×
11.03.2019
219.016.de5e

Результат интеллектуальной деятельности: ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002191935
Дата охранного документа
27.10.2002
Аннотация: Изобретение относится к области авиационных и промышленных установок. Опора газотурбинного двигателя содержит упругий элемент с установленным в нем наружным кольцом подшипника и жиклерным фланцем и установленным на валу контактным уплотнением. Контактное уплотнение включает упорное и графитовое кольца, а в упорном кольце выполнены отверстия для прокачки масла в полость упорного кольца, которая выполнена с конической стенкой. На кольцевом ребре упорного кольца выполнены маслоуловительные пазы с козырьками, при этом внутренняя поверхность козырька выполнена наклонной в сторону вращения кольца, а отношение посадочного диаметра упорного кольца к ширине маслоуловительного паза в окружном направлении лежит в интервале 4-7. Технический результат - повышение надежности опоры за счет снижения температуры в зоне контакта графитового кольца с упорным кольцом на всех режимах работы газотурбинного двигателя. 3 ил.

Изобретение может быть использовано в авиационных и промышленных установках.

Известна опора газотурбинного двигателя, в которой уплотнение масляной полости между статорной и роторной деталями осуществляется с помощью двух металлических разрезных колец. Масло для смазки подшипника проходит через прорези в маслоуловительном кольце и улавливается козырьком [1].

Недостатком такой конструкции является низкий расход масла, поступающего для смазки подшипника.

Известна также упругодемпферная опора газотурбинного двигателя с контактным уплотнением, в которой уплотнение масляной полости осуществляется с помощью контактного графитового кольца, работающего по металлическому упорному кольцу [2].

Такая конструкция сохраняет работоспособность при умеренных окружных скоростях и перепадах давления, однако, при дальнейшем увеличении окружных скоростей и перепадах давления на графитовом кольце, в зоне его контакта с упорным кольцом выделяется большое количество тепла, что приводит к его повышенному износу и поломке контактного уплотнения.

Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в повышении надежности опоры за счет снижения температуры в зоне контакта графитового кольца с упорным кольцом путем охлаждения внутренней поверхности упорного кольца на всех режимах работы газотурбинного двигателя.

Сущность изобретения заключается в том, что у опоры газотурбинного двигателя, содержащей упругий элемент с установленным в нем наружным кольцом подшипника и жиклерным фланцем, а также установленное на валу контактное уплотнение, включающее упорное и графитовое кольца, согласно изобретению, контактное уплотнение включает упорное и графитовые кольца, а в упорном кольце выполнены отверстия для прокачки масла в полость упорного кольца, которая выполнена с конической стенкой, а на кольцевом ребре упорного кольца выполнены маслоуловительные пазы с козырьками, при этом внутренняя поверхность козырька выполнена наклонной в сторону вращения кольца, а отношение посадочного диаметра упорного кольца D к ширине маслоуловительного паза в окружном направлении Н лежит в интервале 4-7.

Отверстия для прокачки масла, выполненные в упорном кольце, служат для отвода тепла из зоны контакта графитового кольца с упорным кольцом. Выполнение стенки кольцевой полости конической способствует свободному поступлению охлаждающего масла в отверстия для прокачки масла под действием центробежных сил.

На кольцевом ребре уплотнительного кольца выполнены маслоуловительные пазы с козырьками, что обеспечивает максимальный расход охлаждающего масла на максимальных режимах работы двигателя, и минимальный расход - на минимальных режимах, т.е. происходит авторегулирование подачи масла на охлаждение контактного уплотнения.

Увеличение отношения посадочного диаметра упорного кольца d к ширине маслоуловительного паза Н сказывается на неплоскостности поверхности, по которой работает графитовое кольцо, и увеличит износ контактного уплотнения.

При d/H>7 снизится расход масла через упорное кольцо на взлетном режиме, что приведет к повышению температуры на поверхности контакта и к износу контактного уплотнения.

На фиг. 1 показан продольный разрез опоры газотурбинного двигателя, на фиг. 2 - сечение А-А на фиг.1. Фиг. 3 представляет собой графики зависимости количества тепла Q в зоне контактного уплотнения и расход охлаждающего масла Qm от числа оборотов n ротора газотурбинного двигателя.

Опора газотурбинного двигателя 1 состоит из упругого элемента 2, в котором закреплены наружное кольцо 3 подшипника 4 и жиклерный фланец 5 с жиклером 6. На внутренней поверхности Г фланца 5 установлено графитовое кольцо 7, которое вместе с упорным кольцом 8 с диаметром d и фланцем 5 образуют контактное уплотнение 9, служащее для разделения масляной полости М и воздушной полости Л с горячим воздухом повышенного давления. Графитовое кольцо 7 контактирует при работе с упорным кольцом 8 по поверхности 10 с выделением тепла Q при трении.

Для отвода и съема тепла в упорном кольце 8 выполнены отверстия 11, через которые под давлением центробежных сил прокачивается масло. Из полости 12 через жиклер 6 масло "простреливается" через маслоуловительные пазы 13 шириной Н в полость 14 кольца 8 и далее, двигаясь вдоль конической стенки с поверхностью И под действием центробежных сил, "прокачивается" через отверстия 11.

Упорное кольцо 8, внутреннее кольцо 15 подшипника 4 и втулка закреплены на валу 17. На кольцевом ребре 18 упорного кольца 8 выполнен маслоуловительный козырек 19, внутренняя поверхность К которого выполнена наклонной в сторону вращения кольца 8. На разных режимах работы струя масла движется по разным траекториям 20 и 21, а после удара о вал 17 - по траекториям 22.

Заявляемое устройство работает следующим образом.

На режиме "малого газа" струя масла из жиклера 6 движется по крутой траектории 20, так как окружная скорость вращения кольца 8 на этом режиме мала. Часть масла попадает в точку Б вала 17, отражаясь от его поверхности Д, уходит обратно в масляную полость М. Таким образом, расход масла, прокачивающегося через отверстия 11 в упорном кольце 8, на режиме "малого газа" уменьшен, что соответствует низкому тепловыделению Q на поверхности 10 кольца 8 из-за малой работы трения скольжения (график Q - n, фиг.3).

На взлетном режиме струя масла движется по более пологой траектории 21 из-за большой окружной скорости вращения упорного кольца 8. Часть масла попадает в точку В мимо ребра 18 на поверхности Д вала 17 и, отражаясь по траектории 22, выливается на внутреннюю поверхность К маслоуловительного козырька 19, откуда попадает в полость 14 и далее - в отверстия 11. Расход масла Gm через отверстия 11 упорного кольца 8 максимален, что соответствует повышенному тепловыделению Q на поверхности 10 из-за максимальной работы трения на взлетном режиме.

Когда тепловыделение в зоне контакта упорного кольца 8 с графитовым кольцом 7 максимально, расход охлаждающего масла Gm через отверстия 11 также максимален, что обеспечивает в зоне контакта постоянную и достаточно низкую температуру и, следовательно, надежную длительную работу контактного уплотнения.

Источники информации
1. Конструирование и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. Под общей ред. Д.В. Хронина, Москва, Машиностроение, 1989, с. 207, рис. 4.54.

2. Авторское свидетельство 1694548, F 16 F 9/14, 1991 г.

Опорагазотурбинногодвигателя,содержащаяупругийэлементсустановленнымвнемнаружнымкольцомподшипникаижиклернымфланцем,атакжеустановленноенавалуконтактноеуплотнение,отличающаясятем,чтоконтактноеуплотнениевключаетупорноеиграфитовоекольца,авупорномкольцевыполненыотверстиядляпрокачкимаславполостьупорногокольца,котораявыполненасконическойстенкой,анакольцевомребреупорногокольцавыполненымаслоуловительныепазыскозырьками,приэтомвнутренняяповерхностькозырькавыполненанаклоннойвсторонувращениякольца,аотношениепосадочногодиаметраупорногокольцакширинемаслоуловительногопазавокружномнаправлениилежитвинтервале4-7.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 66 items.
20.01.2013
№216.012.1d3f

Болтовое соединение вращающихся деталей

Изобретение относится к области машиностроения и авиадвигателестроения и может быть использовано для соединения вращающихся деталей ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Болтовое соединение вращающихся деталей, объединенных в пакет, с расположенными по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472981
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2015
№216.013.43b8

Способ изготовления полого изделия типа вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, более конкретно к способам изготовления с использованием диффузионной сварки полого изделия. Изготавливают заготовки обшивок и заполнителя, при этом на внешней поверхности одной или обеих заготовок обшивок выполняют отдельные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548834
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5cb5

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. С использованием диффузионной сварки и сверхпластической формовки собирают заготовки обшивок и заполнителя в пакет. Предварительно на участки контактирующих поверхностей заготовок обшивок и заполнителя по заданному трафаретному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555274
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.02.2019
№219.016.bcac

Осевой компрессор турбомашины

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей турбомашин преимущественно наземного применения. Техническая задача заключается в повышении надежности и к.п.д. компрессора за счет снижения погрешности установки углов поворотных направляющих лопаток на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267656
Дата охранного документа: 10.01.2006
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
11.03.2019
№219.016.d638

Свеча зажигания

Изобретение относится к системам зажигания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Свеча зажигания содержит корпус с центральным электродом и боковой электрод в виде втулки с центральным цилиндрическим каналом, а также кожух, охватывающий корпус с образованием охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002277278
Дата охранного документа: 27.05.2006
Showing 1-10 of 56 items.
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d0ff

Лабиринтное уплотнение

Изобретение относится к области машиностроения. Лабиринтное уплотнение между статором и ротором турбомашины включает лабиринтные гребешки и ответную им цилиндрическую поверхность. Лабиринтные гребешки выполнены на фланце статора, а на цилиндрическую поверхность лабиринта ротора нанесено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02168089
Дата охранного документа: 27.05.2001
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
08.03.2019
№219.016.d5bd

Электромагнитный трал

Изобретение относится к области военно-инженерного дела, в частности к устройствам для траления мин. Трал позволяет уменьшить шунтирующее влияние на магнитное поле оболочки электромагнитов и корпуса базовой машины, улучшить защищенность электромагнитов от воздействия взрыва, обеспечить контроль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02167382
Дата охранного документа: 20.05.2001
11.03.2019
№219.016.d6be

Камера сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Камера сгорания содержит, по меньшей мере, в двух головках жаровых труб две свечи зажигания. При этом жаровые трубы со свечами расположены выше оси камеры сгорания под углом α=15...85° к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247282
Дата охранного документа: 27.02.2005
11.03.2019
№219.016.d73d

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, турбину низкого давления и турбину высокого давления. Ротор турбины высокого давления соединен межвальным соединением с ротором компрессора и установлен консольно на радиальном роликоподшипнике. Внутреннее кольцо радиального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204042
Дата охранного документа: 10.05.2003
11.03.2019
№219.016.d79a

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит диск турбины, на котором установлен покрывной дефлектор диска, состоящий из ступицы и полотна. Полотно дефлектора выполнено с радиальной внешней и наклонной от диска внутренней стенками. Наклон внутренней стенки выполнен от ступицы дефлектора к его периферии....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002224893
Дата охранного документа: 27.02.2004
11.03.2019
№219.016.d7b8

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания и турбину привода компрессора, консольный ротор которого установлен в переднем радиально-упорном и заднем радиальном подшипниках. Опоры подшипников закреплены на внутреннем корпусе камеры сгорания. Между валами компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002225523
Дата охранного документа: 10.03.2004
+ добавить свой РИД