×
20.02.2019
219.016.c30d

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЯГОЙ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002406849
Дата охранного документа
20.12.2010
Аннотация: Способ автоматического управления тягой газотурбинных двигателей (ГТД) заключается в изменении частот вращения n двигателей по программе n =f(L, Т, Р), где: L - угол поворота рычага управления двигателем, Твх - температура воздуха на входе в ГТД, Р - давление воздуха на входе в ГТД. Предварительно в электронном регуляторе каждого ГТД устанавливают предельные программные значения частот вращения n  для различных этапов полета самолета (взлет, набор высоты, крейсерский режим). В вычислительной системе управления тягой (ВСУТ) обеспечивают формирование данных об этапе полета и передачу их в электронный регулятор каждого двигателя. Обеспечивают формирование численных предельных программных значении частот вращения n  в зависимости от этапа полета. На каждом этапе полета ограничивают величину управляющего корректирующего сигнала частоты вращения рn  из условия n  f(L, Т, Р)+ рn ≤n.. Указанное ограничение исключает возможный перегрев горячей части двигателя, что повышает его надежность. 2 ил.

Изобретение относится к способам управления силовыми установками летательных аппаратов, а более конкретно - к способам автоматического управления тягой газотурбинных двигателей для поддержания заданной скорости полета самолета.

Известен способ управления скоростью полета летательного аппарата, который предусматривает измерение текущей скорости летательного аппарата V(t) и задание управляющего воздействия, пропорционального отклонению текущей V(t) от заданной скорости полета V(t)3, путем перемещения рычага управления двигателем (РУД) летательного аппарата (патент RU №2305307).

Недостатком известного способа является косвенный характер управления, так как изменение положения рычага управления двигателя (Lруд) не позволяет в полной мере оценить последующее изменение тяги газотурбинного двигателя во всех ожидаемых условиях его эксплуатации (температур Твх и давлений Рвх воздуха на входе в двигатель).

Известен способ управления полетом самолета, который предусматривает поддержание заданной скорости V(t)3 в соответствии с алгоритмом, синтезирующим взаимосвязанное перемещение рычага управления двигателем и управление углом наклона траектории. При этом директорно задаваемое через электромеханический привод автомата тяги отклонение рLруд функционально зависит от частоты вращения nвд турбокомпрессора, первой и второй производных nвд, а также ряда параметров, характеризующих динамические свойства двигателя и самолета (патент RU №2249540).

Недостатком известного способа является сложность алгоритма управления тягой, в том числе необходимость вычисления первой и второй производных nвд, а также ускоренная выработка ресурса газотурбинного двигателя из-за возможно глубоких и частых знакопеременных перемещений рычага управления двигателем.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является способ, который предусматривает минимизацию рассогласования текущей скорости V(t) от заданной скорости V(t)3 на основе управления двигателем от вычислительной системы управления тягой (ВСУТ), взаимодействующей с вычислительной системой управления полетом самолета. Управление тягой газотурбинного двигателя (частотой вращения nвд) осуществляют по программе регулирования nвдпрог=f(Lруд, Твх, Рвх) путем одновременного перемещения рычагов перемещения всех двигателей в кабине самолета от электромеханического привода, взаимодействующего с вычислительной системой управления тягой (ВСУТ), и/или - в супервизорном режиме, который предусматривает выдачу из ВСУТ в электронный регулятор каждого двигателя корректирующего сигнала частоты вращения рnвдкор, который может принимать отрицательные или положительные значения в заранее установленном фиксированном диапазоне A1<рnвдкop<A2 для уменьшения или увеличения текущей скорости V(t). По полученному корректирующему сигналу рnвдкop электронный регулятор каждого двигателя формирует программное (заданное или установочное) значение частоты вращения при работе с вычислительной системой управления тягой nвдпрог=f(Lруд, Твх, Рвх)+ рnвдкop. Далее, системой автоматического управления двигателем, в состав которой входит электронный регулятор, осуществляется регулирование расхода топлива в камеру сгорания для поддержания заданного значения частоты вращения nвдпрог. («Авиационный двигатель ПС - 90А», под ред. Иноземцева А.А., Москва, Либра - К, 2007 г, стр.195).

Недостатком известного способа, принятого за прототип, является возможный перегрев или повышенная выработка ресурса двигателя при передаче в электронный регулятор значительных положительных значений корректирующего сигнала рnвдкор2>2…5%) на различных этапах полета самолета (взлет, набор высоты, крейсерский режим и т.д.).

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в минимизации повреждаемости горячей части газотурбинного двигателя при совместной работе системы автоматического управления газотурбинным двигателем с вычислительной системой управления тягой за счет вводимых ограничений, налагаемых на верхний диапазон изменения программного значения частоты вращения nвдпрог при значительных положительных значениях корректирующего сигнала частоты вращения рnвдкор.

Сущность технического решения заключается в том, что в способе автоматического управления тягой газотурбинных двигателей, заключающемся в изменении частот вращения nвд газотурбинных двигателей по программе nвдпрог=f(Lруд, Твх, Рвх), где: Lруд - угол поворота рычага управления двигателем, Твх - температура воздуха на входе в газотурбинный двигатель, Рвх - давление воздуха на входе в газотурбинный двигатель, путем формирования и передачи из бортовой вычислительной системы управления тягой в электронный регулятор каждого газотурбинного двигателя управляющего корректирующего сигнала частоты вращения рnвдкор, согласно изобретению, предварительно в электронном регуляторе каждого газотурбинного двигателя устанавливают предельные программные значения nвдпрог. пр. частот вращения для различных этапов полета самолета (взлет, набор высоты, крейсерский режим), затем дополнительно в вычислительной системе управления тягой обеспечивают формирование данных об этапе полета самолета (взлет, набор высоты, крейсерский режим) и их передачу в электронный регулятор каждого двигателя, а также формирование численных предельных программных значений частот вращения nвдпрог. пр. в зависимости от этапа полета, при этом на каждом этапе полета самолета величину управляющего корректирующего сигнала частоты вращения рnвдкор ограничивают из условия nвдпрог=f(Lруд, Твх, Рвх)+рnвдкор≤nвдпрог.пр..

Ограничение на каждом этапе полета самолета величины управляющего корректирующего сигнала частоты вращения рnвдпрог=f(Lруд, Твх, Рвх)+рnвдкор≤nвдпрог.пр. позволяет исключить возможный перегрев или повышенную выработку ресурса двигателя, что повышает надежность газотурбинных двигателей.

На фиг.1 - представлена структурная схема устройства для реализации заявляемого способа.

На фиг.2 - график формирования nвдпрог.пр. для условий крейсерского режима работы газотурбинного двигателя.

1 - Вычислительная система управления тягой (ВСУТ). Является оборудованием самолета.

2 - Электромеханический привод, обеспечивающий перемещение рычага управления двигателем (РУД) по сигналу из ВСУТ через механическую тросовую связь.

3 - Рычаг управления двигателем.

4 - Датчик положения РУД (типовой синусно-косинусный вращающийся трансформатор или датчики-сигнализаторы).

5 - Датчик температуры воздуха Твх на входе в газотурбинный двигатель (ГТД).

6 - Датчик давления воздуха Рвх на входе в ГТД.

7 - Электронный регулятор двигателя.

Электронный регулятор двигателя представляет собой специализированную электронную цифровую вычислительную машину, предназначенную для управления ГТД и оснащенную устройствами сопряжения с датчиками, сигнализаторами, исполнительными элементами, а также системами самолета, включая вычислительные системы управления тягой и полетом самолета.

7.1 - Блок формирования программного значения частоты вращения ГТД nвдпрог=f(Lруд, Твх, Рвх). В указанном блоке на основе измеренных значений параметров Lруд (4), Твх (5), Рвх (6) и по заранее установленной зависимости формируется nвдпрог, которое обычно используется при отключенной ВСУТ (при управлении тягой непосредственно экипажем).

7.2 - Сумматор сигналов программного значения частоты вращения nвдпрог и управляющего сигнала частоты вращения рnвдкор.

7.3 - Блок формирования предельных (предельно-допустимых) значений nвдпрог.пр.. В указанном блоке на основе принятой информации об этапе полета самолета (взлет, набор высоты, крейсерский режим) и по заранее установленной зависимости формируется предельное значение частоты вращения nвдпрог.пр., выше которого, согласно изобретения, эксплуатация двигателя при работе со ВСУТ не предусматривается.

Формирование nвдпрог.пр. осуществляют следующим образом. Как правило, каждому этапу полета самолета соответствует свой режим работы ГТД. В частности, для взлета самолета требуется максимальный режим работы ГТД, для набора высоты - номинальный режим работы ГТД, для крейсерского (горизонтального) этапа полета - крейсерский режим работы ГТД. Кроме того, для каждого режима работы ГТД предусмотрен соответствующий диапазон перемещения рычага управления двигателем. Поэтому в качестве параметра nвдпрог.пр. для каждого этапа полета используют расчетное значение nвдпрог=f(Lмруд, Твх, Рвх), где: Lмруд - максимальное значение Lруд для режима работы ГТД, обеспечивающего данный этап полета. На фиг.2 представлено формирование nвдпрог.пр. для условий крейсерского режима полета. L1-Lм - диапазон изменения Lруд для крейсерского режима работы ГТД.

7.4 - Блок формирования управляющего воздействия. Блок имеет два входа, на которые поступают параметр nвдпрог=f(Lруд, Твх, Рвх)+ рnвдкор и параметр nвдпрог.пр.. На выходе блока формируется управляющее воздействие программного значения частоты вращения nвдпрог, которое принимает значение J= f(Lруд, Твх, Рвх)+рnвдкор≤nвдпрог.пр.. Ограничение величиной nвдпрог.пр. также проиллюстрировано на фиг.2.

Способ осуществляется следующим образом. По измеренным значениям параметров Lруд, Твх, Рвх в электронном регуляторе (в блоке 7.1) формируется программное значение частоты вращения nвдпрог=f(Lруд, Твх, Рвх). При отклонении текущей скорости самолета от заданной, например при воздействии попутного или встречного ветра, турбулентности атмосферы, на выходе ВСУТ формируется управляющий корректирующий сигнал частоты вращения рnвдкор, который поступает в электронный регулятор двигателя 7 и в блоке 7.2 суммируется со значением nвдпрог из блока 7.1. Суммарный сигнал из блока 7.2 поступает на первый вход блока 7.4 электронного регулятора 7. Одновременно в электронный регулятор двигателя из ВСУТ 1 поступает информация об этапе полета самолета (взлет, набор высоты, крейсерский режим), на основании которой в блоке 7.3 формируется предельное программное значение частоты вращения nвдпрог.пр., которое, в свою очередь, поступает на второй вход блока 7.4. Передачу информации о корректирующем сигнале рnвдкор и этапах полета самолета из ВСУТ в электронный регулятор 7 осуществляют в цифровом коде по стандартному мультиплексному каналу связи (например, по ГОСТ 18977 «Комплексы бортового оборудования самолетов и вертолетов»).

В блоке 7.4 происходит сопоставление параметра nвдпрог=f(Lруд, Твх, Рвх)+рnвдкор и параметра nвдпрог.пр.. Если сигнал nвдпрог не превышает параметр nвдпрог.пр., то в этом случае управляющее вoздeйcтвиe J в топливорегулирующую аппаратуру на увеличение или уменьшение частоты вращения nвд формируется без каких-либо ограничений. На фиг.2 такой точкой является точка X. В случае, если параметр nвдпрог превышает параметр nвдпрог.пр., то происходит ограничение параметра nвдпрог (величины А2). Ограничение частичное - точка Y или полное - точка Z.

Способ автоматического управления тягой газотурбинных двигателей, заключающийся в изменении частот вращения n газотурбинных двигателей по программе где L - угол поворота рычага управления двигателем, Т - температура воздуха на входе в газотурбинный двигатель (ГТД), Р - давление воздуха на входе в ГТД, путем формирования и передачи из бортовой вычислительной системы управления тягой в электронный регулятор каждого двигателя управляющего корректирующего сигнала частоты вращения отличающийся тем, что предварительно в электронном регуляторе каждого двигателя устанавливают предельные программные значения частот вращения для различных этапов полета самолета (взлет, набор высоты, крейсерский режим), затем дополнительно в вычислительной системе управления тягой обеспечивают формирование данных об этапе полета самолета (взлет, набор высоты, крейсерский режим) и их передачу в электронный регулятор каждого двигателя, а также формирование численных значений в зависимости от этапа полета, при этом на каждом этапе полета самолета величину управляющего корректирующего сигнала частоты вращения ограничивают из условия
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 100 items.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aec

Способ сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке конических зубчатых передач газотурбинных двигателей так и в общем машиностроении. Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в регулировании пространственного положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480645
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e46

Устройство для сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке ортогональных и неортогональных конических зубчатых передач газотурбинных двигателей, так и в общем машиностроении. Устройство для сборки конической зубчатой передачи содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481509
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d3d

Рабочая лопатка вентилятора

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. В рабочей лопатке вентилятора выходы (10) и (11) боковых участков (12) и (13) внутреннего элемента (9) выполнены на спинке (6) пера (2) лопатки в направлениях входной (3) и выходной (4) кромок пера. Со стороны входной кромки (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485355
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.09.2013
№216.012.6fcc

Турбореактивный двигатель

Изобретение относится к авиационным турбореактивным двигателям, включая двигатели для сверхзвуковых самолетов. Турбореактивный двигатель включает турбину низкого давления и регулируемый лепестковый смеситель, содержащий коническую обечайку, на ее выходе. Между турбиной и смесителем установлена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494271
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.02.2014
№216.012.9f10

Многоступенчатая газовая силовая турбина

Изобретение относится к многоступенчатым газовым силовым турбинам авиационных двигателей и установок наземного применения. Многоступенчатая газовая силовая турбина включает диски ротора, соединенные между собой фланцами с осевыми штифтами. С внутренней стороны от ступиц дисков установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506428
Дата охранного документа: 10.02.2014
Showing 1-10 of 37 items.
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2015
№216.013.43b8

Способ изготовления полого изделия типа вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, более конкретно к способам изготовления с использованием диффузионной сварки полого изделия. Изготавливают заготовки обшивок и заполнителя, при этом на внешней поверхности одной или обеих заготовок обшивок выполняют отдельные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548834
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5cb5

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. С использованием диффузионной сварки и сверхпластической формовки собирают заготовки обшивок и заполнителя в пакет. Предварительно на участки контактирующих поверхностей заготовок обшивок и заполнителя по заданному трафаретному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555274
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.03.2016
№216.014.c780

Способ определения погасания камеры сгорания газотурбинного двигателя

(57) Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а именно к способам определения погасания камеры сгорания газотурбинного двигателя, преимущественно авиационного назначения. Способ заключается в том, что измеряют давление и температуру воздуха на входе в газотурбинный двигатель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578012
Дата охранного документа: 20.03.2016
13.01.2017
№217.015.8855

Способ защиты двухконтурного турбореактивного двигателя от раскрутки турбины низкого давления

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к системам автоматической защиты газотурбинного двигателя от раскрутки турбины при ее отсоединении от вала компрессора. Для определения технического состояния двигателя дополнительно определяют начальную S и текущую S...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602644
Дата охранного документа: 20.11.2016
25.08.2017
№217.015.c51b

Способ управления авиационным газотурбинным двигателем на взлетном режиме при пожаре

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, а именно к способам управления тягой газотурбинного двигателя при пожаре в мотогондоле двигателя на взлете самолета. Контролируют поступление сигнала «V1. Скорость принятия решения», измеряют параметр Т, характеризующий температурное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618171
Дата охранного документа: 02.05.2017
26.08.2017
№217.015.d864

Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей

Изобретение относится к области турбостроения, а именно - к испытаниям газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей на стенде. Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей имеет воздуховод с установленными по тракту заслонками и турбореактивный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622588
Дата охранного документа: 16.06.2017
26.08.2017
№217.015.d91f

Гранулируемый высокожаропрочный никелевый сплав и изделие, изготовленное из него

Изобретение относится к области металлургии, в частности к порошковой металлургии жаропрочных никелевых сплавов, и может быть использовано для изготовления высоконагруженных роторных деталей, работающих при температурах до 650-700°С в газотурбинных двигателях. Жаропрочный никелевый сплав...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623540
Дата охранного документа: 27.06.2017
19.07.2018
№218.016.7250

Высоконагруженный диск турбины или компрессора

Изобретение относится к высоконагруженным дискам турбин или компрессоров, применяемых в авиационных и наземных газотурбинных двигателях. Высоконагруженный диск турбины или компрессора содержит ступицу с замкнутой полостью. Замкнутая полость в ступице является незаполненной и выполнена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661452
Дата охранного документа: 17.07.2018
28.08.2018
№218.016.804b

Автономное интегрированное устройство регистрации параметров авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению и может быть использовано в бортовых системах регистрации параметров авиационного газотурбинного двигателя. Автономное интегрированное устройство регистрации параметров авиационного газотурбинного двигателя включает связанные друг с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664901
Дата охранного документа: 23.08.2018
+ добавить свой РИД