×
09.02.2019
219.016.b8af

ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области строительства, а именно к строительству автомобильных дорог. Устройство представляет собой дорожную конструкцию, включающую асфальтобетонное покрытие, содержащее продольный разделительный шов, ось которого совмещена с продольной осью земляного полотна, при этом продольный разделительный шов выполнен в виде разрыва в асфальтобетонном покрытии. Новым в предлагаемом изобретении является то, что разделительный шов работает как шарнир, позволяющий осуществлять угловые перемещения. Технический результат заключается в отсутствии продольных трещин, в результате увеличивается срок службы покрытия, снижаются затраты на ремонтные работы. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог, а именно к проектированию дорожных конструкций.

Известна дорожная конструкция, содержащая земляное полотно, основание земляного полотна, дорожную одежду [ОДН 218.046-01. Проектирование нежестких дорожных одежд. М.: Министерство транспорта РФ. 2001, стр. 7]. Конструкция имеет щебеночное покрытие, удобна в эксплуатации на нестабильном земляном полотне.

Процесс сезонного промерзания и протаивания проезжей части и обочин земляного полотна вследствие различий в теплофизических характеристиках материалов, содержащихся в дорожных конструкциях, и условиях работы, протекает в разных режимах, поэтому толщина мерзлого слоя в верхней части земляного полотна в некоторые моменты времени существенно различается в поперечном направлении. Возникает неравномерная осадка, в результате чего в дорожной одежде могут появиться продольные трещины. Это имеет место в условиях как средней полосы, так и зоны вечной мерзлоты.

Для щебеночного покрытия такие трещины не представляют серьезной опасности, они устраняются укаткой.

Недостаток дорожной конструкции, включающей дорожную одежду со щебеночным покрытием, заключается в низкой прочности на сдвиг и упругий прогиб, недостаточной для дорог с интенсивностью движения 100 авт/сутки при нагрузке на ось 13 т и более (дороги III технической категории и промысловые дороги). Неизбежно возникают остаточные деформации в виде колеи, гребенки, которые требуют проведения ремонтных работ.

Известна дорожная конструкция, содержащая земляное полотно, основание земляного полотна, дорожную одежду с асфальтобетонным покрытием [ОДН 218.046-01. Проектирование нежестких дорожных одежд. М.: Министерство транспорта РФ. 2001, стр. 7]. Такая дорожная одежда при назначении соответствующих толщин конструктивных слоев выдерживает указанные выше транспортные нагрузки. Недостатком является сложность борьбы с продольными осевыми трещинами, возникающими из-за неравномерной осадки грунтов земляного полотна в поперечном направлении. Трещины представляют собой более опасный вид разрушения, чем износ покрытия, при сильном развитии трещин в недостаточно изношенных покрытиях необходимо перекрывать их новым слоем асфальтобетона. Уже через год после укладки слоя покрытия толщиной 4-5 см на нем образуются трещины, дублирующие трещины нижнего слоя.

Целью данного технического решения является увеличение срока службы покрытия, и как следствие, снижение затрат труда и материалов на ремонтные работы.

Поставленная цель достигается тем, что дорожная конструкция содержит земляное полотно, основание земляного полотна, дорожную одежду с асфальтобетонным покрытием, которое содержит продольный разделительный шов.

Кроме того, ось продольного разделительного шва может быть совмещена с продольной осью земляного полотна.

Кроме того, разрыв в асфальтобетонном покрытии сделан на всю толщину асфальтобетонного покрытия и имеет ширину, равную «с», а пространство указанного разрыва между смежными частями асфальтобетонного покрытия имеет заполнение, которое выполнено из щебня, причем ширина разрыва «с» определяется по формуле: с≥3d, мм, где d - максимальный размер используемого щебня, мм.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами, где изображено:

на фиг. 1 - схема дорожной конструкции в предлагаемом техническом решении;

на фиг. 2 - схема дорожной конструкции в аналоге;

на фиг. 3 - схема дорожной конструкции в прототипе.

Дорожная конструкция содержит земляное полотно 1, основание земляного полотна 2, дорожную одежду с двухслойным основанием 3 и асфальтобетонным покрытием 4 и обочины 5. В асфальтобетонном покрытии устроен разделительный шов 6. Указанный шов может иметь различную ширину и глубину и в соответствии с конструктивным решением может быть выполнен различными способами: путем нарезания в уложенном асфальтобетоне, либо асфальтобетонное покрытие устраивают раздельно по обе стороны от оси дороги, при этом образуется разрыв шириной «с», а пространство указанного разрыва между смежными частями асфальтобетонного покрытия имеет заполнение, которое выполнено из щебня, причем ширина разрыва «с» определяется по формуле:

с≥3d, мм,

где d - максимальный размер используемого щебня, мм.

Минимальная ширина разрыва 3d назначается из условия исключения заклинки щебня в процессе уплотнения, поскольку в случае расположения трех щебенок горизонтально в шве заклинки не происходит, т.к. три щебенки образуют нежесткую конструкцию. Для обеспечения стабильности разделительного шва под ним может быть уложена георешетка.

Для пояснения существа изобретения введены также следующие обозначения: 7 - щебеночное покрытие в аналоге (фиг. 2), 8 - верхняя граница вечной мерзлоты на момент окончания теплого периода года.

Предлагаемое техническое решение работает следующим образом. В прототипе (фиг. 3) в период начала промерзания дороги, имеющей, например, две полосы движения, под осевой частью асфальтобетонного покрытия образуется мерзлое ядро, в то время как под проезжей частью ближе к обочинам грунт еще талый. При проезде автомобиля деформация мерзлого грунта существенно меньше деформации талого грунта, в результате в покрытии возникает изгибающий момент. При одновременном проезде автомобилей по двум полосам возникают разнонаправленные моменты, стремящиеся развернуть дорожную одежду, работающую как две плиты, относительно оси проезжей части. Поскольку в предлагаемом техническом решении (фиг. 1) по оси дороги устроен шов, происходят свободные перемещения краев шва.

Поскольку в зоне разрыва покрытие щебеночное, трещина либо закатывается колесами автомобилей, либо легко устраняется путем укатки и поверхностной обработки, так же как и в щебеночном покрытии 7 аналога (фиг. 2).

Продольные трещины наблюдаются и в местных дорогах с односторонним движением. Поэтому разделительный шов целесообразно в ряде случаев устраивать и в них. При многополосном движении разделительный шов целесообразно устраивать на границе двух крайних полос. В общем разделительный шов целесообразно устраивать в тех дорогах, где условия промерзания - протаивания резко отличаются в пределах проезжей части и у обочины, особенно при наличии кюветов и больших откосов. В городских условиях, где проезжая часть граничит с тротуарами, разделительный шов вряд ли целесообразен. Необходимость шва может быть легко обоснована теплотехническими расчетами.

Долговечность дорожной одежды в зоне разделительного шва ниже, чем долговечность дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием, однако интенсивность движения в этой зоне существенно (на порядок) ниже, поскольку в процессе эксплуатации дороги по поверхности шва проезжают только автомобили, осуществляющие обгон. По этой причине разрушения покрытия из щебня не происходит.

Покрытие дорожной одежды с разделительным швом может быть цементобетонным.

Первым существенным признаком данного технического решения является дорожная конструкция с дорожной одеждой, поскольку она является показателем устройства, на котором работает патентуемое устройство.

Вторым существенным признаком является асфальтобетонное покрытие, которое также является показателем устройства, на котором работает патентуемое устройство.

Третьим существенным признаком является продольный разделительный шов 6 в асфальтобетонном покрытии, он выполняет заданную функцию патентуемой полезной модели.

Все три основных существенных признака являются необходимыми и достаточными для достижения заявляемых двух технических результатов. Все они отражены в формуле. Оба технических результата определяются одними и теми же техническими признаками, и достигаются тем, что в зоне концентрации напряжений, где обычно возникает трещина, устраивают шов, который работает, как шарнир и предотвращает появление деформаций покрытия.

Четвертым существенным дополнительным признаком данного решения, раскрывающим суть изобретения, является то, что ось шва совмещена с продольной осью земляного полотна. Это дополнение нужно при устройстве разделительного шва на двухполосной проезжей части дороги.

Пятым дополнительным существенным признаком данного решения, раскрывающим суть изобретения, является то, что разделительный шов выполнен на всю толщину асфальтобетонного покрытия, а тип покрытия разделительного шва - каменный материал, например, щебень, которым засыпают разделительный шов. Это дополнение представляет собой наиболее экономичное и технологичное решение, поскольку шов проще всего заполнить щебнем, используемым в основании дорожной одежды.

Эффективность предлагаемого технического решения заключается в том, что благодаря наличию разделительного шва не возникают трещины, увеличивается срок службы покрытия, и как следствие, снижаются затраты труда и материалов на ремонтные работы.


ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 11 items.
27.02.2013
№216.012.2b6c

Армированная песчаная свая

Изобретение относится к области строительства, в частности к фундаментостроению, и может быть использовано при возведении малоэтажных зданий и сооружений на водонасыщенных глинистых основаниях. Армированная песчаная свая для фундаментов на водонасыщенных глинистых основаниях включает размещение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476643
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.07.2014
№216.012.dcaa

Армированная песчаная подушка с криволинейной подошвой

Изобретение относится к области строительства, в частности к фундаментостроению, и может быть использовано при возведении малоэтажных зданий и сооружений на слабых глинистых основаниях. Армированная песчаная подушка с криволинейной подошвой для фундаментов на слабых глинистых основаниях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522268
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.05.2015
№216.013.4ccc

Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах. Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах при неоднородности грунтов по ширине основания содержит земляное полотно с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551174
Дата охранного документа: 20.05.2015
27.02.2016
№216.014.ce71

Конструкция для стабилизации земляного полотна и деятельного слоя эксплуатируемой автомобильной дороги

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции, капитальном и текущем ремонте автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах без прекращения движения автомобильного транспорта на данных участках. Автомобильная дорога на вечномерзлых грунтах содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575952
Дата охранного документа: 27.02.2016
10.04.2016
№216.015.3181

Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах. Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах при неоднородности грунтов по ширине основания содержит земляное полотно с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580549
Дата охранного документа: 10.04.2016
25.08.2017
№217.015.bcda

Автомобильная дорога

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог без прекращения движения автомобильного транспорта в период проведения строительно-монтажных работ. Автомобильная дорога на участках со сложными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616301
Дата охранного документа: 14.04.2017
04.04.2018
№218.016.312e

Способ укрепления откоса

Изобретение относится к области строительства, а именно к укреплению откосов насыпей, конусов, откосов береговых линий и русел водоемов. Способ укрепления откосов включает операции скрепления полимерных полос, поставленных на ребро и расположенных в несколько рядов, по длине полос, растягивания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645032
Дата охранного документа: 15.02.2018
14.07.2018
№218.016.70f8

Площадка под строительный комплекс на вечной мерзлоте

Изобретение относится к области строительства, а именно к возведению производственных или жилых комплексов на вечной мерзлоте. Техническим результатом является обеспечение стабильной низкой температуры мерзлоты в грунтах оснований строительного комплекса при наличии насыпного планировочного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661204
Дата охранного документа: 13.07.2018
13.11.2019
№219.017.e11d

Дорожная насыпь на вечной мерзлоте

Изобретение относится к области строительства, а именно к возведению дорожных насыпей на вечной мерзлоте в районах со снегопереносом. Дорожная насыпь на вечной мерзлоте в районах со снегопереносом содержит тело насыпи, расположенное на естественной поверхности грунтов оснований, охлаждающую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705656
Дата охранного документа: 11.11.2019
09.02.2020
№220.018.00fc

Способ укрепления поверхности грунта

Изобретение относится к области строительства, а именно предназначено для создания почвенно-растительного покрова при рекультивации карьеров, укреплении пологих откосов насыпей и полосы отвода вдоль автомобильных и железных дорог, благоустройстве свалок, а также для воссоздания или усиления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002713836
Дата охранного документа: 07.02.2020
Showing 1-10 of 17 items.
20.05.2015
№216.013.4ccc

Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах. Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах при неоднородности грунтов по ширине основания содержит земляное полотно с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551174
Дата охранного документа: 20.05.2015
27.02.2016
№216.014.ce71

Конструкция для стабилизации земляного полотна и деятельного слоя эксплуатируемой автомобильной дороги

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции, капитальном и текущем ремонте автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах без прекращения движения автомобильного транспорта на данных участках. Автомобильная дорога на вечномерзлых грунтах содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575952
Дата охранного документа: 27.02.2016
10.04.2016
№216.015.3181

Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах. Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах при неоднородности грунтов по ширине основания содержит земляное полотно с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580549
Дата охранного документа: 10.04.2016
25.08.2017
№217.015.bcda

Автомобильная дорога

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог без прекращения движения автомобильного транспорта в период проведения строительно-монтажных работ. Автомобильная дорога на участках со сложными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616301
Дата охранного документа: 14.04.2017
04.04.2018
№218.016.312e

Способ укрепления откоса

Изобретение относится к области строительства, а именно к укреплению откосов насыпей, конусов, откосов береговых линий и русел водоемов. Способ укрепления откосов включает операции скрепления полимерных полос, поставленных на ребро и расположенных в несколько рядов, по длине полос, растягивания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645032
Дата охранного документа: 15.02.2018
14.07.2018
№218.016.70f8

Площадка под строительный комплекс на вечной мерзлоте

Изобретение относится к области строительства, а именно к возведению производственных или жилых комплексов на вечной мерзлоте. Техническим результатом является обеспечение стабильной низкой температуры мерзлоты в грунтах оснований строительного комплекса при наличии насыпного планировочного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661204
Дата охранного документа: 13.07.2018
01.03.2019
№219.016.ccbb

Теплоизолирующий слой строительной конструкции

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при укреплении откосов насыпей автомобильных и железных дорог, устройстве обваловки трубопроводов, укреплении кюветов и других малых водостоков, а также при строительстве других сооружений в зоне вечномерзлых грунтов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002338839
Дата охранного документа: 20.11.2008
19.06.2019
№219.017.8438

Оснастка для сооружения высоких свайных ростверков в опорах мостов

Изобретение относится к области мостостроения, а именно к сооружению опор мостов с высокими ростверками преимущественно на акваториях с большой глубиной воды, а также ледоставом и ледоходом. Оснастка для сооружения высоких свайных ростверков в опорах мостов, содержащая опорную систему,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002275454
Дата охранного документа: 27.04.2006
19.06.2019
№219.017.843a

Балка железобетонного пролетного строения моста

Изобретение относится к области мостостроения и касается конструкций пролетных строений железобетонных мостов. Балка железобетонного пролетного строения моста содержит ребро и плиту, расположенную в промежуточной по высоте части ребра. Новым в предлагаемом изобретении является то, что плита...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002275453
Дата охранного документа: 27.04.2006
19.06.2019
№219.017.843f

Разрезное железобетонное пролетное строение автодорожного моста

Изобретение относится к области мостостроения и касается конструкции пролетных строений железобетонных мостов. Разрезное железобетонное пролетное строение автодорожного моста содержит в поперечном сечении ребра, плиту проезжей части и парапетное железобетонное ограждение. Новым в предлагаемом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002275452
Дата охранного документа: 27.04.2006
+ добавить свой РИД