×
10.04.2015
216.013.3c55

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ РАБОТЫ РОТОРНО-ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к двигателестроению. Способ работы роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания с эпитрохоидной рабочей камерой и трехгранным ротором осуществляется путем подачи в рабочую камеру свежей топливовоздушной смеси и водорода с заданным коэффициентом избытка воздуха. Подачу водорода осуществляют в зону, прилегающую к задней вершине ротора, в момент времени, совпадающий с подачей искры на дожигающую свечу зажигания. Изобретение направлено на повышение полноты сгорания топливовоздушной смеси в роторно-поршневом двигателе при меньшем расходе используемого водорода. 7 ил.
Основные результаты: Способ работы роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания с эпитрохоидной рабочей камерой и трехгранным ротором путем подачи в рабочую камеру свежей топливовоздушной смеси и водорода с заданным коэффициентом избытка воздуха, отличающийся тем, что подачу водорода осуществляют в зону, прилегающую к задней вершине ротора, в момент времени, совпадающий с подачей искры на дожигающую свечу зажигания.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и представляет собой способ работы роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания.

Основными преимуществами РПД перед традиционными поршневыми двигателями являются меньшие массогабаритные показатели и лучшие показатели по уравновешенности и металлоемкости. Однако РПД по-прежнему не могут конкурировать с последними, так как имеют несколько больший удельный расход топлива и повышенное содержание несгоревших углеводородов в отработавших газах.

Причиной указанных недостатков оказывается, главным образом, неполное сгорание топливовоздушной смеси вблизи задней по ходу вращения вершины ротора. Распространению фронта пламени в сторону этой части камеры сгорания препятствует однонаправленное движение топливовоздушной смеси, обусловленное вращением ротора. Эффективным средством решения этой проблемы является добавка водорода к основной топливовоздушной смеси. Повышенная концентрация водорода, обладающего высокой химической активностью и теплотой сгорания, позволяет увеличить скорость распространения пламени в топливовоздушной смеси в сторону задней вершины ротора.

Известен способ работы двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в подаче водорода (авторское свидетельство SU №1206458, МПК F02B 43/08, опубликовано 23.01.1986) путем подключения источника водорода к впускному каналу при помощи трубопровода с регулирующим запорным органом, в соответствии с которым в начале пуска первая порция водорода находится за пределами воспламенения по концентрации, создавая при этом богатую водородовоздушную смесь (более 74,2% водорода по объему). Данный способ направлен на борьбу с обратными вспышками, однако при продувке двигателя значительное количество водорода будет теряться, а также отсутствует возможность дозирования малых цикловых подач водорода, в результате чего увеличивается расход используемого водорода.

Известен способ питания двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в подаче водорода под определенным разряжением через обратный газодинамический клапан во впускной канал (патент RU №2006608, МПК F02B 43/08, опубликовано 30.01.1994). Недостатком данного способа является сложность управления газодинамическим клапаном в зависимости от режима работы двигателя, что исключает возможность подачи нужного количества водорода, в результате чего значительно увеличивается его расход.

Известен способ работы двигателя внутреннего сгорания (патент RU №2123121, МПК F02B 5/02, F02B 43/12, опубликовано 10.12.1998), включающий подачу в камеру сгорания топливовоздушной смеси, ее сжатие, подвод водорода в зону электродов свечи зажигания импульсом, согласованным по времени с искровым разрядом, и воспламенение. При этом для эффективного воспламенения топливовоздушного заряда отношение массы водорода к массе топлива не превышает величины 0,001 на режиме не более 2/3 максимальной нагрузки. Однако в силу специфики движения заряда в роторно-поршневом двигателе добавка водорода в зону электродов свечи не решает проблему догорания топливовоздушной смеси у задней вершины ротора. Недостатком описанного способа является также необходимость использования нестандартных свечей зажигания.

Наиболее близким (прототипом) к заявленному изобретению является способ работы роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания (авторское свидетельство SU №1097815, МПК F02B 55/10, опубликовано 15.06.1984) с эпитрохоидной рабочей камерой и трехгранным ротором путем подачи в рабочую камеру свежей топливовоздушной смеси с заданным коэффициентом избытка воздуха двумя потоками : первый поток подает водородовоздушную смесь и направлен параллельно торцевой поверхности ротора, а второй подает углеводородно-воздушную смесь и направлен перпендикулярно этой поверхности. В результате этого снижается токсичность отработавших газов, однако полученная топливовоздушная смесь с добавками водорода располагается преимущественно у передней вершины ротора, что приводит к повышенному расходу используемого водорода.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении полноты сгорания топливно-воздушной смеси в РПД при меньшем расходе используемого водорода и, соответственно, в снижении удельного расхода основного углеводородного топлива и выбросов токсичных веществ с отработавшими газами.

Технический результат достигается тем, что в способе работы роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания с эпитрохоидной рабочей камерой и трехгранным ротором путем подачи в рабочую камеру свежей топливовоздушной смеси и водорода с заданным коэффициентом избытка воздуха, подачу водорода осуществляют в зону, прилегающую к задней вершине ротора, в момент времени, совпадающий с подачей искры на дожигающую свечу зажигания.

При подводе водорода данным способом топливовоздушная смесь, обогащенная водородом, поступает именно в ту зону, в которой фронт пламени распространяется против направленного движения топливовоздушной смеси, обусловленного вращением ротора. Вследствие более высокой скорости распространения пламени в топливовоздушной смеси, обогащенной водородом, фронт пламени успевает достичь задней вершины ротора до момента открытия выпускного окна. В результате повышается полнота сгорания топливо-воздушной смеси, что, в свою очередь, приводит к уменьшению расхода используемого водорода и одновременно к снижению удельного расхода основного углеводородного топлива.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображены:

на фиг.1 - схема роторно-поршневого двигателя в начале такта впуска;

на фиг.2 - схема роторно-поршневого двигателя в момент начала подачи водорода на такте впуска;

на фиг.3 - схема роторно-поршневого двигателя в конце такта впуска;

на фиг.4 - схема роторно-поршневого двигателя в момент начала процесса сгорания;

на фиг.5 - картина распространения фронтов пламени в зависимости от величины добавки водорода;

на фиг.6 - сравнение расхода водорода в процентах от основной массы топлива при различных условиях подачи водорода;

на фиг.7 - зависимость доли несгоревшего топлива от нагрузочного режима работы двигателя без добавки водорода.

Роторно-поршневой двигатель, работающий по предлагаемому способу (фиг.1-4), содержит статор 1 с эпитрохоидной рабочей камерой 2 с размещенным в ней трехгранным ротором 3. Ротор соединен с эпитрохоидной рабочей камерой статора каждой из трех своих вершин 4, 5, 6, создавая при этом три отдельные рабочие камеры 7, 8, 9. В боковой крышке расположены впускные окна 10. В статоре выполнено выпускное окно 11 и размещены две свечи зажигания: лидирующая свеча ″L″ 12 и дожигающая свеча ″T″ 13.

Способ работы роторно-поршневого двигателя осуществляется следующим образом.

При движении ротора 3 от верхней мертвой точки на такте впуска в рабочей камере 7 открываются впускные окна 10 и через них начинается подача смеси воздуха и основного углеводородного топлива (фиг.1). При дальнейшем движении ротора 3 в рабочей камере 7 на такте впуска к смеси воздуха и основного углеводородного топлива начинают добавлять водород в момент времени, совпадающий с подачей искры на дожигающую свечу зажигания ″T″ 13 в следующей по ходу вращения ротора рабочей камере 8 (фиг.2). Далее по ходу движения ротора 3 задняя вершина ротора 5 рабочей камеры 7 перекрывает впускные окна 10 (фиг.3), подача основного углеводородного топлива, воздуха и водорода прекращается и происходит сжатие рабочей смеси. В конце такта сжатия вблизи мертвой точки на лидирующую свечу ″L″ 12 и дожигающую свечу ″Г″ 13 подают импульсы высокого напряжении для воспламенения смеси. При этом топливовоздушная смесь с добавками водорода находится в зоне между задней вершиной ротора 5 и дожигающей свечой ″Т″ 13, т.е. в зоне, прилегающей к задней вершине ротора (фиг.4), что приводит к полному сгоранию основного углеводородного топлива. Далее происходит расширение продуктов сгорания на такте рабочего хода и при дальнейшем движении ротора открывается выпускное окно 11 и происходит выпуск отработавших газов. Затем цикл повторяется.

Из фиг.2 видно, что, для того чтобы водород попал в зону, прилегающую к задней вершине ротора (φT), его подачу надо начинать в момент времени, совпадающий с подачей искры на дожигающую свечу зажигания. Если начинать подачу водорода к основной топливовоздушной смеси раньше момента времени подачи искры на дожигающую свечу «T», то это приведет к повышенному расходу водорода, а если позже, - к неполному сгоранию основной топливовоздушной смеси у задней вершины ротора из-за недостатка добавки водорода.

Путем моделирования процесса сгорания роторно-поршневого двигателя установлено, что подача водорода в зону, прилегающую к задней вершине ротора, является эффективным способом повышения полноты сгорания топливовоздушной смеси в РПД. На фиг.5 показана картина распространения фронтов пламени при различной величине добавки водорода в сторону задней вершины ротора. При этом результирующая топливо-воздушная смесь с добавками водорода представляет собой смесь стехио-метрического состава (α=1), а величина добавки водорода указана в процентах от общей массы подаваемого топлива. Так, при добавке 9% водорода наблюдается заметное уменьшение недогорания вблизи задней вершины, а при добавке водорода 13% и более фронт пламени достигает задней вершины до завершения процесса сгорания.

Полное выгорание топливовоздушной смеси удается обеспечить не только на смесях стехиометрического состава, но и на обедненных смесях. На фиг.6 показана зависимость величины добавки водорода от коэффициента избытка воздуха на полной нагрузке двигателя при различных условиях подачи водорода. В случае подачи водорода в зону, прилегающую к задней вершине ротора, на каждом режиме работы двигателя удается уменьшить расход водорода на 10% по сравнению с подачей водорода во всю область рабочей камеры РПД. Подача водорода в конце такта впуска позволяет при сохранении положительного эффекта уменьшить расход водорода, что важно в связи со сложностью генерации и хранения большого количества водорода на борту мобильных машин.

За счет полного сгорания топливовоздушной смеси в РПД резко уменьшается содержание несгоревших углеводородов в отработавших газах. В подтверждение вышесказанного на фиг.7 показан график зависимости доли недогоревшего топлива от нагрузки двигателя без добавки водорода (α=1). Из фиг.7 видно, что добавка водорода в несколько раз снижает выбросы несгоревших углеводородов во всем диапазоне нагрузочного режима работы двигателя. Так, на режиме максимальной нагрузки на 14% уменьшается доля недогоревшего топлива в камере сгорания РПД, что приводит к соответствующему увеличению мощности двигателя и снижению удельного расхода основного топлива.

Предложенный способ подачи водорода позволяет избежать преждевременного воспламенения водорода во впускном коллекторе, так как водород не контактирует с горячими элементами камеры сгорания и находящимися в ней остаточными продуктами сгорания в начальный момент процесса впуска.

Достигаемый результат заключается в повышении полноты сгорания топливно-воздушной смеси в РПД при меньшем расходе используемого водорода и, соответственно, в снижении удельного расхода основного углеводородного топлива и выбросов токсичных веществ с отработавшими газами.

Способ работы роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания с эпитрохоидной рабочей камерой и трехгранным ротором путем подачи в рабочую камеру свежей топливовоздушной смеси и водорода с заданным коэффициентом избытка воздуха, отличающийся тем, что подачу водорода осуществляют в зону, прилегающую к задней вершине ротора, в момент времени, совпадающий с подачей искры на дожигающую свечу зажигания.
СПОСОБ РАБОТЫ РОТОРНО-ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
СПОСОБ РАБОТЫ РОТОРНО-ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
СПОСОБ РАБОТЫ РОТОРНО-ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
СПОСОБ РАБОТЫ РОТОРНО-ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
СПОСОБ РАБОТЫ РОТОРНО-ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
СПОСОБ РАБОТЫ РОТОРНО-ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
СПОСОБ РАБОТЫ РОТОРНО-ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 211 items.
20.02.2013
№216.012.26e1

3-феноксифенилсодержащие 1,3-дикетоны в качестве исходных соединений для получения их хелатных комплексов с ионами меди (ii) и способ получения 3-феноксифенилсодержащих 1,3-дикетонов

Изобретение относится к химии производных дифенилоксида, а именно к новым 3-феноксифенилсодержащим 1,3-дикетонам, промежуточным соединениям в синтезах широкого спектра веществ, обладающих биологической активностью, общей формулы например, в качестве исходных соединений для получения их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475473
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2933

Способ получения мягкого сыра

Способ предусматривает пастеризацию молока при температуре 93-95°C, коагуляцию белков кислой молочной сывороткой с кислотностью 85-150°T, нагревание полученной смеси до температуры 90-93°C в течение коагуляции, удаление сыворотки, самопрессование, введение обогащающего наполнителя - масла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476074
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.03.2013
№216.012.30cc

Порошковая проволока для наплавки

Изобретение может быть использовано для дуговой наплавки инструмента и деталей, работающих при больших удельных давлениях и повышенных температурах. Порошковая проволока состоит из малоуглеродистой стальной оболочки и порошкообразной шихты при следующем соотношении компонентов, мас.%: хром...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478030
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.04.2013
№216.012.3307

Способ получения 1-(2-метил-4-феноксифенил)-бутан-1,3-диона

Изобретение относится к способу получения 1-(2-метил-4-феноксифенил)-бутан-1,3-диона формулы который может быть использован в качестве синтона в синтезе биологически активных веществ. Способ заключается во взаимодействии 1-(2-метил-4-феноксифенил)-этанона с этилацетатом в присутствии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478606
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.04.2013
№216.012.376e

Способ диагностирования системы топливоподачи двигателя с впрыском легкого топлива

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для определения технического состояния системы топливоподачи двигателей с впрыском легкого топлива. Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение достоверности результатов диагностирования системы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479743
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.05.2013
№216.012.3dba

Способ крепления резин друг к другу

Изобретение относится к способу крепления вулканизованных резин друг к другу. Способ заключается в нанесении на склеиваемые поверхности раствора на основе хлорированного натурального каучука в органическом растворителе, сушки и последующего контактирования поверхностей. В качестве каучука...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481369
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3dbb

Способ склеивания деталей из стеклопластика внахлест

Изобретение относится к технологии склеивания конструкционных материалов и может использоваться для склеивания деталей из стеклопластика внахлест. Способ включает нанесение на склеиваемые поверхности клея и контактирование поверхностей. На поверхности двукратно наносят клей на основе раствора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481370
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3df5

Состав для огнезащитной обработки полиэфирных волокон

Изобретение относится к производству огнестойких текстильных материалов, в частности к получению составов для огнезащитной обработки полиэфирных волокон, и может быть использовано в текстильной промышленности, в самолето-, автомобилестроении и для других специальных целей. Состав для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481428
Дата охранного документа: 10.05.2013
27.06.2013
№216.012.508b

Способ получения белкового гидролизата

Изобретение относится к кожевенной промышленности и может быть использовано при обработке сырьевых отходов с целью получения экологически чистого белкового гидролизата, обогащенного макро- и микроэлементами бишофита, для применения в медицине, при производстве косметических продуктов, в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486212
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.07.2013
№216.012.542c

Огнезащитная композиция

Изобретение относится к химической промышленности, а именно к получению огнезащитных покрытий на основе полимерного связующего, и может быть использовано в разных отраслях промышленности для защиты стеклопластика. Изобретение позволяет обеспечить высокую огнезащиту покрытий для стеклопластика....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487151
Дата охранного документа: 10.07.2013
Showing 1-10 of 280 items.
10.01.2013
№216.012.1890

Способ получения 1-адамантилгидропероксида

Способ получения 1-адамантилгидропероксида формулы, приведенной ниже. Данное соединение представляет собой полупродукт в тонком органическом синтезе и в синтезе некоторых биологически активных веществ. Предложенный способ получения 1-адамантилгидропероксида заключается во взаимодействии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471780
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.01.2013
№216.012.1f83

Способ получения окисленного изотактического полипропилена

Изобретение относится конкретно к получению гетероатомных производных полипропилена, которые могут быть использованы в качестве ингредиента композиционных материалов для дорожных покрытий, кровельных материалов и материалов для антикоррозионных покрытий. Описан способ получения окисленного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473568
Дата охранного документа: 27.01.2013
20.02.2013
№216.012.26e1

3-феноксифенилсодержащие 1,3-дикетоны в качестве исходных соединений для получения их хелатных комплексов с ионами меди (ii) и способ получения 3-феноксифенилсодержащих 1,3-дикетонов

Изобретение относится к химии производных дифенилоксида, а именно к новым 3-феноксифенилсодержащим 1,3-дикетонам, промежуточным соединениям в синтезах широкого спектра веществ, обладающих биологической активностью, общей формулы например, в качестве исходных соединений для получения их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475473
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2933

Способ получения мягкого сыра

Способ предусматривает пастеризацию молока при температуре 93-95°C, коагуляцию белков кислой молочной сывороткой с кислотностью 85-150°T, нагревание полученной смеси до температуры 90-93°C в течение коагуляции, удаление сыворотки, самопрессование, введение обогащающего наполнителя - масла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476074
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a5d

Аварийно-спасательная машина

Изобретение относится к спасательным средствам, используемым для разборки завалов и перемещения обломков разрушенных сооружений в зонах катастроф. Аварийно-спасательная машина содержит шасси, поворотную стойку с шарнирно закрепленной на ней стрелой и приводной гидроцилиндр, который...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476372
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2ac0

Способ крепления резин друг к другу

Изобретение относится к способу крепления вулканизованных резин друг к другу. Способ крепления вулканизованных резин друг к другу включает нанесение на склеиваемые поверхности клея на основе полихлоропренового каучука, бутилфенолформальдегидной смолы и модификатора. Модификатор добавляют в клей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476471
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.03.2013
№216.012.30cc

Порошковая проволока для наплавки

Изобретение может быть использовано для дуговой наплавки инструмента и деталей, работающих при больших удельных давлениях и повышенных температурах. Порошковая проволока состоит из малоуглеродистой стальной оболочки и порошкообразной шихты при следующем соотношении компонентов, мас.%: хром...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478030
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.04.2013
№216.012.32e8

Способ получения твердого хлоралюминийсодержащего коагулянта

Изобретение относится к области химии. Твердый хлоралюминийсодержащий коагулянт получают их жидкого коллоидного раствора гидрохлорида алюминия (ГОХА) путем взаимодействия его с ацетоном в массовом соотношении ацетон:вода в растворе ГОХА, равном 1:(0,17-0,27) соответственно при комнатной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478575
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.3307

Способ получения 1-(2-метил-4-феноксифенил)-бутан-1,3-диона

Изобретение относится к способу получения 1-(2-метил-4-феноксифенил)-бутан-1,3-диона формулы который может быть использован в качестве синтона в синтезе биологически активных веществ. Способ заключается во взаимодействии 1-(2-метил-4-феноксифенил)-этанона с этилацетатом в присутствии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478606
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.3350

Способ крепления резин друг к другу

Изобретение относится к способу крепления вулканизованных резин друг к другу. Способ крепления вулканизованных резин друг к другу включает нанесение на склеиваемые поверхности клея на основе полихлоропренового каучука в сочетании с бутилфенолформальдегидной смолой и модификатором. Модификатор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478679
Дата охранного документа: 10.04.2013
+ добавить свой РИД