×
10.05.2014
216.012.bfdc

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ЛИНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002514865
Дата охранного документа
10.05.2014
Аннотация: Предлагаемое изобретение относится к области строительства, а именно к прокладке линий метрополитена глубокого заложения. Изобретение направлено на обеспечение безопасности, сокращение сроков строительства линии метрополитена в сложных гидрогеологических условиях при плотной городской застройке, а также сокращения количества строительных рабочих и персонала. Указанный технический результат достигается тем, что при прокладке линий метрополитена, до проходки станционных и перегонных тоннелей в начале и в конце заданных зон, формируют монтажную и демонтажную камеры под двухроторный тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК), которым осуществляют проходку зоны перегонных тоннелей и 3-4 станционных комплексов. При этом щит заводится до уровня зоны станционного комплекса в монтажной камере, а по завершении проходки выводится через демонтажную камеру и далее переносится в следующую зону формирования станционного комплекса. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области строительства, а более конкретно к прокладке линий метрополитена глубокого заложения.

Известен способ прокладки линий метрополитена глубокого заложения, включающий проходку тоннеля и формирование зоны станционного пространства (см. Технологии подземного строительства «Метростроя» 02.11.2012 г. http://www.metrostroy.com/sub-tech/).

Традиционный способ сооружения линий метрополитена глубокого заложения включает в себя:

- последовательную проходку двух перегонных тоннелей с разработкой грунта буровзрывным способом или комбайном с возведением обделки специальным укладчиком, такой способ применяют в устойчивых грунтах, в неустойчивых грунтах применяют однороторные ТПМК;

- после возведения перегонных тоннелей проходку притоннельных сооружений с разработкой грунта буровзрывным способом или комбайном с возведением обделки ручным способом, в неустойчивых грунтах предварительно производится закрепление породы различными спецметодами;

- проходку последовательно станционных тоннелей и пристанционных сооружений с разработкой грунта буровзрывным способом или комбайном с возведением станционной обделки специальным укладчиком, возведение обделки пристанционных сооружений производится ручным способом.

Применение буровзрывных работ является технически опасным способом работ. Разработка грунта буровзрывным способом или комбайном приводит к осадкам грунтового массива, а в условиях прокладки линий метрополитена в местах плотной городской застройки с плотной сетью подземных городских коммуникаций и существующих линий метрополитена требует проведения специальных компенсирующих мероприятий и ограничений.

Известные способы прокладки перегонных тоннелей метрополитена с возведением станции являются трудоемкими и многодельными, требуют большого количества строительных рабочих и персонала, так как велика доля ручного труда, сроки строительства занимают 4-5 лет.

Технической задачей предлагаемого изобретения является обеспечение безопасности, сокращение сроков и стоимости строительства линии метрополитена в сложных гидрогеологических условиях при плотной городской застройке с большой сетью подземных городских коммуникаций и существующих линий метрополитена, а также сокращение количества строительных рабочих и персонала.

Технический результат достигается тем, что в способе прокладки линий метрополитена, включающем проходку тоннелей и формирование зон станционных комплексов, до проходки станционных и перегонных тоннелей в начале и в конце заданных зон, формируют монтажную и демонтажную камеры под двухроторный тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК), которым осуществляют проходку перегонных тоннелей и зон станционных комплексов, при этом ТПМК заводится до уровня зоны станционного комплекса в монтажной камере, а по завершении проходки выводится через демонтажную камеру и переносится в зону формирования следующего станционного комплекса и перегонных тоннелей. Способ позволяет осуществить одним ТПМК без вывода его на поверхность проходку участка линии метрополитена с 3-4 станционными комплексами с перегонными тоннелями между ними.

После завершения проходки в монтажных и демонтажных камерах могут быть размещены вестибюли метрополитена, технологические службы метрополитена, лифты для пассажиров, для лиц с ограниченными физическими возможностями, для технического персонала метрополитена, аварийный выход со станции, комплекс основной вентиляции для станции, камеры съездов для оборота поездов, также пространство монтажной и демонтажной камер может использоваться для нужд городской инфраструктуры.

Предлагаемое техническое решение позволяет осуществить сооружение станции метрополитена практически в любых сложных грунтах в местах плотной городской застройки. Способ формирования станционного пространства двухроторным ТПМК является безопасным при работе в условиях крупного мегаполиса с плотной городской застройкой в сложных гидрогеологических условиях, с плотной сетью подземных городских коммуникаций и существующих линий метрополитена. При сооружении перегона и станций двухроторным ТПМК сразу формируется двухсводчатая конструкция, позволяющая более рационально использовать образовавшееся пространство для размещения вентиляции, водоотлива и других технологических сооружений метрополитена, что позволяет улучшить эксплуатационные качества метрополитена. Способ высокотехнологичен и допускает возможность одним двухроторным ТПМК осуществить проходку трех-четырех станций с перегонными участками линии метрополитена без вывода ТПМК на поверхность, что обеспечивает минимизацию ручного труда и позволяет снизить сроки строительства станции до двух-трех лет.

Наличие монтажных и демонтажных камер позволяет дополнительно к своему основному назначению (монтаж и демонтаж проходческого двухроторного ТПМК использовать их для размещения вестибюля и технологических служб метрополитена, для размещения лифтов для пассажиров, для лиц с ограниченными физическими возможностями, для технического персонала метрополитена, для размещения аварийного выхода со станции, для размещения камеры съездов для оборота поездов, также пространство монтажной и демонтажной камер может использоваться для нужд городской инфраструктуры.

Кроме того, после проходки двухроторным ТПМК не требуется дополнительных проходческих работ как на перегонных тоннелях для формирования притоннельных сооружений, так и в зоне станционных комплексов

Предлагаемое техническое решение поясняется чертежами, где на фиг.1 схематично представлен участок линии метрополитена, на фиг.2 схематично представлено поперечное сечение станционного комплекса с расположением пассажирской платформы, на фиг.3 схематично представлено поперечное сечение перегонных тоннелей с размещением притоннельных сооружений.

Способ реализуется следующим образом.

В монтажную камеру 1 заводят двухроторный ТПМК 2, которым осуществляют проходку станционного комплекса 3 и перегонных тоннелей 4, после чего ТПМК 2 выходит в демонтажную камеру 5 и далее выводится на поверхность.

В монтажной камере 1 и демонтажной камере 5 могут быть размещены вестибюли и технологические службы метрополитена 6, а также лифты 7 для пассажиров и лиц с ограниченными физическими возможностями и камера съездов для оборота поездов 8. В станционном комплексе 3 расположены пассажирские платформы 9 для посадки и высадки пассажиров. В перегонных тоннелях 4 размещены притоннельные сооружения 10.

Таким образом, предлагаемое техническое решение в совокупности признаков, перечисленных в формуле изобретения, обеспечивает решение поставленной технической задачи.

Положительный эффект от использования предлагаемого способа заключается в обеспечении безопасности, сокращении количества строительных рабочих и персонала, сокращении сроков и стоимости строительства линий метрополитена в сложных гидрогеологических условиях при плотной городской застройке с большой сетью подземных городских коммуникаций и существующих линий метрополитена.


СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ЛИНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ЛИНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ЛИНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-2 of 2 items.
13.01.2017
№217.015.7342

Затвор поворотный защитно-герметический для перегонного тоннеля метрополитена

Изобретение относится к области метрополитенов и предназначено для строительства и эксплуатации тоннелей метрополитена и других подземных сооружений. Техническим результатом является упрощение конструкции механизма герметизации водоотводного лотка. Указанный технический результат достигается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002598269
Дата охранного документа: 20.09.2016
25.08.2017
№217.015.cd40

Затвор поворотный защитно-герметический для перегонного тоннеля метрополитена

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации тоннелей метрополитена, более конкретно к затвору поворотному защитно-герметическому для перегонного тоннеля метрополитена. Изобретение направлено на упрощение конструкции механизма герметизации рельс. Затвор включает защитное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619620
Дата охранного документа: 17.05.2017
Showing 1-9 of 9 items.
13.01.2017
№217.015.7342

Затвор поворотный защитно-герметический для перегонного тоннеля метрополитена

Изобретение относится к области метрополитенов и предназначено для строительства и эксплуатации тоннелей метрополитена и других подземных сооружений. Техническим результатом является упрощение конструкции механизма герметизации водоотводного лотка. Указанный технический результат достигается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002598269
Дата охранного документа: 20.09.2016
25.08.2017
№217.015.cd40

Затвор поворотный защитно-герметический для перегонного тоннеля метрополитена

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации тоннелей метрополитена, более конкретно к затвору поворотному защитно-герметическому для перегонного тоннеля метрополитена. Изобретение направлено на упрощение конструкции механизма герметизации рельс. Затвор включает защитное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619620
Дата охранного документа: 17.05.2017
10.05.2018
№218.016.4ed9

Затвор поворотный защитно-герметический

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации тоннелей метрополитена, более конкретно - к затвору поворотному защитно-герметическому. Изобретение направлено на обеспечение и улучшение условий оценки и контроля величины сжатия уплотнения в процессе герметизации и величины сжатия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652731
Дата охранного документа: 28.04.2018
04.10.2018
№218.016.8ebd

Расстрел сборно-разборный многократного использования для крепления временных стен котлованов

Изобретение относится к области строительства метрополитенов, тоннелей и других сооружений. Расстрел сборно-разборный многократного использования для крепления временных стен котлованов включает корпус, состоящий из соединенных между собой центральной и боковых секций, и опорный узел для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668686
Дата охранного документа: 02.10.2018
02.12.2018
№218.016.a2c1

Тюбинговое кольцо тоннельных обделок диаметром от 10,5 до 15,5 метров для подземных сооружений

Изобретение относится к области крепления выработок, а именно к конструкции чугунных тюбинговых тоннельных обделок. Технический результат заключается в увеличении несущей способности и жесткости сооружения в целом путем обеспечения равнопрочности тюбингового кольца, возможности перевязки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673830
Дата охранного документа: 30.11.2018
20.02.2019
№219.016.c459

Способ возведения участка примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии

Изобретение относится к строительству метрополитена. Способ возведения участка примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии включает возведение конструкций примыкания путем выполнения вертикальных стен из буросекущихся свай тоннеля...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002460848
Дата охранного документа: 10.09.2012
19.04.2019
№219.017.1cd3

Система вентиляции перегонных тоннелей между станциями метрополитена

Изобретение относится к вентиляции и может быть использовано для систем основной тоннельной вентиляции метрополитена. Система включает приточные и вытяжные вентиляционные камеры тоннельной вентиляции с нагнетательными и всасывающими каналами соответственно. При этом в ней на перегоне...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002685004
Дата охранного документа: 16.04.2019
27.02.2020
№220.018.0645

Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок подземных сооружений тоннелей метрополитена

Изобретение относится к области строительства, а именно к тюбинговой крепи тоннелей подземных выработок, а более конкретно, к устройству для сопряжения чугунных тюбинговых обделок тоннелей разного наружного диаметра, и может бать использовано при строительстве подземных сооружений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715136
Дата охранного документа: 25.02.2020
27.05.2020
№220.018.20df

Система вентиляции перегонных тоннелей между станциями метрополитена в режиме дымоудаления при пожаре на перегоне

Изобретение относится к вентиляции и может быть использовано для системы основной (тоннельной) вентиляции метрополитена. Технический результат заключается в обеспечении эффективного дымоудаления из перегонов при пожаре. Система вентиляции перегонных тоннелей между станциями метрополитена в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002721990
Дата охранного документа: 25.05.2020
+ добавить свой РИД