×
08.07.2018
218.016.6eb8

Результат интеллектуальной деятельности: МОБИЛЬНАЯ ГЕЛИОСИСТЕМА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002660402
Дата охранного документа
06.07.2018
Аннотация: Изобретение относится к автономным гелиосистемам для получения, накопления и использования электрической и тепловой энергии. Солнечный конвертер выполнен со снабженной выходными проводниками фотоэлектрической поверхностью, совмещенной с верхней крышкой теплового аккумулятора, корпус которого снабжен введенной в систему эластичной липучей, вакуумной или магнитной присоской, а также с лобовым и тыловым спойлерами, передней и задней торцевыми стенками теплового аккумулятора. Нижняя внутренняя стенка теплового аккумулятора выполнена упругоэластичной и поджата в исходном состоянии силами упругости к внутренней поверхности верхней крышки, выходные проводники фотоэлектрической поверхности солнечного конвертера подключены через зарядное устройство к электрическому аккумулятору, размещенному в пространстве под тыловым спойлером теплового аккумулятора. Технический результат – упрощение конструкции. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к автономным гелиосистемам для получения, накопления и использования электрической и тепловой энергии в местах временной дислокации людей и с использованием транспортных средств. Известна гелиотепловая энергосистема (см. Инновационный патент на изобретение KZ №27346 от 16.09.2013, бюл. № 9, «Гелиотепловая энергосистема» [1]). Эта гелиосистема содержит замкнутый гидроконтур в составе солнечного коллектора, теплового аккумулятора, гидронасоса и потребителей тепловой энергии. Это стационарная система, которая обеспечивает конверсию энергии солнечной радиации в тепловую, накопление и утилизацию тепловой энергии потребителями. Существенными недостатками этого прототипа являются громоздкая материалоемкая конструкция, отсутствие электрического выхода конвертируемой энергии и отсутствие мобильности для ее размещения в местах временного пребывания людей, в том числе во время движения транспортных средств. Наиболее близким известным техническим решением получения электрической энергии от энергии солнечной радиации являются гибридные солнечные коллекторы PVT (см. Гибридные солнечные коллекторы PVT, сайт: http:iik_altenergo.ukr [2]). Это устройство предназначено для одновременного производства электричества и горячей воды, в котором тепло поглощается в размещенном за фотомодулем теплообменнике в виде медной трубки с внутренним объемом 1,2 л, включенном в гидроконтур. По гидроконтуру циркулирует вода под давлением 10 Бар со скоростью 65 л в час. Недостатками прототипа являются сложная и материалоемкая конструкция, которая не позволяет проектировать, изготавливать и применять мобильные гелиосистемы для получения, накопления и использования электрической и тепловой энергии как в транспортном положении, так и в местах временной дислокации людей.

Технической задачей изобретения является создание варианта построения мобильной гелиосистемы для получения, накопления и использования электрической и тепловой энергии как в местах временной дислокации людей, так и в процессе движения транспортных средств.

Для решения технической задачи солнечный конвертер выполнен со снабженной выходными проводниками фотоэлектрической поверхностью в виде верхней стенки теплового аккумулятора, корпус которого снабжен введенной в систему эластичной липучей, вакуумной или магнитной, съемно закрепленной к прилегающей к поверхности крыши транспортного средства, солнечный конвертер снабжен лобовым и тыловым спойлерами, а также выполнен в виде теплового аккумулятора с передней и задней торцевыми стенками, причем нижняя внутренняя стенка теплового аккумулятора выполнена упругоэластичной. Кроме того, выходные проводники фотоэлектрической поверхности солнечного конвертера подключены через адаптивное зарядное устройство к введенному в устройство электрическому аккумулятору, размещенному в пространстве под тыловым спойлером теплового аккумулятора.

Вид сверху на мобильную гелиосистему показан на фиг. 1, на верхней части фиг. 2 показан вид сбоку, а в нижней части фиг. 2 показан вид снизу на эту конструкцию. На фиг. 3 показан разрез по оси симметрии (вид сбоку) теплового аккумулятора с полностью заполненным водой внутренним объемом, а на фиг 4 - в состоянии с внутренним объемом без воды. Мобильная гелиосистема содержит верхнюю обтекаемую стенку 1 теплового аккумулятора с примыкающими к стенке 1 лобовым 2 и тыловым 3 спойлерами. В верхнюю стенку 1 врезан солнечный конвертер 4 с фотоэлектрической поверхностью, снабженной выходными проводниками 5 и 6, подключенными к входам контроллера солнечного конвертора 7 [3], выход которого подключен к электрическому аккумулятору 8, к клеммам которого подключен выходной электрический разъем 9.

Внутренняя полость теплового аккумулятора может быть заполнена водой через впускной клапан 10, а через выходной вентиль 11 вода может подаваться потребителям через выходной патрубок 12. Внутренняя полость теплового аккумулятора герметично закрыта нижней упругоэластичной внутренней стенкой 13, которая при отсутствии в ней воды прижата упругими силами к внутренней поверхности солнечного конвертера 4 (см. фиг. 3) и отходит от этой поверхности до крыши автомобиля на уровне поджатой к эластичной липучей прокладки 14 под давлением воды, которая заполняет внутреннюю полость 15 теплового аккумулятора (см. фиг. 4). Введенная в систему эластичная липучая прокладка 14 размещена по нижнему контуру верхней крышки 1 теплового аккумулятора, прилегающего к поверхности крыши транспортного средства. Конфигурация нижнего контура теплового аккумулятора и прилегающей к нему эластичной липучей прокладки 14 изготовлены по конфигурации крыши транспортного средства (например, автомобиля), что обеспечивает их надежное удержание как при стоянке, так и в процессе движения автомобиля. Эластичная внутренняя стенка 13 теплового аккумулятора герметично присоединена по контуру к верхней обтекаемой крышке 1, а также к передней 16 и тыловой 17 торцевым стенкам. Под давлением воды, подаваемой через входной клапан 10, эластичная внутренняя стенка 13 теплового аккумулятора отходит от верхней обтекаемой стенки 1 и солнечного конвертера 4, создавая небольшое избыточное давление воды во внутреннем объеме теплового аккумулятора. При расходе воды 15 из внутреннего объема теплового аккумулятора через выходной вентиль 11 и патрубок 12 упругоэластичная внутренняя стенка 13 частично или полностью возвращается в исходное состояние, показанное на фиг. 4. Собственно солнечный конвертер в виде фотомодуля 4 соединен с крышкой 1 по контуру герметизирующим эластичным окаймлением 18 и 19. Для ограничения выхода упругоэластичной внутренней стенки 13 за границы контура липучей эластичной прокладки 14 в системе предусмотрена нижняя решетка 21.

Мобильная гелиосистема может функционировать на крыше транспортного средства (автомобиля) как при его стоянке, так и в процессе движения, кроме того, система может быть снята с автомобиля, наклонно установлена у дерева или у наклонного щита или у обращенной на Юг стены любого строения на высоте, позволяющей с удобством пользоваться подогретой водой через выходные вентиль 11 и патрубок 12. В транспортном положении внутренняя полость теплового аккумулятора может быть частично (до 30% от максимального объема) заполнена водой для ее нагрева в процессе движения и использования при кратковременной остановке.

Падающий на поверхность солнечного конвертера 4 солнечный поток преобразуется в электрическую энергию, которая накапливается в электрическом аккумуляторе 8. Одновременно энергия солнечного потока нагревает воду во внутренней полости 15 теплового аккумулятора через поверхности солнечного конвертера 4 и обтекаемую стенку 1 теплового аккумулятора. Накопленные в течение светлого времени суток в системе тепловая и электрическая энергия могут применяться потребителями в вечернее и ночное время.

Габаритные размеры теплового аккумулятора и энергетические характеристики гелиосистемы можно оценить с учетом имеющихся размеров солнечного фотомодуля 1200×600 мм [2] и габаритов легкового автомобиля скорой помощи, например. При полезной площади солнечного конвертера около 0,84 м2 номинальная выходная электрическая мощность фотомодуля близка к 80 Вт. Верхняя обтекаемая стенка 1 может иметь размеры 1200×700 мм при средней высоте 120 мм, при этом максимальный внутренний объем теплового аккумулятора составит около 100 л. Тепловая производительность за светлое время суток (10 ч) составит около 4000 килокалорий, что эквивалентно повышению температуры на 40°С внутри полностью заполненного водой внутреннего объема теплового аккумулятора. В электрическом аккумуляторе 8 за это же время будет накоплена электрическая энергия около 0,8 кВт/ч, достаточная для питания электрических потребителей общей мощностью 140 Вт в течение 5 ч. Снижение аэродинамического сопротивления устройства при движении автомобиля возможно выбором конфигурации спойлеров 2 и 3 и двухпараметрового солнечного конвертера 4, а также конфигурацией верхней обтекаемой крышки 1 гелиосистемы.

За счет благоприятного теплового обмена с поверхности фотомодуля в воду его температура не превысит 80°С, что благоприятно скажется на энергетической эффективности фотомодуля в светлое время суток. По сравнению с прототипом предложенный вариант мобильной гелиосистемы максимально упрощен конструктивно, позволяет его использовать как на стоянке, так и в транспортном положении.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Гелиотепловая энергосистема. Инновационный патент на изобретение KZ №27346 от 16.09.2013, бюл. №9.

2. Гибридные солнечные коллекторы Solimpex VOLTHER PV-T. Сайт: https://www.youtube.com.

3. Харитонов П.Т. и др. Контроллер солнечной энергии оптимизирующий. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. С.Петербург, №10, 2015, с. 444-449.


МОБИЛЬНАЯ ГЕЛИОСИСТЕМА
МОБИЛЬНАЯ ГЕЛИОСИСТЕМА
МОБИЛЬНАЯ ГЕЛИОСИСТЕМА
МОБИЛЬНАЯ ГЕЛИОСИСТЕМА
МОБИЛЬНАЯ ГЕЛИОСИСТЕМА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-7 of 7 items.
27.01.2014
№216.012.9d0c

Электрическая машина с дисковым ротором

Изобретение относится к области электротехники, в частности к низкооборотным бесконтактным моментным электрическим машинам с постоянными магнитами, и может использоваться для преобразования энергии вращения роторов малых ветро- и гидроэнергетических установок в электрический ток с компенсацией...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505910
Дата охранного документа: 27.01.2014
10.01.2015
№216.013.1cc0

Электрический генератор с возвратно-поступательным перемещением ротора

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для преобразования энергии малых возвратно-поступательных перемещений в электрическую энергию. Технический результат состоит в повышении эффективности преобразования энергии. Вдоль оси генератора размещены по меньшей мере два магнитных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538788
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.04.2015
№216.013.424e

Развивающая игрушка-навигатор для детей

Изобретение относится к детским развивающим игрушкам и может использоваться для развития мелкой моторики и сенсорного восприятия внешнего мира детьми, в том числе с недостатками органов зрения и слуха. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности тактильного восприятия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548472
Дата охранного документа: 20.04.2015
29.12.2017
№217.015.f241

Гелиосистема

Изобретение относится к гелиотехнике и может быть использовано в системах солнечного теплоснабжения и поддержания благоприятной температуры в условиях континентального климата. Гелиосистема содержит два гидроконтура с трубопроводами, солнечный коллектор, имеющий подводящий и отводящий патрубки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636960
Дата охранного документа: 29.11.2017
18.07.2018
№218.016.71cf

Система аэродинамического торможения и рекуперации кинетической энергии на высокоскоростном железнодорожном транспорте

Изобретение относится к аэродинамическим тормозам с управляемыми щитками. Система торможения и рекуперации кинетической энергии железнодорожных вагонов и составов содержит пульт машиниста, блоки управления, тяговый электропривод, сумматор выходной мощности, накопитель энергии, буферный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661413
Дата охранного документа: 16.07.2018
01.09.2018
№218.016.81c6

Система автономного питания и подзарядки мобильных устройств у остановок автотранспорта

Изобретение относится к области электротехники и предназначено для автономного электропитания мобильных устройств у остановок автотранспорта, оборудованных искусственными неровностями (ИН). Технический результат заключается в обеспечении бесперебойного автономного электропитания мобильных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665479
Дата охранного документа: 30.08.2018
01.11.2018
№218.016.97c8

Энергетическая установка на воздушном потоке

Изобретение относится к устройству для рекуперации кинетической энергии торможения высокоскоростных железнодорожных составов. Энергетическая установка на воздушном потоке содержит полый цилиндрический корпус, снабженный входным и выходным воздушными каналами и направляющими ребрами для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671000
Дата охранного документа: 29.10.2018
Showing 1-6 of 6 items.
10.01.2015
№216.013.1cc0

Электрический генератор с возвратно-поступательным перемещением ротора

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для преобразования энергии малых возвратно-поступательных перемещений в электрическую энергию. Технический результат состоит в повышении эффективности преобразования энергии. Вдоль оси генератора размещены по меньшей мере два магнитных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538788
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.04.2015
№216.013.424e

Развивающая игрушка-навигатор для детей

Изобретение относится к детским развивающим игрушкам и может использоваться для развития мелкой моторики и сенсорного восприятия внешнего мира детьми, в том числе с недостатками органов зрения и слуха. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности тактильного восприятия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548472
Дата охранного документа: 20.04.2015
29.12.2017
№217.015.f241

Гелиосистема

Изобретение относится к гелиотехнике и может быть использовано в системах солнечного теплоснабжения и поддержания благоприятной температуры в условиях континентального климата. Гелиосистема содержит два гидроконтура с трубопроводами, солнечный коллектор, имеющий подводящий и отводящий патрубки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636960
Дата охранного документа: 29.11.2017
18.07.2018
№218.016.71cf

Система аэродинамического торможения и рекуперации кинетической энергии на высокоскоростном железнодорожном транспорте

Изобретение относится к аэродинамическим тормозам с управляемыми щитками. Система торможения и рекуперации кинетической энергии железнодорожных вагонов и составов содержит пульт машиниста, блоки управления, тяговый электропривод, сумматор выходной мощности, накопитель энергии, буферный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661413
Дата охранного документа: 16.07.2018
01.09.2018
№218.016.81c6

Система автономного питания и подзарядки мобильных устройств у остановок автотранспорта

Изобретение относится к области электротехники и предназначено для автономного электропитания мобильных устройств у остановок автотранспорта, оборудованных искусственными неровностями (ИН). Технический результат заключается в обеспечении бесперебойного автономного электропитания мобильных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665479
Дата охранного документа: 30.08.2018
01.11.2018
№218.016.97c8

Энергетическая установка на воздушном потоке

Изобретение относится к устройству для рекуперации кинетической энергии торможения высокоскоростных железнодорожных составов. Энергетическая установка на воздушном потоке содержит полый цилиндрический корпус, снабженный входным и выходным воздушными каналами и направляющими ребрами для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671000
Дата охранного документа: 29.10.2018
+ добавить свой РИД