбазовойнавигационнойсистемыподключенкпервомувходублокакомпенсацииошибок,выходблокакомпенсацииошибокподключенквходублокаформированияпараметровсостоянияикпервомувходублокаформированияневязки,выходблокакорректирующихсредствподключенковторомувходублокаформированияневязки,отличающаясятем,чтокомплекснаянавигационнаясистемадополнительноснабженаблокомформированиясвободнойневязки,первыйивторойвходыкоторогоподключеныквыходубазовойнавигационнойсистемыивыходублокакорректирующихсредствсоответственно;блокомселекцииоценокиневязок,первыйивторойвходыкоторогоподключеныквыходублокаформированияневязкиивыходублокаформированиясвободнойневязкисоответственно,выходподключенквторомувходублокакомпенсацииошибок,выходы/входыподключеныквходам/выходамблокасетевойфильтрации;блокомсетевойфильтрации,каждыйвход/выходкоторогоподключенкодномуизвыходов/входовблокаселекцииоценокиневязок.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 31 items.
10.06.2014
№216.012.cd80

Вибрационный вакуумный микрогироскоп

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к гироскопии и может быть использовано в приборостроении, авиакосмической отрасли и машиностроении. В вибрационном вакуумном гироскопе магнитная система содержит немагнитное центрирующее кольцо, установленное на магните, верхний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518379
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.07.2014
№216.012.da5c

Способ изготовления вакуумного микрогироскопа

(57) Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к гироскопии, и может быть использовано в приборостроении, авиакосмической отрасли и машиностроении. Технический результат - повышение качества и обеспечение технологичности изготовления. Для этого обезгаживание,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521678
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.08.2014
№216.012.e991

Комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система

Изобретение относится к авиационному приборостроению. Предложенная комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система (КЭНС) предназначена для обеспечения автономной высокоточной коррекции на основе использования информации о нескольких поверхностных физических полях Земли,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525601
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.09.2014
№216.012.f9b0

Способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение в составе комплексов навигационно-пилотажного оборудования летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого осуществляют совмещение процесса начальной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529757
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.06.2015
№216.013.582c

Блок электронный

Изобретение относится к электронно-вычислительной технике и может быть использовано в конструкциях блоков радиоэлектронной аппаратуры (РЭА), в состав которых устанавливаются сменные модули электронные, и, работающих в условиях повышенного тепловыделения элементами РЭА, значительных механических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554113
Дата охранного документа: 27.06.2015
10.07.2015
№216.013.5cba

Способ диффузионной сварки порошкового жаропрочного сплава на никелевой основе

Изобретение может быть использовано для изготовления деталей из порошковых жаропрочных никелевых сплавов методом диффузионной сварки, например, при изготовлении рабочих лопаток и дисков газовых турбин. После сборки элементов под сварку проводят вакуумирование и нагрев их до температуры, не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555279
Дата охранного документа: 10.07.2015
10.07.2015
№216.013.5e82

Способ диффузионной сварки ситалла с металлами

Изобретение относится к способу получения неразъемного сварного соединения из ситалла с металлами методом диффузионной сварки. Способ включает сборку элементов и сварку при температуре ниже температуры плавления металла и приложении давления сжатия. Перед сборкой на металлический элемент...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555735
Дата охранного документа: 10.07.2015
27.07.2015
№216.013.6891

Способ контактной точечной сварки меди и медных сплавов

Изобретение относится к способу контактной точечной сварки меди и медных сплавов. Изобретение может быть использовано в приборостроении, при контактной сварке металлов с высокой теплопроводностью, в частности меди и ее сплавов, и металлов с покрытием на их основе. Собирают элементы деталей из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558322
Дата охранного документа: 27.07.2015
10.08.2015
№216.013.69d6

Навигационный комплекс, использующий естественные и искусственные поля земли

Изобретение относится к авиационному приборостроению. Предложенный навигационный комплекс предназначен для обеспечения высокоточной навигации на основе комплексной обработки информации (КОИ) систем навигации по искусственным полям Земли (СНИПЗ) и нескольких физических полей Земли (ФПЗ)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558647
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6a03

Способ диффузионной сварки литейного жаропрочного сплава на никелевой основе

Изобретение относится к способу диффузионной сварки элементов из литейных жаропрочных сплавов на никелевой основе. Изобретение может быть использовано для изготовления рабочих лопаток, дисков газовых турбин и др., которые работают при высоких нагрузках и температурах. Собирают элементы под...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558692
Дата охранного документа: 10.08.2015
Showing 1-10 of 11 items.
23.02.2019
№219.016.c7c6

Система планирования и подготовки полетных заданий тактической группы самолетов

Система планирования и подготовки полетных заданий тактической группы самолетов предназначена для использования в составе наземных комплексов планирования боевых действий самолетов ударной авиации. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей и достигается за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02147141
Дата охранного документа: 27.03.2000
08.03.2019
№219.016.d448

Преобразователь угла поворота вала в код

Изобретение относится к области вычислительной техники, в частности к преобразователям угла поворота вала в код, и может быть использовано в системах обработки данных. Техническим результатом является повышение быстродействия преобразователя. Технический результат достигается за счет того, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002260906
Дата охранного документа: 20.09.2005
11.03.2019
№219.016.de28

Система управления катапультируемым креслом спасения экипажа

Изобретение относится к области оборудования авиационных катапультируемых кресел. В систему управления катапультируемым креслом спасения экипажа, содержащую блок датчиков параметров состояния, блок управления, контур стабилизации катапультируемого кресла, дополнительно введен контур компенсации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02149804
Дата охранного документа: 27.05.2000
15.03.2019
№219.016.e01e

Преобразователь угла поворота вала в код

Устройство относится к области вычислительной техники и может быть использовано в автоматике и информационно-измерительной технике. Техническим результатом является повышение автономности, глубины контроля и достоверности выдаваемой информации. Устройство содержит синусно-косинусные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002265954
Дата охранного документа: 10.12.2005
04.04.2019
№219.016.fbd8

Способ определения деформаций сварных швов при изгибе

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано в приборо- и машиностроении. Способ определения деформаций сварных швов при изгибе прецизионных сварных конструкций по базовым размерам между контрольными опечатками на кольцевых образцах заключается в импульсной лазерной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02201586
Дата охранного документа: 27.03.2003
04.04.2019
№219.016.fd27

Авиационный многофункциональный индикатор

Изобретение относится к авиационному приборостроению. Предложенный индикатор предназначен для отображения экипажу параметров состояния летательного аппарата, окружающей среды и бортового оборудования. В состав устройства входят жидкокристаллический экран, блок управления режимами работы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02181093
Дата охранного документа: 10.04.2002
29.04.2019
№219.017.3fb5

Преобразователь угла поворота вала в код

Изобретение относится к области вычислительной техники, в частности к преобразователям угла поворота вала в код, и может быть использовано в системах обработки данных. Техническим результатом является повышение точностных характеристик преобразователя. Технический результат достигается за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002250561
Дата охранного документа: 20.04.2005
29.04.2019
№219.017.46fd

Система навигации

Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано в составе бортового оборудования летательных аппаратов, обеспечивающего их управление и наведение. Предлагаемая система содержит инерциальный датчик скорости и курса, спутниковый датчик скорости, блок алгебраического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02168703
Дата охранного документа: 10.06.2001
18.05.2019
№219.017.543b

Преобразователь угла поворота вала в код

Устройство относится к области вычислительной техники и может быть использовано в автоматике и информационно-измерительной технике. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей преобразователя и повышение его точностных параметров. Устройство содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002265953
Дата охранного документа: 10.12.2005
18.05.2019
№219.017.5bcb

Комплексная система формирования составляющих путевой скорости

Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано в составе бортового оборудования летательных аппаратов, обеспечивающего их навигацию, управление и наведение. Предлагаемая система содержит спутниковый датчик скорости, инерциально-спутниковый и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02168153
Дата охранного документа: 27.05.2001
+ добавить свой РИД