×
11.03.2019
219.016.d7bb

Результат интеллектуальной деятельности: РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
02225535
Дата охранного документа
10.03.2004
Аннотация: Изобретение относится к роторам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения и позволяет повысить надежность ротора компрессора. На шлицевом валу ротора компрессора газотурбинного двигателя на шлицах установлены диски, зафиксированные в осевом направлении гайкой, закрепленной в окружном направлении кольцевым контровочным замком, установленным между гайкой и диском. Новизна изобретения заключается в том, что кольцевой контровочный замок наружным, направленным от диска кольцевым осевым выступом подвижно установлен на наружной поверхности гайки, а боковыми поверхностями осевых, направленных к диску внутренних выступов выполнен с возможностью контакта с боковыми поверхностями шлиц вала, причем выступы частично расположены в выборках, выполненных между шлицевыми выступами ступицы диска, число выступов кратно числу шлиц вала, боковые рабочие поверхности выступов параллельны боковым поверхностям примыкающих к ним шлицевых выступов вала, а отношение внутреннего диаметра D выступов к внутреннему диаметру d шлицевых выступов ступицы примыкающего к замку диска равно D/d=0,9...1,1. 3 ил.

Изобретение относится к роторам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен ротор компрессора газотурбинного двигателя, диски которого соединены между собой сваркой [1].

Недостатком известной конструкции является ее низкая ремонтопригодность из-за невозможности замены поврежденного диска при переборке ротора.

Наиболее близким к заявляемому является ротор компрессора, обладающий высокой ремонтопригодностью и состоящий из дисков, установленных шлицами на валу и стянутых по ступицам гайками [2].

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является пониженная надежность ротора компрессора из-за возможности отворачивания гайки, стягивающей его диски. Современные высоконапорные компрессоры выполняются многоступенчатыми и, соответственно, с большой длиной ротора, что увеличивает нагрузку на гайки и их контровочные замки. При работе двигателя из-за различной температурной деформации тонкостенного вала и массивных дисков, а также из-за упругой закрутки вала, нагруженного крутящим моментом, и вибрации на гайку действуют переменные по величине окружные и осевые силы, стремящиеся ее повернуть, что может привести к увеличению зазоров между дисками и к поломке компрессора.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности ротора компрессора путем исключения поломки внутренних осевых выступов замка за счет их максимальной радиальной толщины.

Сущность технического решения заключается в том, что в роторе компрессора газотурбинного двигателя, на шлицевом валу которого на шлицах установлены диски, зафиксированные в осевом направлении гайкой, закрепленной в окружном направлении кольцевым контровочным замком, установленным между гайкой и диском, согласно изобретению кольцевой контровочный замок наружным, направленным от диска, кольцевым осевым выступом подвижно установлен на наружной поверхности гайки, а боковыми поверхностями осевых, направленных к диску внутренних выступов выполнен с возможностью контакта с боковыми поверхностями шлиц вала, причем выступы частично расположены в выборках, выполненных между шлицевыми выступами ступицы диска, число выступов кратно числу шлиц вала, боковые рабочие поверхности выступов параллельны боковым поверхностям примыкающих к ним шлицевых выступов вала, а отношение внутреннего диаметра D выступов к внутреннему диаметру d шлицевых выступов ступицы примыкающего к замку диска равно D/d=0,9...1,1.

Подвижная установка кольцевого контровочного замка наружным, направленным от диска на наружной поверхности гайки, кольцевым осевым выступом позволяет обеспечить надежную фиксацию гайки контровочным замком.

Расположение выступов в выборках, выполненных между шлицевыми выступами ступицы диска, позволяет существенно увеличить радиальную толщину выступов замка, что повышает их прочность.

Выполнение числа выступов кратным числу шлиц вала позволяет исключить дисбаланс ротора компрессора.

Выполнение внутренней поверхности осевого выступа диаметром D по отношению к диаметру d внутренней поверхности шлицевого выступа с соотношением D/d=0,9...1,1 позволяет выполнить выступ максимальной радиальной толщины, т. е. максимально прочным.

При D/d<0,9 возможна поломка внутренних осевых выступов замка из-за радиального распора при взаимных температурных деформациях диска и вала.

При D/d>1,1 возможна поломка внутренних осевых выступов замка под воздействием крутящего момента в условиях вибрации при работе двигателя.

На фиг.1 изображен продольный разрез ротора компрессора на его выходе.

На фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.

На фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.2.

Ротор 1 компрессора 2 газотурбинного двигателя установлен в шарикоподшипнике 3 статора 4. Ротор 1 состоит из шлицевого вала 5, на котором с помощью шлиц 6 установлены диски, в том числе диск последней ступени 7, зафиксированный в осевом направлении с помощью кольцевого контровочного замка 9, установленного между диском 7 и гайкой 8 и зацентрированного относительно наружного диаметра 10 в радиальном направлении с помощью кольцевого осевого ребра 11, расположенного на наружном диаметре замка 9. Фиксация гайки 8 относительно контровочного замка 9 производится путем местной деформации осевого ребра 11 в шлицевые впадины 12, расположенные на наружном диаметре 10. Кольцевой контровочный замок 9 выполнен с внутренними осевыми выступами 13, расположенными равномерно по окружности на его внутреннем диаметре и направленными в сторону диска 7 ротора компрессора 1. Выступы 13 расположены в канавках 14 между шлицевыми выступами 6 вала 5, при этом боковые поверхности 15 осевых выступов 13 замка 9 параллельны боковым поверхностям 16 примыкающих к ним шлицевых выступов 6 вала 5. Таким образом обеспечивается минимум контактных напряжений по боковым поверхностям 15 выступов 13 и минимальные зазоры между выступами 13 и боковыми поверхностями 16 выступов 6. Для повышения прочности выступов 13 в ступице 18 диска 7 выполнены выборки 17 между шлицевыми выступами 19, при этом радиальная толщина выступов 13 получается максимальной. При этом для исключения дисбаланса ротора компрессора 1 внутренние осевые выступы должны быть расположены равномерно по окружности, для чего число внутренних осевых выступов 13 кольцевого контровочного замка 9 выполняется кратным числу шлиц вала, которые также равномерно расположены по окружности. Внутренняя поверхность 20 диаметром D осевого выступа 13 выполняется по отношению к диаметру d внутренней поверхности 21 шлицевого выступа 19 ступицы 18 диска 7 с соотношением D/d=0,9...1,1, что позволяет выполнить выступ 13 максимальной радиальной толщины, т.е. максимально прочным.

Работает устройство следующим образом. При работе двигателя кольцевой контровочный замок 9 ротора 1 своими осевыми выступами 13 фиксируется в окружном направлении своими боковыми поверхностями 15 относительно шлицевых выступов 6 вала 5, фиксируя гайку 8 в окружном направлении с помощью кольцевого осевого ребра 11, местно сдеформированного в шлицевые выемки 12 на наружном диаметре 10 гайки 8. Подвижная установка замка 13 с помощью осевого кольцевого выступа на наружном диаметре гайки позволяет при сборке ротора 1 компрессора закручивать гайку 8 при минимальном радиальном смещении замка 13, а также обеспечивает надежную фиксацию гайки контровочным замком.

Источники информации
1. С.А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных ГТД, -М.: Машиностроение, 1989 г., стр. 95, рис.3.33.

2. С.А. Вьюнов, стр. 89, рис.3.27 а - прототип.

Роторкомпрессорагазотурбинногодвигателя,нашлицевомвалукоторогонашлицахустановленыдиски,зафиксированныевосевомнаправлениигайкой,закрепленнойвокружномнаправлениикольцевымконтровочнымзамком,установленныммеждугайкойидиском,отличающийсятем,чтокольцевойконтровочныйзамокнаружным,направленнымотдиска,кольцевымосевымвыступомподвижноустановленнанаружнойповерхностигайки,абоковымиповерхностямиосевых,направленныхкдиску,внутреннихвыступоввыполненсвозможностьюконтактасбоковымиповерхностямишлицвала,причемвыступычастичнорасположеныввыборках,выполненныхмеждушлицевымивыступамиступицыдиска,числовыступовкратночислушлицвала,боковыерабочиеповерхностивыступовпараллельныбоковымповерхностямпримыкающихкнимшлицевыхвыступоввала,аотношениевнутреннегодиаметраDвыступовквнутреннемудиаметруdшлицевыхвыступовступицыпримыкающегокзамкудискаравноD/d=0,9...1,1.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 66 items.
20.01.2013
№216.012.1d3f

Болтовое соединение вращающихся деталей

Изобретение относится к области машиностроения и авиадвигателестроения и может быть использовано для соединения вращающихся деталей ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Болтовое соединение вращающихся деталей, объединенных в пакет, с расположенными по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472981
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2015
№216.013.43b8

Способ изготовления полого изделия типа вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, более конкретно к способам изготовления с использованием диффузионной сварки полого изделия. Изготавливают заготовки обшивок и заполнителя, при этом на внешней поверхности одной или обеих заготовок обшивок выполняют отдельные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548834
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5cb5

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. С использованием диффузионной сварки и сверхпластической формовки собирают заготовки обшивок и заполнителя в пакет. Предварительно на участки контактирующих поверхностей заготовок обшивок и заполнителя по заданному трафаретному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555274
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.02.2019
№219.016.bcac

Осевой компрессор турбомашины

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей турбомашин преимущественно наземного применения. Техническая задача заключается в повышении надежности и к.п.д. компрессора за счет снижения погрешности установки углов поворотных направляющих лопаток на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267656
Дата охранного документа: 10.01.2006
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
11.03.2019
№219.016.d638

Свеча зажигания

Изобретение относится к системам зажигания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Свеча зажигания содержит корпус с центральным электродом и боковой электрод в виде втулки с центральным цилиндрическим каналом, а также кожух, охватывающий корпус с образованием охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002277278
Дата охранного документа: 27.05.2006
Showing 1-10 of 46 items.
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d0ff

Лабиринтное уплотнение

Изобретение относится к области машиностроения. Лабиринтное уплотнение между статором и ротором турбомашины включает лабиринтные гребешки и ответную им цилиндрическую поверхность. Лабиринтные гребешки выполнены на фланце статора, а на цилиндрическую поверхность лабиринта ротора нанесено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02168089
Дата охранного документа: 27.05.2001
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
08.03.2019
№219.016.d5bd

Электромагнитный трал

Изобретение относится к области военно-инженерного дела, в частности к устройствам для траления мин. Трал позволяет уменьшить шунтирующее влияние на магнитное поле оболочки электромагнитов и корпуса базовой машины, улучшить защищенность электромагнитов от воздействия взрыва, обеспечить контроль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02167382
Дата охранного документа: 20.05.2001
11.03.2019
№219.016.d6be

Камера сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Камера сгорания содержит, по меньшей мере, в двух головках жаровых труб две свечи зажигания. При этом жаровые трубы со свечами расположены выше оси камеры сгорания под углом α=15...85° к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247282
Дата охранного документа: 27.02.2005
11.03.2019
№219.016.d73d

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, турбину низкого давления и турбину высокого давления. Ротор турбины высокого давления соединен межвальным соединением с ротором компрессора и установлен консольно на радиальном роликоподшипнике. Внутреннее кольцо радиального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204042
Дата охранного документа: 10.05.2003
11.03.2019
№219.016.d79a

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит диск турбины, на котором установлен покрывной дефлектор диска, состоящий из ступицы и полотна. Полотно дефлектора выполнено с радиальной внешней и наклонной от диска внутренней стенками. Наклон внутренней стенки выполнен от ступицы дефлектора к его периферии....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002224893
Дата охранного документа: 27.02.2004
11.03.2019
№219.016.d7b8

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания и турбину привода компрессора, консольный ротор которого установлен в переднем радиально-упорном и заднем радиальном подшипниках. Опоры подшипников закреплены на внутреннем корпусе камеры сгорания. Между валами компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002225523
Дата охранного документа: 10.03.2004
+ добавить свой РИД