×
11.03.2019
219.016.d6bf

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО ПОКРЫТИЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002244041
Дата охранного документа
10.01.2005
Аннотация: Изобретение относится к металлургии, в частности к химико-термической обработке жаропрочных сплавов, и может быть использовано при нанесении защитных покрытий на лопатки газотурбинных двигателей. На наружные и внутренние поверхности деталей наносят диффузионное алюминидное покрытие в циркулирующей газовой среде. Покрытие наносят по малоактивному механизму при отношении реакционных поверхностей F/F = 0,3 - 0,7, где F - суммарная поверхность деталей, на которые наносится покрытие, F - суммарная поверхность насыщающей смеси. Затем ионно-плазменным методом или электронно-лучевым испарением в вакууме на наружные поверхности деталей наносят плакирующее покрытие MeCrAlY, где Me - Ni, Co, NiCo. Способ нанесения комбинированного покрытия обеспечивает повышение жаростойкости и коррозионной стойкости покрытия, что увеличивает ресурс лопаток газотурбинного двигателя. 1 табл.

Изобретение относится к металлургии, в частности к химико-термической обработке жаропрочных сплавов, и может быть использовано при нанесении защитных покрытий на лопатки газотурбинных двигателей.

Известен способ нанесения покрытия, при котором электронно-лучевым методом наносят защитное покрытие NiCrAlY, а затем методом порошков проводят алитирование (П.Т.Коломыцев. Высокотемпературные защитные покрытия для никелевых сплавов. - М.: Машиностроение, 1991, с 146; Лахтин Ю.М., Арзамасов Б.Н. Химико-термическая обработка металлов. - М.: Металлургия, 1985, с 253-254).

Известен способ двухступенчатого хромалитирования, при котором вначале проводят хромирование, а затем алитирование (П.Т.Коломыцев. Высокотемпературные защитные покрытия для никелевых сплавов. - М.: Машиностроение, 1991, с.86)

Известен способ нанесения покрытия ниоборированием в порошковой смеси с последующим алитированием (Арзамасов Б.Н. Химико-термическая обработка металлов в активизированных газовых средах. - М.: Машиностроение, 1979, с.92).

Известен способ нанесения покрытия, при котором методом вакуумной плазменной технологии высоких энергий на установке МАП-1 наносят защитное покрытие NiCrAlY (Мубояджян С.А., Каблов Е.Н., Будиновский С.А. Вакуумно-плазменная технология получения защитных покрытий из сложнолегированных сплавов, МиТОМ. 1995, №2, с. 15-18).

Недостатком известных способов является интенсивный диффузионный обмен между напыляемым слоем NiCrAlY и сплавом детали, формируются обогащенные по хрому зоны, что, при определенных условиях, приводит к образованию топологически плотноупакованных фаз, снижающих прочностные характеристики деталей (пластичность, усталость). Отсутствуют защитные покрытия во внутренних полостях деталей.

Наиболее близким по технической сущности является способ нанесения на наружные и внутренние поверхности деталей диффузионного алюминидного покрытия в циркулирующей газовой среде (патент РФ №1238597, С 23 С 10/00, 1984).

Недостатком известного способа является низкая жаростойкость покрытия из-за малой толщины покрытия (50-60 мкм), что уменьшает ресурс лопаток при эксплуатации.

Задача изобретения - повышение жаростойкости покрытия за счет защиты поверхности деталей от высокотемпературного окисления.

Поставленная задача достигается тем, что в способе нанесения комбинированного покрытия, преимущественно на детали из жаропрочных сплавов с внутренними каналами, включающем нанесение на наружные и внутренние поверхности деталей диффузионного алюминидного покрытия в циркулирующей газовой среде, диффузионное алюминидное покрытие наносят по малоактивному механизму при отношении реакционных поверхностей Fн/Fo=0,3-0,7, где Fн - суммарная поверхность деталей, на которые наносится покрытие, Fo - суммарная поверхность насыщающей смеси, а затем ионно-плазменным методом или электронно-лучевым испарением в вакууме на наружные поверхности деталей наносят плакирующее покрытие MeCrAlY, где Me -Mi, Co, NiCo.

В предлагаемом техническом решении на детали наносят двухслойное комбинированное покрытие: первый слой - диффузионное алюминидное покрытие наносят газовым циркуляционным методом на внутренние и наружные поверхности деталей, а затем на наружную поверхность детали ионно-плазменным методом или электронно-лучевым испарением в вакууме наносят второй слой - покрытие MeCrFlY, где Me-Ni, Co, NiCo.

Нанесение первого слоя покрытия осуществляют при температуре 950-1050°С в герметическом объеме с принудительной циркуляцией газовой фазы между насыщающей смесью и деталью. Механизм формирования покрытия зависит от активности циркулирующей газовой смеси и определяется отношением количества алюминия, поставляемого насыщающей смесью, и количества алюминия, расходуемого на формирование покрытия на деталях. Время и рабочая температура процесса, в основном, определяют толщину получаемого покрытия, а механизм формирования покрытия регулируется парциальным давлением АlСl3. Установлено, что активность циркулирующей газовой смеси пропорциональна отношению условных реакционных поверхностей Fн/Fо, где Fн - суммарная поверхность деталей, на которые наносится покрытие, Fо - суммарная поверхность насыщающей смеси. Для получения равномерного защитного покрытия отношение условных реакционных поверхностей должно находится в пределах Fн/Fо=0,3-0,7.

Для получения плотного слоя покрытия во внутренней полости детали нижний предел отношения Fн/Fо должен быть не менее 0,3. При меньших отношениях в покрытии образуется прерывистый слой, который не обеспечивает надежной защиты детали.

Верхний предел не ограничивается, т.к. даже при активности циркулирующей газовой смеси, близкой к 1, происходит обеднение газовой смеси за счет насыщения поверхностей деталей и активность циркулирующей газовой смеси ≈0,8.

Формирование наружного покрытия по малоактивному механизму идет при соотношении Fн/Fо от 0,3 до 0,7. При активности больше 0.7 формирование покрытия идет по активному механизму с выделением вторичных фаз в наружной зоне покрытия и ведет к повышенному содержанию алюминия в покрытии, что способствует образованию измененных зон в сплаве основы.

При нанесении диффузионного алюминидного покрытия по малоактивному механизму формируется диффузионный барьер из β-фазы NiAl на наружной поверхности покрытия. Затем ионно-плазменным методом или электронно-лучевым испарением в вакууме на наружные поверхности деталей наносят плакирующее покрытие системы MeCrAlY, где Me -Ni, Co, NiCo.

Пример конкретного выполнения.

На лопатки с длинными узкими внутренними каналами из сплава ЖС26НК наносят диффузионное алюминидное покрытие газовым циркуляционным методом. Рабочая температура 1000°С, время нанесения 4 часа.

Процесс проводят в герметичном объеме, детали размещают в оснастке отдельно от насыщающей смеси, которая находится в поддоне и представляет собой источник алюминия - ферроалюминий FeAl и активатор - хлористый аммоний NH4Cl. В начале процесса в камере создают разряжение 1.33·10-1 Па и производят нагрев до рабочей температуры. В результате разложения галогенидов и последующих реакций диспропорционирования в камере создается давление 0,5·105 -1,5·105 Па. Получаемая среда обеспечивает протекание процесса алитирования наружных и внутренних поверхностей деталей за счет принудительной прокачки.

После нанесения алюминидного покрытия на наружную поверхность деталей ионно-плазменным методом (или электронно-лучевым испарением в вакууме) наносят покрытие системы MeCrFlY (Me -Ni, Co, NiCo). Общая толщина нанесенного комбинированного покрытия 100 мкм, в том числе покрытие NiCrFlY- 60 мкм.

Критерием оценки работоспособности покрытия выбрали глубину измененного слоя сплава детали под комбинированным покрытием. В таблице приведены данные, характеризующие свойства комбинированного покрытия в зависимости от отношения условных реакционных поверхностей Fн/Fо.

Установлено, что глубина коррозии комбинированного покрытия после работы в жестких условиях эксплуатации составила 1/3 толщины плакирующего слоя. На деталях без комбинированного покрытия выявлены отдельные язвенные поражения сплава детали.

Предлагаемый способ нанесения комбинированного покрытия обеспечивает повышение жаростойкости и коррозионной стойкости покрытия, что увеличивает ресурс лопаток газотурбинного двигателя.

Таблица
FН/FОТолщина алитированного слоя, мкмГлубина измененного слоя в сплаве детали, мкм
наружная поверхностьВнутренняя поверхность
0,2525Прерывистая40-60
0,33010-20Отсутствует
0,53515-30Отсутствует
0,74030-40Отсутствует
0,754530-5010-20

Способнанесениякомбинированногопокрытияпреимущественнонадеталиизжаропрочныхсплавовсвнутреннимиканалами,включающийнанесениенанаружныеивнутренниеповерхностидеталейдиффузионногоалюминидногопокрытиявциркулирующейгазовойсреде,отличающийсятем,чтодиффузионноеалюминидноепокрытиенаносятпомалоактивномумеханизмуприотношенииреакционныхповерхностейF/F=0,3-0,7,гдеF-суммарнаяповерхностьдеталей,накоторыенаноситсяпокрытие,F-суммарнаяповерхностьнасыщающейсмеси,азатемионно-плазменнымметодомилиэлектронно-лучевымиспарениемввакууменанаружныеповерхностидеталейнаносятплакирующеепокрытиеMeCrAlY,гдеMe-Ni,Co,NiCo.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-5 of 5 items.
01.03.2019
№219.016.c982

Способ шлифования

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при финишной обработке внутренней цилиндрической прерывистой поверхности. Для осуществления способа используют планетарную головку с вращением смежных абразивных кругов в противоположные стороны. Обрабатываемой детали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02240219
Дата охранного документа: 20.11.2004
01.03.2019
№219.016.ca7e

Литейный сплав на основе никеля

Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам на основе никеля, используемым для наплавки на детали, работающие в жестких условиях при высокотемпературной сульфидно-оксидной коррозии. Предложен литейный сплав на основе никеля, содержащий углерод, хром, вольфрам, молибден, титан,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02237741
Дата охранного документа: 10.10.2004
18.05.2019
№219.017.5532

Способ изготовления лопаток

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении лопаток, например, газотурбинного двигателя. Между перовой частью и технологической базой заготовки лопатки выполняют прорези в плоскости, перпендикулярной оси заготовки. Затем производят вальцовку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002256527
Дата охранного документа: 20.07.2005
19.06.2019
№219.017.84c5

Способ ремонта лопаток газотурбинного двигателя

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к ремонту лопаток газотурбинного двигателя (ГТД). В способе ремонта лопаток газотурбинного двигателя вальцевание начинают после зоны усталостных изломов, определенной усталостными испытаниями. Обеспечивается улучшение качества...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02240213
Дата охранного документа: 20.11.2004
29.06.2019
№219.017.9b2f

Способ изготовления лопаток

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении компрессорных и турбинных лопаток газотурбинных двигателей. Определяют среднее сечение пера лопатки, для которого разность углов установки профилей корневого и периферийного сечений пера одинакова....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002256528
Дата охранного документа: 20.07.2005
Showing 1-10 of 10 items.
20.02.2019
№219.016.c4d4

Подъемник

Изобретение относится к подъемным устройствам, устанавливаемым в частности на транспортном средстве, например автомобиле. Подъемник содержит стрелу, состоящую из верхней и нижней ферм и рамы, шарнирно соединенных между собой с возможностью входа верхней фермы в нижнюю ферму при складывании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02196104
Дата охранного документа: 10.01.2003
11.03.2019
№219.016.ddef

Способ изготовления оболочки осколочного боеприпаса

Изобретение относится к боеприпасам, а более конкретно к снарядам, реактивным снарядам или минам с боеголовкой осколочно-фугасного действия, имеющей оболочку с насечками для равномерного дробления на осколки. Способ изготовления оболочки осколочного боеприпаса, на внутренней поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02171445
Дата охранного документа: 27.07.2001
10.04.2019
№219.017.0a5f

Способ обработки поверхности металлических изделий

Изобретение может быть использовано в авиационном и энергетическом турбиностроении для ионного травления с целью контроля макроструктуры, прецизионного удаления поверхностных слоев или повышения служебных характеристик материалов. Способ включает предварительную очистку поверхности, размещение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002165474
Дата охранного документа: 20.04.2001
10.04.2019
№219.017.0a60

Способ защиты стальных деталей машин от солевой коррозии

Способ защиты стальных деталей машин от солевой коррозии включает последовательное осаждение в вакууме на поверхность пера первого слоя конденсированного покрытия толщиной 6-25 мкм из сплава на основе никеля, содержащего, мас.%: 16-28 хрома, 16-30 кобальта, 8 -13,5 алюминия, 0,05 - 0,6 иттрия,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002165475
Дата охранного документа: 20.04.2001
10.04.2019
№219.017.0a7c

Способ испарения и конденсации токопроводящих материалов

Изобретение может быть использовано в авиационном и энергетическом газотурбиностроении. Способ включает вакуумно-дуговое испарение токопроводящего материала при наложении на поверхность испарения магнитного поля и при радиационном охлаждении испаряемого материала при температуре его нагрева на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002164549
Дата охранного документа: 27.03.2001
10.04.2019
№219.017.0a7d

Способ получения диффузионного алюминидного покрытия на изделии

Способ получения диффузионного алюминидного покрытия на изделии включает накопление на поверхности изделия элементов, легирующих покрытие, причем удельный прирост массы ΔМ каждого из элементов на единицу поверхности изделия выбирают из соотношения ΔM = δρh, гдe δ - мaccoвaя доля i-го...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02164965
Дата охранного документа: 10.04.2001
19.04.2019
№219.017.2d5f

Способ упрочнения изделия из литейного сплава на никелевой основе

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения и может быть использовано в авиационном и энергетическом машиностроении при изготовлении литых лопаток газовых турбин из жаропрочных никелевых сплавов и других деталей горячего тракта газотурбинных двигателей. Предложен способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02230822
Дата охранного документа: 20.06.2004
29.04.2019
№219.017.471b

Способ обработки поверхности изделия

Изобретение может быть использовано в авиационном и энергетическом газотурбиностроении. Способ включает предварительную подготовку поверхности изделия, размещение в зоне обработки изделия и токопроводящего материала, создание вакуума в зоне обработки, подачу отрицательного потенциала на изделие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002164550
Дата охранного документа: 27.03.2001
09.05.2019
№219.017.4b07

Способ обработки поверхности металлического изделия

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для модифицирования поверхности деталей машин с целью повышения их служебных характеристик. Осуществляют предварительную подготовку поверхности изделия. Очистку и нагрев изделия проводят бомбардировкой ионами плазмы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002241067
Дата охранного документа: 27.11.2004
10.07.2019
№219.017.b1c0

Способ получения защитного покрытия на лопатках газовых турбин

Изобретение относится к области машиностроения и металлургии и может быть использовано в авиационном и энергетическом газотурбиностроении для защиты пера лопаток турбин от высокотемпературного окисления и коррозии. Способ предполагает осаждение вакуумно-дуговым методом на поверхность пера...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02171315
Дата охранного документа: 27.07.2001
+ добавить свой РИД