Вид РИД
Изобретение
Настоящее изобретение относится к и нефтепереработке и нефтехимии, в частности, к составу смазочного масла, предназначенного для использования в газотурбинных двигателях авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов и других видов техники с газовыми турбинами.
Известно масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289 следующего состава (% масс): 2,6-дитретбутилпаракрезол (0,5-0,8), хлорированный дифенил (0,8-1,2), минеральное масло до 100 [1]. Недостатками этого смазочного масла является низкая температура вспышки (не ниже 135°C), низкий уровень трибологических характеристик, высокий уровень испаряемости.
Наиболее близким по составу и достигаемому техническому результату к заявленному смазочному маслу является смазочное масло для газовых турбин [2. Патент РФ RU №2125084 C1, C10М 141/10, опубл. 20.01.1999 г.] следующего состава (% масс): 2,6-дитретбутилпаракрезол (0,7-1,0), ариловые эфиры фосфорной кислоты (1,0-3,0), аминопроизводные антиокислительные присадки (0,1-0,5), бензотриазол (0,005-0,015), базовое масло - остальное.
Недостатками этого смазочного масла является высокий уровень испаряемости при температуре в 175°С и повышенное коррозионное воздействие на детали из серебра вследствие сульфидной коррозии.
Техническим результатом настоящего изобретения является снижение испаряемости и коррозионного воздействия на серебро.
Для достижения указанного технического результата предлагается смазочное масло для газовых турбин, содержащее базовое минеральное масло, 2,6-дитретбутилпаракрезол, аминопроизводную антиокислительную присадку, смесь моно- и ди- глицеридов β-(3,5дитретбутил-4оксифенил)пропионовой кислоты, парафины жидкие хлорированные, полиметилсилоксан, масло легкое изопарафиновое в составе базового минерального масла при следующем соотношении компонентов (% масс):
|
Для приготовления составов смазочного масла используют:
-2,6-дитретбутилпаракрезол (Агидол-1 по ТУ 38.5901237-90);
-аминопроизводную антиокислительную присадку - алкилированный фенил-α-нафтиламин - Irganox L06 или смесь бутил- и октилдифениламинов - Irganox L57 производства фирмы BASF/Ciba (вместо Irganox L57 возможно использование его аналога - Naugalube 640 производства фирмы Chemtura); смесь моно- и ди- глицеридов β-(3,5дитретбутил-4оксифенил)пропионовой кислоты (модификатор трения/антиоксидант Irgalube F10 производства фирмы BASF/Ciba);
- парафины хлорированные жидкие (ХП-470А1 по ТУ 2493-379-05763441-2002); -полиметилсилоксан (ПМС-200А по ОСТ 6-02-20-79);
- масло легкое изопарафиновое производства ООО «ЛУКОЙЛ Волгограднефтепереработка» (СТО ПР 046-00148599-2011);
- минеральное масло - масло веретенное АУ (ТУ 38. 1011212-89).
Технология приготовления предполагаемого масла состоит из следующих операций: дозирование присадок, перемешивание основы масла с присадками до их полного растворения, фильтрация готового масла. Для испытания приготовлены образцы масла, состав которых приведен в табл.1.
Сравнительные данные, полученные при исследовании образцов предлагаемого масла и масла прототипа, приведены в табл.2. Как видно из данных табл.2, использование строго определенного количественного соотношения компонентов в предлагаемом в настоящем изобретении составе масла позволяет получить заявленный технический результат
- снизить испаряемость при температуре 175°С, что позволяет сократить эксплуатационные расходы масла на угар;
- уменьшить коррозионное воздействие на детали, выполненные из серебра и, как следствие, увеличить срок службы сепараторов подшипников газотурбинных агрегатов, покрытых серебром.
Применение заявляемого состава смазочного масла позволяет обеспечить надежную и бесперебойную работу газотурбинных двигателей авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов и других видов техники с газовыми турбинами.
|
|