×
10.02.2015
216.013.2245

Результат интеллектуальной деятельности: ЗУБЧАТЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ РЕДУКТОР

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002540226
Дата охранного документа
10.02.2015
Аннотация: Изобретение относится к судовым редукторным установкам. Зубчатый реверсивный редуктор содержит маслосистему с насосом управления в ней и соединительные муфты (4, 13) на выходных концах ведущего (2) и выходного (11) валов. В зубчатом колесе (6) промежуточного вала (5) переднего хода, в зубчатом колесе (9) и зубчатой шестерне (10) промежуточного вала (8) заднего хода встроены муфты (14, 15, 16) с гидравлическим управлением. Промежуточный вал (8) заднего хода дополнительно оснащен тормозной фрикционной муфтой (17). Изобретение направлено на повышение надежности работы зубчатого реверсивного редуктора с фрикционными муфтами с гидравлическим управлением в нем, используемого для передачи крутящего момента от высокооборотного, например газотурбинного двигателя, на винт фиксированного шага, путем снижения относительных скоростей вращения фрикционов в фрикционных муфтах с гидравлическим управлением, размещенных в зубчатых колесах и шестернях редуктора. 2 ил.
Основные результаты: Зубчатый реверсивный редуктор, содержащий корпус с масляным картером в нем, подшипники, ведущий вал с зубчатой шестерней на нем, промежуточный вал переднего хода с установленными на нем зубчатой шестерней и находящимся в зацеплении с зубчатой шестерней ведущего вала зубчатым колесом с встроенной в нем фрикционной муфтой с гидравлическим управлением, промежуточный вал заднего хода с установленными на нем зубчатой шестерней и находящимся в зацеплении с зубчатым колесом промежуточного вала переднего хода зубчатым колесом с встроенной в нем фрикционной муфтой с гидравлическим управлением, выходной вал с зубчатым колесом, находящимся одновременно в зацеплении с зубчатыми шестернями промежуточных валов переднего хода и заднего хода, маслосистему с насосом управления в ней и соединительные муфты на выходных концах ведущего и выходного валов, отличающийся тем, что в зубчатой шестерне, установленной на промежуточном вале заднего хода, также встроена фрикционная муфта с гидравлическим управлением, а сам этот вал дополнительно оснащен тормозной фрикционной муфтой с гидравлическим управлением.

Предлагаемое изобретение относится к области редукторостроения, в частности к судовым зубчатым реверсивным редукторам с зубчатыми колесами и шестернями и фрикционными муфтами с гидравлическим управлением.

Известны судовые зубчатые редукторы с зубчатыми шевронными шестернями и колесами, где в ведомых колесах первой ступени передачи встроены фрикционные муфты с гидравлическим управлением (см., например, книгу: «Николаевские газотурбинные двигатели и установки». История создания. Изд. «Юг-Информ», г. Николаев, 2005 г., стр.193).

Известны фрикционные многодисковые муфты с гидравлическим управлением, используемые для соединения валов при передаче крутящего момента с ведущего вала на ведомый, где включение муфты (жесткое замыкание фрикционных дисков) осуществляют подачей в соответствующие полости муфты управляющего масла (см., например, книгу: С.Н. Кожевников и др. «Механизмы». Москва, изд. «Машиностроение», 1976 г., стр.405, рис.6.55).

Известны зубчатые реверсивные редукторы (реверс-редукторные передачи - РРП) для изменения направления вращения гребного винта без реверсирования двигателя, где реверсирование ведомого (выходного) вала в РРП с внешними цилиндрическими зацеплениями достигается применением двух переборов шестерен: одного - для переднего хода, другого - для заднего, включаемых в работу посредством дисковых фрикционных муфт (см., например, книгу: В.К. Румб и др. «Судовые энергетические установки». С.-Петербургский ГМТУ, С.-Пб, 2007 г., стр.151…160, рис.3.32, 3.40) - прототип.

Предлагаемое изобретение решает задачу повышения надежности работы зубчатого реверсивного редуктора с фрикционными муфтами с гидравлическим управлением в нем, используемого для передачи крутящего момента от высокооборотного, например, газотурбинного, двигателя на винт фиксированного шага, путем снижения относительных скоростей вращения фрикционов в фрикционных муфтах с гидравлическим управлением, размещенных в зубчатых колесах и шестернях редуктора.

Указанный технический результат в зубчатом реверсивном редукторе, содержащем корпус с масляным картером в нем, подшипники, ведущий вал с зубчатой шестерней на нем, промежуточный вал переднего хода с установленными на нем зубчатой шестерней и находящимся в зацеплении с зубчатой шестерней ведущего вала зубчатым колесом с встроенной в нем фрикционной муфтой с гидравлическим управлением, промежуточный вал заднего хода с установленными на нем зубчатой шестерней и находящимся в зацеплении с зубчатым колесом промежуточного вала переднего хода зубчатым колесом с встроенной в нем фрикционной муфтой с гидравлическим управлением, выходной вал с зубчатым колесом на нем, находящимся одновременно в зацеплении с зубчатыми шестернями промежуточных валов переднего хода и заднего хода, маслосистему с насосом управления в ней и соединительные муфты на выходных концах ведущего и выходного валов, согласно изобретению достигается тем, что в зубчатой шестерне, установленной на промежуточном вале заднего хода, также встроена фрикционная муфта с гидравлическим управлением, а сам этот вал дополнительно оснащен тормозной фрикционной муфтой с гидравлическим управлением.

Отличительным признаком предлагаемого изобретения является то, что в зубчатой шестерне, установленной на промежуточном вале заднего хода, также встроена фрикционная муфта с гидравлическим управлением, а сам этот вал дополнительно оснащен тормозной фрикционной муфтой с гидравлическим управлением.

Предлагаемый зубчатый реверсивный редуктор схематично представлен на фиг.1, на фиг.2 - его кинематическая схема.

В корпусе 1 редуктора в подшипниках (на фиг.1 позиции не обозначены) размещены ведущий вал 2 с зубчатой шестерней 3 на нем и с выходным концом с соединительной муфтой 4 на нем, промежуточный вал 5 переднего хода с установленными на нем зубчатым колесом 6, находящимся в зацеплении с шестерней 3, и зубчатой шестерней 7, промежуточный вал 8 заднего хода с установленными на нем зубчатым колесом 9, находящимся в зацеплении с колесом 6, и зубчатой шестерней 10, выходной вал 11 с зубчатым колесом 12 на нем, находящимся одновременно в зацеплении с шестерней 7 промежуточного вала 5 и шестерней 10 промежуточного вала 8, и с выходным концом с соединительной муфтой 13 на нем. В зубчатом колесе 6 промежуточного вала 5 переднего хода, в зубчатом колесе 9 и зубчатой шестерне 10 промежуточного вала 8 заднего хода встроены фрикционные муфты, соответственно, 14, 15 и 16 с гидравлическим управлением. Промежуточный вал 8 заднего хода дополнительно оснащен тормозной фрикционной муфтой 17 с гидравлическим управлением. Маслосистема (смазки) редуктора, включающая в себя, помимо прочего, насос управления фрикционными муфтами и масляный картер, на фиг.1 не показана.

Работает предлагаемый зубчатый реверсивный редуктор следующим образом (см. фиг.1, 2).

При необходимости движения судна, на котором для передачи крутящего момента от нереверсивного высокооборотного, например, газотурбинного, двигателя к гребному винту фиксированного шага (ВФШ) применен предлагаемый реверсивный редуктор, вперед (передний ход) выключают (с помощью насоса управления, размещенного, например, на корпусе 1 редуктора) фрикционные муфты 15, 16 с гидравлическим управлением (если они были включены), затем включают встроенную в зубчатое колесо 6 фрикционную муфту 14 с гидравлическим управлением и тормозную фрикционную муфту 17 с гидравлическим управлением, установленную на промежуточном вале 8 заднего хода. Крутящий момент от силового выходного вала работающего двигателя при этом передается на вал гребного винта фиксированного шага посредством муфты 4, ведущего вала 2, зубчатой шестерни 3, зубчатого колеса 6, промежуточного вала 5 переднего хода, зубчатой шестерни 7, зубчатого колеса 12, выходного вала 11 и соединительной муфты 13. При этом зубчатое колесо 9, находящееся в зацеплении с зубчатым колесом 6, и зубчатая шестерня 10, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом 12, вращаются «вхолостую» в противоположных направлениях. Их фрикционные муфты с гидравлическим управлением 15 и 16, соответственно, выключены, тормозная фрикционная муфта 17 с гидравлическим управлением включена и промежуточный вал 8 заднего хода неподвижен. Поэтому относительные угловые скорости фрикционов (позиции на фиг.1 не обозначены) в фрикционных муфтах 15 и 16 с гидравлическим управлением, соединяющих при их включении зубчатое колесо 9 и зубчатую шестерню 10 с промежуточным валом 8 заднего хода, не увеличиваются, и равны угловым скоростям вращения колеса 9 и шестерни 10, соответственно. Тормозная фрикционная муфта 17 на вале 8 заднего хода необходима, чтобы исключить (при переднем ходе) его вращение (неопределенное) от воздействия на него вращающихся в противоположные стороны фрикционов в фрикционных муфтах 15 и 16. Если бы зубчатая шестерня 10 была выполнена без фрикционной муфты 16 в ней (и, соответственно, вал 8 не оснащен тормозной муфтой 17), то относительная угловая скорость фрикционов в фрикционной муфте 15 была бы увеличенной - равной сумме угловых скоростей вращения колеса 9 и шестерни 10 (вращающихся при этом в противоположные стороны). Ограничение скорости вращения фрикционов относительно друг друга необходимо для того, чтобы избежать чрезмерного повышения их температуры и тем самым исключить их коробление и повышенный износ.

При необходимости заднего хода судна выключают фрикционные муфты с гидравлическим управлением 14 и тормозную 17, затем включают фрикционные муфты 15 и 16 с гидравлическим управлением, встроенные в колесо 9 и в шестерню 10 для возможности соединения последних с промежуточным валом 8 заднего хода. Крутящий момент от силового вала двигателя при этом передается на вал гребного винта фиксированного шага посредством муфты 4, ведущего вала 2, шестерни 3, колеса 6, колеса 9, промежуточного вала 8 заднего хода, шестерни 10, колеса 12, выходного вала 11 и соединительной муфты 13. При этом шестерня 7 с промежуточным валом 5 переднего хода, на котором она установлена, вращаются «вхолостую». Относительная угловая скорость фрикционов в фрикционной муфте 14 с гидравлическим управлением при этом равна сумме угловых скоростей вращения колеса 6 и шестерни 7 (вращающихся в противоположные стороны), но так как частота вращения винта фиксированного шага на заднем ходе судна примерно в два раза ниже (двигатель на заднем ходе работает в пониженном режиме), чем частота вращения винта фиксированного шага на переднем ходе, то и относительная скорость фрикционов в фрикционной муфте 14 с гидравлическим управлением на заднем ходе будет в допустимых пределах.

Зубчатый реверсивный редуктор, содержащий корпус с масляным картером в нем, подшипники, ведущий вал с зубчатой шестерней на нем, промежуточный вал переднего хода с установленными на нем зубчатой шестерней и находящимся в зацеплении с зубчатой шестерней ведущего вала зубчатым колесом с встроенной в нем фрикционной муфтой с гидравлическим управлением, промежуточный вал заднего хода с установленными на нем зубчатой шестерней и находящимся в зацеплении с зубчатым колесом промежуточного вала переднего хода зубчатым колесом с встроенной в нем фрикционной муфтой с гидравлическим управлением, выходной вал с зубчатым колесом, находящимся одновременно в зацеплении с зубчатыми шестернями промежуточных валов переднего хода и заднего хода, маслосистему с насосом управления в ней и соединительные муфты на выходных концах ведущего и выходного валов, отличающийся тем, что в зубчатой шестерне, установленной на промежуточном вале заднего хода, также встроена фрикционная муфта с гидравлическим управлением, а сам этот вал дополнительно оснащен тормозной фрикционной муфтой с гидравлическим управлением.
ЗУБЧАТЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ РЕДУКТОР
ЗУБЧАТЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ РЕДУКТОР
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 100 items.
10.01.2013
№216.012.17d7

Электролит для электрохимической обработки

Изобретение относится к электрохимическим и электрофизическим способам обработки материалов, а именно - к электролитам для электрохимической обработки острых кромок после слесарной зачистки в изделиях, преимущественно из нержавеющих и жаропрочных сплавов. Электролит для электрохимической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471595
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.199b

Система включения фрикционной муфты зубчатого редуктора

Изобретение относится к области редукторостроения, а именно к системам включения фрикционных муфт зубчатого редуктора. Система включения фрикционной муфты содержит фрикционную муфту с гидравлическим управлением для соединения валов зубчатого редуктора, масляный картер, шестеренные насос смазки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472047
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.2456

Способ доводки двигателя

Изобретение относится к области разработки двигателей, в частности к способам доводки двигателя (ДВС). Способ доводки ДВС заключается в разработке варианта конструкции ДВС, проведении поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний, определении по их положительным результатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474804
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.284a

Способ обеспечения вибрационной прочности деталей

Изобретение относится к способам обеспечения вибрационной прочности деталей сложной геометрической формы. Техническим результатом является корректировка вибрационных характеристик детали путем изменения геометрии конкретного места на детали для обеспечения ее вибрационной прочности. Определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475834
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.05.2013
№216.012.3fe6

Способ изготовления электрода-инструмента при объемной электрохимической обработке (эхо)

Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим методам обработки. При изготовлении электрода-инструмента для объемной электрохимической обработки к его двум деталям подключают положительный полюс источника постоянного импульсно-циклического тока и источник импульсного тока с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481928
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4748

Приспособление для поддержки заклепок

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройству для клепки крупногабаритных деталей цилиндрическими заклепками. Приспособление содержит упор и рукоятку. Также содержит зафиксированный на основании посредством ребер жесткости стержень с вмонтированной в него при помощи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483828
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2013
№216.012.57db

Способ рентгеноструктурного контроля детали

Использование: для рентгеноструктурного контроля детали. Сущность: заключается в том, что осуществляют снятие рентгенограммы с контролируемой детали, выполняют определение параметра, зависящего от наработки детали, при этом снятие рентгенограммы с контролируемой детали на предполагаемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488099
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.10.2013
№216.012.7208

Способ изготовления направляющего аппарата

Изобретение относится к способу изготовления направляющего аппарата газотурбинного двигателя, представляющего собой кольцевые наборы неподвижных или поворотных профилированных лопаток, образующих расширяющиеся каналы, и может быть использовано в авиастроении, машиностроении и других областях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494849
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.11.2013
№216.012.81b7

Способ изготовления лопатки компрессора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве лопаток газотурбинных двигателей. Способ включает фрезерование пера лопатки на пятикоординатном станке с числовым программным управлением. Вращающейся фрезе сообщают перемещение и периодическую подачу на строчку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498883
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.01.2014
№216.012.9c9d

Способ оценки технического состояния деталей

Изобретение относится к неразрушающим способам контроля и может быть использовано для оценки технического состояния деталей авиационной техники. Способ включает снятие с детали рентгенограммы, по которой определяют остаточные напряжения сжатия, определение управляющего критерия и сравнение его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505799
Дата охранного документа: 27.01.2014
Showing 1-10 of 66 items.
10.01.2013
№216.012.17d7

Электролит для электрохимической обработки

Изобретение относится к электрохимическим и электрофизическим способам обработки материалов, а именно - к электролитам для электрохимической обработки острых кромок после слесарной зачистки в изделиях, преимущественно из нержавеющих и жаропрочных сплавов. Электролит для электрохимической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471595
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.199b

Система включения фрикционной муфты зубчатого редуктора

Изобретение относится к области редукторостроения, а именно к системам включения фрикционных муфт зубчатого редуктора. Система включения фрикционной муфты содержит фрикционную муфту с гидравлическим управлением для соединения валов зубчатого редуктора, масляный картер, шестеренные насос смазки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472047
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.2456

Способ доводки двигателя

Изобретение относится к области разработки двигателей, в частности к способам доводки двигателя (ДВС). Способ доводки ДВС заключается в разработке варианта конструкции ДВС, проведении поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний, определении по их положительным результатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474804
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.284a

Способ обеспечения вибрационной прочности деталей

Изобретение относится к способам обеспечения вибрационной прочности деталей сложной геометрической формы. Техническим результатом является корректировка вибрационных характеристик детали путем изменения геометрии конкретного места на детали для обеспечения ее вибрационной прочности. Определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475834
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.05.2013
№216.012.3fe6

Способ изготовления электрода-инструмента при объемной электрохимической обработке (эхо)

Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим методам обработки. При изготовлении электрода-инструмента для объемной электрохимической обработки к его двум деталям подключают положительный полюс источника постоянного импульсно-циклического тока и источник импульсного тока с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481928
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4748

Приспособление для поддержки заклепок

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройству для клепки крупногабаритных деталей цилиндрическими заклепками. Приспособление содержит упор и рукоятку. Также содержит зафиксированный на основании посредством ребер жесткости стержень с вмонтированной в него при помощи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483828
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2013
№216.012.57db

Способ рентгеноструктурного контроля детали

Использование: для рентгеноструктурного контроля детали. Сущность: заключается в том, что осуществляют снятие рентгенограммы с контролируемой детали, выполняют определение параметра, зависящего от наработки детали, при этом снятие рентгенограммы с контролируемой детали на предполагаемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488099
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.10.2013
№216.012.7208

Способ изготовления направляющего аппарата

Изобретение относится к способу изготовления направляющего аппарата газотурбинного двигателя, представляющего собой кольцевые наборы неподвижных или поворотных профилированных лопаток, образующих расширяющиеся каналы, и может быть использовано в авиастроении, машиностроении и других областях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494849
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.11.2013
№216.012.81b7

Способ изготовления лопатки компрессора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве лопаток газотурбинных двигателей. Способ включает фрезерование пера лопатки на пятикоординатном станке с числовым программным управлением. Вращающейся фрезе сообщают перемещение и периодическую подачу на строчку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498883
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.01.2014
№216.012.9c9d

Способ оценки технического состояния деталей

Изобретение относится к неразрушающим способам контроля и может быть использовано для оценки технического состояния деталей авиационной техники. Способ включает снятие с детали рентгенограммы, по которой определяют остаточные напряжения сжатия, определение управляющего критерия и сравнение его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505799
Дата охранного документа: 27.01.2014
+ добавить свой РИД