Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к боеголовкам для противосамолетных и противоракетных ракет.
Известны такие боеголовки, например, состоящие из спаянных стержней и взрывчатого вещества (далее ВВ), см., например, «Авиационное вооружение», Харвест, 2003, стр.139. Но они значительно увеличивают конечную массу боевой ракеты и, следовательно, снижают ее скорость, дальность и потолок. Известны также кинетические боеголовки, не содержащие ни ВВ, ни осколков, а поражающие цель прямым попаданием, см. Интернет, Википедия, система «Иджис», ракета «Стандарт-3». Но они бесполезны при малейшем промахе.
Задача и технический результат изобретения - снижение массы традиционной боеголовки или поражение близколетящих целей при отсутствии боеголовки.
Данная боеголовка почти не содержит ВВ и совсем не содержит готовых осколков или осколкообразующей рубашки. Боеголовка состоит из корпуса ракеты, имеющего с внутренней стороны перфорирующие линейные кумулятивные заряды, разрезающие корпус на фрагменты. Разумеется, в понятие корпус не входит двигатель - разместить в нем ВВ затруднительно. Хотя если двигатель жидкостный, то внутри баков можно разместить перфорирующие заряды.
Причем подрывать перфорирующие заряды надо с передней части ракеты, чтобы получившиеся фрагменты приобрели ориентацию в сторону от корпуса.
Получившиеся фрагменты могут иметь форму ромбов или прямоугольников. Ромбы имеют хорошую аэродинамическую обтекаемость, хорошую «поворотливость» при полете в атмосфере, хорошую пробивную способность вследствие острой переднее оконечности и большую ширину пробоины. Ромбы могут иметь соотношение длины к ширине около 1:2-1:3. Но прямоугольные, вытянутые в продольном направлении (приблизительно в соотношении 1:3-1:5) фрагменты, имеют меньшее поперечное сечение, меньшую ширину пробоины, но зато могут глубже внедриться в материал цели. Целесообразность формы следует определить испытаниями.
В качестве материала корпуса следует выбрать броневую сталь или вольфрам. Кстати, расчеты показывают, что при равной прочности изделий из дюралюминия, титана, стали, вольфрама и даже урана их вес оказывается практически одинаковым. А пробивная способность таких фрагментов, естественно, будет тем больше, чем выше плотность материала.
Но у более тонкой обшивки пониженная прочностная устойчивость. Однако есть способ ее повысить - для этого ракета должна иметь герметичный корпус, заполненный газом под давлением. В качестве таких газов могут использоваться инертные газы, например, азот или аргон. Но более интересен вариант, когда корпус заполняется газом, увеличивающим взрывной эффект боеголовки - ацетиленом, этиленом, дивинилом, метаном, этаном и т.п. Причем в смеси с кислородом получится газовый боеприпас объемного взрыва. Однако при этом следует проверить, не воздействуют ли такие газы на изоляцию электроники и на материал корпуса. Именно вследствие последней причины нельзя использовать для этой цели водород - он вызывает охрупчивание металлов. Также следует выбирать горючий газ, который медленнее всего реагирует с кислородом при хранении, и хранить ракету следует при пониженной температуре (в подземном укрытии).
Причем, учитывая, что большинство ВВ выделяет при взрыве горючие газы, соотношение кислорода и горючего газа следует выбирать нестехиометрическим - кислорода должно быть чуть больше.
Чтобы получившиеся фрагменты летели продольно потоку и, следовательно, имели бо`льшую дальность и силу поражения, фрагменты имеют заранее прикрепленные в нужных местах корпуса грузики - в передней части фрагмента (все направления даны относительно направления полета ракеты). Материал грузиков - вольфрам или уран.
Для этой же цели фрагменты могут иметь расположенные внутри и/или снаружи корпуса стабилизаторы в задней части фрагментов. Стабилизаторы могут быть перпендикулярными поверхности фрагмента в этом месте, V-образными, Т-образными. Стабилизаторы с наружной части несколько увеличивают аэродинамическое сопротивление ракеты, поэтому их целесообразность следует проверить испытаниями. Стабилизаторы следует изготавливать из титана.
На фиг.1 показана развернутая на плоскость цилиндрическая поверхность корпуса ракеты, где 1 - корпус, 2 - грузики, 3 - перпендикулярные стабилизаторы. Линиями показана схема резки корпуса перфорирующими зарядами.
На фиг.2 показан вид фрагмента сбоку (вид сверху - это фиг.1), на фиг.3, 4, 5 показан вид фрагмента спереди с разными стабилизаторами: 3 - внутренние перпендикулярные, 4 - внешние перпендикулярные, 5 - Т-образные, 6 - V-образные. Стабилизаторы удобно крепить к корпусу ракеты контактной сваркой, для чего перпендикулярные и Т-образные стабилизаторы могут иметь отогнутую полочку.
Работает боеголовка так: при пролете мимо цели на минимальном расстоянии в секторе разлета фрагментов перфорирующие заряды подрываются, и фрагменты отбрасываются в стороны, причем получают некоторый наклон к периферии. Скорость разлета увеличит взрыв внутри корпуса газовой кислородно-топливной смеси.
Данная боеголовка несколько увеличит массу ракеты, но очень незначительно - чтобы разрезать вольфрам толщиной 1 мм много ВВ не надо. А вес грузиков и стабилизаторов незначителен в общей массе ракеты. Зато по эффективности такая боеголовка почти не будет уступать «традиционной», особенно на встречных курсах.