×
01.03.2019
219.016.c905

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ В ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЕ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002263808
Дата охранного документа
10.11.2005
Аннотация: Изобретение относится к области авиационной техники, в частности авиационного двигателестроения. Для правильного функционирования автоматики авиационного газотурбинного двигателя, контроля за режимами его работы и надежности эксплуатации необходимо иметь объективную информацию о включении или не включении форсажа при подаче летчиком соответствующей команды. В способе регистрации воспламенения топливовоздушной смеси в форсажной камере двигателя, заключающемся в том, что путем регистрации электрического сигнала от реактивной газодинамической струи двигателя с помощью электростатической антенны регистрируют изменение проводимости среды при воспламенении топливовоздушной смеси в форсажной камере и по результатам статистической обработки сигнала судят о воспламенении топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания, причем регистрацию изменения проводимости среды, обусловленного изменением концентрации электронов, ионов, заряженных микрочастиц в газодинамическом потоке в двигателе, осуществляют электростатической антенной, установленной бесконтактно с двигателем за срезом его сопла и вне его реактивной газодинамической струи, определяют амплитуду сигнала пульсации электростатического поля, создаваемого электронами, ионами и заряженными микрочастицами, присутствующими в двигательной струе, вычисляют текущую дисперсию σ зарегистрированного сигнала, сравнивают вычисленную дисперсию с заданной эталонной величиной σ  и, в случае уменьшения вычисленной дисперсии до своего эталонного значения, вырабатывают сигнал воспламенения топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания. Изобретение позволяет повысить эффективность и надежность контроля за воспламенением топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания по сравнению с предшествующими методами контроля, повышая тем самым безопасность летной эксплуатации самолетов. 3 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности авиационного двигателестроения. Для правильного функционирования автоматики авиационного газотурбинного двигателя, контроля за режимами его работы и надежности эксплуатации необходимо иметь объективную информацию о включении или не включении форсажа при подаче летчиком соответствующей команды.

В последние годы широкое развитие получили нетрадиционные способы контроля как состояния, так и режимов работы газотурбинных двигателей. К таким способам относится метод бесконтактной электростатической диагностики газотурбинных двигателей. В основе способа лежит регистрация заряженных частиц (электронов, ионов, микрочастиц), которые образуются в камере сгорания при эрозии и разрушении элементов двигателя или попадают в двигатель извне в авиационных двигательных струях. Заряженные частицы создают в окружающем газодинамическую двигательную струю пространстве нестационарное электростатическое поле, которое регистрируется специальными зондами-антеннами. На основе полученных сигналов можно получить информацию о процессах, происходящих в двигателе. Это повышает безопасность эксплуатации авиационной техники, снижает затраты при ее обслуживании и обеспечивает оперативность принятия решений. Контролировать можно как состояние двигателя в целом, так и конкретные режимы работы двигателя.

Известен "Способ регистрации воспламенения топлива в форсажной камере газотурбинного двигателя", патент RU 2211934 от 10.09.2003 г., основанный на определении производной по времени логарифма величины давления газа в форсажной камере.

Недостатком данного технического решения является установка в тракте двигателя датчиков давления, что усложняет конструкцию газотурбинного двигателя. Также не указано, от каких параметров, кроме числа Маха, может зависеть или не зависеть пороговое значение определяемого параметра.

Наиболее близким техническим решениям к заявляемому и принятым за прототип является "Электростатический детектор определения включения форсированного режима работы", представленный в патенте US 4599568 от 08.07.1986 г., который регистрирует изменение проводимости среды за счет появления в потоке дополнительных заряженных частиц в пламени при воспламенении топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания, регистрируемых специальным датчиком, созданным на основе стабилизатора пламени форсажной камеры сгорания.

Недостатком данного технического решения является необходимость усложнения конструкции форсажной камеры двигателя или доработки уже имеющихся элементов двигателя для превращения их в детектор форсажа. Кроме того, данный способ является контактным и требует обеспечения надежной изоляции чувствительного элемента детектора от корпуса и других элементов двигателя с учетом высокой температуры окружающей сам детектор среды.

Технической задачей заявляемого способа является повышение эффективности и надежности регистрации воспламенения топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания при работе газотурбинных двигателей, при их испытаниях и в эксплуатации.

Технический результат достигается тем, в способе регистрации воспламенения топливовоздушной смеси в форсажной камере двигателя, заключающемся в том, что путем регистрации электрического сигнала от реактивной газодинамической струи двигателя с помощью электростатической антенны регистрируют изменение проводимости среды при воспламенении топливовоздушной смеси в форсажной камере и по результатам статистической обработки сигнала судят о воспламенении топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания, причем регистрацию изменения проводимости среды, обусловленного изменением концентрации электронов, ионов, заряженных микрочастиц в газодинамическом потоке в двигателе, осуществляют электростатической антенной, установленной бесконтактно с двигателем за срезом его сопла и вне его реактивной газодинамической струи, определяют амплитуду сигнала пульсаций электростатического поля, создаваемого электронами, ионами и заряженными микрочастицами, присутствующими в двигательной струе, вычисляют текущую дисперсию σ зарегистрированного сигнала, сравнивают вычисленную дисперсию с заданной эталонной величиной σ*ф и, в случае уменьшения вычисленной дисперсии до своего эталонного значения, вырабатывают сигнал воспламенения топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания.

При включении форсированного режима всегда происходит значительное уменьшение амплитуды регистрируемого антенной сигнала. Это объясняется тем, что при воспламенении топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания и повышении температуры в зоне горения в форсажной камере из-за происходящих реакций в потоке появляется дополнительное количество электронов, что приводит к изменению проводимости среды. Присутствующие электроны нейтрализуют избыточный положительный заряд, который образовался в струе при движении от основной камеры сгорания до форсажной камеры и обуславливал сигнал, регистрируемый антенной на бесфорсажных режимах. Образование этого избыточного положительного заряда связано с наличием в струе частиц разной подвижности (электроны, ионы, сажа) и нейтральных поверхностей (стенки двигателя, лопатки), на которых развиваются электрические диффузионные процессы. Таким образом, искомый результат обуславливается появлением в струе, при воспламенении топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания, дополнительного количества отрицательно заряженных частиц (электронов) и уменьшением, вследствие этого, амплитуды зарегистрированного электростатического сигнала

Контроль воспламенения топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания при установке рычага управления двигателя в положение "Форсаж" осуществляют проведением амплитудного статистического анализа зарегистрированных пульсаций электростатического излучения ионов, электронов, заряженных микрочастиц, при этом определяют амплитуду пульсаций электростатического поля и вычисляют дисперсию σj электростатического сигнала по выборке из N точек регистрируемого электростатического сигнала на заданном интервале времени τ и сравнивают вычисленную дисперсию σj с заданной эталонной величиной σ*ф. При уменьшении величины σj до заданной величины σ*ф контролируют воспламенение топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания.

На фиг.1 представлена схема установки электростатической антенны на самолете.

На фиг.2 представлена временная развертка регистрируемого электростатического сигнала при включении форсированного режима.

На фиг.3 представлен алгоритм регистрации воспламенение топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания.

Схема установки электростатических антенн на самолете для регистрации и контроля воспламенения топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания газотурбинного двигателя на фиг.1 содержит антенны 1 и 2, сопла 3 и 4 двигателей самолета, реактивные струи 5 и 6, причем антенны 1 и 2 устанавливают в районе среза сопел 3 и 4, соответственно, без контакта с соплами двигателей и их реактивными струями 5 и 6, при этом для исключения взаимного влияния электростатических полей реактивных струй 5 и 6 на антенны 1 и 2, при этом каждая антенна экранируется (на фиг.1 не показано).

Типичная временная развертка сигнала, зарегистрированного с помощью электростатической антенны, показана на фиг.2, где представлен электростатический сигнал перехода с нефорсированного на форсированный режим работы газотурбинного двигателя. При воспламенении топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания газотурбинного двигателя всегда происходит уменьшение амплитуды регистрируемого сигнала.

Заявляемый способ регистрации воспламенения топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания газотурбинного двигателя может быть реализован в системе автоматического управления газотурбинного двигателя.

Зарегистрированный электростатический сигнал подается в ЭВМ, где анализ зарегистрированного сигнала производят по алгоритму, схема которого представлена на фиг.3:

1. Вводят эталонную характеристику дисперсии регистрируемого сигнала σпф=f(nвд) или σtf=f(tΤ*) и назначают предельный допуск дисперсии сигнала σ*ф,

где

σпф, σ - эталонные значения дисперсии сигнала исправного двигателя;

nвд - частота вращения ротора высокого давления;

- температура газа за турбиной;

σ*ф - предельно допустимое значение дисперсии сигнала;

2. При установке рычага управления двигателем в положение "Форсаж" (αрудрудфорсаж) и нормальной работе двигателя вводят программу расчета дисперсии электростатического сигнала,

где

αруд - угол поворота рычага управления двигателем;

3. На участке длительностью τ=1 с обрабатывают N=2048 точек электростатического сигнала для вычисления текущего значения дисперсии по формуле:

и сравнивают с допустимым значением σ*фj≤σ*ф,

где

σj - текущее значение дисперсии сигнала;

τ - время регистрации сигнала;

N - количество точек, по которым производится расчет дисперсии;

Фi - амплитуда сигнала в i-й точке;

4. Если условие по п.3 выполняется, то обеспечивают сигнал о воспламенении топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания;

5. Если условие по п.3 не выполняется, то выполняют два контрольных расчета дисперсии σj+1 и σj+2, которые сравнивают с с допустимым значением σ*ф: σj+1≤σ*ф и σj+2≤σ*ф,

где

σ*ф - предельно допустимое значение дисперсии сигнала;

σj+1, σj+2 - контрольные значения дисперсии сигнала.

6. Если условие по п.5 выполняется, то обеспечивают сигнал о воспламенении топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания;

7. Если условие по п.5 не выполняется, то топливовоздушная смесь в форсажной камере сгорания не воспламенилась.

Предлагаемый способ регистрации воспламенения топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания газотурбинного двигателя позволяет повысить эффективность и надежность контроля за воспламенением топливовоздушной смеси в форсажной камере сгорания, по сравнению с предшествующими методами контроля, повышая тем самым безопасность летной эксплуатации самолетов.

Способрегистрациивоспламенениятопливовоздушнойсмесивфорсажнойкамередвигателя,заключающийсявтом,чтопутемрегистрацииэлектрическогосигналаотреактивнойгазодинамическойструидвигателяспомощьюэлектростатическойантеннырегистрируютизменениепроводимостисредыпривоспламенениитопливовоздушнойсмесивфорсажнойкамереипорезультатамстатистическойобработкисигналасудятовоспламенениитопливовоздушнойсмесивфорсажнойкамересгорания,отличающийсятем,чторегистрациюизмененияпроводимостисреды,обусловленногоизменениемконцентрацииэлектронов,ионов,заряженныхмикрочастицвгазодинамическомпотокевдвигателе,осуществляютэлектростатическойантенной,установленнойбесконтактносдвигателемзасрезомегосоплаивнеегореактивнойгазодинамическойструи,определяютамплитудусигналапульсацииэлектростатическогополя,создаваемогоэлектронами,ионамиизаряженнымимикрочастицами,присутствующимивдвигательнойструе,вычисляюттекущуюдисперсиюσзарегистрированногосигналапоформуле306200000004-DOC.tiftifdrawing49гдеσ-текущеезначениедисперсиисигнала;Ф-уровеньсигналавi-йточке;N-количествоточек,покоторымпроизводятрасчетдисперсии,сравниваютвычисленнуюдисперсиюсзаданнойэталоннойвеличинойσ ивслучаеуменьшениявычисленнойдисперсиидосвоегоэталонногозначениявырабатываютсигналвоспламенениятопливовоздушнойсмесивфорсажнойкамересгорания.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 204 items.
10.02.2013
№216.012.23f8

Система регулирования осевых сил на радиально-упорном подшипнике ротора турбомашины

Изобретение относится к системе регулирования осевых сил на радиально-упорном подшипнике ротора турбомашины и позволяет уменьшить воздействие осевой силы на радиально-упорный подшипник передней части составного ротора турбомашины путем перераспределения по заданному закону избыточной силы на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474710
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2458

Способ мультиантенной электростатической диагностики газотурбинных двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы

Изобретение относится к области диагностики технического состояния газотурбинных двигателей. Технический результат - повышение эффективности и оперативности диагностики технического состояния газотурбинных двигателей в процессе их производства, испытаний и эксплуатации. Технический результат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474806
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2baa

Пульсирующий детонационный прямоточный воздушно-реактивный двигатель и способ функционирования двигателя

Пульсирующий детонационный прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит сверхзвуковой воздухозаборник, сверхзвуковую камеру смешения, сверхзвуковую камеру сгорания, выходное сверхзвуковое сопло, воспламенитель топливовоздушной смеси и систему подачи топлива. Система подачи топлива...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476705
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c7c

Способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя со смешением потоков

Изобретение относится к области авиационной техники. По замерам полетной информации определяют величину R идеальной тяги двигателя как R=R- GV, где R - условная тяга реактивного сопла, соответствующая полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления, G - расход воздуха на входе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476915
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.33c5

Способ изготовления интегрального блиска с охлаждаемыми рабочими лопатками, интегральный блиск и охлаждаемая лопатка для газотурбинного двигателя

Отдельные охлаждаемые лопатки из монокристаллического сплава соединяют с дисковой частью из гранулируемого сплава в единую деталь горячим изостатическим прессованием (ГИП) в зоне, где длительные прочности этих сплавов одинаковы при одной и той же температуре в длительном рабочем режиме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478796
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e2d

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит топливную форсунку, размещенную в носовой части двигателя перед воздухозаборником, и расположенные за ним камеру сгорания и сопло, а также устройство возбуждения молекул кислорода резонансным лазерным излучением в камере сгорания....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481484
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.06.2013
№216.012.4d6c

Газодинамический воспламенитель

Изобретение может быть использовано в авиационных и ракетных двигателях и стендовых газоструйных устройствах. Газодинамический воспламенитель содержит полый корпус, стержневой газоструйный излучатель со сверхзвуковым кольцевым соплом, резонатор с цилиндрической полостью, соединительную камеру с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485402
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.07.2013
№216.012.5497

Газогенератор гтд

Газогенератор газотурбинного двигателя содержит двухступенчатый центробежный компрессор, камеру сгорания и, по меньшей мере, одну осевую ступень турбины, связанную с компрессором по оси в единый ротор, установленный в статоре на подшипниках качения. Рабочие колеса ступеней компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487258
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.08.2013
№216.012.5d9f

Экологически чистая газотурбинная установка регенеративного цикла с каталитической камерой сгорания и способ управления ее работой

Экологически чистая газотурбинная установка регенеративного цикла с каталитической камерой сгорания содержит осевой компрессор, турбину, теплообменник-рекуператор, каталитическую камеру сгорания, соединяющий их газовоздушный канал, топливную систему с форсункой, систему автоматического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489588
Дата охранного документа: 10.08.2013
27.08.2013
№216.012.6526

Способ определения коэффициента сухого трения фрикционных пар при быстро осциллирующих перемещениях

Изобретение относится к области исследований и физических измерений. Сущность: одну неподвижную деталь фрикционной пары, выполняющую функцию демпфера, прижимают с варьируемым регулируемым усилием к другой подвижной детали этой пары, совершающей на резонансной частоте быстро осцилирующее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491531
Дата охранного документа: 27.08.2013
+ добавить свой РИД