×
10.09.2015
216.013.7721

УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ НАДВОДНОГО ОДНОКОРПУСНОГО ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕГО БЫСТРОХОДНОГО СУДНА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области судостроения и касается устройств, стабилизирующих движение судна. Предложено устройство стабилизации движения надводного однокорпусного водоизмещающего быстроходного судна с узким корпусом и острым клиновидным носом, выполненное в виде кормового подводного крыла и оборудованное дополнительными опорами в виде бортовых профилированных стоек. Кормовое крыло имеет V-образность консолей в диапазоне 5-20° и расположено выше основной плоскости судна. Технический результат заключается в одновременном снижении сопротивления в условиях сильного волнения в диапазоне чисел Фруда 0,25-0,6, уменьшении интенсивности килевой и вертикальной качки и уменьшении крена на циркуляции без снижения ходкости на спокойной воде. За счет применения бортовых стоек крыла также повышается курсовая устойчивость судна. 6 ил.
Основные результаты: Устройство стабилизации движения надводного однокорпусного водоизмещающего быстроходного судна с узким корпусом и острым клиновидным носом, выполненное в виде кормового подводного крыла и оборудованное дополнительными опорами в виде бортовых профилированных стоек, отличающееся тем, что кормовое крыло имеет V-образность консолей в диапазоне 5-20° и расположено выше основной плоскости судна.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к судостроению и касается устройств, стабилизирующих движение с целью уменьшения сопротивления движению корпуса судна, уменьшения крена при движении на циркуляции, а также уменьшения килевой, бортовой и вертикальной качки судна.

Проблема усовершенствования стабилизирующих устройств указанного назначения особенно актуальна для быстроходных судов с различными, характерными для них формами корпуса.

В наибольшей степени заявляемое техническое решение проявляет эффект при использовании на корпусах быстроходных судов с малой полнотой обводов, с U-образными формами шпангоутов, с удлинением корпуса λкорп=L/В≥7 и с острыми клиновидными носовыми образованиями, в составе которых рассматривается и преимущественно предполагается к использованию.

Известно устройство в виде носового подводного крыла, установленного на носовом бульбе однокорпусного быстроходного судна с идентичными вышеописанным обводами корпуса, а именно клиновидными носовыми образованиями и с наибольшей шириной корпуса в корме, с целью уменьшения килевой и вертикальной качки (патент RU 2155693, МПК В63В 1/04, 1/06, 1/08, 39/06, опубликовано 10.09.2000).

Недостатком этой конструкции является то, что консоли носового крыла имеют небольшое удлинение (меньше единицы) и значительную толщину в корневом сечении, что снижает его эффективность. Носовое расположение крыла при клиновидном носе не позволяет применить крыло большого удлинения из-за отсутствия возможности установки дополнительных опор. Для крепления крыла и механизма привода необходимо наличие бульба, который дает надбавку к полному сопротивлению корпуса.

Кроме этого, расположенное в носовой части такого корпуса крыло подвержено возможным повреждениям при швартовных операциях и ограничивает судоводителя в возможности безопасного маневрирования.

Также известно принятое за прототип устройство для управления дифферентом, уменьшения килевой и вертикальной качки корпуса судна с клиновидным носом, узким корпусом и плоским днищем в кормовой части (патент RU 2437797, МПК В63В 1/06, 39/06, 1/18, опубликовано 27.12.2011, бюл. №22). Данное устройство представляет собой два горизонтальных стабилизатора с каждой стороны диаметральной плоскости, рассчитанных на создание подъемной силы аналогично подводным крыльям. Каждый горизонтальный стабилизатор закреплен на двух вертикальных стабилизаторах, в свою очередь прикрепленных к корпусу судна.

Признаками рассматриваемого стабилизирующего устройства (стабилизатора) в виде подводного крыла, совпадающими с признаками заявляемого технического решения, являются:

- расположение его в кормовой части,

- наличие в составе устройства профилированного крыла для создания демпфирующего момента по дифференту.

- наличие в составе устройства вертикальных стабилизаторов, служащих для стабилизации движения судна на курсе и предотвращения рысканья и выполняющих роль опор для крыла.

Недостатком конструкции рассматриваемого устройства является то, что оно расположено на стойках ниже килевой линии корпуса подобно судну на подводных крыльях и тем самым увеличивает осадку кормой и оказывается подверженным возможному повреждению при эксплуатации как любая выступающая часть судна, например, при посадке на мель. Кроме того, расположенные побортно относительно диаметральной плоскости горизонтальные стабилизаторы имеют небольшое удлинение по сравнению с устройством согласно заявляемому техническому решению, а значит и меньшее гидродинамическое качество. Каждый из входящих в состав устройства горизонтальных стабилизаторов при этом закрепляется по концам на двух вертикальных стабилизаторах, что влечет за собой повышение сопротивления движению в отличие от заявляемого технического решения, согласно которому крыло гармонично вписано в конструкцию корпуса.

В качестве предмета изобретения рассматривается устройство стабилизации движения судна, выполненное в виде кормового подводного крыла, закрепленного на вертикальной диаметральной наделке и стойках, отличающееся от прототипа:

- непрерывностью плоскости крыла на протяжении от борта до борта,

- наличием V-образности крыла для уменьшения крена на циркуляции,

- расположением крыла выше основной плоскости.

Предлагаемое устройство стабилизации проявляет максимальный полезный эффект при движении судна на взволнованной поверхности.

Целью предлагаемого изобретения является устранение отмеченных недостатков, имеющихся у прототипа, и получение нового эффекта от применения устройства стабилизации движения (кормового подводного крыла) в части уменьшения крена судна на циркуляции.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является повышение мореходных качеств быстроходных судов и улучшение их эксплуатационных свойств в целом.

Техническим результатом, обеспечиваемом изобретением, является снижение сопротивления движению корпуса судна, уменьшение килевой, вертикальной и бортовой качки судна, а также уменьшение крена при движении на циркуляции за счет оснащения судна устройством стабилизации движения в виде подводного кормового крыла.

Указанная цель достигается тем, что кормовое крыло располагается в кормовой, наиболее широкой части корпуса, выше основной плоскости судна (килевой линии) и ограничено шириной корпуса, благодаря чему меньше подвержено возможности повреждения. Крыло закреплено на вертикальной диаметральной наделке корпуса (на киле) и на профилированных бортовых стойках, что уменьшает изгибающие моменты, возникающие на крыле, позволяя увеличить его удлинение.

Для уменьшения крена судна на циркуляции крыло выполнено с умеренной V-образностью консолей. Угол V-образности (или килеватости) может находиться в диапазоне 5°-20°.

Крыло имеет авиационный симметричный профиль, одинаковый по размаху крыла, площадь крыла составляет около 5% от площади конструктивной ватерлинии корпуса, размах крыла соответствует ширине корпуса, хорда крыла одинакова по всему размаху.

Суть предлагаемого технического решения поясняется эскизами расположения крыла (фиг. 1, 2) и графиками, полученными путем буксировочных испытаний моделей с кормовым крылом и без крыла в опытовом бассейне (фиг. 3, 4, 5, 6). Буксируемые модели имели корпуса, выполненные по гидродинамической схеме быстроходных судов, характеризующейся следующими особенностями:

- острыми прямолинейными ватерлиниями в носовой части с углом притыкания к ДП около 4°-5°,

- расположением наибольшей ширины корпуса в кормовой части,

- соотношением площадей кормовой Sк и носовой Sн частей конструктивной ватерлинии относительно ее середины оставляющим Sк/Sн=2-3,

- наличием в кормовой части корпуса S-образных батоксов, начинающих свой подъем от миделя и притыкающихся к транцу на высоте около конструктивной ватерлинии под углом 0-5° относительно плоскости конструктивной ватерлинии.

На фиг. 1 представлен боковой вид расположения подводного крыла на кормовой части корпуса. На боковом виде (фиг. 1) изображены: корпус 1, плоскость подводного крыла 2, бортовая стойка 3, конструктивная ватерлиния 4, килевая линия 5, линия вертикальной диаметральной наделки (киля) 6, линия притыкания днища к килю 7.

На фиг. 2 представлен вид на кормовое крыло со стороны кормы, на котором указаны: угол V-образности (килеватости) консолей φ, размах крыла L, шпангоут корпуса в плоскости расположения крыла.

На фиг. 3 и 4 приведены графики зависимости коэффициента полного сопротивления от числа Фруда для корпуса судна без кормового крыла (условно названного исходным судном) и с ним в условиях спокойной воды и волнения 6 баллов соответственно. Указанные зависимости были определены в ходе испытаний буксируемой модели судна по гидродинамической схеме для быстроходных судов, описанной выше, в опытовом бассейне в условиях спокойной воды и регулярного волнения. Модель, закрепленная на буксировочной тележке опытового бассейна, двигалась по полкам скоростей в условиях тихой воды и моделируемого волнения. При этом записывались параметры движения модели с устройством стабилизации и без него, такие, как сопротивление движению, размахи и частоты килевой и вертикальной качки. Из рассмотрения графиков видно, что сопротивление на спокойной воде практически не меняется при наличии или отсутствии подводного крыла. В условиях сильного волнения сопротивление меньше на 10-18% в рассматриваемом диапазоне чисел Фруда при наличии подводного крыла за счет получения оптимального ходового дифферента.

На фиг. 5 и 6 приведены размахи килевой 2Аφ и вертикальной 2Аh качки в зависимости от числа Фруда при наличии и отсутствии подводного крыла для волнения 6 баллов. Из рассмотрения этих кривых видно, что при наличии крыла размахи килевой качки уменьшаются на 15-40%, вертикальной качки на 15-45% в рассматриваемом диапазоне чисел Фруда.

Работа устройства стабилизации движения заключается в следующем: быстроходное судно, выполненное по описанной выше гидродинамической схеме, при движении на тихой воде и взволнованной поверхности приобретает излишний дифферент на корму от воздействия на его корпус гидродинамических сил и моментов. По этой причине корпус судна испытывает дополнительное сопротивление движению. Предлагаемое устройство стабилизации движения в виде кормового подводного крыла устраняет возникновение излишнего ходового дифферента и приводит ходовой дифферент к оптимальному с точки зрения уменьшения сопротивления (фиг. 3, 4).

Физическая сущность работы кормового подводного крыла заключается в том, что при движении судна поток, набегающий на крыло, создает подъемную силу; необходимую и достаточную для создания дифферентующего момента на нос. Поскольку возникающие на крыле гидродинамические силы больше тех, что воздействуют на корпус судна, заставляя его дифферентоваться на корму, ходовой дифферент судна принимает оптимальное значение на расчетной скорости, за счет подбора угла атаки подводного крыла.

При движении на взволнованной поверхности набегающие волны создают возмущения в носовой части судна, создавая килевую качку. В случае с установленным на судно устройством стабилизации, возмущения в носовой части судна от набегающих волн вместе с увеличением ходового дифферента увеличивают и угол атаки кормового крыла, что влечет увеличение гидродинамических сил на нем, а значит моментов, действующих против моментов от набегающих волн, что положительно сказывается на величинах размахов килевой и вертикальной качки (фиг. 5, 6).

При движении на циркуляции судно движется со скольжением, при этом консоль крыла, находящаяся на внутреннем по отношению к повороту борту, находится в гидродинамической тени и практически не создает подъемной силы по причине наличия V-образности. Как известно, при движении на циркуляции судно приобретает крен на внешний борт по отношению к повороту. Поскольку при циркуляции поток, набегающий на консоль крыла на этом борту, приобретает некоторый угол к диаметральной плоскости судна, угол атаки крыла физически увеличивается за счет V-образности и консоль работает эффективнее. Возникающая подъемная сила создает восстанавливающий момент и естественным образом уменьшает крен судна на циркуляции.

Наличие вертикальных стоек кормового крыла в сочетании с диаметральной килевой наделкой существенно улучшают курсовую устойчивость судов с узкими корпусами, имеющими острые клиновидные обводы носовой части.

Устройство стабилизации движения надводного однокорпусного водоизмещающего быстроходного судна с узким корпусом и острым клиновидным носом, выполненное в виде кормового подводного крыла и оборудованное дополнительными опорами в виде бортовых профилированных стоек, отличающееся тем, что кормовое крыло имеет V-образность консолей в диапазоне 5-20° и расположено выше основной плоскости судна.
УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ НАДВОДНОГО ОДНОКОРПУСНОГО ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕГО БЫСТРОХОДНОГО СУДНА
УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ НАДВОДНОГО ОДНОКОРПУСНОГО ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕГО БЫСТРОХОДНОГО СУДНА
УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ НАДВОДНОГО ОДНОКОРПУСНОГО ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕГО БЫСТРОХОДНОГО СУДНА
УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ НАДВОДНОГО ОДНОКОРПУСНОГО ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕГО БЫСТРОХОДНОГО СУДНА
УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ НАДВОДНОГО ОДНОКОРПУСНОГО ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕГО БЫСТРОХОДНОГО СУДНА
УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ НАДВОДНОГО ОДНОКОРПУСНОГО ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕГО БЫСТРОХОДНОГО СУДНА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 22 items.
10.01.2013
№216.012.1a23

Способ поиска и обнаружения подводных лодок

Изобретение относится к области магниторазведки и может быть использовано при поиске и обнаружении подводных лодок (ПЛ) при помощи установленных на подвижном носителе бортовых средств магнитных измерений, в частности скалярных магнитометров. Заявлен способ поиска и обнаружения подводных лодок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472183
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.02.2013
№216.012.27d4

Чувствительный элемент для измерения физических величин на магнитостатических волнах

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в приборостроении и машиностроении для измерения физических величин (температуры, давления, деформации). Технический результат: увеличение чувствительности, уменьшение вносимых потерь и увеличение диапазона рабочих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475716
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.280c

Устройство автоматического сопровождения цели по дальности

Изобретение может быть использовано в радиолокационных станциях измерения координат малоразмерных движущихся целей. Заявленное устройство содержит амплитудный детектор, первую и вторую цепи, состоящие из последовательно соединенных соответствующего временного селектора, доплеровского фильтра и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475772
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.351c

Дискриминатор для синхронизации по задержке в-частотного дискретно-кодированного сигнала

Изобретение относится к области радиотехники и связи, в частности к устройствам квазикогерентного приема дискретно-кодированных многочастотных радиосигналов, и может найти применение в информационных радиоканалах систем управления беспилотными летательными аппаратами, в частности в активных и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479139
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.05.2013
№216.012.4553

Способ навигации летательного аппарата по радиолокационным изображениям земной поверхности

Изобретение относится к радиолокации, в частности к бортовым радиолокационным средствам навигации летательных аппаратов (ЛА). Достигаемый технический результат - повышение вероятности правильного определения положения ЛА по радиолокационным изображениям земной поверхности и расширение условий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483324
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.07.2013
№216.012.54db

Способ измерения деформации чувствительного элемента на поверхностных акустических волнах

Способ измерения деформации чувствительного элемента на ПАВ относится к области измерительной техники и может быть использован в приборостроении и машиностроении для измерения деформации. Способ состоит в излучении считывателем запросного радиосигнала, преобразовании встречно-штыревым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487326
Дата охранного документа: 10.07.2013
27.07.2013
№216.012.5b04

Способ формирования запросного сигнала для датчика на пав с отражающими структурами

Использование: в приборостроении и машиностроении для измерения физических величин, а именно в способе формирования запросного сигнала для датчика на ПАВ с отражающими структурами. Сущность: способ формирования запросного сигнала для датчика на ПАВ с отражающими структурами состоит в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488921
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5b08

Сверхширокополосная антенна

Изобретение относится к области радиотехники, а именно к рупорно-полосковым антеннам с линейной поляризацией. Технический результат -уменьшение длины полоскового рупора при работе в широком диапазоне частот, а также расширение полосы частот согласования за счет конструктивного объединения для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488925
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.08.2013
№216.012.64ff

Грузовой контейнер для модуля вооружения и контейнерный комплекс ракетного оружия

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в пусковых установках-контейнерах. Контейнерный комплекс ракетного оружия содержит грузовой контейнер с пусковой установкой (ПУ). Грузовой контейнер содержит жесткие боковые и торцевые стенки, крышу из двух сопрягаемых панелей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491492
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.09.2013
№216.012.68be

Способ измерения влажности

Использование: для измерения влажности. Сущность заключатся в том, что на чувствительный элемент на поверхностных акустических волнах и на эталонное устройство на поверхностных акустических волнах подается запросный сигнал, который преобразуется в чувствительном элементе на поверхностных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492461
Дата охранного документа: 10.09.2013
Showing 1-10 of 30 items.
10.01.2013
№216.012.1a23

Способ поиска и обнаружения подводных лодок

Изобретение относится к области магниторазведки и может быть использовано при поиске и обнаружении подводных лодок (ПЛ) при помощи установленных на подвижном носителе бортовых средств магнитных измерений, в частности скалярных магнитометров. Заявлен способ поиска и обнаружения подводных лодок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472183
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.05.2013
№216.012.4553

Способ навигации летательного аппарата по радиолокационным изображениям земной поверхности

Изобретение относится к радиолокации, в частности к бортовым радиолокационным средствам навигации летательных аппаратов (ЛА). Достигаемый технический результат - повышение вероятности правильного определения положения ЛА по радиолокационным изображениям земной поверхности и расширение условий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483324
Дата охранного документа: 27.05.2013
27.07.2013
№216.012.5b04

Способ формирования запросного сигнала для датчика на пав с отражающими структурами

Использование: в приборостроении и машиностроении для измерения физических величин, а именно в способе формирования запросного сигнала для датчика на ПАВ с отражающими структурами. Сущность: способ формирования запросного сигнала для датчика на ПАВ с отражающими структурами состоит в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488921
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.08.2013
№216.012.64ff

Грузовой контейнер для модуля вооружения и контейнерный комплекс ракетного оружия

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в пусковых установках-контейнерах. Контейнерный комплекс ракетного оружия содержит грузовой контейнер с пусковой установкой (ПУ). Грузовой контейнер содержит жесткие боковые и торцевые стенки, крышу из двух сопрягаемых панелей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491492
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.09.2013
№216.012.7023

Чувствительный элемент для измерения температуры

Изобретение относится к области термометрии и может быть использовано для измерения температуры. Чувствительный элемент для измерения температуры состоит из пьезоплаты 1, на поверхности которой сформированы не менее одного встречно-штыревого преобразователя 3 и не менее четырех отражающих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494358
Дата охранного документа: 27.09.2013
27.10.2013
№216.012.7b78

Устройство для усиления сверхширокополосного сигнала

Изобретение относится к вычислительной технике, а именно к сверхширокополосным устройствам. Техническим результатом является усиление сверхширокополосных сигналов при использовании стандартных методов узкополосной радиотехники. Устройство для усиления сверхширокополосного сигнала, содержащее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497270
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.11.2013
№216.012.8500

Скоростное судно с двумя режимами движения

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к скоростным судам, которым по эксплуатационным особенностям необходимо иметь два основных режима движения, например, экономичный и полный ход. Скоростное судно состоит из корпуса и двух расположенных побортно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499726
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.11.2013
№216.012.8504

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения корабельного базирования

Изобретение относится к области авиационной радиолокации. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения корабельного базирования состоит из фюзеляжа, переднего крыла обратной стреловидности и заднего крыла нормальной стреловидности, расположенных в верхней части фюзеляжа и отклоненных вверх,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499730
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.10.2014
№216.013.0181

Способ определения в опытовом бассейне в прямом движении аэродинамических характеристик горизонтального оперения экраноплана

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования экранопланов. При определении аэродинамических характеристик горизонтального оперения экраноплана с установленными на нем работающими маршевыми двигателями изготавливают геометрически подобную модель горизонтального оперения и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531783
Дата охранного документа: 27.10.2014
20.11.2014
№216.013.08bb

Рефлекторная антенна френеля

Изобретение относится к области радиотехники, в частности к антенной технике, и может быть использовано в радиолокационных станциях различного назначения, станциях радиосвязи, использующих два далеко разнесенных частотных диапазона, например сантиметровый и миллиметровый диапазоны волн....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533636
Дата охранного документа: 20.11.2014
+ добавить свой РИД