×
27.05.2015
216.013.4ec1

Результат интеллектуальной деятельности: ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ И СПОСОБ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002551679
Дата охранного документа
27.05.2015
Аннотация: Настоящее изобретение относится к экологически чистому смазочному материалу для лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» рельсового транспорта, содержащему в качестве базового масла биоразлагаемое масло или смесь по меньшей мере одного базового масла, выбранного из смазочного базового масла типа минерального масла, синтетического смазочного базового масла и биоразлагаемого смазочного базового масла, при этом смазка в качестве загустителя содержит литий-кальциевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, в качестве присадок, улучшающих триботехнические свойства, - натрия тетраборат и осерненное масло, кроме того, смазка содержит глицерин, при следующих соотношениях компонентов, % масс.: 12-оксистеариновая кислота - 7,3-10,3; кальция гидроокись - 0,3-0,5; лития гидроокись - 0,2-0,7; натрия тетраборат - 2,0-4,3; глицерин - 0,9-2,1; осерненное масло - 6,8-9,0; масло базовое ВМГ3 - 0-9,1; масло синтетическое БЗВ - 0-6,5; масло растительное (например, подсолнечное нерафинированное) - до 100. Также настоящее изобретение относится к способу производства экологически чистого смазочного материала. Техническим результатом настоящего изобретения является создание экологически чистой биоразлагаемой пластичной смазки, снижающей износ и повышающей ресурс рельсов и колес, снижающей энергопотребление на тягу подвижного состава и обладающей степенью биоразложения не ниже 80 %. 2 н.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к экологически чистым пластичным смазочным материалам, изготавливаемым на биоразлагаемой основе. Изобретение может быть использовано для лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» рельсового транспорта (далее - лубрикация).

Известна смазка для лубрикации BioRail®, производимая фирмой Whitmore's на основе растительных масел. Испытания этой смазки проводились на железнодорожных путях 1 класса США и Канады и показали хорошие результаты. Недостатком смазки является узкий диапазон температур атмосферного воздуха, при которых она является работоспособной.

Известна консистентная смазка, которая может быть использована в широком интервале температур и обладает отличными антикоррозионными свойствами. В этой композиции консистентной смазки смазочное базовое масло из синтетических или минеральных масел, обладающих хорошими низкотемпературными и антикоррозионными свойствами, теплостойкостью и высокой несущей способностью, смешивают с от 5 до 50 масс. % соединения кальций-сульфонатного комплекса в качестве загустителя, выделяющегося низкотемпературными свойствами. В результате низкотемпературные свойства улучшаются при использовании характеристик соединения кальций-сульфонатного комплекса (например, японский патент 2002-265969 А).

Наиболее близка по составу смазочной основы смазочная композиция по пат. РФ №2436840 (20.12.2011 г.), состав которой получают смешением по меньшей мере одного базового масла, выбранного из смазочного базового масла типа минерального масла, синтетического смазочного базового масла и биоразлагаемого смазочного базового масла с загустителем, компаундируют с воском и водой и, необязательно, компаундируют с ними добавку, такую как сурфактант и антивспениватель. В качестве воска предпочтительно используют карнаубский воск. Технический результат - композиция консистентной смазки предельно облегчает операцию ее удаления после применения, является безвредной для окружающей среды и имеет превосходную антикоррозионную характеристику.

Целью изобретения является создание экологически чистой смазочной композиции.

Техническим результатом является экологически чистая биоразлагаемая пластичная смазка, снижающая износ и повышающая ресурс рельсов и колес, снижающая энергопотребление на тягу подвижного состава и обладающая степенью биоразложения не ниже 80% (по методу ASTM D-5864).

Технический результат достигается экологически чистой пластичной смазкой следующей рецептуры, масс.%: 12-оксистеариновая кислота 7,3-10,3; кальция гидроокись 0,3-0,5; лития гидроокись 0,2-0,7; натрия тетраборат 2,0-4,3; глицерин 0,9-2,1; осерненное масло 6,8-9,0; масло базовое ВМГЗ 0-9,1; масло синтетическое БЗВ 0-6,5; масло растительное (например, подсолнечное нерафинированное) - до 100.

Снижение износа, повышение ресурса рельсов и колес, снижение энергопотребления на тягу подвижного состава оценивали по результатам стендовых испытаний смазочных материалов на серийной машине трения ИИ 5018 при трении качения с 10% проскальзыванием ролика из колесной стали (нижний ролик) по ролику из рельсовой стали (верхний ролик) в сравнении со смазкой для лубрикации BioRail. Смазочный материал наносили на поверхность трения только нижнего ролика в количестве 1 мл. Количество нанесенного смазочного материала было одинаковым для всех тестируемых пар трения. Ролики закрепляли в машине трения, вводили в контакт и осуществляли вращение роликов под нагрузкой 980 Н до 300 оборотов. Затем вращение роликов прекращали, ролики снимали с машины трения, с их нерабочих поверхностей удаляли смазку. Ролики взвешивали, после чего устанавливали на машине трения и закрепляли гайками. В течение всего времени испытаний производили непрерывную запись коэффициента трения. Испытания роликов осуществляли до достижения значения коэффициента трения 0,1. В таблице приведены результаты испытаний образцов смазочных материалов.

Экологическую чистоту смазочной композиции определяли по биоразлагаемости в 28-дневном тесте по методу испытаний ASTM D-5864 «Стандартный метод испытаний для определения аэробной водной биодеградации смазочных материалов». Для всех смазочных материалов приведенной выше рецептуры степень биоразложения составляла не менее 80%.

Общими для заявленной пластичной смазки и ее ближайшего аналога являются признаки, характеризующие их состав: обе смазки могут содержать в качестве основы смесь масел; загущены мыльным загустителем.

В отличие от ближайшего аналога предлагаемая смазка дополнительно содержит присадки, улучшающие триботехнические свойства - натрия тетраборат и осерненное масло; вместо кальций-сульфонатного и литиевого комплекса содержит литий-кальциевое мыло 12-оксистеариновой кислоты; не содержит уменьшающего адгезию к поверхности воска; кроме того, заявленная пластичная смазка отличается соотношением ингредиентов.

Способ получения смазки состоит в предварительном получении мыл 12-оксистеариновой кислоты, выпаривании воды при 95-105°C и добавления после этого дисперсионной среды. Данный способ позволяет предотвратить омыление растительной дисперсионной среды, что существенно снижает склонность смазочного материала к образованию эмульсий с водой.

В реактор с мешалкой загружают рассчитанное количество 12-оксистеариновой кислоты и производят нагрев до температуры 80-85°C. После расплавления добавляют при интенсивном перемешивании суспензию смеси щелочей (соотношение щелочь:вода - 30:70). Проводят выпаривание воды при температуре 95-105°C. Далее в реактор вводят 30% от общего количества смеси базовых масел и весь объем осерненного масла. Температуру реакционной смеси повышают до 130-140°C. Смесь выдерживают при температуре 130-140°C до тех пор, пока она не станет однородной. Затем вводят еще 30% от общего количества смеси базовых масел и осуществляют нагревание до температуры плавления мыл 190-200°C. Расплав при этом становится прозрачным. После получения прозрачного расплава нагревание прекращают. При интенсивном перемешивании, на остывание добавляют оставшиеся 40% от общего количества смеси базовых масел. При температуре 55-65°C вводят глицерин и натрия тетраборат.

В процессе приготовления пластичной смазки целесообразно использовать промышленно выпускаемые продукты, например масло подсолнечное нерафинированное (ГОСТ Р 52465-2005) или любое другое масло растительного происхождения, масло базовое ВМГЗ (ТУ 38.101479-86), масло синтетическое БЗВ (ТУ 38.101295-85 изм. 1-9), 12-оксистеариновую кислоту (импорт; сертификат качества поставщика), кальция гидроокись (ГОСТ 9262-77), лития гидроокись (ГОСТ 8595-83), натрия тетраборат (ГОСТ 4199-76, изм. 2), глицерин (ГОСТ 6824-96), осерненное масло (ТУ 38301-38-131-90).

Смазка может также содержать, помимо указанных необходимых компонентов, различные функциональные добавки, не влияющие существенно на показатели, определяющие ее назначение или новые технические свойства; к таковым компонентам, в частности, относятся, например, красители-маркеры и т.п.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 457 items.
10.01.2013
№216.012.1810

Способ ослабления возбуждения тяговых электродвигателей локомотива

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств железнодорожного транспорта, а именно к способу ослабления возбуждения тяговых электродвигателей постоянного тока большой мощности на локомотивах. Способ ослабления тяговых электродвигателей локомотива заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471652
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.01.2013
№216.012.1f86

Способ получения высокопрочного фрикционного пресс-материала

Изобретение относится к получению фрикционных пресс-материалов, которые могут использоваться при изготовлении тормозных накладок, дисков сцепления, а также при изготовлении высокопрочных конструкционных материалов для машиностроения, электротехники и других целей. Способ включает стадию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473571
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.232b

Способ диагностики рельсов

Изобретение относится к контрольно-измерительным устройствам для проверки состояния железнодорожных путей. Способ диагностики рельсов заключается в том, что на транспортное средство в известных относительных положениях устанавливают устройства: дефектоскопии, измерения неровностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474505
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.232d

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, блок индикации скорости, второй блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474507
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.268d

Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к железнодорожным грузовым платформам для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров содержит установленную на две ходовые тележки (1) раму (2) с автосцепными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475389
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2694

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, включающий кассету регистрации, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475396
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2695

Комплексное устройство контроля безопасности движения поезда

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, может быть использовано как на поездах, так и в системах интервального регулирования. Комплексное устройство контроля безопасности содержит соединенные между собой модули схемы контроля безопасности, двухканальные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475397
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.285e

Способ определения времени проведения очередного профилактического обслуживания объекта и система для его реализации

Группа изобретений относится к области вычислительной техники, в частности к способам и устройствам контроля, и может найти применение в практике эксплуатации для оптимального управления профилактическим обслуживанием объекта по текущему состоянию его надежности, и может быть использована в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475854
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.32a3

Система для управления устройством лубрикации на локомотиве-рельсосмазывателе

Изобретение относится к устройствам для смазки рельсов, устанавливаемым на транспортных средствах. Система содержит навигационный блок, который включает навигационный приемник, выход которого подключен к входу вычислителя, который подключен к карте памяти, а также блок сопряжения с устройством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478506
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32a5

Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики и может быть использовано для управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации состоит из управляющего вычислительного комплекса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478508
Дата охранного документа: 10.04.2013
Showing 1-10 of 220 items.
10.01.2013
№216.012.1810

Способ ослабления возбуждения тяговых электродвигателей локомотива

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств железнодорожного транспорта, а именно к способу ослабления возбуждения тяговых электродвигателей постоянного тока большой мощности на локомотивах. Способ ослабления тяговых электродвигателей локомотива заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471652
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.01.2013
№216.012.1f86

Способ получения высокопрочного фрикционного пресс-материала

Изобретение относится к получению фрикционных пресс-материалов, которые могут использоваться при изготовлении тормозных накладок, дисков сцепления, а также при изготовлении высокопрочных конструкционных материалов для машиностроения, электротехники и других целей. Способ включает стадию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473571
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.232b

Способ диагностики рельсов

Изобретение относится к контрольно-измерительным устройствам для проверки состояния железнодорожных путей. Способ диагностики рельсов заключается в том, что на транспортное средство в известных относительных положениях устанавливают устройства: дефектоскопии, измерения неровностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474505
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.232d

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, блок индикации скорости, второй блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474507
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.268d

Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к железнодорожным грузовым платформам для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Железнодорожная длиннобазная платформа для крупнотоннажных контейнеров содержит установленную на две ходовые тележки (1) раму (2) с автосцепными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475389
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2694

Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Безопасный локомотивный объединенный комплекс содержит соединенные между собой внутренним CAN интерфейсом системный шкаф, блок индикации локомотивный, блок регистрации, включающий кассету регистрации, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475396
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2695

Комплексное устройство контроля безопасности движения поезда

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, может быть использовано как на поездах, так и в системах интервального регулирования. Комплексное устройство контроля безопасности содержит соединенные между собой модули схемы контроля безопасности, двухканальные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475397
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.285e

Способ определения времени проведения очередного профилактического обслуживания объекта и система для его реализации

Группа изобретений относится к области вычислительной техники, в частности к способам и устройствам контроля, и может найти применение в практике эксплуатации для оптимального управления профилактическим обслуживанием объекта по текущему состоянию его надежности, и может быть использована в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475854
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.32a3

Система для управления устройством лубрикации на локомотиве-рельсосмазывателе

Изобретение относится к устройствам для смазки рельсов, устанавливаемым на транспортных средствах. Система содержит навигационный блок, который включает навигационный приемник, выход которого подключен к входу вычислителя, который подключен к карте памяти, а также блок сопряжения с устройством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478506
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32a5

Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики и может быть использовано для управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Станционное устройство маневровой автоматической локомотивной сигнализации состоит из управляющего вычислительного комплекса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478508
Дата охранного документа: 10.04.2013
+ добавить свой РИД