×
23.10.2018
218.016.952b

Результат интеллектуальной деятельности: Устройство для контроля диаметра критического сечения регулируемого сопла реактивного двигателя

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002670285
Дата охранного документа
22.10.2018
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для контроля диаметра критического сечения регулируемого сопла при производстве авиационных или ракетных реактивных двигателей. Устройство для контроля диаметра критического сечения регулируемого сопла реактивного двигателя включает контрольный калибр, а также средства его перемещения и измерения усилия перемещения. Контрольный калибр посредством сферического подшипника закреплен на элементе средства измерения усилия перемещения с осевым и радиальным зазорами, обеспечивающими возможность его углового и линейного перемещения, ограниченного допусками на размеры сопла. При этом контрольный калибр содержит сферическую поверхность, выполненную с возможностью контакта со створками регулируемого сопла и имеющую диаметр, равный диаметру критического сечения регулируемого сопла. Изобретение позволяет обеспечить перемещение контрольного калибра соосно диаметру фактического положения створок в критическом сечении регулируемого сопла реактивного двигателя, за счет чего исключается повреждение створок и кинематических звеньев привода сопла, повышается надежность реактивного двигателя и изделий с его применением, улучшается качество контроля и точность измерения диаметра критического сечения сопла реактивного двигателя. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для контроля диаметра критического сечения регулируемого сопла при производстве авиационных или ракетных реактивных двигателей.

В случае, когда применить стандартные средства контроля параметров при производстве продукции не представляется возможным, применяются специальные способы и устройства для контроля параметров.

Известно одно из таких устройств [1. Пат. RU 2 419 762 С1, МПК G01B 3/46. Калибр типа СФЕРЕЯР, способ настройки мерного стержня калибра, способ тонкой доводки рабочего размера мерного стержня калибра, способ определения действительного размера мерного стержня калибра / П.П. Яровой, В.М. Кудрявицкий. (17.11.2009) Опубл. 27.05.2011. Бюл. №15.] - калибр для измерения внутренних диаметров, содержащий мерный стержень с измерительными наконечниками, каждый из которых имеет сферический рабочий торец, установленный на подвесе из двух пружинных лент и содержащий определитель усилия сопротивления развороту (ОУСР) мерного стержня внутри контролируемого отверстия.

Основные недостатки указанного устройства следующие:

- декларируется повышение точности устройства за счет оснащения его ОУСР, выполненным в виде лент, которые схлопываются между собой при достижении заданного измерительного усилия по указателю и тарировочным обозначениям на шкале, то есть для индикации нужен натяг, что противоречит п. 7 формулы [1.], где предварительное значение устанавливают меньше предполагаемого действительного значения. Даже если значение устанавливают до 5 мкм, то, учитывая непостоянство жесткости пружинных лент и прокладки между ними, есть основание считать эти опосредованные замеры необъективными;

- стопорение настраиваемого измерительного наконечника по легко сминаемому материалу не исключит «случайных самоизменений» [1.], ввиду обязательно происходящей в уплотнении релаксации напряжений с соответствующим изменением настроенного контрольного размера;

- в описании «…процесс измерения представляет собой как бы сравнение с шаром известного диаметра размера контролируемого отверстия в том сечении, в котором происходит сопряжение указанных деталей. При этом мерный стержень представляет собой не полный шар, а цилиндрическую высечку из него» рассматривается как преимущество, однако притирка сферических измерительных наконечников во взаимно перпендикулярных плоскостях по цилиндру [1. Фиг. 5; фиг. 6] даст огранку, но не сферу, равную диаметру замеряемого размера, что однозначно скажется на достоверности измерений, усугубляемой еще тем, что притертые поверхности от образующей цилиндра и диаметра на сфере стержня меньшего диаметра будут разными, а способ по п. 6 формулы [1.] приведет к еще большим искажениям замеров от настроечных.

Из упомянутых недостатков следует, что заявленная простота доведения устройства до рабочего состояния, тем более повышенной точности, -недостоверна, и никак не обойтись «…без включения органов зрения и напряжения сознания» [1.]. В серийном производстве применение данного устройства нецелесообразно: нужно ловить серединные показания размера, возможна нестабильность и недостоверность измерений.

В качестве прототипа к предложенному изобретению принято устройство для измерения выходного диаметра реактивного сопла [2. А.с. SU 186146, МПК G01B 13/08, G01B 3/30. Устройство для измерения выходного диаметра реактивного сопла / Н.И. Богатырев и др. (27.01.1965) Опубл. 12.09.1966. Бюл. №18.]. Измерительные стержни помещены в блок радиально расположенных в одной плоскости цилиндров, к которым подведена рабочая среда, например, воздух, а количество стержней равно количеству створок реактивного сопла.

Недостатки указанного устройства следующие:

- как правило, предусматривается ограничение усилия при контакте устройства со створками, и, несмотря на наличие жиклера, обеспечивающего плавность перемещения стержней, проблема повреждения створок и кинематических звеньев привода сопла сохраняется в связи с тем, что по уплотнениям цилиндров трение покоя отличается от трения движения в несколько раз, а добиться стабильного трения в каждом из цилиндров маловероятно, движение стержней может быть скачкообразным - с чередованием проскальзывания с остановками [3. Башта Т.М. Машиностроительная гидравлика: справ, пособие. - М.: Машиностроение, 1971. - С. 605, 606, рис. 376] и возможным динамическим воздействием на створки;

- устройство не обеспечивает комплексного замера круглости в критическом сечении сопла с учетом податливости створок при определенном усилии воздействия на них;

- «…устройство располагается, примерно, в центре замеряемого диаметра…» [3.], - это оставляет открытым вопрос об обеспечении контроля требования концентричности критического сечения выходному диаметру в связи с тем, что поршни и, следовательно, измерительные стержни займут положение с погрешностью, которая отразится на точности измерения.

Целью настоящего изобретения является предотвращение повреждения створок и кинематических звеньев привода сопла за счет обеспечения перемещения контрольного калибра соосно диаметру фактического исполнения положения створок в критическом сечении регулируемого сопла реактивного двигателя с измерением усилия перемещения, повышение надежности реактивного двигателя и изделий с его применением, а также улучшение качества контроля диаметра сопла критического сечения реактивного двигателя.

Предлагаемое устройство для контроля диаметра критического сечения регулируемого сопла реактивного двигателя включает контрольный калибр, а также средства его перемещения и измерения усилия перемещения. Контрольный калибр посредством сферического подшипника закреплен на элементе средства измерения усилия перемещения с осевым и радиальным зазорами, обеспечивающими возможность его углового и линейного перемещения, ограниченную допусками на размеры сопла. При этом контрольный калибр содержит сферическую поверхность, выполненную с возможностью контакта со створками регулируемого сопла и имеющую диаметр, равный диаметру критического сечения регулируемого сопла.

Конструктивные особенности заявляемого устройства заключаются в следующем. Устройство (фиг. 1, 2, 3) состоит из контрольного калибра 1, закрепленного посредством сферического подшипника 2 на элементе 3 средства измерения усилия перемещения 4 (одно из известных устройств, в данной заявке не рассматривается) контрольного калибра 1 с осевым и радиальным зазорами 5, 6 соответственно. На противоположной стороне средства измерения усилия перемещения 4 установлена двуручная державка 7 и переходник 8 для крепления на устройстве перемещения (винтовое, рычажное, гидропривод и др. - в данной заявке не рассматривается). Контрольный калибр содержит сферическую поверхность 9, равную диаметру критического сечения Dкр регулируемого сопла.

Устройство для контроля диаметра критического сечения регулируемого сопла по настоящему изобретению предполагает два варианта применения: с перемещением в ручном режиме и от привода (механического, гидравлического и др.). В каждом из указанных применений основным требованием операции контроля является обеспечение перемещения контрольного калибра 1 соосно диаметру фактического исполнения положения створок в критическом сечении регулируемого сопла с измерением усилия перемещения.

Крепление контрольного калибра 1 в устройстве обеспечивает возможность его углового и линейного перемещения в пределах зазоров 5, 6, а сферическая поверхность 9 защищает от заклинивания по Dкр. Замер усилия перемещения контрольного калибра осуществляется известным универсальным способом, например, с помощью тензометра и компьютера в зависимости от схемы средства замера усилия перемещения контрольного калибра 1.

Заявляемое изобретение совпадает с устройством по прототипу по следующему признаку: контроль диаметра реактивного сопла критического сечения реактивного двигателя посредством специального устройства. Главным отличием настоящего изобретения от прототипа является контрольный калибр, посредством сферического подшипника закрепленный на элементе средства измерения усилия перемещения с осевым и радиальным зазорами, с обеспечением линейных и угловых перемещений, ограниченных допусками на размеры сопла. При этом контрольный калибр содержит сферическую поверхность, выполненную с возможностью контакта со створками регулируемого сопла и имеющую диаметр, равный диаметру критического сечения регулируемого сопла.

Технический результат заключается в улучшении качества контроля диаметра сопла критического сечения реактивного двигателя, повышении точности измерения, а также в повышении надежности реактивного двигателя и изделий с его применением.

Предлагаемое устройство может быть изготовлено с помощью стандартного оборудования и материалов отечественного производства. Таким образом, оно соответствует критерию «промышленная применимость».

Источники информации

1. Пат.RU 2 419 762 С1, МПК G01B 3/46. Калибр типа СФЕРЕЯР, способ настройки мерного стержня калибра, способ тонкой доводки рабочего размера мерного стержня калибра, способ определения действительного размера мерного стержня калибра / П.П. Яровой, В.М. Кудрявицкий. (17.11.2009) Опубл. 27.05.2011. Бюл. №15.

2. А.с. SU 186146, МПК G01B 13/08, G01B 3/30. Устройство для измерения выходного диаметра реактивного сопла / Н.И. Богатырев и др. (27.01.1965) Опубл. 12.09.1966. Бюл. №18.

3. Башта Т.М. Машиностроительная гидравлика: справ, пособие. - М.: Машиностроение, 1971.

4. Пат.US 4227310, МПК G01B 3/46, G01B 3/52. Heads for gaging devices and fixture for setting same / Frank E. Vanderwal. (27.03.1978) Опубл. 14.10.1980.

5. Пат.US 4200987, МПК G01B 3/42, G01B 3/46, G01B 5/08. Gauge / Marvin G. Schmitt. (10.10.1978) Опубл. 06.05.1980.

6. Патент CH 703905 / Daniel Rochat. Опубл. 13.04.2012.

Устройство для контроля диаметра критического сечения регулируемого сопла реактивного двигателя, включающее контрольный калибр, а также средства его перемещения и измерения усилия перемещения, отличающееся тем, что контрольный калибр посредством сферического подшипника закреплен на элементе средства измерения усилия перемещения с осевым и радиальным зазорами, обеспечивающими возможность его углового и линейного перемещения, ограниченного допусками на размеры сопла, при этом контрольный калибр содержит сферическую поверхность, выполненную с возможностью контакта со створками регулируемого сопла и имеющую диаметр, равный диаметру критического сечения регулируемого сопла.
Устройство для контроля диаметра критического сечения регулируемого сопла реактивного двигателя
Устройство для контроля диаметра критического сечения регулируемого сопла реактивного двигателя
Устройство для контроля диаметра критического сечения регулируемого сопла реактивного двигателя
Устройство для контроля диаметра критического сечения регулируемого сопла реактивного двигателя
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 161 items.
27.03.2016
№216.014.c878

Автоматическая система загрузки ракет в самоходную пусковую установку

Изобретение относится к военной технике. Автоматическая система загрузки ракет в составе подвижного ракетного комплекса состоит из цепных транспортеров и рельсовых направляющих, размещенных на основании контейнеров транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) и самоходной пусковой установки (СПУ)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578917
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.06.2016
№217.015.041c

Стенд для испытаний шарнирных подшипников

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытаний шарнирных подшипников с имитацией эксплуатационных нагрузок и температур. Стенд состоит из основания, на котором размещены и соединены при помощи кинематической цепи привод и нагрузочное устройство. Основание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587693
Дата охранного документа: 20.06.2016
20.06.2016
№217.015.0509

Раскрываемый руль

Изобретение относится к ракетной технике. Раскрываемый руль содержит складываемую часть руля (1) и корневую часть (2), закрепленную в приводе (3) управления рулем и установленную в корпусе с возможностью поворота, и привод (5) раскрытия руля со штоком (6) для его продольного перемещения. Шток...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587751
Дата охранного документа: 20.06.2016
10.05.2016
№216.015.3ac3

Термоэмиссионный способ тепловой защиты частей летательных аппаратов

Термоэмиссионный способ тепловой защиты частей летательных аппаратов (ЛА) включает отвод теплового потока от нагреваемой части ЛА к менее нагретой с помощью термоэмиссионного модуля посредством размещения на внутренней поверхности нагреваемых частей ЛА электропроводящего материала или покрытия,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583511
Дата охранного документа: 10.05.2016
10.05.2016
№216.015.3b21

Способ одновременного выведения группы спутников на некомпланарные орбиты (варианты)

Группа изобретений относится к формированию систем ИСЗ с некомпланарными орбитами. Способ включает одновременное выведение группы ИСЗ ракетой-носителем (РН). При этом на РН устанавливают гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА), выводимый на баллистическую траекторию, в апогее которой ГЛА...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583507
Дата охранного документа: 10.05.2016
10.05.2016
№216.015.3db9

Защитная панель летательного аппарата

Изобретение относится к ракетно-космической технике и касается защитных панелей. Защитная панель летательного аппарата (ЛА) состоит из плиток, жестко закрепленных на внешней поверхности ЛА. На каждой плитке выполнены выступ в центральной части и вырезы на краях. Плитки соединены между собой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583532
Дата охранного документа: 10.05.2016
27.08.2016
№216.015.4dd5

Корпус гиперзвукового летательного аппарата и способ его изготовления

Группа изобретений относится к авиационной и ракетной технике. Способ изготовления корпуса гиперзвукового летательного аппарата из композиционных материалов характеризуется тем, что изготавливают методом намотки или объемного плетения одну или более оболочек вращения, из которых нарезают по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595354
Дата охранного документа: 27.08.2016
27.08.2016
№216.015.4eb2

Способ управления полетом ракеты

Изобретение относится к военной технике, преимущественно к тактическим и оперативно-тактическим комплексам управляемого ракетного оружия (УРО) с баллистическими (аэробаллистическими) и высотными крылатыми ракетами. В состав оптико-электронной корреляционно-экстремальной СН ракеты дополнительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595282
Дата охранного документа: 27.08.2016
27.08.2016
№216.015.4efc

Обслуживаемый на орбите автоматический космический аппарат

Изобретение относится к области космической техники. Обслуживаемый на орбите космический аппарат (КА) содержит штатную двигательную установку с топливными баками, систему подачи топлива с заправочной горловиной, целевую аппаратуру, систему управления движением, систему электропитания, силовые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595352
Дата охранного документа: 27.08.2016
13.01.2017
№217.015.7520

Способ определения коэффициента трения подшипника

Изобретение относится к способам измерения трения в подшипниках. Способ определения коэффициента трения подшипника заключается в создании усилия на подшипник от нагрузочного устройства. При этом создается дополнительное усилие от силовозбудителя. Причем усилия, приложенные к подшипнику от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002598696
Дата охранного документа: 27.09.2016
Showing 1-10 of 16 items.
20.06.2016
№217.015.0509

Раскрываемый руль

Изобретение относится к ракетной технике. Раскрываемый руль содержит складываемую часть руля (1) и корневую часть (2), закрепленную в приводе (3) управления рулем и установленную в корпусе с возможностью поворота, и привод (5) раскрытия руля со штоком (6) для его продольного перемещения. Шток...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587751
Дата охранного документа: 20.06.2016
25.08.2017
№217.015.b138

Контрольный ротор для проверки балансировочного станка

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для проверки балансировочных станков и подтверждения их характеристик. Контрольный ротор состоит из вала и диска, на валу установлены радиально-упорные подшипники, зафиксированные от осевого перемещения разрезными стопорными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613017
Дата охранного документа: 14.03.2017
26.08.2017
№217.015.eb2e

Узел стыковки разделяемых объектов летательных аппаратов

Изобретение относится к ракетной технике и может найти применение в конструкциях систем разделения объектов летательных аппаратов (ЛА), где требуется снижение ударных нагрузок и импульса от действия средства разделения на точность выведения конечных ступеней объекта, в частности в заднем узле...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628282
Дата охранного документа: 15.08.2017
13.02.2018
№218.016.2069

Фиксатор разделяемых объектов летательных аппаратов

Изобретение относится к ракетной технике и может найти применение в конструкциях систем разделения объектов летательных аппаратов (ЛА). Целью изобретения является создание надежного фиксатора разделяемых объектов ЛА для соединения без люфта сложных разделяемых объектов большой массы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641532
Дата охранного документа: 18.01.2018
04.04.2018
№218.016.3501

Мультипликатор двойного действия

Изобретение относится к гидросистемам транспортных средств. Мультипликатор состоит из дифференциального поршня, механизма реверсирования, обратных клапанов, гидрокомпенсатора, гидроаккумулятора, фильтра и штуцеров. Обратные клапаны содержат демпфирующие полости с дроссельными отверстиями. Все...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645881
Дата охранного документа: 28.02.2018
10.05.2018
№218.016.477b

Способ изготовления тонколистового антифрикционного материала

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в узлах трения без дополнительной смазки и при высоких температурах. Способ изготовления гибкой ленты тонколистового антифрикционного материала для узла трения без дополнительной смазки включает проведение укладки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650823
Дата охранного документа: 17.04.2018
11.10.2018
№218.016.8f91

Уплотнительное устройство для герметизации элементов отделяемых летательных аппаратов

Уплотнительное устройство для герметизации элементов отделяемых летательных аппаратов, содержащее плату с канавкой и уплотнительным кольцом, поджимаемым к седлу. Плата уплотнительного устройства имеет возможность ее перемещения с сохранением условий герметичности в пределах хода срабатывания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669113
Дата охранного документа: 08.10.2018
19.10.2018
№218.016.93c7

Топливная система летательного аппарата

Изобретение относится к топливным системам летательных аппаратов. Топливная система состоит из бака, инерционного клапана, расходного отсека с перегородкой, трубопроводов забора топлива из бака. Инерционный клапан представляет собой цилиндрический груз (6), расположенный вдоль оси по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669913
Дата охранного документа: 16.10.2018
16.11.2018
№218.016.9e10

Упругая опора подшипника качения высокооборотного ротора

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения, и касается динамической устойчивости роторов. Может найти применение в устройствах с подшипниками качения роторов турбонасосных агрегатов, к которым предъявляются требования по герметичности при вибрационных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672516
Дата охранного документа: 15.11.2018
17.03.2019
№219.016.e2d1

Устройство складывания аэродинамической поверхности летательного аппарата

Устройство складывания аэродинамической поверхности летательного аппарата (ЛА) содержит подвижную и неподвижную части аэродинамической поверхности, исполнительные механизмы складывания в виде приводов и Г-образных качалок, короткие плечи которых зафиксированы на осях вращения, установленных в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682152
Дата охранного документа: 14.03.2019
+ добавить свой РИД