×
20.01.2014
216.012.9847

РУЧКА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ДЛЯ ОДНОВРЕМЕННОГО ОТКЛОНЕНИЯ СОПЛА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ И ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТЯХ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к авиации, а именно к управлению величиной и направлением тяги с помощью подвижных сопел. Ручка управления двигателем для отклонения сопла состоит из рычага управления, паза рычага управления, внешней поворотной рукоятки, фиксатора, принадлежащего внешней поворотной рукоятке, поворотного рычага, кнопки фиксации поворотного рычага и внешней поворотной рукоятки, штока, принадлежащего кнопке, подшипников, спиральных пружин, датчиков, фиксирующих положение поворотного рычага и внешней поворотной рукоятки, шариковых замков, блока автоматики, электрогидрокрана для управления гидроцилиндрами, отклоняющими поворотное сопло в вертикальной плоскости, электрогидрокрана для управления гидроцилиндрами, отклоняющими поворотное сопло в вертикальной плоскости. Изобретение обеспечивает удобство и простоту управления величиной тяги двигателя и положением сопла газотурбинного двигателя раздельно в горизонтальной и вертикальных плоскостях. 3 ил.
Основные результаты: Ручка управления двигателем для отклонения сопла, имеющая рычаг управления и внешнею поворотную рукоятку, снабженную кнопкой на торцевой стороне со штоком, при нажатии на которую внешняя поворотная рукоятка может вращаться от нейтрального, в котором она фиксируется с помощью шарикового замка, до положения «от себя» - сопло вверх и «на себя» - сопло вниз, причем две спиральные пружины, установленные на внешней поворотной рукоятке, создают дополнительное усилие и обеспечивают тактильное ощущение ладонью летчика величины отклонения сопла, при этом положение ручки управления двигателем фиксирует электрический датчик, сигнал с которого поступает на блок автоматики, который выдает команду электрогидрокрану на отклонение сопла с помощью гидроцилиндров, отличающаяся тем, что содержит поворотный рычаг, подшипники, позволяющие вращаться поворотному рычагу относительно оси рычага управления, пружины, создающие дополнительные усилия и обеспечивающие тактильное ощущение ладонью летчика величины отклонения сопла в горизонтальной плоскости, на рычаге управления дополнительно введен паз для фиксации с помощью штока кнопки, на внешней поворотной рукоятке выполнен фиксатор, с помощью которого и штока кнопки происходит ее фиксация на поворотном рычаге, что позволяет при нажатии кнопки на торцевой стороне ручки управления двигателем вращаться поворотному рычагу и внешней поворотной рукоятке от нейтрального положения, в котором они фиксируются с помощью шариковых замков, до положения дополнительной внешней поворотной рукоятки «от себя» - сопло вверх и «на себя» - сопло вниз, и положения поворотного рычага «от себя» - сопло влево и «на себя» - сопло вправо, как при раздельном, так и при одновременном управлении положением сопла в вертикальной и в горизонтальной плоскостях, причем спиральные пружины, установленные на поворотном рычаге и внешней поворотной рукоятке, создают усилия и обеспечивают тактильное ощущение ладонью летчика величины отклонения сопла, при этом положения поворотного рычага и дополнительной внешней поворотной рукоятки фиксируются электрическими датчиками, сигналы с которых поступают на блок автоматики, который выдает команду элетрогидрокранам на раздельное и одновременное отклонение сопла в вертикальной и горизонтальной плоскостях с помощью гидроцилиндров.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к устройствам для управления газотурбинным двигателем, а именно к управляющим устройствам.

Известна ручка управления двигателем (РУД), при перемещении которой летчик осуществляет управление тягой газотурбинного двигателя, а при повороте дополнительной внешней поворотной рукоятки рычага управления вокруг своей оси происходит изменение направления вектора тяги в вертикальной плоскости (см. например, патент РФ на изобретение №2338082 от 05.04.2007 г.).

Недостатком описанной конструкции является отсутствие управления вектором тяги в горизонтальной плоскости.

Технической задачей изобретения является обеспечение удобства и простоты ручного управления величиной и направлением тяги двигателя за счет совмещения в РУД следующих функций, а именно: раздельное управления величиной тяги и ее направлением в вертикальной и в горизонтальной плоскостях, а также одновременное управления величиной тяги и ее направлением и в вертикальной, и в горизонтальной плоскостях.

Для решения этой задачи предлагается усовершенствованная конструкция РУД с добавлением поворотного рычага и установленной на нем внешней поворотной рукоятки.

Технический результат изобретения заключается в обеспечении удобства и простоты управления величиной тяги двигателя и положением сопла газотурбинного двигателя раздельно в горизонтальной и вертикальных плоскостях, а также одновременное управления величиной тяги и ее направлением в вертикальной и в горизонтальной плоскостях пользуясь РУД, и достигается за счет того, что в ручке управления двигателем, имеющей рычаг управления и вращающейся вокруг него поворотный рычаг с установленной на нем внешней поворотной рукояткой выполненной вращающейся вокруг оси поворотного рычага, снабженной кнопкой на торцевой стороне РУД, при нажатии на которую поворотный рычаг и внешняя поворотная рукоятка могут вращаться от нейтрального положения в котором они фиксируются с помощью шариковых замков, до положения дополнительной внешней поворотной рукоятки «от себя» - сопло вверх и «на себя» - сопло вниз и положения поворотного рычага «от себя» - сопло влево и «на себя» - сопло вправо как при раздельном так, и при одновременном управление положением сопла в вертикальной и в горизонтальной плоскостях, причем спиральные пружины установленные на поворотной рычаге и внешней поворотной рукоятке, создают усилия и обеспечивают тактильное ощущение ладонью летчика величины отклонения сопла, при этом положение поворотного рычага и дополнительной внешней поворотной рукоятки фиксируются электрическими датчиками, сигналы с которых поступают на блок автоматики, который выдает команду электрогидрокранам на раздельное и одновременное отклонение сопла в вертикальной и горизонтальной плоскостях с помощью гидроцилиндров.

На фиг.1 показан общий вид РУД; на фиг.2, 3 - исполнительное устройство.

Ручка управление двигателем для отклонения сопла состоит из рычага управления 1, паза 25 рычага управления, внешней поворотной рукоятки 2, фиксатора 3 принадлежащего внешней поворотной рукоятки, поворотного рычага 4, кнопки 5 фиксации поворотного рычага и дополнительной внешней поворотной рукоятки, штока 6 принадлежащего кнопке 5, подшипников 7, 8, позволяющих вращаться поворотному рычагу относительно оси рычага управления, спиральных пружин 9, 10, 11, 12 датчиков 13, 14, шариковых замков 15, 16. На фиг.2, 3 показано исполнительное устройство, на котором обозначено: блок автоматики 17, электрогидрокран 18 для управления гидроцилиндрами 19, 20, отклоняющими поворотное сопло 21, в вертикальной плоскости, электрогидрокран 22 для управления гидроцилиндрами 23, 24 отклоняющими поворотное сопло 21 в горизонтальной плоскости.

Для управления положением сопла в вертикальной плоскости устройство работает следующим образом. При нажатии на кнопку 5, расположенную на торцевой стороне ручки управления двигателем, шток 6 кнопки 5 выходит из паза 25 рычага управления 1 и фиксатора 3 внешней поворотной рукоятки 2. Внешняя поворотная рукоятка 2 и поворотный рычаг 4 приводятся в нейтральное положение, дополнительно зафиксированные в нейтральном положении с помощью шариковых замков 15 и 16. Для управлением положением сопла в вертикальной плоскости летчик прикладывает незначительные усилия только к внешней поворотной рукоятке 2 не изменяя положения поворотного рычага 4. При приложении незначительных усилий летчиком внешняя поворотная рукоятка 2 «снимается» с шарикового замка 15. Внешняя поворотная рукоятка 2 получает возможность вращаться вокруг оси поворотного рычага 4. Изменение положения внешней поворотной рукоятки 2 фиксируется датчиком 13. При вращении внешней поворотной рукоятки 2 относительно оси поворотного рычага 4 сигнал с датчика 13 поступает на блок автоматики 17 (фиг.2), блок автоматики подает команду элетрогидрокрану 18 на отклонение сопла 21 в вертикальной плоскости с помощью гидроцилиндров 19, 20 (фиг.2, 3). С целью тактильного ощущения летчиком изменения положения сопла газотурбинного двигателя в вертикальной плоскости, в РУД установлены пружины 9, 10. Пружины 9, 10 создают усилия при вращении внешней поворотной рукоятки 2, возрастающие при вращении по мере ее поворота вокруг своей оси, и не действуют в нейтральном положении дополнительной внешней поворотной рукоятки 2. Поскольку сопло может отклоняться с помощью внешней поворотной рукоятки 2 вверх и вниз, то для тактильного восприятия летчиком нейтрального положения в РУД установлен шариковый замок 15, позволяющий летчику тактильно ощущать нейтральное положение сопла. Для прекращения управления соплом в вертикальной плоскости поворотный рычаг 4 устанавливается в нейтральное положение и фиксируется с помощью шарикового замка 16, затем путем повторного нажатия кнопки 5, с помощью штока 6 кнопки 5 и фиксатора 3 происходит соединение внешней поворотной рукоятки 2 с поворотным рычагом 4, далее при вхождении штока 6 в паз 25 рычага управления 1 поворотный рычаг 4, с находящейся на нем внешней поворотной рукояткой 2, фиксируется на рычаге управления 1.

Для управления положением сопла в горизонтальной плоскости устройство работает следующим образом. При нажатии на кнопку 5, расположенную на торцевой стороне ручки управления двигателем, шток 6 кнопки 5 выходит из паза 25 рычага управления 1 и фиксатора 3 внешней поворотной рукоятки 2. Внешняя поворотная рукоятка 2 и поворотный рычаг 4 приводятся в нейтральное положение, дополнительно зафиксированные в нейтральном положении с помощью шариковых замков 15 и 16. Для управления положением сопла в горизонтальной плоскости летчик прикладывает незначительные усилия только к поворотному рычагу 4, не изменяя при этом положения внешней поворотной рукоятки 2. При приложении незначительных усилий летчиком поворотный рычаг 4 «снимается» с шарикового замка 16 и получает возможность вращаться относительно оси рычага управления 1. Изменение положения поворотного рычага 4 фиксируется датчиком 14 сигнал, с которого поступает на блок автоматики 17 (фиг.2), блок автоматики подает команду элетрогидрокрану 22 на отклонение сопла 21 в горизонтальной плоскости с помощью гидроцилиндров 23, 24 (фиг.2, 3). С целью тактильного ощущения летчиком изменения положения сопла газотурбинного двигателя в горизонтальной плоскости, в РУД установлены пружины 11, 12. Пружины 11, 12 создают усилия при вращении поворотного рычага 4, возрастающие при вращении, по мере поворота поворотного рычага 4 вокруг своей оси, и не действуют в нейтральном положении поворотного рычага 4. Поскольку сопло может отклоняться с помощью поворотного рычага 4 влево - вправо, то для тактильного восприятия летчиком нейтрального положения в РУД установлен шариковый замок 1 6, позволяющий летчику тактильно ощущать нейтральное положение сопла. Для прекращения управления соплом в горизонтальной плоскости поворотный рычаг 4 устанавливается в нейтральное положение и фиксируется с помощью шарикового замка 16, затем путем повторного нажатия кнопки 5, с помощью штока 6 кнопки 5 и фиксатора 3 происходит соединение внешней поворотной рукоятки 2 с поворотным рычагом 4, далее при вхождении штока 6 в паз 25 рычага управления 1 поворотный рычаг 4, с находящейся на нем внешней поворотной рукояткой 2, фиксируется на рычаге управления 1.

При одновременном изменении положения отклоняющего поворотного сопла 21 как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях устройство работает следующим образом. При нажатии на кнопку 5, расположенную на торцевой стороне ручки управления двигателем, шток 6 кнопки 5 выходит из паза 25 рычага управления 1 и фиксатора 3 внешней поворотной рукоятки 2. Внешняя поворотная рукоятка 2 и поворотный рычаг 4 приводятся в нейтральное положение, дополнительно зафиксированные в нейтральном положении с помощью шариковых замков 15 и 16. Для одновременного управления положением сопла летчик прикладывает незначительные усилия к внешней поворотной рукоятки 2 и поворотному рычагу 4. При приложении незначительных усилий летчиком внешняя поворотная рукоятка 2 и поворотный рычаг 4 «снимаются» с шариковых замков 15, 16. и получают возможность независимо друг от друга осуществлять вращение: внешняя поворотная рукоятка 2 вокруг оси поворотного рычага 4, а поворотный рычаг 4 с находящейся на нем внешней поворотная рукояткой 2 вокруг оси рычагом управления 1. Изменения положения внешней поворотной рукоятки 2 и поворотного рычага 4 раздельно фиксируется датчиками 13 и 14 сигналы, с которых поступают на блок автоматики 17 (фиг.2), блок автоматики подает команду элетрогидрокранам 18 и 22 на отклонение сопла 21 как в горизонтальной, так и в вертикальных плоскостях. С помощью гидроцилиндров 19, 20 сопло 21 отклоняется в вертикальной плоскости и с помощью гидроцилиндров 23, 24 в горизонтальной плоскости (фиг.2, 3). С целью тактильного ощущения летчиком изменения положения сопла газотурбинного двигателя в горизонтальной и вертикальных плоскостях, в РУД установлены пружины 9, 10, 11, 12. Пружины 9, 10 создают усилия при вращении внешней поворотной рукоятки 2, а пружины 11, 12 создают усилия при вращении поворотного рычага 4. Усилия возрастают при вращении по мере поворота внешней поворотной рукоятки 2 относительно оси поворотного рычага 4 и по мере поворота поворотного рычага 4 относительно оси рычага управления 1. Каждая из вышеперечисленных пружин создает усилия в одном направлении вращения, и не действует в нейтральном положении внешней поворотной рукоятки 2 и поворотного рычага 4. Поскольку сопло может отклоняться и в горизонтальной и в вертикальных плоскостях, то для тактильного восприятия летчиком нейтрального положения внешней поворотной рукоятки 2 и поворотного рычага 4, установлены шариковые замки 15, 16, позволяющие летчику тактильно ощущать нейтральное положение сопла. Для прекращения управления соплом поворотная рукоятка 2 и поворотный рычага 4 устанавливаются в нейтральное положение, и фиксируется с помощью шариковых замков 15, 16, затем путем повторного нажатия кнопки 5, с помощью штока 6 кнопки 5 и фиксатора 3 происходит соединение внешней поворотной рукоятки 2 с поворотным рычагом 4, далее при вхождении штока 6 в паз 25 рычага управления 1 поворотный рычаг 4 с находящейся на нем внешней поворотной рукояткой 2 фиксируется на рычаге управления 1.

Ручка управления двигателем для отклонения сопла, имеющая рычаг управления и внешнею поворотную рукоятку, снабженную кнопкой на торцевой стороне со штоком, при нажатии на которую внешняя поворотная рукоятка может вращаться от нейтрального, в котором она фиксируется с помощью шарикового замка, до положения «от себя» - сопло вверх и «на себя» - сопло вниз, причем две спиральные пружины, установленные на внешней поворотной рукоятке, создают дополнительное усилие и обеспечивают тактильное ощущение ладонью летчика величины отклонения сопла, при этом положение ручки управления двигателем фиксирует электрический датчик, сигнал с которого поступает на блок автоматики, который выдает команду электрогидрокрану на отклонение сопла с помощью гидроцилиндров, отличающаяся тем, что содержит поворотный рычаг, подшипники, позволяющие вращаться поворотному рычагу относительно оси рычага управления, пружины, создающие дополнительные усилия и обеспечивающие тактильное ощущение ладонью летчика величины отклонения сопла в горизонтальной плоскости, на рычаге управления дополнительно введен паз для фиксации с помощью штока кнопки, на внешней поворотной рукоятке выполнен фиксатор, с помощью которого и штока кнопки происходит ее фиксация на поворотном рычаге, что позволяет при нажатии кнопки на торцевой стороне ручки управления двигателем вращаться поворотному рычагу и внешней поворотной рукоятке от нейтрального положения, в котором они фиксируются с помощью шариковых замков, до положения дополнительной внешней поворотной рукоятки «от себя» - сопло вверх и «на себя» - сопло вниз, и положения поворотного рычага «от себя» - сопло влево и «на себя» - сопло вправо, как при раздельном, так и при одновременном управлении положением сопла в вертикальной и в горизонтальной плоскостях, причем спиральные пружины, установленные на поворотном рычаге и внешней поворотной рукоятке, создают усилия и обеспечивают тактильное ощущение ладонью летчика величины отклонения сопла, при этом положения поворотного рычага и дополнительной внешней поворотной рукоятки фиксируются электрическими датчиками, сигналы с которых поступают на блок автоматики, который выдает команду элетрогидрокранам на раздельное и одновременное отклонение сопла в вертикальной и горизонтальной плоскостях с помощью гидроцилиндров.
РУЧКА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ДЛЯ ОДНОВРЕМЕННОГО ОТКЛОНЕНИЯ СОПЛА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ И ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТЯХ
РУЧКА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ДЛЯ ОДНОВРЕМЕННОГО ОТКЛОНЕНИЯ СОПЛА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ И ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТЯХ
РУЧКА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ДЛЯ ОДНОВРЕМЕННОГО ОТКЛОНЕНИЯ СОПЛА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ И ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТЯХ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-1 of 1 item.
10.09.2015
№216.013.796c

Способ повышения безопасности полета при отказе двигателя

Изобретение относится к области летательных аппаратов. Способ повышения безопасности полета летательного аппарата при отказе двигателя, работающего в момент отказа на максимальном или форсажном режиме и расположенного на той плоскости крыла, на которую у летательного аппарата имеется...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562673
Дата охранного документа: 10.09.2015
Showing 1-10 of 140 items.
10.02.2013
№216.012.247c

Приемник простого импульсного сигнала

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в средствах радиоконтроля, радиолокации и радионавигации для приема и обработки сигналов. Достигаемый технический результат изобретения - улучшение разрешающей способности по времени и обеспечиваемой потенциальной точности измерения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474842
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.03.2013
№216.012.3069

Способ оценки информационной эффективности системы связи

Изобретение относится к электросвязи, в частности к способам оценки информационной эффективности систем связи. Техническим результатом предлагаемого способа является получение универсального параметра для оценки информационной эффективности системы связи - КПД передачи информации. Для этого за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477928
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.04.2013
№216.012.342b

Способ распознавания цели и устройство для его осуществления

Изобретение может быть использовано в системах управления огнем противовоздушной обороны. Способ заключается в том, что обнаруживают воздушную цель, выбирают угловую скорость наведения оптико-электронного модуля (ОЭМ) путем совмещения перекрестья на экране монитора с целью, переводят ОЭМ в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478898
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.04.2013
№216.012.3820

Способ распознавания импульсных радиосигналов в условиях мешающих радиоимпульсов на фоне белого шума

Изобретение относится к технике распознавания импульсных радиосигналов и может быть использовано в аппаратуре приема дискретной информации. Технический результат - повышение помехоустойчивости распознавания импульсных радиосигналов на фоне мешающих радиоимпульсов и белого шума при неизменных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479921
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.05.2013
№216.012.3f05

Способ фазовой модуляции и демодуляции высокочастотных сигналов и устройство его реализации

Изобретение относится к радиосвязи и может быть использовано для формирования фазоманипулированных, а также фазомодулированных сигналов и их демодуляции. Достигаемый технический результат - обеспечение операций формирования фазомодулированных сигналов(ФМС) с изменяемой фазой по закону изменения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481700
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4288

Способ амплитудной и фазовой модуляции, частотной и амплитудной демодуляции высокочастотных сигналов и многофункциональное устройство его реализации

Изобретение относится к радиосвязи и может быть использовано для модуляции амплитуды и фазы высокочастотных гармонических колебаний, а также для демодуляции частотно-модулированных и амплитудно-модулированных сигналов с одновременными фильтрацией и усилением. Достигаемый технический результат -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482602
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.05.2013
№216.012.4416

Устройство для буксировки самолетов

Изобретение относится к устройствам транспортировки воздушных судов. Устройство для буксировки самолета содержит буксировочную тележку (5) со сцепным устройством (4), источник энергии, преобразователь энергии, муфту сцепления, редуктор, маховик инерционный (6), соединенный через съемную тягу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483007
Дата охранного документа: 27.05.2013
27.05.2013
№216.012.4421

Устройство выравнивания платформы подъемных механизмов

Изобретение относится к области машиностроения, и может быть использовано при конструировании подъемно-транспортных машин. Устройство выравнивания платформы подъемных механизмов содержит передвижное шасси, опорную платформу, датчики уровня горизонтального положения, гидроприводы, панель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483018
Дата охранного документа: 27.05.2013
27.05.2013
№216.012.454c

Устройство для измерения эффективной площади рассеяния крупногабаритных объектов

Изобретение относится к радиолокационным измерениям и может быть использовано на открытых радиоизмерительных полигонах. Устройство для измерения эффективной площади рассеяния (ЭПР) крупногабаритных объектов, содержащее последовательно соединенные импульсный передатчик, антенный переключатель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483317
Дата охранного документа: 27.05.2013
27.05.2013
№216.012.459b

Аэродромный энергомодуль на топливных элементах

Изобретение относится к энергетике и может использоваться в автономных, резервных, мобильных аэродромных и авиационных энергоустановках. Техническим результатом является возможность обеспечения энергией потребителей при выходе из строя одного или нескольких топливных элементов в генераторе,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483396
Дата охранного документа: 27.05.2013
+ добавить свой РИД