Вид РИД
Изобретение
Настоящее изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности, к составу смазочного масла, предназначенного для использования в газотурбинных двигателях авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов и других видов техники с газовыми турбинами.
Известно (патент RU 2109800 С1, кл. С10М 141/10, опубл. 27.04.1998 г.) смазочное масло для газовых турбин, применяемое для смазки газотурбинных приводов в составе газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных энергетических установок следующего состава, % масс.:
|
Недостатками указанного масла являются неудовлетворительные эксплуатационные свойства - недостаточный уровень термоокислительной стабильности (175°С).
Также известно (патент RU 2325434 С2, кл. С 10М 141/06, опубл. 27.05.2008 г.) смазочное масло для силовых турбин следующего состава, % масс.:
|
Недостатками масла данного состава являются повышенная гигроскопичность и склонность к гидролизу за счет используемых в составе эфирных соединений (до 40%).
Наиболее близким по составу и достигаемому техническому результату к заявляемому смазочному маслу является смазочное масло для газовых турбин следующего состава, % масс.:
|
(Патент RU 2185423 С2, кл. С10М 129/72, опубл. 20.07.2002 г.).
Недостатком масла данного состава является склонность к образованию высокотемпературных отложений, что приводит к коксованию лабиринтных уплотнений газотурбинных двигателей.
Техническим результатом настоящего изобретения является снижение склонности к образованию высокотемпературных отложений.
Для достижения указанного технического результата предлагается смазочное масло для газовых турбин, содержащее, трикрезилфосфат, базовое полиальфаолефиновое масло, отличающееся тем, что оно содержит (С13-С15) алкилированный эфир 3,5-бис(1,1-диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты, производное толутриазола в виде N,N-бис-(2-этилгексил)-4-метил-1Н-бензотриазол-1-метиламина, полиметилсилоксан при следующем соотношении компонентов, % масс.:
|
Вместо трикрезилфосфата предлагаемое смазочное масло может содержать триксиленилфосфат.
Для приготовления составов смазочного масла используют:
алкилированный фенил-альфа-нафтиламин - Naugalube APAN производства фирмы Chemtura - прозрачная жидкость светло-желтого цвета с кинематической вязкостью 23 мм2/с при 100°С;
(С13-С15) алкилированный эфир 3,5-бис(1,1-диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты - Naugalube 38 производства фирмы Chemtura, в виде прозрачной жидкости с желтоватым оттенком с температурой вспышки в закрытом тигле не менее 229°С;
трикрезилфосфат по ГОСТ 5728-76 или триксиленилфосфат- Durad 220Х производства фирмы Chemtura, в виде желтоватых прозрачных жидкостей с температурой вспышки не менее 240°С;
производное толутриазола в виде N,N-бис-(2-этилгексил)-4-метил-1Н-бензотриазол-1-метиламина- Irgamet-39 производства фирмы BASF/Ciba. Бесцветная жидкость с температурой кипения 271°С, плотностью 0,94-0,96 г/см3, температурой воспламенения выше 280°С;
полиметилсилоксан (ПМС-200А по ОСТ 6-02-20-79);
синтетическое базовое масло ПАО-4, полученное олигомеризацией α-олефинов с кинематической вязкостью 3,8-4,1 мм2/с при 100°С, температурой вспышки в открытом тигле не ниже 200°С, температурой застывания не выше минус 60°С.
Технология приготовления масла, предлагаемого в настоящем изобретении состава, состоит из следующих операций: дозирование присадок, перемешивание основы масла с присадками до их полного растворения, фильтрация готового масла. Для испытания приготовлены образцы масла, состав которых приведен в таблице 1.
Сравнительные данные, полученные при исследовании образцов предлагаемого масла и масла прототипа, приведены в таблице 2.
Как видно из данных таблицы 2, использование сочетания компонентов и их количественное соотношение в составе масла, предлагаемом в настоящем изобретении, позволяет получить заявленный технический результат, заключающийся в снижении склонности к образованию высокотемпературных отложений по сравнению с прототипом. Отмечено увеличение характерного времени лакообразования, определяемого по ГОСТ 23175, и снижение коксования, определяемого на установке по методу FTM 791-3462.
Применение заявляемого смазочного масла позволяет обеспечить надежную и бесперебойную работу газотурбинных двигателей авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов и других видов техники с газовыми турбинами.
|
|