×
10.08.2016
216.015.5640

Результат интеллектуальной деятельности: ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к устройствам для выдачи сжатого газа потребителю преимущественно в области ракетно-космической техники и предназначено для одновременного обеспечения систем двигательной установки ракеты-носителя сжатым газом, получаемым от одного источника, различных требуемых давлений и расходов при проведении технологических операций на техническом комплексе. Газораспределительный модуль выполнен в виде блоков, содержащих по одной или несколько одинаковых, объединенных коллекторами подачи, основных линий с последовательно установленными электропневмоклапанами подачи и дренажа, дросселем, датчиком давления и выходным штуцером, и блока переключения, состоящего из линий с последовательно установленными электропневмоклапаном подачи, датчиком давления и электропневмоклапаном.
Основные результаты: Газораспределительный модуль, содержащий главный трубопровод подачи сжатого газа с последовательно установленными в нем датчиком давления, запорным органом, клапаном предохранительным и регулятором давления и дренажный коллектор, отличающийся тем, что газораспределительный модуль выполнен в виде блоков, содержащих по одной или несколько одинаковых, объединенных коллекторами подачи, основных линий с последовательно установленными электропневмоклапанами подачи и дренажа, дросселем, датчиком давления и выходным штуцером, и блока переключения, состоящего из линий с последовательно установленными электропневмоклапаном подачи, датчиком давления и электропневмоклапаном, выполняющим функции обратного клапана, при этом вход в коллектор подачи блоков высокого давления размещен перед регулятором давления главного трубопровода подачи, в котором перед датчиком давления установлен фильтр, а во всех остальных коллекторах подачи до входов в основные линии последовательно подключены собственные регуляторы давления, датчики давления, предохранительные клапаны и вспомогательные ветки с установленными вентилем, манометром и дросселем, при этом входы в коллекторы подачи блоков среднего давления, переменного среднего давления и среднего и низкого давления, а также блоков переключения и низкого давления размещены последовательно за регулятором давления главного трубопровода подачи, вход в коллектор подачи блока минимального давления, перед входом в основные линии которого подсоединена дополнительная ветка с последовательно установленными вентилем и предохранительным клапаном, размещен за регулятором давления коллектора подачи блока переменного среднего давления, при этом выходы линий блока переключения подсоединены к линиям блока среднего и низкого давления между электропневмоклапаном дренажа и дросселем, причем выходы всех предохранительных клапанов, электропневмоклапанов дренажа, дросселей вспомогательных веток соединены с дренажными коллекторами высокого, среднего и низкого давления, при этом в каждом дренажном коллекторе установлен шумоглушитель.

Предлагаемое изобретение относится к устройствам для выдачи сжатого газа потребителю преимущественно в области ракетно-космической техники и предназначено для одновременного обеспечения систем двигательной установки (ДУ) ракеты-носителя (РН) сжатым газом, получаемым от одного источника, различных требуемых давлений и расходов при проведении технологических операций на техническом комплексе.

Известны устройства выдачи сжатых газов для пневмозажима с ручным управлением и для управления запорными и дроссельными клапанами гидросистемы (М.М. Аграновский, М.Е. Вылюднов и другие. Силовые пневмоавтоматические системы. Москва, 1965, стр. 6 и 7, рисунки 1 и 2), содержащие запорный орган, регулятор давления (РД), клапан предохранительный (КП), датчик давления.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является устройство выдачи сжатого газа (Патент RU №2215235 C1, F17D 3/00 - прототип), состоящее из главного трубопровода подачи сжатого газа с последовательно установленными в нем запорным органом, регулятором давления, клапаном предохранительным и датчиком давления, а также обратного клапана и дренажного коллектора.

Недостатками известного устройства, а также вышеописанного являются их ограниченные эксплуатационные возможности, а именно невозможность одновременной подачи от одного источника сжатого газа различных требуемых давлений и расходов в системы двигательной установки, подачи сжатого газа различного давления в одну и ту же систему без перенастройки регуляторов давления, проверки давления настройки регуляторов давления и перенастройки их на нужное давление до подключения к потребителю, а также низкая эффективность из-за потерь давления при работе обратных клапанов и высокий уровень шума от работы агрегатов.

Задачей заявляемого технического решения является расширение эксплуатационных возможностей устройства, повышение эффективности работы, а также обеспечение акустической изоляции источников шума.

Поставленная задача решается тем, что газораспределительный модуль, содержащий главный трубопровод подачи сжатого газа с последовательно установленными в нем датчиком давления, запорным органом, клапаном предохранительным и регулятором давления и дренажный коллектор, согласно изобретению выполнен в виде блоков, содержащих по одной или несколько одинаковых, объединенных коллекторами подачи, основных линий с последовательно установленными электропневмоклапанами подачи и дренажа, дросселем, датчиком давления и выходным штуцером, и блока переключения, состоящего из линий с последовательно установленными электропневмоклапаном подачи, датчиком давления и электропневмоклапаном, выполняющим функции обратного клапана, при этом вход в коллектор подачи блоков высокого давления размещен перед регулятором давления главного трубопровода подачи, в котором перед датчиком давления установлен фильтр, а во всех остальных коллекторах подачи до входов в основные линии последовательно подключены собственные регуляторы давления, датчики давления, предохранительные клапаны и вспомогательные ветки с установленными вентилем, манометром и дросселем, при этом входы в коллекторы подачи блоков среднего давления, переменного среднего давления и среднего и низкого давления, а также блоков переключения и низкого давления размещены последовательно за регулятором давления главного трубопровода подачи, вход в коллектор подачи блока минимального давления, перед входом в основные линии которого подсоединена дополнительная ветка с последовательно установленными вентилем и предохранительным клапаном, размещен за регулятором давления коллектора подачи блока переменного среднего давления, при этом выходы линий блока переключения подсоединены к линиям блока среднего и низкого давления между электропневмоклапаном дренажа и дросселем, причем выходы всех предохранительных клапанов, электропневмоклапанов дренажа, дросселей вспомогательных веток соединены с дренажными коллекторами высокого, среднего и низкого давления, при этом в каждом дренажном коллекторе установлен шумоглушитель.

Предложенное техническое решение поясняется чертежом, где приведена принципиальная пневматическая схема газораспределительного модуля (ГРМ).

Газораспределительный модуль содержит главный трубопровод подачи 1 сжатого газа с последовательно установленными в нем манометром 2, фильтром 3, датчиком давления 4, запорным органом, например вентилем 5, клапаном предохранительным 6, регулятором давления (РД) 7 и манометром 8 и состоит из блоков: 9 - высокого давления большого расхода, 10 - высокого давления малого расхода, 11 - среднего давления, 12 - переменного среднего давления, 13 - среднего и низкого давления, 14 - низкого давления, 15 - минимального давления (далее по описанию - блоки), состоящие из объединенных коллекторами подачи 16, 17, 18, 19, 20, основных линий 21 с последовательно установленными в каждой из них (смотри блок 11) электропневмоклапанами (ЭПК) подачи 22 и дренажа 23, дросселем 24, датчиком давления 25 и выходным штуцером 26, блока переключения 27, состоящего из линий 28 с последовательно установленными ЭПК подачи 29, датчиком давления 30 и ЭПК 31, выполняющим функции обратного клапана. В коллекторах подачи 17, 18, 19, 20 до входов в основные линии 21 и 28 последовательно подключены регуляторы давления 32, 33, 34, 35, датчики давления 36, предохранительные клапаны 37, 38, 39, 40 и вспомогательные ветки 41 и 42, с установленными вентилями 43, 44, 45, 46, манометрами 47, 48 и дросселями 49, 50. Перед входом в основные линии 21 блока 15 подсоединена дополнительная ветка 51 с последовательно установленным вентилем 52 и предохранительным клапаном 53. Выходы предохранительных клапанов 6, 37, 38, 39, 40 и 53, ЭПК дренажа 23, дросселей 49, 50 вспомогательных веток 41, 42 соединены с дренажными коллекторами 54, 55, 56 высокого (ДВ), среднего (ДС) и низкого (ДН) давления соответственно, при этом в каждом дренажном коллекторе установлен шумоглушитель 57, а в каждом коллекторе подачи 16, 17, 18, 19, 20 установлены ЭПК 58 или вентили 59, предназначенные для сбрасывания сжатого газа при превышении давления в аварийных ситуациях.

Описание работы

До подключения ГРМ к ДУ РН проводится настройка РД 7 и 32, 33, 34, 35 на требуемое давление. При этом на вход в ГРМ подается сжатый газ давлением от 19,5 до 21 МПа, контролируемым посредством манометра 2. Вход в коллектор подачи 16 блоков 9 и 10 расположен в главном трубопроводе подачи 1 перед РД 7, выходное давление этих блоков соответствует давлению на входе в ГРМ. Регуляторы давления 7 и 32, 33, 34, 35 с помощью вспомогательных веток 41 и 42 настраиваются на требуемое выходное давление блоков 11, 12, 13, 14 и 27 следующим образом: открывается вентиль 5 на входе в ГРМ, сжатый газ, проходя через фильтр 3, предотвращающий попадание загрязнений в трубопроводы, поступает на вход РД 7, который при открытом вентиле 46 настраивается на выходное давление 12 МПа, после чего РД 34 (блок 14 и блок переключения 27), настраивается на выходное давление от 0,8 до 1 МПа, вентиль 46 закрывается, затем при открытом вентиле 44 РД 33 (блоки 12 и 13) настраивается на выходное давление 4,6 или 6 МПа (I режим работы), после чего открывается вентиль 45, РД 35 (блок 15) настраивается на выходное давление от 0,3 до 0,7 МПа, при этом дополнительно открывается вентиль 52 для подключения предохранительного клапана 53, предотвращающего повышение давления в коллекторе подачи 20 выше допустимого, вентили 44 и 45 закрываются, затем при открытом вентиле 43 РД 32 (блок 11) настраивается на выходное давление 4,6 МПа, вентиль 43 закрывается. После настройки блоков 11, 12, 13, 14, 15 и блока переключения 27 вентиль 5 закрывается, выходные штуцеры 26 подсоединяются к различным системам ДУ. Давления настройки РД контролируются по манометрам 8, 47 и 48.

После окончания работы ГРМ с одной ДУ и до подключения к другой ДУ по вышеописанной схеме проводится проверка давления настройки РД 7 и 32, 33, 34, 35 или их перенастройка на другие требуемые давления.

При работе с ДУ РН открывается вентиль 5 и сжатый газ поступает к ЭПК подачи 22 основных линий 21. При подаче команды от системы управления (на чертеже условно не показана) срабатывают ЭПК подачи 22 одной или нескольких основных линий 21 различных блоков, сжатый газ требуемого давления через дроссели 24, имеющие различные диаметры и обеспечивающие необходимый расход сжатого газа, и выходные штуцеры 26 поступает одновременно в различные системы ДУ. Давление газа на выходе основных линий 21 контролируется датчиками давления 25.

После окончания работы по команде от системы управления ЭПК подачи 22 закрываются, а ЭПК дренажа 23 открываются и излишки газа стравливаются в дренажные коллекторы 54, 55, 56.

При работе блока 13, настроенного на I режим работы, ЭПК 31 блока 27 всегда остаются закрытыми, предотвращая попадание сжатого газа давлением 4,6 или 6 МПа на выход ЭПК подачи 29 блока 27, что недопустимо, то есть выполняют функции обратных клапанов, при работе которых происходят существенные потери давления.

При необходимости блок 13, настроенный на I режим работы - выходное давление 4,6 или 6 МПа, без перенастройки РД 33 переключается на II режим работы - выходное давление от 0,8 до 1 МПа, для этого по сигналу от системы управления открываются ЭПК подачи 29 и ЭПК 31 одной или нескольких линий 28 блока переключения 27, при этом ЭПК подачи 22 блока 13 остаются закрытыми, и сжатый газ давлением от 0,8 до 1 МПа поступает на выходные штуцеры 26 блока 13. При этом ЭПК 31 срабатывают от электрического сигнала и, в отличие от обратных клапанов, не требуют для своего открытия более высокого давления на входе.

Предложенное техническое решение позволяет, в сравнении с известным устройством, расширить эксплуатационные возможности, а именно обеспечить одновременную подачу от одного источника сжатого газа различных требуемых давлений и расходов в системы двигательной установки, подачу сжатого газа различного давления в одну и ту же систему без перенастройки регуляторов давления, проверку давления настройки регуляторов давления и перенастройку их на нужное давление до подключения к ДУ, повысить эффективность работы ГРМ путем использования ЭПК вместо обратных клапанов, а также обеспечить акустическую изоляцию шума от работы агрегатов за счет установки в дренажные трубопроводы шумоглушителей.

Газораспределительный модуль, содержащий главный трубопровод подачи сжатого газа с последовательно установленными в нем датчиком давления, запорным органом, клапаном предохранительным и регулятором давления и дренажный коллектор, отличающийся тем, что газораспределительный модуль выполнен в виде блоков, содержащих по одной или несколько одинаковых, объединенных коллекторами подачи, основных линий с последовательно установленными электропневмоклапанами подачи и дренажа, дросселем, датчиком давления и выходным штуцером, и блока переключения, состоящего из линий с последовательно установленными электропневмоклапаном подачи, датчиком давления и электропневмоклапаном, выполняющим функции обратного клапана, при этом вход в коллектор подачи блоков высокого давления размещен перед регулятором давления главного трубопровода подачи, в котором перед датчиком давления установлен фильтр, а во всех остальных коллекторах подачи до входов в основные линии последовательно подключены собственные регуляторы давления, датчики давления, предохранительные клапаны и вспомогательные ветки с установленными вентилем, манометром и дросселем, при этом входы в коллекторы подачи блоков среднего давления, переменного среднего давления и среднего и низкого давления, а также блоков переключения и низкого давления размещены последовательно за регулятором давления главного трубопровода подачи, вход в коллектор подачи блока минимального давления, перед входом в основные линии которого подсоединена дополнительная ветка с последовательно установленными вентилем и предохранительным клапаном, размещен за регулятором давления коллектора подачи блока переменного среднего давления, при этом выходы линий блока переключения подсоединены к линиям блока среднего и низкого давления между электропневмоклапаном дренажа и дросселем, причем выходы всех предохранительных клапанов, электропневмоклапанов дренажа, дросселей вспомогательных веток соединены с дренажными коллекторами высокого, среднего и низкого давления, при этом в каждом дренажном коллекторе установлен шумоглушитель.
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 74 items.
27.04.2013
№216.012.3af9

Кран шаровой

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено, в частности, для использования в трубопроводной запорной арматуре пневмогидросистем ракет-носителей космического назначения, а также в любой отрасли промышленности, использующей гидравлическую технику, где необходимо периодически...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480658
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.06.2013
№216.012.4d91

Индуктивный датчик линейного перемещения

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано, в частности, в гидравлических системах летательных аппаратов, где требуется информация о перемещениях исполнительных гидроцилиндров. Технический результат состоит в повышении крутизны преобразования при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485439
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.06.2013
№216.012.5136

Демпфирующее устройство дренажно-предохранительного клапана

Изобретение относится к области техники клапанных систем, применяемых для работы в условиях космоса. Демпфирующее устройство дренажно-предохранительного клапана (2) содержит пружинную подвеску, направляющий шток (5) и узел направляющих клапана - цилиндр на корпусе и хвостовике тарели. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486383
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.09.2013
№216.012.66f3

Установка для мойки прецизионных подшипников

Изобретение относится к области производства точных изделий в машиностроении, в том числе к производству прецизионных подшипников. Повышение эффективности кавитационной мойки достигается за счет совершенствования устройства активатора, возбуждающего резонансные колебания, в котором зеркало...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492002
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.09.2013
№216.012.6871

Дренажно-предохранительный клапан

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к устройствам, поддерживающим избыточное давление в заданных пределах внутри емкостей, в том числе криогенных, и предназначено для использования в пневмогидросистемах любой отрасли машиностроения. Дренажно-предохранительный клапан снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492384
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.10.2013
№216.012.76b1

Разъемное соединение

Изобретение относится к многоразовым разъемным соединениям трубопроводов в ракетно-космической технике, обеспечивающим разделение пневмогидромагистралей от управляющего давления сжатого воздуха с дублированием разделения вручную при технологических операциях при подготовке изделия к старту....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496045
Дата охранного документа: 20.10.2013
27.11.2013
№216.012.85be

Агрегат питания рулевых машин

Агрегат относится к стендам для гидравлических испытаний изделий, преимущественно в области ракетной техники. Предложенное техническое решение позволяет произвести вакуумную заправку гидросистемы системы поворота камер сгорания с контролем качества заправки по сжимаемости рабочей жидкостью и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499916
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.06.2014
№216.012.d965

Дренажно-предохранительный клапан бака окислителя

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, а именно к дренажно-предохранительным клапанам (ДПК). Дренажно-предохранительный клапан бака окислителя включает в себя основной и вспомогательный клапаны, соединенные герметичными трубопроводами между собой, с предохраняемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521431
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.07.2014
№216.012.de91

Бак топливный космического аппарата для хранения и подачи жидких компонентов

Изобретение относится к пневмогидравлической системе подачи компонентов топлива реактивной двигательной установки космического аппарата. Топливный бак содержит герметичный корпус, выполненный из двух полусфер с входным и выходным штуцерами и элементами внешнего крепления. Внутри корпуса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522763
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.11.2014
№216.013.088f

Система подачи топлива двигательной установки космического аппарата

Изобретение относится к области ракетно-космической техники. Система подачи топлива двигательной установки космического аппарата, содержащая блок управления, топливные баки с деформируемыми металлическими перегородками, разделяющими их на жидкостные и газовые полости, пневмомагистраль с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533592
Дата охранного документа: 20.11.2014
Showing 1-10 of 74 items.
27.04.2013
№216.012.3af9

Кран шаровой

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено, в частности, для использования в трубопроводной запорной арматуре пневмогидросистем ракет-носителей космического назначения, а также в любой отрасли промышленности, использующей гидравлическую технику, где необходимо периодически...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480658
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.09.2013
№216.012.6871

Дренажно-предохранительный клапан

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к устройствам, поддерживающим избыточное давление в заданных пределах внутри емкостей, в том числе криогенных, и предназначено для использования в пневмогидросистемах любой отрасли машиностроения. Дренажно-предохранительный клапан снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492384
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.10.2013
№216.012.76b1

Разъемное соединение

Изобретение относится к многоразовым разъемным соединениям трубопроводов в ракетно-космической технике, обеспечивающим разделение пневмогидромагистралей от управляющего давления сжатого воздуха с дублированием разделения вручную при технологических операциях при подготовке изделия к старту....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496045
Дата охранного документа: 20.10.2013
27.11.2013
№216.012.85be

Агрегат питания рулевых машин

Агрегат относится к стендам для гидравлических испытаний изделий, преимущественно в области ракетной техники. Предложенное техническое решение позволяет произвести вакуумную заправку гидросистемы системы поворота камер сгорания с контролем качества заправки по сжимаемости рабочей жидкостью и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499916
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.06.2014
№216.012.d965

Дренажно-предохранительный клапан бака окислителя

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, а именно к дренажно-предохранительным клапанам (ДПК). Дренажно-предохранительный клапан бака окислителя включает в себя основной и вспомогательный клапаны, соединенные герметичными трубопроводами между собой, с предохраняемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521431
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.07.2014
№216.012.de91

Бак топливный космического аппарата для хранения и подачи жидких компонентов

Изобретение относится к пневмогидравлической системе подачи компонентов топлива реактивной двигательной установки космического аппарата. Топливный бак содержит герметичный корпус, выполненный из двух полусфер с входным и выходным штуцерами и элементами внешнего крепления. Внутри корпуса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522763
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.11.2014
№216.013.088f

Система подачи топлива двигательной установки космического аппарата

Изобретение относится к области ракетно-космической техники. Система подачи топлива двигательной установки космического аппарата, содержащая блок управления, топливные баки с деформируемыми металлическими перегородками, разделяющими их на жидкостные и газовые полости, пневмомагистраль с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533592
Дата охранного документа: 20.11.2014
10.06.2015
№216.013.5370

Способ управления процессами подготовки и эксплуатации сложных технических объектов и система для его осуществления

Изобретение относится к способам контроля, управления и к контрольно-измерительной технике и может быть использовано в системах управления и контроля эксплуатации сложных технических объектов. Технический результат - повышение оперативности принятия решений при отклонениях от нормального хода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552881
Дата охранного документа: 10.06.2015
27.06.2015
№216.013.5a5c

Вентиль заправочный

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено в качестве ручного вентиля для использования в пневмогидравлических системах с дополнительным визуальным контролем наличия давления во внутренней полости вентиля. Вентиль заправочный содержит корпус с размещенным в нем подводящим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554673
Дата охранного документа: 27.06.2015
27.06.2015
№216.013.5b40

Устройство раскрытия плоских крупногабаритных конструкций космического аппарата

Изобретение относится к оборудованию космического аппарата (КА) и предназначено для одноразового раскрытия плоских крупногабаритных конструкций КА, например радиолокационных антенн, солнечных батарей и т.п. Устройство содержит неподвижную (2) секцию (НС) на раме (1), закрепленной на КА, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554901
Дата охранного документа: 27.06.2015
+ добавить свой РИД