×
20.08.2015
216.013.6fd9

РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК ЖИДКОСТОНОГО ТРЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в металлургической, строительной, горнорудной промышленностях для обеспечения надежной и долговечной работы оборудования при значительных снижениях затрат на изготовление и эксплуатацию машин. Радиальный подшипник жидкостного трения включает втулку-цапфу (1), расположенную во втулке-вкладыше (3). На поверхности втулки-цапфы (1) сформирована система параллельных мартенситных валиков (3), которая при движении подшипника обеспечивает максимальное количество масляных клиньев, создающих гидродинамические силы поддержания втулки-цапфы. Валики (3) сформированы на втулке-цапфе (1) в виде системы параллельных валиков (3) один за другим на расстоянии L=(1,5÷3)h друг от друга, где h - ширина валика (3), выступающего над поверхностью на 0,3÷1,5 мм, в направлении, параллельном оси подшипника. Валики сформированы на втулке-цапфе (1) в виде двух систем параллельных валиков: одна за другой, в виде сетки под углом 2β=60÷120°, причем обе системы расположены симметрично относительно направления движения подшипника в эксплуатации на окружном расстоянии L=Lcosβ друг от друга. Технический результат: создание радиального подшипника жидкостного трения с конструкцией, позволяющей создать максимально возможное количество масляных клиньев. При этом конструкция учитывает следующие условия работы: возможность кратковременной работы при малых скоростях скольжения, изменение направления нагрузки на подшипник, возможность реверсивной работы. Подшипник прост в изготовлении, долговечен и не дорогостоящий. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в металлургической, строительной, горно-рудной промышленностях для обеспечения надежной и долговечной работы оборудования (насосов, воздуходувок, компрессоров и т.д.) при значительных снижениях затрат на изготовление и эксплуатацию машин.

Известен радиальный подшипник жидкостного трения [1, стр. 228-231], широко используемый в прокатном производстве. Основные детали подшипника - стальная втулка-цапфа с зеркальной рабочей поверхностью шероховатостью 18-45 мкм и втулка-вкладыш, залитая баббитом Б83, подвергнутая алмазной расточке и доводке с окончательной шероховатостью не выше 0,8 мкм.

Недостатком данного подшипника являются высокие требования к точности изготовления с применением высокоточного станочного оборудования, что ведет к значительным затратам при изготовлении. При работе данного подшипника образуется один масляный клин, который способствует разделению поверхностей трения, поэтому подшипник плохо переносит резкие перегрузки, неустановившийся и повторно-кратковременный режимы работы.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является сегментный радиальный подшипник [2, стр. 84]. Он состоит из комплекта независимых вкладышей (трех и более) с несимметрично расположенной опорой в корпусе, на которой они могут поворачиваться в поперечной относительно оси вала плоскости. Положение опоры выбирается сообразно направлению вращения вала, а именно: передняя, относительно вращения вала, кромка вкладыша отстоит от опоры дальше, чем задняя. Такое положение опоры обеспечивает при вращении вала со скоростями выше 3 м/с образование масляного клина и гидравлической силы поддержания между вкладышем и сопрягаемой поверхностью скольжения. Так как вкладыши устанавливаются независимо друг от друга, то и масляные клинья будут создаваться также независимо.

Недостатком данного подшипника является то, что количество независимых масляных клиньев соответствует числу вкладышей. Разрушение какого-либо масляного клина приводит к аварии всей машины. Подшипник не может работать в реверсивном режиме. Конструкция данного подшипника является сложной и дорогостоящей при изготовлении и монтаже.

Задачей изобретения является создание радиального подшипника жидкостного трения с конструкцией, позволяющей создать максимально возможное количество масляных клиньев. Причем при работе подшипника должно обеспечиваться надежное разделение поверхностей трения масляным слоем. Конструкция предлагаемого радиального подшипника должна учитывать экстремальные условия работы, а именно: возможность кратковременной работы при малых скоростях скольжения, изменение направления нагрузки на подшипник, возможность реверсивной работы. Подшипник должен быть прост в изготовлении, долговечным и не дорогостоящим.

Поставленная задача достигается тем, что радиальный подшипник жидкостного трения включает втулку-цапфу, расположенную во втулке-вкладыше, и на поверхности втулки-цапфы сформирована система параллельных мартенситных валиков, которая при движении подшипника обеспечивает максимальное количество масляных клиньев, создающих гидродинамические силы поддержания втулки-цапфы. Радиальный подшипник жидкостного трения с мартенситными валиками, сформированными на втулке-цапфе в виде системы параллельных валиков один за другим на расстоянии L=(1,5÷3)h друг от друга, где h - ширина валика, выступающего над поверхностью на 0,3÷1,5 мм, по всей поверхности втулки-цапфы от края до края, в направлении, параллельном оси подшипника. Радиальный подшипник жидкостного трения с мартенситными валиками, сформированными на втулке-цапфе в виде двух систем параллельных валиков: одна за другой, в виде сетки под углом 2β=60÷120°, причем обе системы расположены симметрично относительно направления движения подшипника в эксплуатации на окружном расстоянии L1=Lcosβ друг от друга.

Выполнение мартенситных валиков на рабочей поверхности износостойких пар трения на изделиях из конструкционных сталей известно (см. патент РФ №2486002) [3], однако такое расположение валиков возможно только для изделий, работающих в тяжелых условиях с возвратно-поступательным движением.

На фиг. 1 представлена часть увеличенного поперечного сечение радиального подшипника жидкостного трения, на фиг. 2 - втулка-цапфа радиального подшипника жидкостного трения с системой валиков, параллельной оси подшипника, на фиг. 3 - поперечное сечение радиального подшипника жидкостного трения с системой валиков, параллельной оси подшипника, на фиг. 4 - втулка-цапфа радиального подшипника жидкостного трения горизонтального исполнения с сетчатой системой валиков, на фиг. 5 - поперечное сечение радиального подшипника жидкостного трения горизонтального исполнения с сетчатой системой валиков, на фиг. 6 - втулка-цапфа радиального подшипника жидкостного трения вертикального исполнения с сетчатой системой валиков, на фиг. 7 - вид сверху радиального подшипника жидкостного трения вертикального исполнения с сетчатой системой валиков.

Втулка-цапфа 1 изготавливается из конструкционной стали, которая с натягом одевается на цапфу вала (фиг. 1). На наружной поверхности втулки-цапфы 1 созданы выпуклые валики 2 из мелкоигольчатого мартенстита с помощью быстровращающегося диска, из которых сформированы масляные карманы для удержания смазки. Валики имеют наклонные (клиновые) рабочие поверхности d, обеспечивающие гидродинамические силы поддержания при скоростях скольжения выше 2-3 м/с (жидкостное трение) и опорные поверхности с из высокотвердого материала, позволяющие сохранять износостойкость в условиях полусухого трения при малых скоростях скольжения (менее 2 м/с).

Подшипник состоит (фиг. 1): 1 - втулка-цапфа, 2 - валик, 3 - втулка-вкладыш, 4 - закаленный слой (ТВЧ) на поверхности втулки-вкладыша, между валиками пространство заполнено маслом; m - высота валика над поверхностью втулки-цапфы, m=(0,3-1,5) мм; h - ширина валика; с - опорная поверхность валика, c=(h-2d); d - длина наклонной поверхности валика, d=3-4 мм; L - расстояние по нормали между валиками (минимальное), L=(1,5÷3)h.

При создании радиального подшипника жидкостного трения с возможностью воспринимать радиальную нагрузку, систему параллельных валиков 2 формируют на рабочей поверхности втулки-цапфы 1 один за другим на расстоянии L=(1,5÷3)h друг от друга, где h - ширина валика. Ширина валика зависит от ширины диска, создающего валики. Направление валиков назначают параллельно оси подшипника (фиг. 2, 3), такое расположение системы создает максимальные гидродинамические силы поддержания. Расстояние между валиками не может быть назначено меньше, так как карман со смазочным материалом будет иметь не достаточные размеры, а также не может быть назначено больше, так как количество карманов должно быть по возможности максимальным. Длина смазочной канавки составляет 0,8 B, где B - ширина подшипника. Такой подшипник может работать при реверсивном движении.

При создании радиального подшипника жидкостного трения с возможностью работы как в горизонтальном исполнении (фиг. 4, 5), так и в вертикальном исполнении (фиг. 6, 7), две системы параллельных валиков формируют на поверхности втулки-цапфы одну за другой в виде сетки под углом 2β=60-120°, причем располагаются обе системы симметрично относительно направления движения подшипника в эксплуатации на окружном расстоянии L1=Lcosβ друг от друга. В данном случае создаются замкнутые карманы оптимальной величины как в горизонтальном, так и вертикальном направлении. Данный подшипник может работать при реверсивном движении и при любом направлении силы N, действующей на подшипник.

Подшипник работает следующим образом (фиг. 1). Перед началом работы в смазочное отверстие подшипника подают масло под давлением 150-200 КПа, которое заполняет масляные карманы между параллельными мартенситными валиками 2, после чего запускают машину вхолостую и окружную скорость подшипника доводят до значений выше 2-3 м/с. Масло, увлекаемое вращающейся втулкой-цапфой 1, затягивается в сужающийся клиновой зазор между втулкой-вкладышем 3 и наклонными бортами мартенситных валиков d, где и создаются гидродинамические силы поддержания. Втулка-цапфа «всплывает» (образует зазор) над втулкой-вкладышем, полусухое трение переходит в жидкостное трение. После этого дают нагрузку машине и технологические радиальные нагрузки полностью воспринимаются гидродинамическими силами поддержания.

При случайных чрезмерных нагрузках, а также в случае аварийных ситуаций, подшипник переходит в условия работы с полусухим трением. Опорные поверхности валиков с (фиг. 1) нагреваются, однако они могут работать до тех пор, пока не начнется структурное превращение мелкоигольчатого мартенсита трения в аустенит (это соответствует массовой температуре в 840°C) на что необходимо достаточно времени, чтобы остановить машину и предотвратить аварию.

Работа подшипника заметно стабилизируется, когда опорные поверхности с (фиг. 1) подвергают шлифовке и жидкостное трение наступает при меньших зазорах между закаленным слоем 4 втулки-вкладыша (ТВЧ) и опорными поверхностями валиков с, причем все зазоры при этом практически одинаковы.

Таким образом, достигается цель - создание радиального подшипника жидкостного трения, позволяющего создать максимально возможное количество масляных клиньев с меньшими энергетическими затратами, минимальным количеством технологических операций. Причем при работе подшипника обеспечивается надежное разделение поверхностей трения масляным слоем. Конструкция предлагаемого радиального подшипника учитывает условия работы, а именно: работу при малых скоростях скольжения, изменение направления нагрузки на подшипник, его положение в пространстве, возможность реверсивной работы.

Источники информации

1. Целиков А.И. Машины и агрегаты металлургических заводов. В 3-х томах. Т.3. Машины и агрегаты для производства и отделки проката. Учебник для вузов / А.И. Целиков, П.И. Полухин, В.М. Гребенник, и др. 2 изд., перераб. и доп. - Москва: Металлургия, 1988. - 680 с.

2. Агернан Н.С. Детали машин. Сборник по расчету и конструированию. В 2-х книгах. Изд. 2-е испр. и доп. Книга II. / Под ред. д.т.н., проф. Н.С. Агернана - Москва: Машгиз, 1959. - 560 с.

3. Патент на изобретение №2466002 с приоритетом от 01 июня 2011 г. Заявка №2011122319. Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений РФ 10 ноября 2012 г.


РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК ЖИДКОСТОНОГО ТРЕНИЯ
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК ЖИДКОСТОНОГО ТРЕНИЯ
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК ЖИДКОСТОНОГО ТРЕНИЯ
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК ЖИДКОСТОНОГО ТРЕНИЯ
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК ЖИДКОСТОНОГО ТРЕНИЯ
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК ЖИДКОСТОНОГО ТРЕНИЯ
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК ЖИДКОСТОНОГО ТРЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 82 items.
10.06.2014
№216.012.cc28

Порошковая проволока

Изобретение может быть использовано при наплавке под флюсом для восстановления изношенных деталей и получения износостойкого защитного покрытия на деталях металлургического оборудования, работающих в условиях сжатия и абразивного износа при температурах 600°C, например прокатных валков черновых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518035
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.06.2014
№216.012.cc2a

Способ электровзрывного напыления композиционных износостойких покрытий системы tic-mo на поверхности трения

Изобретение относится к технологии нанесения покрытий на поверхности трения. Способ включает размещение порошковой навески из карбида титана между двумя слоями молибденовой фольги, электрический взрыв фольги с формированием импульсной многофазной плазменной струи, оплавление плазменной струей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518037
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.06.2014
№216.012.ccd8

Порошковая проволока

Изобретение может быть использовано при наплавке под флюсом для восстановления изношенных деталей и получения износостойкого защитного покрытия на деталях металлургического оборудования, работающих в условиях сжатия и абразивного износа при температурах 600°C. Порошковая проволока содержит,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518211
Дата охранного документа: 10.06.2014
27.06.2014
№216.012.d63d

Полноповоротный двухкривошипный плоский механизм с подвижным линейным гидроприводом

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к механизмам с подвижными гидроприводами. Механизм состоит из двух кривошипов (1 и 3), шатуна (2) и подвижного линейного гидропривода. Кривошипы выполнены трехпарными, при этом двумя из пар кривошипы соединены между собой посредством шатуна, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520623
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.06.2014
№216.012.d63e

Трехподвижная кинематическая пара

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для соединения звеньев механизмов. Трехподвижная кинематическая пара включает в себя два звена (1 и 2) с геометрическими элементами в виде цилиндрических поверхностей, входящих в линейчатый контакт. Геометрические элементы пары...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520624
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.07.2014
№216.012.e57a

Способ дробления в валковой дробилке

Изобретение относится к способу дробления в валковой дробилке, заключающемуся в подаче дробимого материала в зазор между вращающимся валком и неподвижной щекой. Валковая дробилка содержит корпус, приводной вращающийся валок и неподвижную щеку. Поверхность вращающегося валка выполнена с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524536
Дата охранного документа: 27.07.2014
27.07.2014
№216.012.e5bf

Способ утилизации химических продуктов пиролиза твердых топлив

Изобретение относится к химической и металлургической промышленности. Способ включает охлаждение газов пиролиза твердых топлив до температуры 25-30°С в первичном газовом холодильнике (2). Затем газы очищают от аммиака, нафталина и сероводорода в устройстве для глубокой очистки газа (4)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524605
Дата охранного документа: 27.07.2014
10.08.2014
№216.012.e753

Способ использования конвертерного газа для производства топлива

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к кислородно-конвертерному производству. Способ включает отвод газа, образующегося при продувке металла в конвертере, его охлаждение и очистку в скруббере с трубами Вентури, накопление и усреднение в газгольдере, доочистку в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525012
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.08.2014
№216.012.edf7

Роторное дробильное устройство

Изобретение относится к устройствам для дробления и измельчения материалов. Роторное дробильное устройство содержит корпус 1, закрепленный в нем неподвижный конус и вращающийся внутренний конус 2 с приводом 3. Конусы имеют общую ось. На рабочих поверхностях конусов по их образующим расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526738
Дата охранного документа: 27.08.2014
20.09.2014
№216.012.f595

Способ дробления в валковой дробилке

Для измельчения кусковых материалов в валковой дробилке в зазор между вращающимся валком (1) и неподвижной щекой (2) подают дробимый материал. Дробилка содержит корпус, приводной вращающийся валок и неподвижную щеку. Поверхность валка выполнена с выступами в виде гребней, расположенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528702
Дата охранного документа: 20.09.2014
Showing 1-10 of 105 items.
27.01.2013
№216.012.2071

Способ разработки крутых пластов скважинной гидродобычей с попутной добычей метана

Изобретение относится к горной промышленности и может быть применено при отработке оставляемых целиков угля с высокой газоносностью, отработка которых по тем или иным причинам не может быть произведена традиционными способами. Способ включает отработку угольного пласта камерами в восходящем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473806
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.04.2013
№216.012.325a

Трехщековая дробильная машина

Изобретение направлено на обеспечение в дробильной машине оптимального для данной конструкции движения щек. Трехщековая дробильная машина содержит неподвижную щеку, основную и промежуточную подвижные щеки, соединенные шарнирно. Входящее в состав дробилки трехпарное опорное звено выполнено в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478433
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.3385

Композиционный электрически взрываемый проводник для электровзрывного напыления покрытий или электровзрывного легирования поверхности металлов и сплавов

Проводник состоит из оболочки и сердечника, выполненного в виде порошка. Оболочка состоит из двух слоев электрически взрываемой плоской фольги массой 60…360 мг. Масса сердечника составляет 0,5…2,0 массы фольги. Техническим результатом изобретения является улучшение качества композиционных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478732
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.06.2013
№216.012.4b68

Пространственный смесительный механизм

Изобретение относится к смесителям и может быть использовано в пищевой и строительной промышленности. Устройство содержит гидроцилиндр возвратно-поступательного действия и пространственное коромысло со смесительной лапой. Шток поршня гидроцилиндра и пространственное коромысло соединены через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484886
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4b7f

Электромеханический кантователь прокатного стана

Изобретение предназначено для повышения нагрузочной способности и долговечности кантователя сортового проката и его заготовок. Электромеханический кантователь прокатного стана содержит корпус кантователя, относительно которого происходит движение, коромысло и шатун, удерживающие ролики,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484909
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4b9a

Керамический флюс-добавка

Изобретение относится к электродуговой сварке сталей под флюсом, в частности к флюсам, предназначенным для примешивания к плавленым флюсам. Керамический флюс-добавка предназначен для примешивания к плавленым и керамическим флюсам на основе жидкого стекла в количестве 9,5-24%. Керамический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484936
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4ba1

Боек цилиндроконический

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к бойкам ударных механизмов. Боек содержит цилиндрическую поршневую и коническую ударную части. Переход между цилиндрической и конической частями бойка выполнен по дуге окружности. Соотношение длин конической ударной части l и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484943
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4ba2

Ударник бурильной машины

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ударникам бурильных машин. Ударник содержит генерирующую часть с образующей боковой поверхностью, ограниченную воспринимающим и выпуклым ударным торцами. Выпуклый ударный торец ударника выполнен с поверхностью, образованной вращением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484944
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.06.2013
№216.012.4fe8

Боёк цилиндро-псевдосферический

Изобретение относится к бойкам для машин ударного действия. Боек состоит из жестко соединенных между собой цилиндра и коаксиально расположенного в нем штока. Боковая поверхность штока является поверхностью постоянной отрицательной кривизны, образуемой вращением трактрисы около ее асимптоты. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486049
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.06.2013
№216.012.51ea

Система идентификации объектов управления

Изобретение относится к автоматическому управлению и может быть использовано в системах автоматического управления динамическими нестационарными объектами, математические модели которых содержат переменные операторы и/или параметры. Технический результат заключается в повышении точности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486563
Дата охранного документа: 27.06.2013
+ добавить свой РИД