×
27.07.2013
216.012.59f4

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СТОЙКОСТИ СТАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ К КОРРОЗИИ ЦЕМЕНТАЦИЕЙ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способам повышения стойкости металла к коррозии и может быть использовано в подземном трубопроводном транспорте. Способ цементации стальных труб для трубопроводов включает нагрев до температуры 1200-1400°С в углеродсодержащей среде в пламени дуги между двумя графитовыми электродами электродуговой горелки, выдержку и охлаждение. Нагрев поверхности трубы проводят в течение 5-25 с, при этом к электродам подводят электрический ток 50-250 А, а пламя дуги перемещают по поверхности трубы по винтовой линии виток к витку со скоростью 2-20 мм/с с шагом 0,75-0,8 диаметра пятна нагрева, составляющего 20-25 мм. Поверхность трубы располагают на расстоянии 10 мм от концов электродов в зоне действия пламени угольной дуги. Нагретую электрической угольной дугой поверхность трубы на расстоянии 75-100 мм от пламени дуги охлаждают водой. В процессе цементации поддерживают давление в трубе 0,5-0,75 от рабочего давления. На поверхности трубы получают покрытие, устойчивое к коррозии, а также к действию кислот и щелочей и к стресс-коррозии, поскольку оно препятствует проникновению в сталь атомарного водорода и имеет прочность 2000 Н/мм.
Основные результаты: Способ цементации стальных труб для трубопроводов, включающий нагрев до температуры 1200-1400°С в углеродсодержащей среде в пламени дуги между двумя графитовыми электродами электродуговой горелки, выдержку и охлаждение, отличающийся тем, что нагрев поверхности трубы проводят в течение 5-25 с, при этом к электродам подводят электрический ток 50-250 А, а пламя дуги перемещают по поверхности трубы по винтовой линии виток к витку со скоростью 2-20 мм/с с шагом 0,75-0,8 диаметра пятна нагрева, составляющего 20-25 мм, при этом поверхность трубы располагают на расстоянии 10 мм от концов электродов в зоне действия пламени угольной дуги, а нагретую электрической угольной дугой поверхность трубы на расстоянии 75-100 мм от пламени дуги охлаждают водой, при этом в процессе цементации поддерживают давление в трубе 0,5-0,75 от рабочего давления.

Изобретение относится к способам повышения стойкости стали к коррозии и может быть использовано в подземном трубопроводном транспорте.

Известен способ оксидирования стальных изделий, включающий обработку водяным паром, охлаждению до 500°С в среде перегретого пара, а затем на воздухе, отличающийся тем, что с целью повышения коррозионной стойкости покрытия, его сплошности и пластичности, а также интенсификации процесса оксидирование производят термически диссоциированным водяным паром в течение 0,1-1,0 минут (а.с. СССР №1070211, С23 7/04).

Недостатками способа являются:

1) необходимость получения диссоциированного водяного пара с температурой от 2000 до 3050°С, что требует применения дорогостоящего плазмотрона;

2) сравнительно низкая стойкость образующейся магнетитовой пленки Fe3O4, которая под действием катодной защиты подвергается электрохимическому восстановлению до метагидрооксида железа III [2FeO(OH)] и гидрооксида железа II [Fe(OH)2], на что уходит не более 5 лет, хотя магнетит и характеризуется пониженной электрохимической активностью.

Известен способ электролизной цементации преимущественно для изделий из алюминиевых и титановых сплавов, включающий выдержку в расплавах карбонатов щелочных металлов при температуре насыщения и заданной плотности тока на катоде, отличающийся тем, что с целью повышения коррозионной стойкости изделий за счет получения карбидов металлов на поверхности изделие выдерживают при 500-600°С и плотности тока на катоде 0,1-1,4 А/м2 в расплаве смеси карбонатов лития, натрия и калия (а.с. СССР №975828, С23С 9/10).

Среди недостатков способа следует отметить:

1) предлагаемый технологический процесс не предусматривает цементации стали, являющейся основным металлом для производства подземных трубопроводов;

2) применение расплава карбонатов щелочных металлов в качестве электролита ограничивает возможности способа и затрудняет обработку крупногабаритных изделий;

3) использование расплавленного электролита при температуре 500-600°С предъявляет требования к герметизации электролизной ванны в целях исключения возможных выбросов ядовитых паров солей лития.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению относится: 1) способ упрочнения малоуглеродистой стали, включающий нагрев в углеродсодержащей среде до температуры насыщения, выдержку и охлаждение, отличающийся тем, что с целью упрощения процесса и сокращения длительности обработки нагрев и выдержку производят в пламени дуги между графитовыми электродами (а.с. СССР №850735, С23С 11/00).

2) Способ по п.1, отличающийся тем, что нагрев и выдержку производят при 1200-1400°С.

Способ также не лишен недостатков:

1) предлагаемая технология предусматривает обработку только малоразмерных изделий;

2) при эксплуатации трубопровода под давлением возможно растрескивание нанесенного защитного и упрочняющего слоя карбида железа на поверхности трубы, что ускорит коррозионные процессы.

Задачей изобретения является предотвращение коррозионных повреждений наружной поверхности подземного катоднозащищенного трубопровода путем нанесения на его поверхность устойчивого к коррозии и действию кислот и щелочей покрытия.

Поставленная задача достигается способом повышения стойкости стальных трубопроводов к коррозии цементацией, включающий нагрев в углеродсодержащей среде до температуры насыщения, выдержку и охлаждение; с целью упрощения процесса и сокращения длительности обработки нагрев и выдержку производят в пламени дуги между графитовыми электродами при 1200-1400°С, причем нагрев поверхности трубы производят в течение 5-25 с, при этом к электродам подводят электрический ток 50-250 А, а пламя дуги перемещают по поверхности трубы по винтовой линии виток к витку со скоростью 2-20 мм/с с шагом 0,75-0,8 диаметра пятна нагрева, составляющего 20-25 мм, при этом поверхность трубы находится на расстоянии 10 мм от концов электродов в зоне действия пламени угольной дуги, а нагретую электрической угольной дугой поверхность металла на расстоянии 75-100 мм от пламени дуги охлаждают водой, при этом в процессе цементации поддерживается давление в трубе 0,5-0,75 от рабочего давления, создаваемого в процессе ее эксплуатации.

Новые существенные признаки:

1) в целях исключения растрескивание нанесенного защитного и упрочняющего слоя карбида железа на поверхности трубы в процессе ее эксплуатации, цементацию ведут поддерживая давление в трубе 0,5-0,75 от рабочего, создаваемого в процессе ее эксплуатации;

2) для обработки всей наружной (или внутренней) поверхности трубы цементацию ведут методом сканирования, строка за строкой перемещая пламя дуги по поверхности трубы по винтовой линии;

3) нагретую угольной электрической дугой поверхность трубы охлаждают водой в целях интенсификации процесса образования карбидов железа.

Перечисленные новые существенные признаки в совокупности с известными обеспечивают получение технического результата во всех случаях, на которые распространяются испрашиваемый объем правовой охраны.

Получение технического результата изобретения достигается тем, что для осуществления способа нагрев пятна диаметром 20-40 мм на поверхности трубы до температуры 1200-1400°С осуществляют высокотемпературным пламенем электродуговой горелки с двумя графитовыми электродами, установленными под углом 30° друг к другу в течение 5-25 с. Зазор между электродами 4-8 мм. Поверхность трубы находится на расстоянии 10 мм от концов электродов в зоне действия пламени угольной дуги. К электродам подводится электрический ток 50-250 А от сварочного трансформатора. Температура пламени электрической дуги составляет 3000-4000°С. Электродинамическими силами в металл трубы на глубину до 2 мм внедряется атомарный и ионизированный углерод. Пламя дуги перемещается по поверхности трубы по винтовой линии виток к витку со скоростью 2-20 мм/с. В целях интенсификации процесса образования карбида железа, нагретую электрической угольной дугой поверхность металла, на расстоянии 75-100 мм от пламени дуги, охлаждают водой температурой 20°С. Образовавшийся на поверхности трубы плотный слой карбида железа устойчив к коррозии, действию кислот и щелочей и к стресс-коррозии, так как препятствует проникновению в сталь атомарного водорода и имеет прочность 2000 Н/мм2.

Способ цементации стальных труб для трубопроводов, включающий нагрев до температуры 1200-1400°С в углеродсодержащей среде в пламени дуги между двумя графитовыми электродами электродуговой горелки, выдержку и охлаждение, отличающийся тем, что нагрев поверхности трубы проводят в течение 5-25 с, при этом к электродам подводят электрический ток 50-250 А, а пламя дуги перемещают по поверхности трубы по винтовой линии виток к витку со скоростью 2-20 мм/с с шагом 0,75-0,8 диаметра пятна нагрева, составляющего 20-25 мм, при этом поверхность трубы располагают на расстоянии 10 мм от концов электродов в зоне действия пламени угольной дуги, а нагретую электрической угольной дугой поверхность трубы на расстоянии 75-100 мм от пламени дуги охлаждают водой, при этом в процессе цементации поддерживают давление в трубе 0,5-0,75 от рабочего давления.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 19 items.
10.03.2013
№216.012.2e6c

Предохранительное устройство карданного вала

Изобретение относится к предохранительным устройствам карданных валов. Предохранительное устройство содержит ведущий и ведомый карданные валы, соединенные шлицевой втулкой, и защитный кожух. Защитный кожух установлен коаксиально валам и выполнен составным из двух жестко закрепленных фланцев и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477415
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.04.2013
№216.012.3861

Устройство для погрузки и выгрузки из транспортного средства животных

Устройство относится к сельскому хозяйству, в частности к устройствам для погрузки и выгрузки животных из транспортных средств. Устройство содержит настил с боковыми ограждениями и опорные стойки. Стойки снабжены гидравлическими регуляторами высоты. Основания гидроцилиндров жестко закреплены в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479994
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.06.2013
№216.012.47c1

Предохранительное устройство для транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Предохранительное устройство для транспортного средства, оборудованного гидросистемой, содержит установленную на кулисе коробки передач с возможностью перемещения в направлении траектории рычага переключения передач в нейтральном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483949
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.07.2013
№216.012.593e

Способ электроконтактной роликовой приварки металлических ферромагнитных порошков

Изобретение может быть использовано для восстановления изношенных и упрочнения рабочих поверхностей деталей типа тел вращения. В зоны контакта с деталью токоподводящего и токоотводящего роликовых электродов подают ферромагнитный порошок из бункера с двумя выходными каналами, на концах которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488467
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.08.2013
№216.012.5e72

Способ защиты входа операционного усилителя от перегрузок

Изобретение относится к вычислительной и микропроцессорной технике и предназначено для защиты электронной аппаратуры от выхода из строя вследствие перенапряжений на линиях передачи сигналов. Для ограничения входного тока применен катодный повторитель на вакуумном триоде с высоким внутренним...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489799
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.08.2013
№216.012.6214

Способ изготовления провода сталеалюминиевого

Изобретение относится к кабельной и электротехнической промышленности и предназначено для использования при эксплуатации воздушных линий электропередач. Для повышения стойкости стального сердечника к коррозии стальная проволока алитируется за 1-3 цикла, каждый из которых состоит из операций...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490740
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.09.2013
№216.012.6ccb

Устройство для очистки воздуха

Изобретение относится к области охраны труда, а именно к технике очистки воздуха в промышленных помещениях. Устройство для очистки воздуха, содержащее вытяжной вентилятор, установленный в воздуховоде, имеющий заборный патрубок. Заборный патрубок выполнен в виде «гармошки», к нижней части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493502
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.10.2013
№216.012.7234

Противоскатное устройство тракторных транспортных агрегатов, оснащенных гидросистемой

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к противоскатным устройствам тракторных транспортных агрегатов, оснащенных гидросистемой. Противоскатное устройство содержит тормозные элементы, привод тормозных элементов и блок управления приводом. Тормозные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494893
Дата охранного документа: 10.10.2013
27.11.2013
№216.012.84e2

Подъемное устройство безопасной погрузки животных в транспортные средства и разгрузки с них

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к мобильным устройствам для погрузки животных. Устройство для погрузки животных в транспортные средства и разгрузки из них включает грузоподъемную машину (1) с поворотной в вертикальной плоскости силовым цилиндром (2) стрелой (3),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499696
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.11.2013
№216.012.84e6

Ремень безопасности для транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Ремень безопасности для транспортного средства содержит втягивающее устройство, ремень безопасности, замковое устройство. В спинке сидения втягивающее устройство, закрепленное вертикально, расположено под первым пневмоцилиндром. Шток...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499700
Дата охранного документа: 27.11.2013
Showing 1-1 of 1 item.
20.04.2013
№216.012.3545

Зерноуборочный комбайн

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к зерноуборочным комбайнам, выполняющим уборку зерновых при повышенной влажности. Двигатель (7) комбайна имеет блок (3) из трех насосов, соединенных с двигателем (7), масляно-жидкостным теплообменником (4) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479190
Дата охранного документа: 20.04.2013
+ добавить свой РИД