×
29.05.2018
218.016.5956

Результат интеллектуальной деятельности: Ледокольное судно (варианты)

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области судостроения, в частности к ледокольным судам и буксирам, предназначенным для эксплуатации во льдах. Предложено ледокольное судно, в кормовом подзоре которого размещен движительно-рулевой комплекс с установленными на валах гребными движителями, расположенными побортно симметрично ДП, и установленной в ДП полноповоротной винто-рулевой колонкой (ВРК) с гребным винтом, смещенной в корму от плоскости дисков гребных движителей судна. По первому варианту исполнения ледокольное судно оборудовано размещенной в носу в ДП полноповоротной ВРК, оснащенной тянущим гребным винтом, расположенным на валу ВРК перед ее гондолой с не выступающими за пределы основной плоскости судна концевыми кромками лопастей, и установленной таким образом, чтобы обеспечивались поворот ВРК на 360° вокруг своей оси поворота и защита винта от взаимодействия с ледяным полем. По второму варианту исполнения ледокольное судно оборудовано размещенными в носу побортно симметрично ДП полноповоротными ВРК. Технический результат заключается в улучшении маневренных качеств ледокольного судна при работе как передним, так и задним ходом, повышении его ледовых качеств и устойчивости движения на заднем ходу, а также в улучшении эффективности очистки причалов ото льда и околки судов в портах и на открытых акваториях. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно - к ледокольным судам и буксирам, предназначенным для эксплуатации во льдах.

Для обеспечения тяговых характеристик движительного комплекса и повышения маневренности ледокольных судов в тяжелых ледовых условиях используют движительно-рулевой комплекс, содержащий винторулевые колонки (ВРК) и традиционные гребные винты. Однако такой движительно-рулевой комплекс не дает достаточной маневренности в условиях стесненных акваторий портов и недостаточно эффективен при очистке причальных стенок портов, многоопорных ледостойких платформ и крупнотоннажных судов ото льда.

Известно ледокольное судно (патент №2381136), принятое за прототип, содержащее два традиционных гребных винта (ГВ), установленных на валах побортно симметрично относительно диаметральной плоскости (ДП) судна, и 1 ВРК, расположенную в ДП, составляющие в совокупности движительно-рулевой комплекс, размещенный в кормовом подзоре судна. При этом концевые кромки гребных винтов не выходят за пределы уровня основной плоскости судна по высоте и конструктивной ватерлинии (КВЛ) по ширине в месте их расположения.

Однако движительно-рулевой комплекс известного ледокольного судна, предназначенного для проводки судов и управления ледовой обстановкой, не обеспечивает ему достаточной маневренности для проведения ледовых операций в стесненных условиях, особенно при операциях в морских и речных портах, при очистке причальных стенок портов и выполнении операций по постановке крупнотоннажных судов к причалу.

Задачей предлагаемого изобретения является улучшение маневренных качеств ледокольного судна для эксплуатации в стесненных условиях во льдах при работе как передним, так и задним ходом, повышение его ледовых качеств и устойчивости движения на заднем ходу, а также улучшение эффективности очистки причалов ото льда и околки судов в портах и на открытых акваториях.

Для этого ледокольное судно, имеющее корпус с кормовым подзором, в котором размещен движительно-рулевой комплекс, включающий установленные на валах гребные движители судна, расположенные побортно симметрично диаметральной плоскости, и установленную в диаметральной плоскости на корпусе судна полноповоротную винто-рулевую колонку с гребным винтом, смещенную в корму от уровня плоскости дисков гребных движителей судна на расстояние, обеспечивающее бесконтактный с гребными движителями судна поворот на 360° винто-рулевой колонки вокруг своей оси поворота, причем движительно-рулевой комплекс расположен по высоте судна так, что концевые кромки движителей не выходят за пределы уровня основной плоскости судна и конструктивной ватерлинии в месте расположения гребных винтов, по первому варианту исполнения оборудовано размещенной в носу в диаметральной плоскости полноповоротной винто-рулевой колонкой, оснащенной тянущим гребным винтом, расположенным на валу винто-рулевой колонки перед ее гондолой с не выступающими за пределы основной плоскости судна концевыми кромками лопастей, и установленной таким образом, чтобы обеспечивались поворот винто-рулевой колонки на 360° вокруг своей оси поворота и защита винта от взаимодействия с ледяным полем.

В другом варианте исполнения указанное ледокольное судно оборудовано размещенными в носу побортно симметрично диаметральной плоскости полноповоротными винто-рулевыми колонками, оснащенными тянущими гребными винтами, расположенными на валах винто-рулевых колонок перед их гондолами с не выступающими за пределы основной плоскости судна концевыми кромками лопастей, и установленными таким образом, чтобы обеспечивались поворот винто-рулевых колонок на 360° вокруг их осей поворота и защита винтов от взаимодействия с ледяным полем.

Благодаря оснащению ледокольного судна носовой полноповоротной винто-рулевой колонкой, оснащенной тянущим ГВ, существенно улучшается маневренность судна, повышаются ледовые качества вследствие обмыва носовой оконечности корпуса и обеспечивается устойчивость движения судна на курсе и управляемость как на переднем, так и на заднем ходу.

Оснащение ледокольного судна двумя носовыми полноповоротными винто-рулевыми колонками, оснащенными тянущими ГВ, существенно возрастает перерабатываемая винтами мощность, что, в свою очередь, улучшает ледопроходимость.

Поворот носовой(-ых) ВРК на 360° позволяет наиболее эффективно смывать струей с носовой оконечности судна ледовую рубашку, а также направлять битый лед из набегающего потока в стороны от корпуса, благодаря чему снижается ледовое сопротивление и повышается ледопроходимость судна. Также струей носовой(-ых) ВРК можно эффективно очищать ото льда стенки причалов и морских сооружений, размывать кили торосов.

Расположение носовой(-ых) ВРК таким образом, чтобы обеспечить защиту винта носовой оконечностью корпуса судна от взаимодействия со сплошным ледяным полем, повышает надежность ВРК.

Оснащение ВРК тянущим гребным винтом позволяет улучшить ледокольные качества судна и защищает стойку ВРК от повреждений обломками льда.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется рисунками, где на фиг. 1 схематически изображено предлагаемое ледокольное судно по обоим вариантам исполнения, на фиг. 2 - вид со стороны днища на судно на фиг. 1 в первом варианте исполнения, на фиг. 3 - вид со стороны днища на судно на фиг. 1 во втором варианте исполнения.

Ледокольное судно (фиг. 1, 2, 3) содержит корпус 1, имеющий кормовой подзор 2, размещенный в кормовом подзоре 2 движительно-рулевой комплекс судна, включающий два побортно расположенных традиционных гребных движителя судна 3, установленных на валах 4, и установленную на корпусе 1 судна полноповоротную винто-рулевую колонку 5 с гребным винтом 6.

В носовой части на корпусе 1 в носовом подзоре 7 установлена(-ны) полноповоротная(-ые) винто-рулевая(-ые) колонка (-и) 8 с тянущим гребным винтом 9.

По первому варианту исполнения ВРК 5 и 8 расположены в ДП судна (фиг. 2). Во втором варианте исполнения (фиг. 3) ВРК 5 расположена в ДП судна, а ВРК 8 - в носу побортно симметрично диаметральной плоскости.

При этом во всех вариантах исполнения ВРК 5 и 8 расположены таким образом, что обеспечен их свободный поворот на 360° вокруг своих вертикальных осей поворота. Также в обоих вариантах исполнения гребные движители 3 судна, ГВ 6 ВРК 5 и ГВ 9 ВРК 8 расположены по высоте судна таким образом, что концевые кромки лопастей всех движителей 3, 6, 9 при этом не выходят за пределы уровня основной плоскости 10 судна (фиг. 1).

Эксплуатация предлагаемого ледокольного судна в замерзающих акваториях осуществляется следующим образом.

При движении ледокольного судна в ледовом поле передним ходом образующиеся при взаимодействии с носовой оконечностью корпуса 1 сектора разрушенного льда попадают на носовую(-ые) ВРК 8 и либо отбрасываются лопастями винта(-ов) 9 за пределы корпуса 1 судна, либо фрезеруются винтом(-ами) 9 ВРК 8 и выносятся струей(-ями) винта(-ов) 9. За счет поворота ВРК 8 вправо-влево от ДП судна с корпуса смывается образующаяся «ледовая рубашка», за счет чего уменьшается ледовое сопротивление судна и повышается его ледопроходимость.

Носовая(-ые) ВРК 8 и кормовая ВРК 5 обеспечивают судну повышенную маневренность - оно может быстро развернуться практически на месте, а при определенных условиях сможет двигаться бортом вперед.

При движении ледокольного судна в ледовом поле на заднем ходу, за счет наличия носовой(-ых) ВРК 8 судно хорошо управляется и может сохранять устойчивый курс.

При работе в торосах носовая(-ые) ВРК 8 используется для размыва киля тороса за счет действия струи винта(-ов) 9 при повороте ВРК 8 вправо-влево от ДП судна. Таким же образом струей винта(-ов) 9 ВРК 8 можно размывать ледяные нагромождения, образующиеся у причальных стенок портов и у морских добывающих платформ.

Предлагаемое ледокольное судно для работы преимущественно в стесненных условиях замерзающих акваторий обладает улучшенными маневренными и ледовыми качествами как на переднем, так и на заднем ходу, что его выгодно отличает от прототипа.


Ледокольное судно (варианты)
Ледокольное судно (варианты)
Ледокольное судно (варианты)
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 162 items.
20.02.2013
№216.012.2680

Гребная электрическая установка с многоуровневыми преобразователями частоты

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств, в частности к гребной электрической установке. Гребная электрическая установка содержит источники электроэнергии, главный распределительный щит с генераторными, фидерными и секционным выключателями, многообмоточные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475376
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.28aa

Устройство защиты матричного каскадного преобразователя частоты

Использование: в области электротехники. Технический результат - увеличение надежности срабатывания при упрощении процесса реализации. Устройство защиты матричного каскадного преобразователя частоты, содержащего в каждой m-фазе силовой части n-каскадов (матриц) мостовых схем на IGBT-модулях,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475930
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.3479

Способ выделения сигнала шума источника из суммарного шума

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и решает задачу выделения исследуемого сигнала из смеси с помехой. С этой целью после приведения исследуемого и суммарного сигналов к единому временному масштабу, в результате которого происходит сжатие их спектров вблизи частот...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478976
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.347f

Способ определения звукового давления движущегося протяженного источника акустического поля

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники, в частности к способу определения звукового давления движущегося протяженного источника акустического поля. Сущность: способ определения звукового давления движущегося протяженного источника акустического поля включает синхронный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478982
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.06.2013
№216.012.47d2

Ледокольное судно

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледокольных судов, предназначенных для прокладки широкого ледяного канала. Ледокольное судно содержит корпус, состоящий из основного головного корпуса и жестко связанных с ним побортно расположенных симметрично...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483966
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.11.2013
№216.012.7f35

Способ локализации зон шумоизлучения движущегося транспортного средства

Использование: в способе локализации зон шумоизлучения движущегося транспортного средства. Сущность: в способе локализации зон шумоизлучения по длине движущегося транспортного средства, включающем прием сигналов в двух произвольных точках его волнового поля, полосовую фильтрацию принятых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498238
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.12.2013
№216.012.8962

Устройство для снижения поперечных колебаний пролетного строения мостов, вызванных ветровым воздействием

Изобретение относится к области аэрогидродинамики плохообтекаемых конструкций и касается вопроса поперечных колебаний пролетных строений мостов, вызванных ветровым воздействием, решает задачу уменьшения колебаний пролетного строения моста, вызванных ветровым воздействием при одновременном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500852
Дата охранного документа: 10.12.2013
27.12.2013
№216.012.9046

Корпус водоизмещающего судна-полукатамарана

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования обводов корпусов водоизмещающих судов, сочетающих элементы, характерные для обводов однокорпусных судов и катамаранов. Корпус водоизмещающего судна-полукатамарана имеет носовую оконечность с обводами водоизмещающего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502627
Дата охранного документа: 27.12.2013
10.04.2014
№216.012.aff1

Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа

Изобретение относится к области судостроения и касается создания ледостойких платформ для освоения месторождений нефти и газа на шельфе замерзающих морей. Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа оборудована выносным турельным устройством, состоящим из блока и размещенной в нем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510756
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b7d0

Морская гравитационная платформа

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским гравитационным платформам, устанавливаемым преимущественно на мелководье и эксплуатируемым в ледовых условиях. Платформа содержит опорное основание в виде разделённого на отсеки полого корпуса, заполненного балластом, и верхнее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512783
Дата охранного документа: 10.04.2014
Showing 1-10 of 82 items.
10.01.2013
№216.012.1799

Воздухоочистительное устройство для судовых энергетических установок

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам очистки воздуха, подаваемого в двигатель для горения топлива, преимущественно газотурбинным, для которых требования по содержанию воды и соли, например морской, являются наиболее жесткими. Воздухоочистительное устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471533
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.06.2013
№216.012.47d2

Ледокольное судно

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледокольных судов, предназначенных для прокладки широкого ледяного канала. Ледокольное судно содержит корпус, состоящий из основного головного корпуса и жестко связанных с ним побортно расположенных симметрично...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483966
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.06.2013
№216.012.47d4

Морская плавучая электростанция

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к плавучим средствам выработки электроэнергии. Морская плавучая электростанция (МПЭС) включает корпус с формой равнобедренного треугольника в плане, по углам которого расположены опоры с размещенными на их верхних концах ветровыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483968
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4be3

Система очистки воздуха для судовых энергетических установок

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам очистки воздуха, подаваемого в двигатели для горения топлива, преимущественно газотурбинные. Система очистки воздуха для судовых энергетических установок включает расположенные в корпусе по ходу воздуха три ступени очистки для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485009
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4be4

Обогреваемое воздухоочистительное устройство для судовых энергетических установок

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам очистки воздуха, подаваемого в двигатели для горения топлива, преимущественно газотурбинные. Обогреваемое воздухоочистительное устройство для судовых энергетических установок включает расположенные в корпусе по ходу воздуха...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485010
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.09.2013
№216.012.6c18

Ледостойкая платформа

Изобретение относится к области судостроения и касается создания ледостойких гравитационных платформ, предназначенных для проведения бурильных работ и добычи углеводородов на шельфе замерзающих морей. Ледостойкая платформа 1 содержит нижнюю 4 и верхнюю 2 усеченные конические части с вершинами,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493323
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.02.2014
№216.012.a60d

Буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах

Изобретение относится к области судостроения. Буксируемое устройство имеет корпус, который состоит из симметрично расположенных относительно диаметральной плоскости устройства двух боковых ледокольных корпусов и центрального вспомогательного ледокольного корпуса, который расположен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508224
Дата охранного документа: 27.02.2014
20.03.2014
№216.012.abba

Морское судно для укладки стальных труб, гибких элементов и подводных конструкций в ледовых условиях

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к морским судам для укладки стальных бетонированных и необетонированных труб большого диаметра (до 1400 мм) и значительной толщины (до 27 мм), гибких металлопластиковых труб диаметром до 200 мм, шлангов, кабелей, шлангокабелей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509677
Дата охранного документа: 20.03.2014
10.04.2014
№216.012.b7d0

Морская гравитационная платформа

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским гравитационным платформам, устанавливаемым преимущественно на мелководье и эксплуатируемым в ледовых условиях. Платформа содержит опорное основание в виде разделённого на отсеки полого корпуса, заполненного балластом, и верхнее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512783
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.07.2014
№216.012.dc67

Судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским судам, предназначенным для транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ) при низких температурах, и решает задачу по повышению технико-экономической эффективности судна-газовоза для перевозки СПГ. Судно-газовоз для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522201
Дата охранного документа: 10.07.2014
+ добавить свой РИД