Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии и может быть использовано при производстве высокооктановых авиационных бензинов.
Для получения авиационных бензинов широко используют такие компоненты, как бензин каталитического риформинга, стабилизированные фракции бензина каталитического крекинга, алкилбензин, изомеризат, изопентан, красители, антиаксиданты и этиловую жидкость.
Так известна топливная композиция, содержащая: фракции бензина каталитического риформинга, выкипающие в интервалах НК - 85°C, 85-140°C и др., изомеризат, алкилбензин, бензин каталитического крекинга, прямогонную бензиновую фракцию, простые эфиры спиртов C1-C5 или их смеси с низшими спиртами C1-C4 (патент РФ 2153523, C10L 1/4, 2000).
Эта топливная композиция содержит водорастворимые спирты и не может быть использована в качестве авиационного бензина, так как не отвечает требованиям по стабильности фазового состава (расслаивается уже при температурах ~ минус 45°C), октановому числу, фракционному составу и др. характеристикам.
Известна топливная композиция, содержащая бензин каталитического риформинга - фракцию 35-150°C, бензин каталитического риформинга - фракцию 100-190°C, алкилбензин и прямогонную бензиновую фракции, взятые соответственно в соотношении, мас.%:
|
(патент РФ 2009168, C10G 59/00, 1994).
Для получения товарного продукта в состав бензина вводят добавки, такие как тетраэтилсвинец, антиокислительная присадка, краситель.
Недостатком этой композиции является многокомпонентность и высокое содержание ароматических углеводородов и, как следствие, низкая удельная теплота сгорания.
Наиболее близким к предлагаемой композиции является состав авиационного бензина, содержащий, основу, представляющую собой смесь фракции бензина риформинга и/или изомеризата, выкипающих в интервале 40-135°C, и фракции бензина риформинга, выкипающей в интервале 80-190°C, взятых в соотношении 50-80:20-50, и алкилбензин при следующем соотношении компонентов в композиции, мас.%:
|
Топливная композиция может содержать в своем составе добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, краситель (патент РФ 2212432, C10L 1/04, 2002).
Недостатком этой композиции является использование нестандартных фракций риформинга и изомеризата (изомеризат на отечественных НПЗ имеет показатель «конец кипения ~75°C, у заявителя 135°C) и дефицитного алкилбензина.
Задачей настоящего изобретения является сокращение используемых компонентов и дефицитных продуктов при производстве авиационного бензина.
Для решения поставленной задачи предлагается топливная композиция, содержащая основу, представляющую собой фракцию, полученную из промышленного автомобильного бензина АИ-95, выкипающую в интервале 40-145°C, и добавок: антиокислительной присадки, этиловой жидкости, красителя.
Отличие предлагаемого технического решения состоит в упрощении производства авиационного бензина за счет использования не дефицитных автомобильных бензинов АИ-95, производимых на ряде НПЗ топливного профиля (Киришинефтеоргсинтез, Лукойл-Ухта, Салаватнефтеоргсинтез и др.). Эти бензины (выпускаемые по нормам евро 4) базируются на бензинах риформинга, изомеризации и алкилирования и почти не содержат олефиновых компонентов, так как не включают нестабильных продуктов каталитического и термического крекинга.
Указанное отличие позволяет получить топливную композицию, обладающую высокой стабильностью и детонационной стойкостью, что позволяет эффективно использовать данную композицию в качестве авиационного бензина.
Приготовление предлагаемой топливной композиции включает следующие стадии: приготовление основы путем отгонки фракции 40-145°C из бензина АИ-95, периодическим или непрерывным способом, с использованием ректификационной колоны эффективностью не менее 3 т.т. Затем в полученную основу в следующей последовательности вводят добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, и краситель. Фракции, полученные после отгонки основы, могут быть использованы как компоненты автомобильного бензина АИ-92/95.
Для приготовления образцов авиационного бензина Б-100/130 был использован бензин производства «КИНЕФ», характеристики которого приведены в таблице 1.
Описанным способом был приготовлен образец основы топливной композиции и образец авиационного бензина Б-100/130, составы которых приведены в таблицах 2 и 3 соответственно. Результаты испытаний полученных образцов бензина соответствуют требованиям, предъявляемым к авиационному бензину Б-100/130.
При выпуске товарного авиационного бензина в состав топливной композиции вводят добавки: этиловая жидкость, например марки П-2, антиокислительная присадка - 4-метил-2,6-дитретичный бутилфенол (Агидол-1); краситель органический жирорастворимый ярко-синий антрахиноновый.
Пример
1400 мл бензина АИ-95 (свойства в таблице 1) загружают в колбу, снабженную ректификационной колонкой с эффективностью 3 т.т., и последовательно выделяют бензиновые фракции:
1. 35(Нк) - 40, в количестве 58,0 мл.
2. 40-145, в количестве 1158 мл.
3. 145-205 (К.К), в количестве 184,0 мл.
Фракции №1 и №3 соединяются и испытываются на установке УИТ-85, октановое число по моторному методу равно 87,5, в дальнейшем они могут быть использованы в качестве добавки (до 15% об.) к автомобильным бензинам АИ-92/98.
К 1 кг фракции №2 (свойства фракции №2 приведены в таблице 2) в следующей последовательности о добавлены:
|
Свойства полученного бензина (таблица 3) соответствуют требованиям ТУ 38.401-58-197-97 к авиационному бензину Б-100/130.
|
|
|