×
11.03.2019
219.016.dd44

СИСТЕМА ОПОР РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к конструкциям опор роторов, в частности к демпфирующим радиальным опорам трехопорных роторов турбокомпрессоров, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других отраслях промышленности, где используются газотурбинные двигатели, и позволяет упростить регулирование центровки подшипника и компенсацию отклонений оси опоры от оси вращения ротора. Система опор ротора турбомашины содержит опору компрессора, опору турбины и опору, расположенную между ними, при этом опора турбины содержит корпус, радиальный подшипник, выполненный с поворотными сегментными колодками, опорный элемент, выполненный с отверстиями, сферическим участком и полостью, сообщенной с отверстиями, втулку, выполненную из вставленных друг в друга внутренней втулки с выступами и охватывающего ее цилиндрического упругого элемента, и масляный демпфер, расположенный между втулкой и сферическим участком опорного элемента и с зазором относительно внутренней поверхности корпуса опоры, выполненный в виде вставленных друг в друга с возможностью поворота втулок, контактирующих между собой по сфере, и закрепленный на опорном элементе внутренней втулкой, при этом опорный элемент выполнен с возможностью наклона относительно продольной оси турбомашины и соединен с корпусом опоры по сферическому участку и при помощи винтовых элементов, расположенных в корпусе опоры между выступами втулки и контактирующих с упругим элементом. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к конструкциям опор роторов, в частности к демпфирующим радиальным опорам трехопорных роторов турбокомпрессоров, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других отраслях промышленности, где используются газотурбинные двигатели.

Известна система опор ротора турбомашины, содержащая опору компрессора, опору турбины и опору, расположенную между ними (см. авторское свидетельство SU №1746013, кл. F02C 7/20, опубл. 07.07.92).

Недостаток известной системы опор ротора заключается в сложном регулировании центровки подшипника и сложном обеспечении компенсации отклонений оси опоры от оси вращения ротора.

Технический результат предложенного изобретения - упрощение регулирования центровки подшипника и компенсации отклонений оси опоры от оси вращения ротора.

Указанный технический результат достигается тем, что система опор ротора турбомашины, содержащая опору компрессора, опору турбины и опору, расположенную между ними, при этом опора турбины содержит корпус и радиальный подшипник, согласно изобретению при выполнении подшипника с поворотными сегментными колодками, дополнительно содержит опорный элемент, выполненный с отверстиями, сферическим участком и полостью, сообщенной с отверстиями, втулку, выполненную из вставленных друг в друга внутренней втулки с выступами и охватывающего ее цилиндрического упругого элемента, и масляный демпфер, расположенный между втулкой и сферическим участком опорного элемента и с зазором относительно внутренней поверхности корпуса опоры, выполненный в виде вставленных друг в друга с возможностью поворота втулок, контактирующих между собой по сфере, и закрепленный на опорном элементе внутренней втулкой, при этом опорный элемент выполнен с возможностью наклона относительно продольной оси турбомашины и соединен с корпусом опоры по сферическому участку и при помощи винтовых элементов, расположенных в корпусе опоры между выступами втулки и контактирующих с упругим элементом.

Подшипник сегментными колодками может быть закреплен на опорном элементе до сферического участка по ходу потока, что позволяет обеспечить работу подшипника в оси вращения ротора в двух остальных опорах путем разворота колодок и опорного элемента.

На фиг.1 схематично изображена турбомашина с опорами;

на фиг.2 - элемент А фиг.1;

на фиг.3 - элемент Б фиг.2 в увеличенном масштабе;

на фиг.4 - сечение В-В фиг.3.

Турбомашина трехопорная - газогенератор газотурбинного двигателя (на фиг.1 показана в пространственном положении, повернутом на 90 градусов) содержит компрессор 1 (фиг.1), камеру сгорания 2 и турбину 3. Ротор турбокомпрессора 4 опирается на статор 5 через три опоры: радиально-упорная опора 6 в районе входа в компрессор, радиальная опора 7 в районе камеры сгорания и демпфирующая радиальная опора 8 турбины.

Опора 8 турбины содержит радиальный подшипник скольжения 9 (фиг.2, 3) с поворотными сегментными колодками 10, корпус 11, опорный элемент 12, выполненный, например, в виде оси (стержня) в форме «коромысла», с радиальными отверстиями 13, 14, сферическим участком 15 и центральной полостью 16, сообщенной с отверстиями 13, 14 и снабженной заглушкой 17. Опорный элемент 12 выполнен с возможностью наклона относительно продольной оси турбомашины в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Также опора содержит расположенную в корпусе втулку. Втулка выполнена (фиг.4) из вставленных друг в друга внутренней втулки 18 с выступами 19 и охватывающего ее цилиндрического упругого элемента 20, выполненного из материала, обладающего упругими, пружинными свойствами, например, из стали 95х18Ш. В корпусе 11 опоры 8 размещены винтовые элементы 21 (винтовые домкраты), через которые элемент 20 крепится к корпусу 11 опоры. Элементы 21 расположены по окружности между выступами 19 и упираются в наружную поверхность элемента 20.

Также опора содержит масляный демпфер, расположенный между втулкой, состоящей из втулки 18 и элемента 20, и сферическим участком 15 опорного элемента 12. Масляный демпфер выполнен в виде вставленных друг в друга с возможностью поворота втулок - внутренней втулки 22 и наружной втулки 23, контактирующих между собой по сфере. Масляный демпфер закреплен на опорном элементе 12 внутренней втулкой 22, а относительно внутренней поверхности корпуса 11 опоры 8 расположен с зазором 24.

Опорный элемент 12 соединен с корпусом 11 опоры 8 по сферическому участку 15 и при помощи винтовых элементов 21.

В опоре выполнены полости 25, 26, 27, расположена шпонка 28, уплотнительный элемент 29. Опора подсоединена к трубопроводу 30 подвода масла и трубопроводу отвода масла (не показан).

Центровка опорного подшипника скольжения 9 в оси подшипников опор 6 и 7, при его монтаже обеспечивается выставлением равномерного зазора 24 путем регулирования наклона опорного элемента 12 винтовыми элементами 21. При этом зазор 24 контролируется визуально и мерным инструментом через зазоры между выступами 19 втулки 18. По завершению работ центровки опорного подшипника 9 все винтовые, крепежные элементы 21 доводятся до соприкосновения с элементом 20. Этим обеспечивается работа упругой втулки, которая состоит из втулки 18 и элемента 20, при эксплуатации турбомашины. При этом статор 5 через элементы 21 воздействует на упругий элемент 20, который в свою очередь через выступы 19 втулки 18 передает усилие на опорный элемент 12 (ось в виде коромысла), опирающийся на корпус 11 сферическим участком 15. Деформация упругого элемента 20 ограничена величиной зазора 24. Наличие в зазоре 24 масла и конструктивная жесткость упругой втулки, которая состоит из втулки 18 и элемента 20, обеспечивают демпфирующие свойства опоры 8. Жесткость упругой втулки, состоящей из втулки 18 и элемента 20, определяет механические характеристики элемента 20 и окружным расстоянием между элементами 21 и выступами 19. Втулка 18 зафиксирована в окружном направлении шпонкой 28.

Масло в зазор 24 поступает по трубопроводу 30 через полость 27. Это же масло проходит затем в полость 25 откуда через отверстия 13 попадает в центральную полость (отверстие) 16, герметичность которой обеспечивается заглушкой 17. Из полости 16 масло к колодкам 10 подшипника 9 поступает через отверстия 14 и затем удаляется из полости 26 трубопроводом (не показан). Для предотвращения потерь масла между вращающимся ротором 4 и неподвижным статором 5 устанавливается уплотнительный элемент 29.

Возможность разворота колодок 10 обеспечивает нормальную работу подшипника скольжения 9 в оси вращения ротора 4 в опорах 6 и 7 при развороте опорного элемента 12 на сфере участка 15. При этом сферическое соединение втулок 22 и 23 обеспечивает необходимую площадь контакта втулки 23 и корпуса 11 опоры 8.

Описанная конструкция демпфирующей радиальной опоры турбомашины обеспечивает простоту монтажа трехопорного ротора, повышенную точность центровки опор при сборке и сохранность ее при работе турбомашины при наличии термических поводок корпусов. Кроме того, обеспечивается демпфирование динамического воздействия ротора 4 на опору 8 без потери ее соосности с остальными двумя опорами.

Предлагаемая демпфирующая радиальная опора трехопорного ротора турбомашины проста для изготовления, высокоэффективна в эксплуатации.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-2 of 2 items.
18.05.2019
№219.017.5b02

Способ управления площадью критического сечения реактивного сопла двухконтурного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для управления работой двухконтурных ГТД летательных аппаратов за счет регулирования площади критического сечения реактивного сопла ГТД. Способ включает снятие параметров давления газов за компрессором и за турбиной,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002443890
Дата охранного документа: 27.02.2012
10.07.2019
№219.017.b0d4

Способ параметрической диагностики компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области контроля технического состояния агрегатов современных газотурбинных двигателей (ГТД). Технический результат - выявление дефектов на ранней стадии их возникновения. Способ параметрической диагностики компрессора газотурбинного двигателя включает определение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002446386
Дата охранного документа: 27.03.2012
Showing 1-10 of 18 items.
10.08.2014
№216.012.e8c8

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, лопаточные диффузоры, канальный патрубок, кольцевую полость-ресивер, камеру сгорания, турбину. Турбина выполнена с охлаждаемым сопловым аппаратом, лопатки которого вдоль профиля пера от входной кромки имеют первую, вторую, третью и четвертую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525385
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.11.2015
№216.013.9512

Способ регулирования работы теплофикационной паротурбинной установки с парокомпрессионным тепловым насосом

Изобретение относится к энергетике. Способ регулирования работы теплофикационной паротурбинной установки с парокомпрессионным тепловым насосом на теплофикационном режиме, при заданной температуре подогрева сетевой воды, включает переключение доступа основного пара к подогревателю сетевой воды...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569781
Дата охранного документа: 27.11.2015
27.01.2016
№216.014.bd62

Способ пуска и газоснабжения электрической экологически чистой газотурбинной установки и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области энергетики, а именно к способу регулирования газоснабжения в энергетической газотурбинной установке (ГТУ), и может найти применение в энергетических газотурбинных установках. Раскручивают ротор газогенератора газотурбинного двигателя (ГТД) для подачи воздуха в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573857
Дата охранного документа: 27.01.2016
20.01.2018
№218.016.1295

Способ испытаний малоразмерных лопаточных турбомашин и испытательный стенд для его реализации

Изобретение относится к испытаниям лопаточных машин - компрессоров и турбин. В способе лопаточные машины изготовляют с помощью аддитивных технологий (или AF-технологий), а работоспособность лопаточных машин обеспечивают уменьшением характерной температуры рабочего процесса в соответствии с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634341
Дата охранного документа: 25.10.2017
13.02.2018
№218.016.2202

Система подогрева установки с тепловым двигателем

Система обеспечивает саморегулируемую утилизацию и аккумулирование тепловой энергии выхлопных газов установки с тепловым двигателем, передачу накопленной теплоты требующим обогрева элементам установки, и состоит из теплообменника-утилизатора теплоты выхлопных газов, замкнутого контура...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641775
Дата охранного документа: 22.01.2018
10.05.2018
№218.016.4b90

Способ и установка для выработки механической и тепловой энергии

Изобретение относится к области теплоэнергетики. Cпособ выработки механической и тепловой энергии осуществляется в установке путем направления горячих газов из камеры сгорания на вход в парогазовую турбину, после которой отработанные в парогазовой турбине газы поступают в блок утилизации тепла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651918
Дата охранного документа: 24.04.2018
14.06.2018
№218.016.61d5

Способ интенсивного охлаждения высокотеплонапряженных полупроводниковых приборов

Использование: для охлаждения электронных компонентов. Сущность изобретения заключается в том, что способ интенсивного охлаждения высокотеплонапряженных полупроводниковых приборов включает отвод тепловых потоков от охлаждаемой поверхности с использованием жидкости в качестве охладителя,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657341
Дата охранного документа: 13.06.2018
20.06.2018
№218.016.64e7

Регулируемый сопловой аппарат турбины, турбина и способ работы турбины

Группа изобретений относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использована в паротурбинных приводах, транспортных газотурбинных двигателях, а также в турбокомпрессорах двигателей внутреннего сгорания. Регулируемый сопловой аппарат турбины содержит внутренний корпус,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658168
Дата охранного документа: 19.06.2018
05.07.2018
№218.016.6bcc

Пластинчатый теплообменник и способ изготовления пластинчатого теплообменника

Изобретение относится к теплотехнике и может быть использовано в технике для подогрева жидких или газообразных сред, например, в качестве рекуператора. Пластинчатый теплообменник, содержащий цилиндрический наружный корпус, одно центральное и два периферийных разделительных кольца, размещенные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659677
Дата охранного документа: 03.07.2018
05.09.2018
№218.016.833c

Способ и установка для выработки механической и тепловой энергии

Изобретение относится к области теплоэнергетики. Способ выработки механической и тепловой энергии включает в себя этапы, на которых горячие газы из камеры сгорания направляют на вход в парогазовую турбину, при этом давление в камере сгорания составляет по меньшей мере 7,5 МПа. Отработанные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665794
Дата охранного документа: 04.09.2018
+ добавить свой РИД