Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гусеничным транспортным средствам, и может быть использовано для перевозки мало- и среднегабаритных неделимых грузов.
Известно гусеничное транспортное средство, принятое за аналог, содержащее шасси, на остове которого в задней части установлена грузовая платформа с плоской горизонтальной рабочей поверхностью [1]. Являясь внедорожным транспортером, известное гусеничное транспортное средство позволяет доставлять в труднодоступные места крупногабаритные неделимые грузы.
Недостатком известного гусеничного транспортного средства является сниженная эффективность при перевозке мало- и среднегабаритных неделимых грузов малой партионности, например строительных конструкций для монтажа и ремонта опор линий электропередач. Кроме того, неприспособленность известного гусеничного транспортного средства к самопогрузке-разгрузке требует для обеспечения его работы привлекать другие машины, оборудованные погрузочными устройствами.
Известно гусеничное транспортное средство, принятое за прототип, содержащее шасси, на остове которого, выполненного в виде рамы и прикрепленного к ней корпуса заднего моста, соединенного с корпусами конечных передач, установлены лебедка с канатом и тормозом и гидроуправляемая поворотная в вертикальной продольной плоскости грузовая платформа с плоской рабочей поверхностью, оснащенная передними и двумя группами задних опор, при этом передние опоры закреплены на грузовой платформе, задние опоры первой группы выполнены на раме остова, задние опоры второй группы в виде роликов установлены на корпусах конечных передач [2].
Приспособленность известного гусеничного транспортного средства к самопогрузке-разгрузке обеспечивается наличием лебедки с канатом и возможностью сбрасывания грузовой платформы до упора в грунт.
Недостатком известного гусеничного транспортного средства является то, что плоская рабочая поверхность грузовой платформы в транспортном положении платформы имеет наклон к горизонту. Это затрудняет размещение и снижает сохранность мало- и среднегабаритных неделимых грузов при их перевозке в условиях бездорожья.
Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение эффективности гусеничного транспортного средства при перевозке мало- и среднегабаритных неделимых грузов малой партионности за счет горизонтального расположения плоской рабочей поверхности грузовой платформы при транспортном положении платформы.
В предлагаемом гусеничном транспортном средстве указанный технический результат достигается посредством оснащения грузовой платформы плоской рабочей поверхностью и параллельной ей плоской опорной поверхностью, а также путем закрепления передних опор грузовой платформы на раме остова и оснащения задних опор первой группы двумя участками рабочей поверхности: горизонтальным и направляющим. Предлагается горизонтальный участок каждой задней опоры первой группы выполнить плоской поверхностью, а направляющий участок - криволинейной поверхностью, например цилиндрической. При этом предлагается выполнить плоские рабочие поверхности передних опор и горизонтальные участки рабочих поверхностей задних опор первой группы так, чтобы они все лежали в одной горизонтальной плоскости.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен вид сбоку на гусеничное транспортное средство в транспортном положении грузовой платформы; на фиг. 2 - вид сбоку на гусеничное транспортное средство в погрузочно-разгрузочном положении грузовой платформы.
Гусеничное транспортное средство содержит шасси 1 с остовом 2 в виде рамы и прикрепленного к ней корпуса заднего моста, соединенного с корпусами конечных передач. На раме остова 2 установлены лебедка 3 с канатом и тормозом и гидроуправляемая поворотная в вертикальной продольной плоскости грузовая платформа 4, оснащенная плоской рабочей поверхностью 5 и параллельной ей плоской опорной поверхностью 6. Грузовая платформа 4 шарнирно соединена с поворотной рамкой 7, составленной из двух продольных рычагов и верхней, средней и нижней поперечин. Поворотная рамка 7 шарнирно установлена на раме остова 2, между средней и нижней поперечинами поворотной рамки 7 установлен кронштейн, на котором шарнирно закреплен шток гидроцилиндра 8, корпус которого шарнирно установлен на раме остова 2. Грузовая платформа 4 оснащена установленными по бортам на раме остова 2 передними опорами 9 с плоскими рабочими поверхностями 10, а также двумя группами задних опор, при этом передние опоры 9 и задние опоры 11 первой группы выполнены на раме остова при помощи сварки, задние опоры 12 второй группы в виде роликов установлены на корпусах конечных передач. Задние опоры 11 первой группы оснащены двумя участками рабочей поверхности: горизонтальным 13 и направляющим 14. Горизонтальный участок 13 рабочей поверхности каждой задней опоры 11 первой группы выполнен плоской поверхностью, а направляющий участок 14 - криволинейной поверхностью, например цилиндрической. Плоские рабочие поверхности 10 передних опор 9 и горизонтальные участки 13 рабочих поверхностей задних опор 11 первой группы лежат в одной горизонтальной плоскости. На верхней поперечине поворотной рамки 7 установлен блок 15 для запасовки каната лебедки 3.
Гусеничное транспортное средство работает следующим образом.
При погрузке мало- и среднегабаритных неделимых грузов шток гидроцилиндра 8 выдвигается до тех пор, пока поворотная рамка 7, поворачивая в вертикальной продольной плоскости грузовую платформу 4, не сбросит грузовую платформу 4 до упора ее нижней части в грунт. Средняя часть опорной поверхности 6 грузовой платформы 4 при этом контактирует с задними опорами 12 второй группы, установленными на корпусах конечных передач.
Канат лебедки 3, запасованный в блок 15, разматывается и прицепляется к неделимому грузу (условно не показан), размещенному на грунте. Последующей намоткой каната лебедки 3, запасованного в блок 15, производится натаскивание на плоскую рабочую поверхность 5 грузовой платформы 4 погружаемого неделимого груза.
Одновременным срабатыванием лебедки 3 на намотку каната и втягиванием штока гидроцилиндра 8 производится укладка грузовой платформы 4 с неделимым грузом на ней на раму остова 2. При этом средняя часть опорной поверхности 6 грузовой платформы 4 сначала взаимодействует с направляющими участками 14 рабочих поверхностей задних опор 11 первой группы и, переставая контактировать с задними опорами 12 второй группы, установленными на корпусах конечных передач, переходит затем на горизонтальные участки 13 рабочих поверхностей задних опор 11 первой группы, а передняя часть опорной поверхности 6 грузовой платформы 4 опирается на плоские рабочие поверхности 10 передних опор 9, установленных по бортам на раме остова 2. В результате плоская рабочая поверхность 5 грузовой платформы 4 принимает горизонтальное положение.
Включают тормоз лебедки 3 и, в случае необходимости, производят подручными средствами закрепление неделимого груза на плоской рабочей поверхности 5 грузовой платформы 4.
По окончании погрузки гусеничное транспортное средство совершает доставку погруженного неделимого груза к месту разгрузки.
Разгрузка доставленного неделимого груза производится самосвальным способом, для чего выдвижением штока гидроцилиндра 8 при помощи поворотной рамки 7, поворачивая в вертикальной продольной плоскости грузовую платформу 4, сбрасывают грузовую платформу 4 до упора ее нижней части в грунт. Включая и выключая тормоз лебедки 3, производят плавное опускание неделимого груза под собственным весом на грунт. Последующим отъездом гусеничного транспортного средства и отцепом неделимого груза от каната лебедки 3 завершают работу гусеничного транспортного средства в месте разгрузки.
Экономический эффект достигается за счет снижения себестоимости работ при перевозке мало- и среднегабаритных неделимых грузов малой партионности. Благодаря горизонтальному расположению плоской рабочей поверхности грузовой платформы при транспортировке и наличию лебедки с канатом и тормозом обеспечивается надежное удержание неделимых грузов на платформе при грузовом ходе, а за счет возможности сбрасывания грузовой платформы до упора нижней ее части в грунт обеспечивается самопогрузка и достигается саморазгрузка транспортного средства при удовлетворительной сохранности груза. Наличием гусеничной ходовой системы в сочетании с достаточной грузоподъемностью транспортного средства обеспечивается в условиях бездорожья доставка в труднодоступные места мало- и среднегабаритных неделимых грузов.
Источники информации
1. Болотоход БТ361А-01 "Тюмень" [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://profilib.com/chtenie/132898/zhumal-tekhnika-i-vooruzhenie-2003-08-lib-21.php. - Загл. с экрана.
2. Минченко М.Е., Любельский Г.Г. Трактор ТТ-4М. - М.: Лесная промышленность, 1987. - 240 с.