×
21.11.2018
218.016.9f72

ЭНЕРГОАКТИВНЫЙ ГОРОДСКОЙ МЕТРОПОЛИТЕН С НУЛЕВЫМ ПОТРЕБЛЕНИЕМ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ОТ ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002672891
Дата охранного документа
20.11.2018
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области городского транспорта, а именно к теплоснабжению объектов метрополитена. Энергоактивный городской метрополитен с нулевым потреблением тепловой энергии от внешних источников содержит раздельные путем установки разделительного ограждения с автоматическими дверями системы вентиляции тоннелей и станционных помещений, включающие тепловые насосы. Причем система вентиляции тоннелей содержит установленные в шахтах реверсируемые вентиляторы, при этом указанные вентиляторы шахт, находящихся при движении поезда перед ним и попадающих в зону повышенного давления, автоматически переключаются в режим удаления вытяжного воздуха, а вентиляторы вентиляционных шахт, находящихся позади поезда в зоне разрежения, - в режим подачи приточного воздуха. Технический результат заключается в увеличении энергетической эффективности системы вентиляции метрополитена. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области городского транспорта, а именно к теплоснабжению объектов метрополитена.

Проблема повышения комфортности теплового режима объектов метрополитена сегодня становится все более острой практически для всех крупных городов мира. При эксплуатации подземных сооружений генерируется столько тепловой энергии, что ее достаточно, чтобы поднять температуру воздуха в тоннелях на 8÷11°С выше температуры окружающей среды [New York City Transit Authority, An air conditioning study of the New York City transit system, Part I: A thermal.]. Так, например, в Лондоне, где температура окружающей среды может достигать 30°С и более летом, в поездах метрополитена зарегистрирована температура более 37°С [Evening Standard, West End Final, Tuesday 15 July 2003, London]. Очевидно, что обеспечение комфортных условий в тоннелях и на станциях метрополитена в этих условиях с помощью традиционных для метрополитена систем вентиляции является очень трудной, а в ближайшем будущем - просто невыполнимой задачей.

Известны схемы прямоточной (приточно-вытяжной) вентиляции метрополитена (Цодиков В.Я. «Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов», Москва, изд. «Недра», 1975 г.), обеспечивающей требуемые параметры микроклимата только за счет воздухообмена, но при этом отмечается также целесообразность термодинамической обработки воздуха (стр. 211).

Данные схемы как технически, так и экономически трудно реализуемы из-за чрезвычайно больших объемов приточного воздуха, рассчитываемых из условия удаления избытков теплоты, образующихся в результате движения подвижного состава в тоннелях и пассажиропотока на станциях. В период высоких температур приходится прибегать к снижению подачи наружного воздуха в дневное время во избежание перегрева станций и интенсивно вентилировать в ночное время, когда на поверхности относительно прохладно. Но, как показывает практика, этих мероприятий недостаточно. Ситуация, к тому же, усугубляется наблюдающимся «потеплением климата» и увеличивающимся из года в год пассажиропотоком, который вносит свой вклад в увеличивающийся дисбаланс теплового режима метрополитена. Например, сегодня Московский метрополитен ежегодно расходует около 2 млрд кВт⋅ч. Кроме этого, важной составляющей теплового баланса метрополитена являются тепловыделения от пассажиров, ежегодный объем которых может быть оценен в примерно в 0,15-0,17 млрд кВт⋅ч. Вся эта энергия, в конечном счете, преобразуется в тепловую и рассеивается в окружающей среде: нагревает грунт, окружающий тоннели и станции метрополитена и выбрасывается в атмосферу с вытяжным воздухом системы вентиляции. При этом дисбаланс теплового режима метрополитена приводит, среди прочего, к накапливающемуся со временем «тепловому загрязнению» грунтовых массивов, окружающих тоннели и объекты метрополитена, которое, в свою очередь, сказывается в виде снижения теплоотвода в грунт и «перегреву» внутреннего воздуха на станциях. Для иллюстрации этой ситуации на фиг. 1 приведены температуры внутреннего воздуха на станциях Московского метрополитена, наблюдавшиеся 28 июля 2010 года при температуре наружного воздуха +36°С.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является система вентиляции, описанная в патенте РФ 2462595, предусматривающая подачу наружного воздуха, организацию направленного движения воздуха по тоннелям и удаление отработанного воздуха, при этом наружный воздух подают в объеме, равном 20-30% от рассчитанного по теплоизбыткам объема воздуха для вентиляции, достаточном для поддержания нормативного содержания кислорода и углекислого газа в воздушной среде метрополитена, и производят принудительную рециркуляцию между станциями смеси наружного и тоннельного воздуха, в процессе которой смесь подвергают термодинамической обработке до достижения требуемых для метрополитена температурно-влажностных параметров воздуха.

Недостатком этого решения является его низкая энергетическая эффективность и ограниченные возможности по управлению тепловым режимом вентилируемых объектов метрополитена, в частности практическое отсутствие возможности независимого охлаждения пассажирских и тоннельных пространств. Этот недостаток является достаточно существенным, поскольку уже сегодня мы наблюдаем заметное влияние теплового воздействия эксплуатационных нагрузок объектов метрополитена на формирование теплового режима окружающего грунтового массива. На фиг. 2 представлены полученные авторами настоящей заявки результаты моделирования теплового режима тоннеля метрополитена при его многолетней эксплуатации в песчаном грунте. При моделировании в грунт «сбрасывалось» в зимние месяцы 10, а в летние 20 Вт на погонный метр длины тоннеля. Из зависимостей, представленных на рисунках, видно, что в течении эксплуатации тепловое влияние тоннеля вызывает активное изменение естественного теплового режима грунта (естественная температура грунта 8°С).

Предлагается энергоактивный городской метрополитен с нулевым потреблением тепловой энергии от внешних источников, включающий станции, тоннели и вестибюли, отличающийся тем, что метрополитен не потребляет тепловой энергии от внешних источников, а станционные пространства отделены от тоннелей герметичными, например, светопрозрачными, ограждениями с автоматически открывающимися во время посадки пассажиров дверными проемами, синхронизированными с открытием дверей поезда, при этом станции и тоннели оснащены независимыми приточно-вытяжными системами вентиляции и климатизации, обеспечивающими поддержание различных параметров микроклимата в станционном пространстве и в тоннелях, при этом теплоизбытки, образующиеся в тоннелях, удаляются системами вентиляции и охлаждения тоннелей, в том числе системами охлаждения с помощью тепловых насосов, а приточно-вытяжные системы вентиляции станций и тоннелей оснащены независимыми системами рекуперации и утилизации теплоты вытяжного воздуха, в том числе для нужд теплоснабжения прилегающей застройки с помощью тепловых насосов. Независимые приточно-вытяжные вентиляционные системы станций и тоннелей обеспечивают избыточное давление (подпор) воздуха на станциях с целью исключения попадания воздуха из тоннелей в станционное пространство. Вентиляционные шахты в тоннелях дополнительно оснащены реверсируемыми вентиляторами, при этом вентиляционные шахты, при движении поезда находящиеся перед ним и попадающие в зону повышенного давления, автоматически переключаются в режим удаления вытяжного воздуха, а вентиляционные шахты, находящиеся позади поезда в зоне разрежения, - в режим подачи приточного воздуха.

Независимые приточно-вытяжные вентиляционные системы тоннелей обеспечивают автоматическое поддержание температуры внутреннего воздуха в тоннелях на уровне температуры грунтового массива в заобделочном пространстве, устанавливающемся на 5-ый год эксплуатации метрополитена, но не превышающей температуру воздуха на станции более, чем на 5 градусов.

Для иллюстрации этого отличия на фиг. 3 представлены результаты выполненного авторами настоящей заявки моделирования теплового режима тоннеля метрополитена при его многолетней эксплуатации в песчаном грунте. При моделировании в грунт «сбрасывалось» в зимние месяцы 10, а в летние 20 Вт на погонный метр длины тоннеля. Из зависимостей, представленной на рисунках, видно, что в течение первых лет эксплуатации тепловое влияние тоннеля вызывает активное изменение естественного теплового режима грунта (естественная температура грунта 8°С), а начиная с пятого года эксплуатации грунт выходит на «квазиустановившийся» периодический режим и дальнейшая эксплуатация тоннеля не вызывает существенных его изменений. Таким образом, поддержание температуры внутреннего воздуха в тоннеле на уровне, близком к температуре заобделочного грунта, устанавливающемся на 5-й год эксплуатации, позволит исключить тепловое влияние грунта и его дальнейший нагрев, а значит кардинально сократить затраты на кондиционирование тоннелей.

Независимые приточно-вытяжные вентиляционные системы станций и тоннелей обеспечивают адаптивное управление подачей приточного наружного воздуха, при этом управление подачей приточного воздуха в пассажирские и служебные пространства станций и вестибюлей осуществляется в зависимости от количества пассажиров, например, по концентрации CO2, а подача приточного воздуха в тоннели осуществляется в зависимости от концентрации в воздухе вредных примесей, например по концентрации радона.

Поезда оснащены кондиционерами, и на закрытых участках линий метрополитена отводят избытки теплоты из вагонов в тоннельное пространство, а на открытых участках линий метрополитена дополнительно реверсируются в режим теплового насоса и отапливают вагон, используя при этом в качестве источника теплоты низкого потенциала вытяжной воздух системы вентиляции вагона. Кроме того, приточно-вытяжные системы вентиляции станций и поездов оснащены системами генерации озона и отрицательных ионов.

Энергоактивный городской метрополитен с нулевым потреблением тепловой энергии от внешних источников поясняется рисунками на фиг. 4÷6. Станционные пространства 1 отделены от тоннелей 2 герметичными ограждениями 3 с автоматически открывающимися во время посадки пассажиров дверными проемами 4 синхронизированными с открытием дверей поезда. Приточно-вытяжные системы вентиляции и климатизации тоннелей 5 и станций 6 обеспечивают охлаждение вытяжного воздуха. При этом снятое тепло может использоваться как для обогрева самой станции, так и для нужд теплоснабжения прилегающей застройки 7.

При движении состава 8 внутри тоннеля 2 реверсируемые вентиляторы 9, находящиеся в вентиляционных шахтах 10, автоматически переключаются таким образом, чтобы удалять вытяжной воздух из зоны повышенного давления 11 перед движущимся составом, и подавать приточный воздух в зоны разрежения 12, находящиеся позади движущегося состава.

Поезда оснащены кондиционерами 13, которые на закрытых участках линий метрополитена отводят избытки тепла 14 в тоннельное пространство. В холодное время года на открытых участках кондиционеры реверсируются в режим теплового насоса и подают в вагон теплый воздух 15, нагретый за счет теплоты низкого потенциала вытяжного воздуха системы вентиляции вагона 16.


ЭНЕРГОАКТИВНЫЙ ГОРОДСКОЙ МЕТРОПОЛИТЕН С НУЛЕВЫМ ПОТРЕБЛЕНИЕМ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ОТ ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ
ЭНЕРГОАКТИВНЫЙ ГОРОДСКОЙ МЕТРОПОЛИТЕН С НУЛЕВЫМ ПОТРЕБЛЕНИЕМ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ОТ ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ
ЭНЕРГОАКТИВНЫЙ ГОРОДСКОЙ МЕТРОПОЛИТЕН С НУЛЕВЫМ ПОТРЕБЛЕНИЕМ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ОТ ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 15 items.
20.11.2013
№216.012.82f1

Способ использования теплоаккумуляционных свойств грунта

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для энергетически и экологически эффективного теплохладоснабжения зданий и сооружений различного назначения. Способ использования теплоаккумуляционных свойств грунта включает устройство в грунте герметичных теплообменников...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499197
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.12.2014
№216.013.13a0

Теплонасосная установка для горячего водоснабжения или отопления

Изобретение относится к области энергосбережения, в частности к обеспечению горячего водоснабжения или отопления. На испарителе хладагент под действием источника низкопотенциального тепла испаряется и в газообразном состоянии поступает на компрессор, где сжимается и под высоким давлением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536448
Дата охранного документа: 27.12.2014
27.10.2015
№216.013.89e1

Способ каскадного теплонасосного теплоснабжения

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для энергетически и экологически эффективного теплохладоснабжения зданий и сооружений различного назначения. Способ теплонасосного теплоснабжения предусматривает преобразование низкопотенциальной тепловой энергии с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566900
Дата охранного документа: 27.10.2015
10.11.2015
№216.013.8e85

Приточно-вытяжное вентиляционное устройство с рекуперацией теплоты

Изобретение относится к области вентиляции с применением энергосберегающих технологий, а именно с подогревом приточного воздуха теплотой вытяжного воздуха. Приточно-вытяжное вентиляционное устройство с рекуперацией теплоты содержит корпус и расположенный в нем с радиальным зазором пучок трубок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002568094
Дата охранного документа: 10.11.2015
13.01.2017
№217.015.6823

Геотермальная теплонасосная система

Предлагается устройство, содержащее теплонасосное оборудование и систему сбора низкопотенциальной теплоты грунта, состоящую из двух и более зон, параллельно подключенных к теплонасосному оборудованию, каждая из которых, в свою очередь, включает один и более вертикальных герметичных грунтовых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591362
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.02.2018
№218.016.1eb1

Способ повышения теплотехнической однородности трёхслойной ограждающей конструкции здания и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области строительства и касается тепловой эффективности ограждающей конструкции здания (наружной стены). Предлагается способ повышения теплотехнической однородности, заключающийся в том, что, с целью предотвращения нежелательного теплового потока по шпонке, в месте...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641059
Дата охранного документа: 15.01.2018
10.05.2018
№218.016.3a2e

Адаптивная гибридная теплонасосная система теплохладоснабжения

Изобретение относится к области теплоснабжения, в том числе с использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии, и представляет собой адаптивную теплонасосную систему теплохладоснабжения, содержащую тепловой насос с системой сбора низкопотенциальной теплоты, включающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647606
Дата охранного документа: 16.03.2018
10.05.2018
№218.016.3bbe

Способ управления и устройство грунтового теплообменника

Изобретение относится к области энергосбережения, в частности к использованию низкопотенциальной тепловой энергии грунтового массива с помощью тепловых насосов. Способ работы системы грунтовых теплообменников, использующей с помощью теплового насоса тепловую энергию или хладоресурс грунтового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647263
Дата охранного документа: 15.03.2018
09.06.2018
№218.016.5c40

Способ теплохладоснабжения метрополитена

Изобретение относится к области городского транспорта, а именно к теплоснабжению и вентиляции метрополитена. Способ теплохладоснабжения метрополитена заключается в том, что термодинамическую обработку вентиляционного воздуха осуществляют путем нагрева или охлаждения приточного воздуха за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655690
Дата охранного документа: 29.05.2018
19.08.2018
№218.016.7d6d

Грунтовый теплообменник геотермальной теплонасосной системы с увлажнением грунта и способ его использования

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для экологически и энергетически эффективного теплохладоснабжения зданий и сооружений с помощью теплонасосной системы, использующей низкопотенциальную теплоту грунтового массива, в частности к устройству грунтовых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664271
Дата охранного документа: 15.08.2018
Showing 1-10 of 24 items.
27.07.2013
№216.012.5a57

Приточно-вытяжное вентиляционное устройство для зданий с вентилируемым фасадом

Изобретение относится к системам вентиляции домов, оснащенных вентилируемым фасадом. Приточно-вытяжное вентиляционное устройство включает корпус и встроенный в него теплообменник-рекуператор. Забор приточного воздуха организован с улицы, а выброс вытяжного воздуха из помещения осуществлен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488748
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.11.2013
№216.012.7e4d

Устройство для таяния снега

Устройство относится к области коммунального хозяйства. Теплоноситель 8 нагревается в теплонасосной системе теплохладоснабжения 5, после чего подается в трубопровод 7, протекая по которому нагревает площадку 6. После прохождения всего трубопровода теплоноситель снова подается в теплонасосную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498006
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.11.2013
№216.012.82f1

Способ использования теплоаккумуляционных свойств грунта

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для энергетически и экологически эффективного теплохладоснабжения зданий и сооружений различного назначения. Способ использования теплоаккумуляционных свойств грунта включает устройство в грунте герметичных теплообменников...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499197
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.12.2014
№216.013.13a0

Теплонасосная установка для горячего водоснабжения или отопления

Изобретение относится к области энергосбережения, в частности к обеспечению горячего водоснабжения или отопления. На испарителе хладагент под действием источника низкопотенциального тепла испаряется и в газообразном состоянии поступает на компрессор, где сжимается и под высоким давлением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536448
Дата охранного документа: 27.12.2014
20.08.2015
№216.013.7271

Термоскважина для извлечения и/или сброса в грунт тепловой энергии

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для энергетически и экологически эффективного теплохладоснабжения зданий и сооружений различного назначения. Термоскважина для извлечения или сброса в грунт тепловой энергии работает следующим образом. Теплоноситель 2...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560867
Дата охранного документа: 20.08.2015
27.10.2015
№216.013.89e1

Способ каскадного теплонасосного теплоснабжения

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для энергетически и экологически эффективного теплохладоснабжения зданий и сооружений различного назначения. Способ теплонасосного теплоснабжения предусматривает преобразование низкопотенциальной тепловой энергии с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566900
Дата охранного документа: 27.10.2015
10.11.2015
№216.013.8e85

Приточно-вытяжное вентиляционное устройство с рекуперацией теплоты

Изобретение относится к области вентиляции с применением энергосберегающих технологий, а именно с подогревом приточного воздуха теплотой вытяжного воздуха. Приточно-вытяжное вентиляционное устройство с рекуперацией теплоты содержит корпус и расположенный в нем с радиальным зазором пучок трубок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002568094
Дата охранного документа: 10.11.2015
13.01.2017
№217.015.6823

Геотермальная теплонасосная система

Предлагается устройство, содержащее теплонасосное оборудование и систему сбора низкопотенциальной теплоты грунта, состоящую из двух и более зон, параллельно подключенных к теплонасосному оборудованию, каждая из которых, в свою очередь, включает один и более вертикальных герметичных грунтовых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591362
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.7bdc

Способ и устройство предотвращения появления наледи на мостах

Предлагается способ и устройство для выравнивания температур дорожного покрытия подъездных насыпей и автомобильных мостов во избежание образования наледи на последнем при понижении температуры воздуха ниже 0°C с использованием теплоты грунтового массива насыпей. Способ реализуется устройством,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002600250
Дата охранного документа: 20.10.2016
13.02.2018
№218.016.1eb1

Способ повышения теплотехнической однородности трёхслойной ограждающей конструкции здания и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области строительства и касается тепловой эффективности ограждающей конструкции здания (наружной стены). Предлагается способ повышения теплотехнической однородности, заключающийся в том, что, с целью предотвращения нежелательного теплового потока по шпонке, в месте...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641059
Дата охранного документа: 15.01.2018
+ добавить свой РИД