×
09.02.2019
219.016.b899

Результат интеллектуальной деятельности: Мобильная спасательная система

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области спасательной техники. Мобильная спасательная система (МСС) имеет в своем составе телеуправляемый спасательный колокол (ТСК), спуско-подъемное устройство (СПУ), смонтированное на специальном фундаменте, имеющем механизм закрепления за лед, для спуска (подъема) ТСК, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат рабочего класса со своим СПУ, автономную энергетическую установку для обеспечения электроэнергией ТСК, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) и СПУ, металлокаркасные полярные утепленные палатки для защиты от холода, гидроакустическую станцию для допоиска аварийной подводной лодки и связи с ней, средства для создания майны во льду. Достигается обеспечение выполнения мобильной спасательной системой спасательных действий по оказанию помощи личному составу аварийной подводной лодки. 1 ил.

Изобретение относится к области спасательной техники и касается вопросов создания средства, способного оказывать помощь личному составу аварийной подводной лодки (пл), лежащей на грунте подо льдом на различных глубинах.

Известна мобильная спасательная система подводников NATO Submarine Rescue System (NSRS) военно-морских сил (ВМС) стран НАТО [1]. Система NSRS состоит из двух подсистем - спасательной (Rescue) и рабочей (Intervention). Спасательная подсистема включает в себя: автономный спасательный подводный аппарат Nemo, спускоподъемное устройство (СПУ), декомпрессионный комплекс с двумя транспортабельными барокамерами, контейнерную систему навигации, связи и управления с выносным оборудованием на ходовой мостик судна-носителя, энергетическую установку.

Рабочая подсистема включает рабочий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА); его СПУ; глубоководные пеналы; переносную систему навигации, связи и управления; энергетическую установку.

Система NSRS устанавливается на надводном судне и предназначена для оказания помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, в незамерзающих районах Мирового океана.

Все элементы, входящие в систему NSRS, выполнены в габаритах стандартных морских десяти, двадцати и сорока футовых контейнеров, за исключением спасательного подводного аппарата (СПА) и спускоподъемного устройства. Суммарный вес всех элементов системы NSRS составляет порядка 310 тонн.

Для транспортировки всей системы NSRS требуется в общей сложности 27 грузовиков, 2 самолета Ан-124 «Руслан» или 5 самолетов С-5 В «Гэлакси», или 20 самолетов C-130H/J «Геркулес».

Судно, на которое устанавливается система NSRS, должно иметь свободную площадь верхней палубы около 400 м2.

Недостатками системы NSRS являются:

- необходимость привлечения значительного количества транспортных средств и военно-транспортных самолетов для перевозки системы, которых может не оказаться в наличии при проведении спасательной операции;

- неспособность системы оказать помощь аварийной подводной лодке, лежащей на грунте подо льдом.

Известна мобильная спасательная система подводников Submarine Rescue Diving Recompression System (SRDRS) Военно-морских сил (ВМС) США (аналог изобретения) [2].

Спасательная система подводников ВМС США SRDRS включает в себя:

подсистему предварительных работ, которая состоит из двух комплектов нормобарических скафандров «HARDSUIT-2000» с глубиной погружения 610 м и устройством глубоководного погружения, а также телеуправляемого необитаемого подводного аппарата с глубиной работ до 1000 м, со спускоподъемным устройством и модулем управления;

спасательную подсистему, состоящую из двух основных элементов: привязного спасательного аппарата и системы декомпрессии подводников.

Система SRDRS устанавливается на надводном судне и предназначена для оказания помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, в незамерзающих районах Мирового океана.

Все элементы, входящие в систему SRDRS, выполнены в габаритах стандартных морских десяти, двадцати и сорока футовых контейнеров. Все оборудование спасательной системы SRDRS имеет массу порядка 227 тонн. Площадь верхней палубы, занимаемая различными модулями, привязным спасательным аппаратом и вспомогательным оборудованием для работы системы, должна составлять не менее 300 м2.

Для транспортировки системы SRDRS понадобится пять тяжелых военно-транспортных самолетов С-5 В «Гэлакси» или 12 самолетов С-17.

Недостатками системы SRDRS являются:

- необходимость привлечения значительного количества транспортных средств и военно-транспортных самолетов для перевозки системы, которых может не оказаться в наличии при проведении спасательной операции;

- неспособность системы оказать помощь аварийной подводной лодке, лежащей на грунте подо льдом.

Известна мобильная спасательная система подводников на основе спасательного колокола типа Маккена Submarine Rescue Chamber (SRC) (прототип изобретения), в состав которой также входят облегченное рейдовое оборудование, мобильная система сжатого воздуха и вспомогательного оборудования [3].

Система на основе SRC устанавливается на надводном судне и предназначена для оказания помощи аварийной пл, лежащей на грунте, в незамерзающих районах Мирового океана.

Судно-носитель мобильной спасательной системы подводников на основе SRC должно иметь свободную площадь верхней палубы около 150 м, судовой кран грузоподъемностью не менее 11 т или возможность установки возимого крана на верхней палубе.

Для спуска спасательного колокола судно-носитель должен точно встать над аварийной пл на рейдовое оборудование на четыре точки.

В состав экипажа спасательного колокола входят два оператора. За один рейс колокол способен эвакуировать 6 подводников. Крено-дифферентная система и прижимная лебедка колокола обеспечивают стыковку с комингс-площадкой аварийной подводной лодки.

Для заведения ходового троса спасательного колокола на комингс-площадку аварийной подводной лодки используется нормобарический скафандр «HARDSUIT-2000», рабочий телеуправляемый подводный аппарат или (в зависимости от максимальной глубины) водолазы.

Система на основе спасательного колокола типа Маккена SRC доставляется к месту проведения спасательных работ из места постоянного базирования (г. Сан Диего, Калифорния) самолетами типа С-5В «Гэлакси» или С-17.

Недостатками системы на основе SRC являются:

- необходимость установки судна-носителя на рейдовое оборудование, что невозможно осуществить при оказании помощи аварийной пл, лежащей на грунте подо льдом;

- элементы, входящие в систему, не способны обеспечить оказание помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте подо льдом.

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение возможности выполнения мобильной спасательной системой спасательных действий по оказанию помощи личному составу аварийной подводной лодки, лежащей на грунте подо льдом, с поверхности льда.

Решение задачи обеспечивается тем, что предложена мобильная спасательная система (МСС), имеющая в своем составе телеуправляемый спасательный колокол (ТСК), спуско-подъемное устройство, смонтированное на специальном фундаменте, имеющем механизм закрепления за лед, для спуска (подъема) ТСК, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат рабочего класса со своим СПУ, автономную энергетическую установку для обеспечения электроэнергией ТСК, ТНПА и СПУ, металлокаркасные полярные утепленные палатки для защиты от холода, гидроакустическую станцию (ГАС) для допоиска аварийной пл и связи с ней, средства для создания майны во льду.

Телеуправляемый спасательный колокол имеет спасательный отсек для размещения двух операторов и спасаемых в количестве шести человек, камеру присоса со стыковочным фланцем для осуществления присоса к аварийной пл.

Все элементы, предлагаемой мобильной спасательной системы, размещаются в стандартных десяти, двадцати футовых морских контейнерах и перевозятся двумя самолетами типа Ан-70, способными осуществлять посадку на лед.

Новыми отличительными признаками мобильной спасательной системы являются:

- небольшие размеры элементов системы, позволяющие оперативно доставлять мобильную спасательную систему в арктический район для выполнения работ;

- наличие спуско-подъемного устройства, смонтированного на специальном фундаменте, имеющем механизм закрепления за лед;

- наличие металлокаркасных полярных палаток и средств создания майн во льду, обеспечивающих возможность автономно работать с поверхности льда.

Указанные отличительные признаки обеспечивают выполнение спасательных действий мобильной спасательной системой по оказанию помощи личному составу аварийной пл, лежащей на грунте подо льдом, с поверхности льда.

Работает мобильная спасательная система следующим образом.

В случае аварии подводной лодки подо льдом мобильная спасательная система доставляется в район аварии самолетами Ан-70 и выгружается на лед 6.

После высадки на лед группа осуществляет допоиск аварийной пл с помощью мобильной поисковой погружной гидроакустической станции связи и пеленгования.

Обнаружив подводную лодку 5 на грунте группа, обслуживающая мобильную спасательную систему, проделывает майну, куда спускается телеуправляемый необитаемый подводный аппарат 1 для ее обследования. Над майной для удобства работы группы устанавливается металлокаркасная полярная утепленная палатка 3.

После обследования аварийной подводной лодки с помощью спуско-подъемного устройства 4 в майну осуществляется спуск телеуправляемого спасательного колокола 2, работу которого обеспечивает ТНПА 1.

После посадки и присоса колокола к комингс-площадке аварийной пл, операторы колокола открывают переходной люк. Они помогают спасаемым подводникам разместиться в спасательном отсеке колокола, после чего закрывают переходной люк, колокол отстыковывается от пл и поднимается на поверхность.

Операция по спасению личного состава аварийной подводной лодки может проводиться практически без перерывов, так как электроэнергия подается на колокол непрерывно по грузонесущему электрокабелю.

Преимущество предложенной мобильной спасательной системы по сравнению с прототипом [3], заключается в обеспечении возможности выполнения спасательных действий по оказанию помощи личному составу аварийной подводной лодки, лежащей на грунте подо льдом, с поверхности льда.

Предложенная мобильная спасательная система находится на стадии исследовательской проработки.

Список литературы

1. Казин Д. Система спасения экипажей подводных лодок ВМС стран НАТО // Зарубежное военное обозрение №7, 2013, с 77-85.

2. Казин Д. Особенности системы спасения экипажей подводных лодок ВМС США // Зарубежное военное обозрение №3, 4, 2014, с 74-83.

3. Тенденции развития и опыт эксплуатации современных систем спасания экипажа аварийной подводной лодки, лежащей на грунте. КНИР «Источник - 2013», выпуск №8/103, Санкт-Петербург, 2014. с. 20-22.

Мобильная спасательная система (МСС), имеющая в своем составе телеуправляемый спасательный колокол (ТСК), спуско-подъемное устройство (СПУ), смонтированное на специальном фундаменте, имеющем механизм закрепления за лед, для спуска (подъема) ТСК, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат рабочего класса со своим СПУ, автономную энергетическую установку для обеспечения электроэнергией ТСК, ТНПА и СПУ, металлокаркасные полярные утепленные палатки для защиты от холода, гидроакустическую станцию для допоиска аварийной подводной лодки и связи с ней, средства для создания майны во льду.
Мобильная спасательная система
Мобильная спасательная система
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 139 items.
20.01.2018
№218.016.10f5

Цифровой комплекс спутниковой системы связи

Изобретение относится к радиоэлектронным системам связи с использованием радиоизлучения при размещении станции в морском мобильном объекте и может быть использовано в качестве бортовой станции системы спутниковой связи. Технический результат – расширение функциональных возможностей на основе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633911
Дата охранного документа: 19.10.2017
10.05.2018
№218.016.4b39

Способ сплайн-фильтрации сигналов

Изобретение относится к области радиоэлектроники и гидроакустики, а именно к способам обнаружения, обработки сигнала при наличии помех. Изобретение заключается в реализации разработки оптимального метода обнаружения гидроакустического сигнала в условиях помех, описываемых нелинейными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651640
Дата охранного документа: 23.04.2018
10.05.2018
№218.016.4edf

Способ дистанционного минирования

Изобретение относится к способам поражения морских целей в отдаленных районах, в частности к способам применения морских мин, доставляемых в район минной постановки носителями-транспортировщиками и являющихся средствами дистанционного минирования. Задачей изобретения является разработка способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652610
Дата охранного документа: 27.04.2018
16.06.2018
№218.016.62ec

Система для транспортировки объектов

Изобретение относится к водному транспорту и касается проводки объектов по внутренним водным путям. Предложена система для транспортировки объектов, содержащая транспортируемый объект, на корпусе которого смонтированы крепежные узлы, подъемные стропы, подъемно-транспортные понтоны, включающие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657618
Дата охранного документа: 14.06.2018
25.06.2018
№218.016.660b

Способ и устройство передачи дискретной информации для быстродвижущихся объектов

Изобретение относится к области специальной радиотехники и может быть использовано в цифровых системах связи для обмена информацией между быстродвижущимися объектами. Наличие доплеровского эффекта существенно снижает отношение сигнал/помеха на выходе системы, что особенно важно для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658649
Дата охранного документа: 22.06.2018
01.07.2018
№218.016.6932

Спасательное судно

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания судна, способного оказывать помощь личному составу аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте подо льдом. Спасательное судно с корпусом из материала ледового класса Arc9 включает в себя привязной спасательный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659317
Дата охранного документа: 29.06.2018
01.07.2018
№218.016.6967

Понтон для транспортировки объектов

Изобретение относится к понтонам, предназначенным для транспортировки объектов по внутренним водным путям, под мостами, эстакадами и мелководью. Понтон для транспортировки объектов содержит корпус, который разделен на балластные отсеки и воздушный ящик, системы затопления и осушения, кингстон с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659339
Дата охранного документа: 29.06.2018
01.07.2018
№218.016.69ae

Способ охраны подводного объекта

Способ охраны подводного объекта с применением подводного аппарата-охранителя (ПАО) заключается в подготовке ПАО к пуску путем проверки бортовой системы управления (БСУ), в которую вводят программу движения и задание. Осуществляют пуск ПАО с охраняемого объекта или носителя, включают БСУ в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659213
Дата охранного документа: 28.06.2018
08.07.2018
№218.016.6d56

Автокорреляционный демодулятор псевдослучайных сигналов с относительной фазовой модуляцией

Изобретение относится к технике телекоммуникаций и может быть применено для обработки дискретных сигналов с относительной фазовой модуляцией в системах с псевдослучайными сигналами в условиях организованных (преднамеренных) помех. Технический результат - повышение помехоустойчивости приема...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660595
Дата охранного документа: 06.07.2018
08.07.2018
№218.016.6d63

Автокорреляционный демодулятор псевдослучайных сигналов с относительной фазовой модуляцией второго порядка

Изобретение относится к технике связи и может быть применено для обработки дискретных сигналов с относительной фазовой модуляцией второго порядка в системах с расширенным спектром (с псевдослучайными сигналами) при нестабильности несущей частоты и в условиях организованных (преднамеренных)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660594
Дата охранного документа: 06.07.2018
Showing 1-10 of 13 items.
20.02.2013
№216.012.26a1

Устройство рдп для носителя водолазов

Изобретение относится к области судостроения, а именно к устройствам работы дизеля под водой. Устройство для работы дизеля под водой для носителя водолазов содержит прочный герметичный отсек с двигателем внутреннего сгорания и легкое ограждение. В ограждении размещены впускной и выпускной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475409
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.04.2013
№216.012.3657

Движительно-рулевой комплекс транспортировщика водолазов

Изобретение относится к области водолазной техники, а именно к средствам передвижения водолазов под водой - транспортировщикам водолазов. Движительно-рулевой комплекс транспортировщика водолазов торпедообразной формы выполнен в виде двух винторулевых колонок левого и правого бортов. Колонки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479464
Дата охранного документа: 20.04.2013
27.03.2015
№216.013.3550

Спуско-подъёмное устройство

Изобретение относится к грузовым спуско-подъемным устройствам, установленным на автотранспорте и предназначенным для спуска на воду маломерных плавсредств с необорудованного побережья и обратного их подъема из воды на транспортное средство. Спуско-подъемное устройство выполнено в виде двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545132
Дата охранного документа: 27.03.2015
27.05.2015
№216.013.4f84

Устройство для буксировки подводных аппаратов подводной лодкой

Изобретение относится к области кораблестроения и касается буксировки подводных аппаратов, в частности спасательных, подводной лодкой. Предложено устройство для буксировки подводных аппаратов подводной лодкой, устанавливаемое на палубу ПЛ в районе комингс-площадки. Устройство имеет проставку с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551874
Дата охранного документа: 27.05.2015
27.05.2016
№216.015.43a2

Выдвижное ограждение люка

Изобретение относится к средствам спасения подводников и касается использования всплывающей спасательной камеры (КСВ). Предложено выдвижное ограждение люка, содержащее основание, сильфон с предохранительным клапаном, крышку с ручками, воздушный баллон, трубопровод с клапанами наполнения и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585389
Дата охранного документа: 27.05.2016
25.08.2017
№217.015.bdb5

Способ измерения величины остаточной плавучести подводного аппарата

Изобретение относится к области подводного аппаратостроения, а именно к способам измерения остаточной плавучести подводного аппарата. Для измерения величины остаточной плавучести подводного аппарата включают использование режима автоматической стабилизации глубины без хода, вертикального винта...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616453
Дата охранного документа: 17.04.2017
25.08.2017
№217.015.c6a1

Система вывески и дифферентовки подводного грузового контейнера

Изобретение относится к водолазной технике, а именно к системе вывески и дифферентовки подводных грузовых контейнеров. Система вывески и дифферентовки подводного грузового контейнера состоит из двух одинаковых независимых систем вывески, которые установлены в носовой и кормовой оконечностях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618583
Дата охранного документа: 04.05.2017
01.07.2018
№218.016.6932

Спасательное судно

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания судна, способного оказывать помощь личному составу аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте подо льдом. Спасательное судно с корпусом из материала ледового класса Arc9 включает в себя привязной спасательный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659317
Дата охранного документа: 29.06.2018
29.12.2018
№218.016.ac83

Устройство для загрузки водолазов в торпедный аппарат подводной лодки

Изобретение относится к области судостроения, а именно к водолазному и спасательному оборудованию. Предложено устройство для загрузки водолазов в торпедный аппарат (ТА) подводной лодки (ПЛ), которое содержит лоток, состоящий из двух листов - верхнего и нижнего, выполненных из нержавеющей стали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002676216
Дата охранного документа: 26.12.2018
09.02.2019
№219.016.b85d

Самоходный телеуправляемый спасательный колокол

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания средства, способного оказывать помощь личному составу аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте, в том числе подо льдом. Самоходный телеуправляемый спасательный колокол (СТСК) имеет спасательный отсек для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002679381
Дата охранного документа: 07.02.2019
+ добавить свой РИД