×
29.05.2018
218.016.57df

ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВУМЯ СТЕПЕНЯМИ СВОБОДЫ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к планетарным коробкам передач транспортных средств. Шестиступенчатая коробка передач с двумя степенями свободы содержит корпус, входной и выходной валы, пять однорядных планетарных механизмов, пять тормозов и фрикционную муфту. Входной вал связан с солнечными шестернями первого, второго и третьего планетарных механизмов. Водило третьего планетарного механизма связано с выходным валом, водилом пятого планетарного механизма и эпициклической шестерней четвертого планетарного механизма. Эпициклическая шестерня третьего планетарного механизма связана с солнечными шестернями четвертого и пятого планетарных механизмов. На эпициклических шестернях первого, второго, третьего, пятого планетарных механизмов и на водиле четвертого планетарного механизма установлены тормоза. Достигается увеличение количества передач и кинематического диапазона коробки передач. 1 ил., 1 табл.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств.

Известна семискоростная планетарная коробка передач (ПКП), применяемая на транспортерах-тягачах МТ-Т, танках Т-72Б3 и Т-90, механическая, трехстепенная, планетарно-фрикционная, содержащая корпус, передний фланец, барабан, механизм включения фрикционов горного тормоза, задний фланец с ведомым валом, ведущий вал, шесть фрикционов, четыре планетарных ряда и гидравлическое управление [1. Тяжелый многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-Т. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 429АМ.00СбТО. - М.: Воениздат, 1988, 446 с.].

Указанная коробка имеет ряд недостатков:

- разбивка передаточных чисел имеет хаотичный характер (сближены на III и IV передачах, а также IV и V, по мере увеличения номера передачи знаменатель прогрессии должен уменьшатся, а он, наоборот, увеличивается) [2. Степанов Ю.А., Дубинин С.Г. Боевые и эксплуатационные свойства современных танков и боевых машин. Учебное пособие. - СПб.: ВАМТО, 2015, 292 с.];

- слишком большой разрыв расчетных скоростей на шестой и седьмой передачах (44,3 и 65 км/ч);

- по мере увеличения номера передачи величина расчетного радиуса должна увеличиваться. Это требование выполняется только до четвертой передачи. Однако между расчетными радиусами третьей и четвертой передач практически нет разницы (4,35 и 4,5 соответственно). Начиная с пятой передачи, расчетный радиус не увеличивается, а уменьшается. В связи с этим во избежание заноса или останова двигателя механик-водитель вынужден осуществлять поворот при частичном включении тормозов, что нежелательно, так как это приводит к их повышенному износу и дополнительным затратам мощности на регулирование, а также к снижению скорости поворота. Для танка на поле боя это - снижение его подвижности, а следовательно, и живучести. Для транспортера-тягача, работающего в частях подвоза, это снижение средней скорости движения и, следовательно, уменьшение эффективности его использования и производительности;

- поворот транспортера-тягача на расчетных радиусах пятой, шестой и седьмой передачи невозможен как по условию заноса, так и по запасу мощности двигателя;

- сложная конструкция, а также высокая стоимость и сложный ремонт.

Наиболее близкой к заявляемой и принятой за прототип является пятиступенчатая планетарная коробка передач [3. Пат. РФ №2132985. Планетарная коробка передач [Текст]. Степанов Ю.А., Дубинин С.Г.; заявитель и патентообладатель Воен. академ. тыла и трансп. Бюл №19, заявл. 06.04.1998; опубл. 10.07.1999. - Ил.]. Указанная планетарная коробка передач содержит четыре однорядных планетарных механизма, фрикционную муфту и четыре тормоза. Входной вал коробки передач связан с солнечными шестернями первого и второго планетарных механизмов и через фрикционную муфту - с эпициклической и солнечной шестернями первого планетарного механизма. Эпициклическая шестерня второго планетарного механизма связана с водилом первого планетарного механизма и с солнечными шестернями третьего и четвертого планетарных механизмов. Водило второго планетарного механизма связано с выходным валом коробки передач и через водило четвертого планетарного механизма - с эпициклической шестерней третьего планетарного механизма. На эпициклических шестернях первого, второго и четвертого планетарных механизмов и на водиле третьего планетарного механизма установлены тормоза. Планетарная коробка передач имеет четыре передачи переднего хода и одну передачу заднего хода. На каждой передаче включается один элемент управления.

Недостатками прототипа являются: недостаточное число передач переднего хода, невысокие максимальные и средние скорости движения на передачах, низкая топливная экономичность и запас хода транспортного средства, а также недостаточные приемистость и мощностные показатели двигателя ввиду наличия четырех скоростей для движения вперед.

Технический результат направлен на упрощение конструкции коробки передач транспортного средства, автоматизацию ее управления, улучшение разбивки передаточных чисел, совершенствование использования мощностных и экономических показателей двигателей, а также улучшение таких эксплуатационных свойств транспортного средства, как надежность, подвижность, поворотливость и управляемость.

Технический результат достигается тем, что синтезирована шестиступенчатая ПКП с двумя степенями свободы, которая содержит корпус, входной и выходной валы, фрикционную муфту, пять однорядных планетарных механизмов и пять тормозов, в которой в отличие от прототипа входной вал связан с солнечными шестернями первого, второго и третьего планетарных механизмов соответственно. Водило третьего планетарного механизма связано с выходным валом, водилом пятого планетарного механизма и эпициклической шестерней четвертого планетарного механизма, эпициклическая шестерня третьего планетарного механизма связана с солнечными шестернями четвертого и пятого планетарных механизмов, а на эпициклических шестернях первого, второго, третьего, пятого планетарных механизмов и на водиле четвертого планетарного механизма установлены тормоза.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема заявляемой ПКП. Она содержит входной 1 и выходной 2 валы, установленные в корпусе 3, фрикционную муфту М4 и пять тормозов: Т5, Т6, Т7, Т8, Т9.

В состав ПКП входят пять однорядных планетарных механизмов:

- первый планетарный механизм имеет солнечную шестерню 10, эпициклическую шестерню 11 и водило 12 с сателлитами 13;

- второй планетарный механизм имеет солнечную шестерню 14, эпициклическую шестерню 15 и водило 16 с сателлитами 17;

- третий планетарный механизм имеет солнечную шестерню 18, эпициклическую шестерню 19 и водило 20 с сателлитами 21;

- четвертый планетарный механизм имеет солнечную шестерню 22, эпициклическую шестерню 23 и водило 24 с сателлитами 25;

- пятый планетарный механизм имеет солнечную шестерню 26, эпициклическую шестерню 27 и водило 28 с сателлитами 29.

Входной вал 1 связан с солнечными шестернями 10, 14 и 18 первого, второго и третьего планетарных механизмов соответственно, а через муфту М4 - с эпициклической шестерней 11 первого планетарного механизма.

Водило 20 третьего планетарного механизма связано с выходным валом 2, водилом 28 пятого планетарного механизма и эпициклической шестерней 23 четвертого планетарного механизма.

Эпициклическая шестерня 19 третьего планетарного механизма связана с солнечными шестернями 22 четвертого и 26 пятого планетарных механизмов, а на эпициклической шестерне 11 первого планетарного ряда установлен тормоз Т5, на эпициклической шестерне 15 второго планетарного механизма установлен тормоз Т6, на эпициклической шестерне 19 третьего планетарного механизма установлен тормоз Т7, на эпициклической шестерне 27 пятого планетарного механизма установлен тормоз Т8, а на водило 24 четвертого планетарного механизма установлен тормоз Т8.

Планетарная коробка передач работает следующим образом: при включении элементов управления М4, Т5, Т6, Т7, Т8, Т9 в соответствии с таблицей (табл. 1) звенья планетарных механизмов соединяются в определенную для каждой передачи кинематическую схему, в результате чего мощность от входного вала 1 к выходному валу 2 передается с соответствующим этой схеме передаточным отношением.

Для получения первой передачи включают тормоз Т8, что обеспечивает остановку водила 24. Поток мощности от входного вала 1 через солнечную шестерню 18 передается на сателлиты 21. Первая часть потока мощности через водило 20 передается на выходной вал 2. Вторая часть потока мощности передается на эпициклическую шестерню 19, солнечную шестерню 22, сателлиты 25, эпициклическую шестерню 23 и далее через водило - на выходной вал 2, где сливается с первой частью в один поток мощности.

На второй передаче включают тормоз Т7, останавливая водило 16 и эпициклическую шестерню 19. Поток мощности с входного вала 1 через солнечную шестерню 18, сателлиты 21 и водило 20 передается на выходной вал 2.

На третьей передаче включают тормоз Т6, останавливая эпициклическую шестерню 15 и водило 12. Поток мощности с входного вала 1 разделяется на две части. Первая часть потока мощности через солнечную шестерню 14, сателлиты 17 и водило 16 передается на эпициклическую шестерню 19, сателлиты 21 и водило 20. Вторая часть потока мощности передается через солнечную шестерню 18, сателлиты 21 на водило 20, где оба потока мощности сливаются в один поток, который передается на выходной вал 2.

На четвертой передаче включают тормоз Т5, останавливая эпициклическую шестерню 11. Поток мощности с входного вала 1 разделяется на три части. Первая часть потока мощности через солнечную шестерню 10, сателлиты 13 и водило 12 передается на эпициклическую шестерню 15 и сателлиты 17. Вторая часть потока мощности передается через солнечную шестерню 14 и сателлиты 17, где эти два потока сливаются в один поток, который через водило 16 передается на эпициклическую шестерню 19 и сателлиты 21. Третья часть потока мощности передается через солнечную шестерню 18, сателлиты 21, где три потока мощности сливаются в один поток, который через водило 20 передается на выходной вал 2.

На пятой передаче включают фрикционную муфту М4. В этом случае блокируются первый, второй и третий планетарные механизмы, и коробка передач дает прямую передачу на выходной вал 2.

На передаче заднего хода включают тормоз Т9, останавливая эпициклическую шестерню 27. Поток мощности от входного вала 1 через солнечную шестерню 18 передается на сателлиты 21, где разделяется на две части. Первая часть потока мощности через водило 20 передается на выходной вал 2. Вторая часть потока мощности передается на эпициклическую шестерню 19, солнечную шестерню 26, сателлиты 29 и далее через водило 28 - на выходной вал 2, где сливается с первой частью в один поток мощности.

Конструктивными особенностями заявляемой ПКП являются:

1. Пять передач переднего хода и одна заднего хода.

2. Возможность получения двух вариантов передаточных чисел на первой передаче - 8,17 и 10,0.

3. Разбивка передаточных чисел в ПКП выполнена по геометрической прогрессии со знаменателем прогрессии 1,6. Такая разбивка обеспечивает высокие показатели таких эксплуатационных свойств транспортного средства, как надежность, управляемость, подвижность и поворотливость.

4. Все передаточные числа являются независимыми. Это весьма важно с точки зрения возможности реализации любых других передаточных чисел в необходимом кинематическом диапазоне.

5. Система управления переключением передач в синтезированной ПКП намного проще, т.к. в ней на каждой из передач необходимо включить только один элемент управления. Такую систему управления можно легко автоматизировать.

6. Конструкция ПКП технологична, т.к. она полностью состоит из однорядных планетарных механизмов, которые, как известно, более просты по конструкции, наиболее уравновешены и имеют более высокий КПД по сравнению с другими планетарными механизмами.

7. В заявляемой ПКП синтезирована таким образом, что на каждой передаче под нагрузкой работает минимальное число планетарных механизмов: первая передача - два; вторая передача - один; третья передача - два; четвертая передача - три; передача заднего хода - два.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Тяжелый многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-Т. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 429АМ.00СбТО. - М.: Воениздат, 1988, 446 с.

2. Степанов Ю.А., Дубинин С.Г. Боевые и эксплуатационные свойства современных танков и боевых машин. Учебное пособие. - СПб.: ВАМТО, 2015, 292 с.

3. Пат. РФ №2132985. Планетарная коробка передач [Текст]. Степанов Ю.А., Дубинин С.Г.; заявитель и патентообладатель Воен. академ. тыла и трансп. Бюл №19, заявл. 06.04.1998; опубл. 10.07.1999. - Ил.

Планетарная коробка передач с двумя степенями свободы, содержащая корпус, входной и выходной валы, однорядные планетарные механизмы, тормоза и фрикционную муфту, отличающаяся тем, что является шестиступенчатой, содержит пять однорядных планетарных механизмов, пять тормозов, а также тем, что входной вал связан с солнечной шестерней третьего планетарного механизма, водило третьего планетарного механизма связано с выходным валом, водилом пятого планетарного механизма и эпициклической шестерней четвёртого планетарного механизма, эпициклическая шестерня третьего планетарного механизма связана с солнечными шестернями четвертого и пятого планетарных механизмов, а на эпициклических шестернях третьего и пятого планетарных механизмов и на водиле четвёртого планетарного механизма установлены тормоза.
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВУМЯ СТЕПЕНЯМИ СВОБОДЫ
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВУМЯ СТЕПЕНЯМИ СВОБОДЫ
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВУМЯ СТЕПЕНЯМИ СВОБОДЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 52 items.
25.08.2017
№217.015.cacd

Аналитическая система оценки потребления воды абонентами

Система содержит абонентский комплект (1), установленный в водомерном узле (2) абонента. Абонентский комплект включает в себя контроллер (3), счетчик (4) учета потребления воды (4) и приемно-передающее устройство (5) абонента, выполненное в виде GSM-модема, для передачи информации по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620041
Дата охранного документа: 22.05.2017
25.08.2017
№217.015.ce5e

Специальное фортификационное сооружение

Изобретение относится к области специальных фортификационных сооружений и энергетических систем объектов, функционирующих без связи с атмосферой, например специальных фортификационных сооружений. Достигаемый технический результат - увеличение сроков функционирования специального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620698
Дата охранного документа: 29.05.2017
25.08.2017
№217.015.d36e

Защитная композиция для обеспечения защиты гидравлических приводов тормозных систем от коррозии

Изобретение относится к защитным консервационным материалам для противокоррозионной защиты металлических изделий от воздействия окружающей среды. Композиция содержит тормозную жидкость "Томь" и ингибитор коррозии, при этом в качестве ингибитора коррозии она содержит 3,5-динитробензоат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621940
Дата охранного документа: 08.06.2017
26.08.2017
№217.015.dd7e

Система радиочастотной идентификации объектов военного назначения

Изобретение относится к области телеметрических систем и может использоваться для радиочастотной идентификации объектов военного назначения. Технический результат изобретения заключается в повышении помехоустойчивости и достоверности радиочастотной идентификации объектов военного назначения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624556
Дата охранного документа: 04.07.2017
26.08.2017
№217.015.e4a7

Система разведки наземных объектов и целеуказания

Система разведки наземных объектов и целеуказания содержит беспилотный летательный аппарат вертолетного типа, подвесной контейнер с оборудованием, наземную аппаратуру управления. Подвесной контейнер содержит блок датчиков, устройство информационно-командной радиолинии, радионавигационное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002625691
Дата охранного документа: 18.07.2017
20.11.2017
№217.015.ef64

Территориальная система контроля транспортировки особо важных и опасных грузов

Предлагаемая система относится к области контроля и тревожной сигнализации и может быть использована для оперативного контроля и управления транспортировкой особо важных и опасных грузов. Технической задачей изобретения является повышение избирательности и помехоустойчивости радиоприемников,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628986
Дата охранного документа: 23.08.2017
29.12.2017
№217.015.f019

Воздухораспределитель

Изобретение относится к области вентиляции и кондиционирования воздуха. Воздухораспределитель содержит диффузорный корпус, к которому присоединен тангенциально подающий воздуховод, сообщенный с корпусом через щелевое отверстие в последнем. На входе подающего воздуховода закреплена пластина с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629156
Дата охранного документа: 24.08.2017
29.12.2017
№217.015.f18a

Автономный фундамент

Автономный фундамент относится к области мостостроения и может быть использован при сооружении промежуточных опор временных мостов при большой глубине воды. Автономный фундамент промежуточных опор временных мостов включает платформу с узлами сопряжения разной высоты для поворота в требуемое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636835
Дата охранного документа: 28.11.2017
29.12.2017
№217.015.fc43

Контейнер для транспортирования горючего

Контейнер для транспортирования горючего состоит из герметичного корпуса, покрытого изнутри энергопоглотителем, двух внутренних параллельных емкостей, размещенных в корпусе с образованием межстенного с корпусом пространства, магистралей наполнения и опорожнения емкостей. Емкости размещены в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638147
Дата охранного документа: 11.12.2017
29.12.2017
№217.015.fe59

Способ идентификации субъекта на обслуживаемом объекте и устройство для его осуществления

Предлагаемые способ и устройство относятся к методам защиты объектов от доступа посторонних лиц и регистрации штатного персонала, обслуживающего объекты, а именно к способам идентификации, позволяющим регистрировать субъекты, получившие доступ на объекты, а также регистрировать отпирание замков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638504
Дата охранного документа: 13.12.2017
Showing 1-10 of 19 items.
10.06.2016
№216.015.4702

Способ соединения пакета труб с трубными решетками и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к способу и устройству для сварки пакета труб с трубными решетками. Трубы из медносодержащего материала устанавливают в отверстия трубной решетки из нержавеющей стали. Осуществляют развальцовку каждой трубы с образованием нахлесточного соединения с трубной решеткой....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586176
Дата охранного документа: 10.06.2016
25.08.2017
№217.015.b149

Многофункциональное сцепное устройство прицепа

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сцепным устройствам прицепов. Многофункциональное сцепное устройство прицепа содержит сцепной элемент, жестко соединенный с поперечиной, оснащенной упорами и замковым устройством, симметрично размещенные относительно продольной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613140
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.b1d8

Система управления поворотом транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к приводам управляемых колес полуприцепов. Система рулевого управления одноосным полуприцепом седельного автопоезда содержит рулевую трапецию прицепного звена, исполнительный силовой цилиндр, шток которого с одной стороны...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613132
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.d36e

Защитная композиция для обеспечения защиты гидравлических приводов тормозных систем от коррозии

Изобретение относится к защитным консервационным материалам для противокоррозионной защиты металлических изделий от воздействия окружающей среды. Композиция содержит тормозную жидкость "Томь" и ингибитор коррозии, при этом в качестве ингибитора коррозии она содержит 3,5-динитробензоат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621940
Дата охранного документа: 08.06.2017
26.08.2017
№217.015.e4a7

Система разведки наземных объектов и целеуказания

Система разведки наземных объектов и целеуказания содержит беспилотный летательный аппарат вертолетного типа, подвесной контейнер с оборудованием, наземную аппаратуру управления. Подвесной контейнер содержит блок датчиков, устройство информационно-командной радиолинии, радионавигационное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002625691
Дата охранного документа: 18.07.2017
13.02.2018
№218.016.25d7

Гидравлическая система управления поворотно-сцепным устройством двухзвенной гусеничной машины

Изобретение относится к двухзвенным гусеничным машинам с гидравлической системой управления поворотно-сцепным устройством. Гидравлическая система управления с гидравлической системой управления поворотно-сцепным устройством содержит шестеренный насос с редуктором привода, карданный вал,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644208
Дата охранного документа: 08.02.2018
10.05.2018
№218.016.4bb7

Планетарная коробка передач с тремя степенями свободы

Изобретение относится к семиступенчатым планетарным коробкам передач. Коробка передач с тремя степенями свободы содержит корпус, входной, выходной и промежуточный валы, две фрикционные муфты, четыре тормоза и четыре однорядных планетарных механизма. Входной вал соединен с эпициклической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651957
Дата охранного документа: 24.04.2018
10.05.2018
№218.016.4da2

Козловой кран разборно-мобильный

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к конструкциям козловых кранов. Козловой кран разборно-мобильный содержит однобалочный мост с двумя консолями, подкосы, связанные соответственно с консолями моста и опорами крана. Каждый подкос снабжен натяжным устройством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652538
Дата охранного документа: 26.04.2018
10.05.2018
№218.016.4f20

Имитатор дорожный тренажёра транспортного средства

Изобретение относится к области организации дорожного движения, в частности к техническим средствам обучения вождению автотракторной техники. Имитатор дорожный содержит кабину автомобиля, рулевую колонку, органы управления автомобилем, расположенные в кабине, кресло водителя, микропроцессорное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652696
Дата охранного документа: 28.04.2018
29.05.2018
№218.016.576c

Способ имитации объектов при радиолокационном мониторинге

Изобретение относится к способам маскировки объектов и может быть использовано для имитации в радиолокационном (РЛ) диапазоне длин волн и защиты от внешнего мониторинга и высокоточного оружия. Технический результат предлагаемого способа имитации объектов при радиолокационном мониторинге...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654847
Дата охранного документа: 22.05.2018
+ добавить свой РИД